Зарубежный опыт реабилитации женщин – жертв семейного насилия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 06:57, контрольная работа

Краткое описание

В истории любой страны есть периоды, когда актуальность каких-то социальных проблем или процессов становится чрезвычайной и общепризнанной. В современной России к числу таких бесспорных проблем относится задача предотвращения насилия в семье, жестокого обращения с женщинами.
Семейное насилье является одной из самых сложных, противоречивых и латентных проблем в большинстве современных обществ, включая многие зарубежные страны (США, Швецию) и Россию.

Содержимое работы - 1 файл

Социальная работа женщинами, подвергшимися насилию.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)


21

 

 

Введение

В истории любой страны есть периоды, когда актуальность каких-то социальных проблем или процессов становится чрезвычайной и общепризнанной. В современной России к числу таких бесспорных проблем относится задача предотвращения насилия в семье, жестокого обращения с женщинами.

Семейное насилье является одной из самых сложных, противоречивых и латентных проблем в большинстве современных обществ, включая многие зарубежные страны (США, Швецию) и Россию.

Поэтому проблема семейного насилия и методы по его искоренению заслуживают специального рассмотрения и анализа.

В изменившихся социально-экономических условиях изменилось и положение женщины в семье. Это вызвано тем, что многие женщины попали в сильную экономическую зависимость от мужчин в семье, не могут позволить себе родить ребенка, так как не в состоянии его содержать, не решены жилищные проблемы молодых семей. Во многих семьях женщины подвергаются избиениям, запугиванию, угрозам, принудительным сексуальным отношениям. Период социально-экономического кризиса, усиления криминогенной обстановки обусловливает и принципиально новые мотивы преступлений, связанные с применением насилия в отношении женщин.

Информация о преступлениях против женщин, полученная на основе открытых уголовных дел, не дает полного представления о масштабе этого явления, так как уголовные дела далеко не всегда открываются и доводятся до конца. В силу различных причин женщины, являющиеся жертвами сексуальных домогательств, а также женщины, потерпевшие от насилия в семье, не всегда обращаются в правоохранительные органы с заявлением о привлечении к ответственности виновных.

Официальная российская статистика не имеет возможности объективно оценить масштабность данного явления. Как правило, жертвы не хотят сообщать, что они подверглись насилию. Зачастую их останавливает страх, чувство стыда или чувство преданности семье. Жертвы семейного насилия не обращаются в правоохранительные органы даже тогда, когда насилие носит физический характер. А в случае систематического психологического насилия у жертвы даже не возникает мысли о возможности привлечения к разрешению конфликтов официальных органах. В результате семейное насилие фиксируется только тогда, когда совершается преступление.

Согласно статистическим данным, от 20% до 50% женщин во всем мире подвергаются насилию в своих семьях. Обратимся к статистическим данным разных стран.

В США каждые 15 секунд женщина подвергается побоям.

В Великобритании физическому насилию подвергаются от каждой четвертой до каждой десятой женщины.

В Австрии 54% всех убийств совершаются внутри семьи, и в 90% из этих преступлений жертвами становятся женщины и дети.

Согласно данным на 2007 год, по крайней мере 8,7 млн. россиян имели психические расстройства, сопоставимые с тяжестью расстройств пациентов психоневрологических диспансеров (более легкие формы расстройств не учитываются). Большая часть из них  пострадавшие в разное время от насилия.

В России ежегодно от рук партнеров погибают 14 тыс. женщин. Каждый час одна из россиянок погибает от рук мужа или партнера. Для сравнения  за 10 лет Афганской войны Советский Союз потерял 17 тыс. человек.

Женщины в этой ситуации чувствуют себя такими же беспомощными и беззащитными, как и дети. При этом они, как взрослые люди, осознают безысходность ситуации и более остро ощущают свою беспомощность. Поэтому в данной работе в качестве объекта семейного насилия рассматриваются женщины.

 

 

Зарубежный опыт реабилитации женщин – жертв семейного насилия

Впервые в мире насилие в семье было признано социальной проблемой национального масштаба в США. Кроме того, в США находятся крупнейшие центры по разработке теоретической базы, методологии и инструментария для изучения домашнего насилия. В течение 60-х, 70-х и первой половины 80-х, ситуация в США характеризовалась бездействием в отношении домашнего насилия. Первые исследования были проведены Л.Шерманом и Р. Берксом в 1984 г. Они послужили основой законов обязательного ареста и судопроизводства. Начиная со второй половины 80-х, стали активно проводиться исследования в отношении семейного насилия.

Защите интересов женщин жертв насилия посвящены исследования М.Котлера и Р.Чейза, З.Ецзинковитц и Е.Бушбайндер, Ч. Хана. Авторы выступают против восприятия женщины, как пассивной жертвы.

Одну из прогрессивных теорий разработала Л.Миллс. Основываясь на том, что наказание «насильника» не решает проблему, а наоборот, усугубляет ситуацию, она подвергла критике феминистские теории, лежащую в основе современной практики реагирования на насилие в американских семьях.

Несмотря на имеющиеся научные разработки по данной проблематике, не все ее аспекты рассмотрены достаточно полно. Мало работ, посвященных методам реабилитации женщин жертв насилия. В представленной работе предпринимается попытка выявить и проанализировать методы различных стран по реабилитации женщин жертв насилия.

Социальный опыт Швеции реабилитации женщин – жертв семейного насилия

Шведское современное общество пользуется сегодня повышенным вниманием не только в нашей стране, но и практически во всех регионах мира. Не в последнюю очередь данное обстоятельство определяется шведским опытом организации социальной защиты населения, создания эффективно развивающейся социальной системы, создающей хорошие возможности для разностороннего развития человека в условиях смешанной экономики, где доминирует частное предпринимательство.

Одной из наиболее примечательных черт всей системы организации социальной защиты населения в Швеции, пожалуй, является именно повышенное внимание к кризисным конфликтным ситуациям в его жизни. При этом охватываются все сферы жизнедеятельности людей  от производственно-трудовой активности до интимных отношений, все этапы их жизни, от младенчества до глубокой старости. Эта особенность защищенности личности обеспечивается, с одной стороны специальными учреждениями, с другой  повышенным вниманием к этой проблеме в обычных, «нормальных» учреждениях социальной защиты.

А базируется такой подход к обеспечению социальной защищенности, помимо особой налоговой системы и развитого самоуправления на местах, на развитом социальном мышлении управленческого актива и массовости, пожалуй, всеобщее признание самоценности суверенности прав каждого человека, их приоритетности независимо от его возраста, положения, способностей, национальности, здоровья. Судя по всему, ценность человеческой жизни, забота о ее защищенности, при всех проблемах, стало в Швеции не просто идеологической декларацией, но и имеет глубокие социальные формы, прочную духовную основу, солидный социально-экономический фундамент.

Рассмотрим Женский кризисный центр в городе Гетеборге.

Он представляет собой жилой комплекс из нескольких квартир и подсобных помещений, обслуживаемый персоналом в 13 человек. Здесь круглосуточно действует телефон доверия.

Первое, что обращает на себя внимание в этом центре, его относительная отъединенность, полузасекреченное существование, отсутствие свободного доступа в помещения. Контакт с супругом, партнером-обидчиком в стенах центра исключен. Встреча возможна по истечении определенного времени только за пределами этого учреждения, что, помимо всего прочего, предохраняет его пациентов от дополнительных психических травм.

Посетители-пациенты Центра могут жить здесь до четырех месяцев. За этот период персонал (психологи, социологи, юристы, экономисты, социальные работники) обычно снимают у них стрессовое состояние, заставляют самостоятельно объективно оценить причины и характер кризиса в отношениях с мужем, родным или близким, избрать оптимальный путь выхода из создавшейся ситуации, обстоятельно подумать о своей жизни и ее перспективах.

В Гетеборге существует три Женских кризисных центра, находящихся на бюджете городских коммун (районов) и один частный. В среднем, годичный бюджет таких центров составляет примерно три млн. крон. Основная часть расходов (до 90 %) связана с оплатой аренды помещений и выплатой зарплаты сотрудникам.

Находясь в Центре, женщина может продолжить работать. Организовать быт ей помогут сотрудники и пациенты. Впрочем, существуют и консультативная форма деятельности женского кризисного Центра, а также дневной вариант организации его работ. Обратившиеся сюда за помощью могут получать не только квалифицированные консультации, но и какое-то время днем (несколько дней) побыть здесь, отдохнуть, выйти из стрессового состояния, что, разумеется, в социальном плане заметно снижает напряженность в отношениях между людьми, повышает их жизненные потенциалы, нормализует социальные связи.

Программа реабилитации жертв насилия: программа «Bup-Elefanten» (Стокгольм, Швеция).

Данная программа направлена на лиц, которые пережили насилие в детстве, но по какой-то причине не стали обращаться за помощью в кризисный центр.

              Психотерапевтическая помощь оказывается молодым людям, а также женщинам и мужчинам, которые пострадали от посягательства в период роста. Основополагающими элементами терапевтической работы являются положения теории кризиса и травмы.

Травма определяется как состояние, когда индивидуум переполняется стимулами, с которыми он не может справиться. У индивидуума нет предшествующего опыта обращения с этими стимулами или средств защиты от них, что создает ситуацию с максимальной неуверенностью. Индивидуум может чувствовать себя беспомощным, ранимым, беззащитными неспособным контролировать положение.

Очень часто у взрослых людей, пострадавших от насилия в детстве обнаруживают посттравматический стрессовый синдром (ПТСД). Его симптомами могут быть кошмарные сновидения, повторяющиеся болезненные картины воспоминаний, уклонение от того, что связано с травмой, страх и панические реакции, трудность сосредоточить свое внимание, бессонница. Особенно характерна боязнь взаимоотношений с противоположным полом. Могут также появляться признаки диссоциации. В этом случае используется символическая драма и двигательная терапия, чтобы дать возможность потерпевшим начать обработку чувств и воспоминаний, которые преследуют и мучают их.

Таким образом, основные цели реабилитационной работы заключаются в том, чтобы помочь индивидам:

      защищать себя и устанавливать границы безопасности;

      идентифицировать свои чувства, мысли и поведение и управлять ими;

      полагаться на других;

      восстановить чувство собственного достоинства и достойное представление о самом себе;

      развить социальные качества;

      не сексуализировать взаимоотношения;

      не принимать на себя роли жертвы в отношениях с другими;

      найти свои источники наслаждения и радости.

Наиболее эффективные методы психотерапевтической работы:

      терапия в форме бесед с молодежью и взрослыми;

      игровая терапия;

      символическая драма;

      изобразительная терапия;

      двигательная терапия;

      групповая терапия;

      сетевая терапия и т.д.

Реабилитационная модель по своему теоретическому содержанию имеет эклектический характер с упором на индивидуальные и семейные формы реабилитации в сочетании с групповой терапией. Чем раньше человек решил обратиться к специалисту, тем лучше. Исключительно важным признаком реабилитационной работы служит значение раннего вмешательства.


Социальный опыт США реабилитации женщин – жертв семейного насилия

 

В США глубинные исследования по проблеме насилия в семье над женщинами стали развиваться в последнее десятилетие. Менее 30 лет назад, семейное насилие было скрытой эпидемией и рассматривалось как относительно редкий тип поведения. Исследование литературы, касающейся избитых женщин, выявило всего 4-6 цитат, в которых психоаналитики описывали нападение на жену, как редкий феномен, в котором кто-то один или оба были невротиками или психически больными. В ранней литературе содержались идеи некоторых психотерапевтов, которые рассматривали избиение женщин как редкий феномен, включающий женщин-мазохистов и мужчин-садистов, что привело к мифу о психопатологии. Сегодня, значительность проблемы хорошо известна. Факт того, что нападение супруга/партнера более распространено, чем автомобильные катастрофы, хулиганские нападения и раковые заболевания вместе взятые, что нападение со стороны знакомого  основная сторона нападений на женщину, что вероятнее женщину может убить ее предыдущий или настоящий партнер, чем незнакомец и что миллионы женщин в США подвергались или подвергаются избиению, стал общеизвестным. В нашей стране внутрисемейные убийства составляют около 40% всех убийств.

«Движение избитых женщин» появилось в Англии в 1971 году с основанием первого приюта для избитых жен. Второй приют был открыт в 1974 году в Нидерландах. В итоге, поощренное общественным движением в Соединенных Штатах в середине 1970-х, число приютов постепенно увеличилось с трех до сотен. Стало очевидно, что активисты движения нуждаются в научных исследованиях для поддержания их заявлений о значимости проблемы и для разработки эффективных программ помощи. Психологи и другие профессионалы в области социальных и поведенческих наук активно занялись этой социальной проблемой. Первым был разрушен миф о том, что избиение женщины случается редко и только людьми с психическими отклонениями. Первоначально исследование семейного насилия имело эпидемиологическую и демографическую направленность. Основной направленностью исследований этого периода было изучение психологических характеристик насильников. Жена/жертва рассматривалась как информатор о характеристиках насильника, так как они были наиболее достижимыми. Позднее, с наступлением предписанных судом процедур и распространением программ по лечению насильников, уже сам насильник стал доступен как объект исследования. Большое внимание стало уделяться динамике отношений агрессивных пар.

Информация о работе Зарубежный опыт реабилитации женщин – жертв семейного насилия