Народная ветеринария Руси в VII-XIV веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:57, реферат

Краткое описание

Современные славянские народы начали складываться в VI-IX вв. н. э. КVIII-IX вв. относится возникновение у восточных славян многих городов, связанных с развитием ремесла и торговли, некоторые из них имели значение племенных центров. Такими были Киев у полян, Искоростень у древлян, Смоленск, Псков, Изборск, Полоцк у кривичей, Чернигов у северян и др.

Содержимое работы - 1 файл

Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия.docx

— 28.32 Кб (Скачать файл)

     Начиная с IX в. в русских летописях появляются ветеринарные термины. Под словами «недуг», «скорбь», «хворь» понимали болезнь, а под словом «знамя» — клинический признак болезни, симптом. Термин «пытание» означал распознавание, диагностику болезни, а «напор» — гребень эпидемической или эпизоотической волны.

     В IX-XIV вв. русские лекари знали воспаление лимфатических узлов («мышки»), мыт («молосняк»), заболевание холки («гриб»), болезни с явлением колик («ноготь») лошадей и др. Умели определить и лечить раны, ушибы и хромоту, спускать отеки и «насосы», делать кровопускания, кастрировать.

     В лексиконе появляются слова и  характерные выражения для различия связанных с заразными болезнями  понятий: «мор», «моровое поветрие», «лиговое поветрие». Наряду со словом мор «я старорусским универсальным названием  всяких эпидемий и эпизоотий —  применялись такие выражения, как  моровое поветрие, моровая напасть, ветренная нечисть, лихое поветрие, заповетрие. «Пораженные такими заболеваниями  местности именовались заморными, поветренными, заповетренными. Синонимами заразы являлись слова: смрад, покость, дурн».

     Анализ  материалов Полного собрания русских  летописей и других летописных сочинений XI-XIV вв. показывает, что в этот период русскому народу были известны некоторые способы передачи отдельных инфекционных болезней от домашних животных человеку (например бешенства, сибирской язвы).

     Историк отечественной медицины Н.А. Богоявленский (1960 г.) отмечает, что русскому народу еще в IX в. был известен вред некоторых  паразитических насекомых: мух, комаров, клопов, тараканов, вшей, «червей ползущих»  и др. Из паразитов домашних животных были известны блохи («песьи мухи»), «оводы овчин», клещи, глисты («черви») и др. Русский народ знал вредителей —  грызунов: мышей, крыс, кротов и пр. Среди ядовитых насекомых и животных были известны скорпионы и ядовитые змеи.

     Академик  С.Н. Вышелеский в 1945 г. писал, в что в древние времена эпизоотии и эпидемии охватывали обширные территории, поражая огромные массы животных и людей. В короткие сроки вымирали целые поселения, а оставшиеся в живых в страхе покидали свои насиженные места.

     Первое  на Руси упоминание о болезнях животных известно из Никоновской летописи (979 г.), в которой имеется запись: «...много пакости бываху человеку и скотом и зверем лесным и польным». Древние русские летописцы отмечают, что чаще острые инфекционные болезни среди людей и домашних животных наблюдали в годы неурожаев, голода, бескормицы и войн. По данным Лаврентьевской летописи, эпизоотия в коннице князя Владимира Святославовича свирепствовала в 1042 г.:. В том же веке отмечены эпидемии и эпизоотии в Новгороде, Пскове и др. городах.

       В Тверской летописи (1158 г.) говорится:  «...мор быть много в Новгороде  и людях и конях, яко нельзя  даже дойти сквозь город, ни  на поле выйти, смрада ради  мертвых; и скот рогатый помре». Известно об эпизоотии в Новгороде  в 1204 г.: «...изомреша кони в Новгороде  и по селам». В 1284 г. эпизоотии  привели к гибели скота не  только в пределах России, но  и в соседних: Польше, Литве и в других сопредельных территориях. Имеются сведения об эпизоотиях в 1291 и 1298 гг. («быть мор на скота»). Острые инфекционные болезни, общие для животных и человека, — зооантропонозы — наблюдались не только в отдельных городах и регионах, но и по всей стране. В летописи 1373 г. указывается, что во время эпизоотий сибирской язвы эта инфекционная болезнь от животных передавалась людям. Безусловно, дошедшие до нас сведения об эпизоотиях в Древней Руси далеко не отражают полной картины этого стихийного бедствия.

     Эпидемии  и эпизоотии возникали на территории не только спонтанно (самопроизвольно), но и заносились из зарубежных стран. Описаны моры, занесенные от немцев в Псков, из «Индейской стороны» от Солнца Града. Показаны пути распространения  через Псков, Новгород и Смоленск.

       Как и в других странах, широкому  распространению эпизоотий способствовали  перемещения кочевых племен, непрекращающиеся  войны, связанные с передвижением  на большие расстояния значительного  количества скота, неумение противодействовать  распространению заразных болезней  и неурожаи, приводящие к голоду  скота.

     Известно, что в пределах весьма разобщенных  населенных пунктах Руси эпизоотии  не распространялись с таким размахом, как в Западной Европе. Толчком  к распространению чумы крупного рогатого скота, ящура и сапа стало  татаро-монгольское нашествие начала XIII в. Эпизоотии границ не знают, поэтому  в этот период вслед за передвижением  орд происходили вспышки инфекционных болезней не только в России, но и  в Литве, Польше, Венгрии и в  землях самих западных славян. В XIII-XIV вв. свирепствовали страшные эпидемии и эпизоотии «повальных болезней» (моровая язва и др.).

     В IX-XIV вв. на Руси была создана отечественная, преимущественно греческая и латинская, рукописная литература естественноисторического и медицинского направления.

     Наиболее  ранними памятниками, дошедшими  до нас, древнерусской письменности, содержащими медико-гигиенические  сведения, являются «Изборники Святослава» (1073 и 1076 гг.).

     Эти собрания различных по характеру  статей составлялись для великого русского князя Святослава Ярославовича, они  содержали медико-гигиенические  сведения.

     К числу первых переводных рукописей  относится и трактат «Физиолог» (XI в.) — сборник о зверях и птицах. Характерно, что в греческом источнике  описывался животный и растительный мир жаркого климата, а в русском  варианте этот перевод был дополнен сведениями о животных, в том числе  о птицах и растениях холодного  и умеренного климата России.

     В рукописи «Шостоднев» Иоана, экзарха  Болгарского, которая появилась  на Руси в конце XI или в начале XII в., наряду с богословскими сочинениями кратко излагалась анатомия человека, заимствованная из греческих оригиналов. В Шестодневе содержится описание строения тела и функций его органов: описаны легкие (плюще), бронхи (пролуки), сердце, печень (естра), селезенка (слезна).

     Медицинские и ветеринарные познания приобретались  и широко распространялись при помощи рукописных лечебников, которые содержали  сведения о свойствах лечебных трав и о способах их приготовления, наряду с вопросами, касавшимися лечения  людей, в лечебниках содержались  и сведения о лечении животных.

     Памятники изобразительного искусства и письменности, исследования археологов показывают, что основные санитарно-гигиенические  навыки русского народа стояли на значительной для того времени высоте. Наши предки еще на заре истории имели правильные представления в области санитарии, гигиены. В IX-XIIIвв. в княжествах Руси из отраслей медицинских и ветеринарных знаний раньше всех были распространены элементарные основы гигиены человека и животных (зоогигиена). Забота об уходе, кормлении, содержании и воспроизводстве различных видов сельскохозяйственных животных, а также об охране их здоровья, была одной из первоочередных задач.

     Еще у древних скифов, сарматов и славян были освоены простейшие приемы консервирования  мяса и рыбы путем вяления и  копчения. Использовали также холод  для замораживания продуктов  и соль для засолки. На основе многовекового  житейского опыта предков органолептически (по запаху, цвету, сочности, вкусу) умели  отличать доброкачественные продукты.

     Характеризуя  этот период нашей истории, следует  отметить, что до XI в. в Древней  Руси представления о болезнях животных прежде всего были связаны с действием «злых сил», проявляющих себя в любой воображаемой форме, а начиная с XI—XIII вв. появляются зародыши настоящей науки.

     В середине XIII в. Русь подверглась монголо-татарскому нашествию. Политическая раздробленность, постоянные княжеские усобицы, монгольское нашествие совпало с экспансией сформировавшегося в XIII в. Великого княжества Литовского, в состав которого вошли южные и западные русские земли. Период золотоордынского ига нанес огромный ущерб социально-экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Экономическая разруха, связанная с монгольским игом (1240- 1480) пагубно отразилась на санитарном состоянии Руси, способствуя развитию эпидемий и эпизоотий. Утрачены были древнейшие литературные произведения специального характера, не имевшие такого широкого распространения, как богословские сочинения или юридические кодексы. Рукописи по медицине и ветеринарии за период XIII-XIV вв. в большинстве не сохранились. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы.

Т.И. Минеева// История ветеринарии: учебное пособие/ СПб.: Издательство «Лань», 2005. – 384с.

Информация о работе Народная ветеринария Руси в VII-XIV веках