Фридерик Шопен - капли его дождя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 16:31, реферат

Краткое описание

Порекомендовали мне его послушать в музыкальной школе, моя аккомпанемистка, так как я училась по классу домры, из-за того, что в его произведениях нет всяческих усложнений. Она считала, что искусство должно быть доступным и ясным. Что значило для меня в перспективе, что эту музыку можно воспринять без осложнений. И тот факт, что Шопен был любимым композитором Толстого, он говорил о нем, что в музыке он то же, что «Пушкин — в поэзии» вызвало у меня особый интерес.

Содержимое работы - 1 файл

Мой реферативный доклад.docx

— 131.37 Кб (Скачать файл)

Название  – Фридерик Шопен – мир прекрасного. Капли его дождя.

Начну с того, что я постараюсь объяснить, почему мой выбор пал именно на этого композитора, после чего вы сможете ознакомиться с небольшим очерком его жизни и творчества. 

Современники называли Фридерика Шопена - "поэтом фортепиано".

Порекомендовали мне его послушать в музыкальной школе, моя аккомпанемистка, так как я училась по классу домры, из-за того, что в его произведениях нет всяческих усложнений. Она считала, что искусство должно быть доступным и ясным. Что значило для меня в перспективе, что эту музыку можно воспринять без осложнений. И тот факт, что Шопен был любимым композитором Толстого, он говорил о нем, что в музыке он то же, что «Пушкин — в поэзии» вызвало у меня особый интерес.

«Простота — вот  конечная цель (искусства), достигнуть которой можно только если преодолеть все сложности» - высказывание Шопена.

 

Сейчас к вашему вниманию звучит Колыбельная в ре-бемоль мажор, опус 57 анданте в исполнении Элен Гримо (Helene-Grimaud---Andante).

(Название «Колыбельная»  говорит о крайней традиционности и неизбежном консерватизме композиторского замысла: что может быть более знакомо и понятно, чем песня, которую поет мать засыпающему младенцу? Так и поступали композиторы-классики, и делали ее мелодичной, простой и ясной, именно такой, какой она должна быть: каждый, кто слышал мелодию, мог без труда повторить ее. Шопен понял этот жанр совершенно иначе; он не стал сочинять незамысловатую мелодию, но как истинный романтик, вторгся в область бессознательного и нарисовал портрет засыпания, замирания, когда разум уже спит, но чувство еще бодрствует, и граница между сном и явью почти незаметна.

Мелодию шопеновской колыбельной спеть нельзя, потому что ее очень трудно запомнить: звуки блуждают как сомнамбула, движения которой нельзя предсказать – эти движения кругообразны, мотивы плавно сползают вниз и вновь возвращаются в исходное состояние круговорота.

 Шопен будто  рисует портрет некоего таинственного  процесса, где все движения происходят  по инерции: так же как у  находящегося в полудреме человека  можно заметить только то, что  происходит помимо его воли  – пульс, дыхание, сердечное  биение – так и в шопеновской колыбельной музыка живет как бы сама по себе, как будто ею никто и ничто не управляет.

В «Колыбельной»  Шопен нарисовал портрет природного постоянства, природной неподвижности, нарисовал нетривиально, отказываясь  от подходящей по теме милой банальной  мелодии, которую он легко мог  бы создать.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перейдем же теперь непосредственно к жизни и  творчеству Шопена.

 

 
Единственная  известная фотография Шопена, сделанная  в 1849 году

Фредерик Шопен родился в Польше. Его мать была полячкой, и происхождение имело вполне прослеживаемое влияние на музыку Шопена. В отличие от многих своих предшественников и современников, Шопен сочинял почти исключительно для фортепиано. Он не оставил ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры.

Шопен был человеком образованным, развитым, его можно без преувеличения  назвать носителем высокой культуры. Мудрость, трезвый иронический ум выделяли его среди окружающих. Острая, как у живописца, наблюдательность позволяла ему моментально "схватить" главное в человеке - самые характерные  его черты. Отсюда свойственный композитору  незаурядный имитаторский талант, умение несколькими мимическими штрихами показать сущность человека. Уже с  юности Шопен хорошо разбирался в  людях и знал им цену. Но это не мешало ему быть бесконечно добрым и бескорыстным, готовым в любую  минуту помочь ближнему всем, чем он располагал. Он не раз оказывал поддержку  своим нуждавшимся соотечественникам, обращавшимся к нему за помощью. 

Шопен был прекрасно воспитан. Его отношение к людям можно  охарактеризовать как ровное, приветливое. Никогда не выказывал он чувство  превосходства или зависть, не бывал недоброжелателен даже к обидчикам. Его отличали врожденная порядочность и благородство.  

По натуре Шопен был  очень общителен, ему трудно было находиться в одиночестве. Характер его - открытый, жизнерадостный, со склонностью  к тонкой шутке. С юности Фридерика окружало множество друзей. Среди них и те, с кем он откровенно делился своими переживаниями, высказывая им все, что было у него на душе. Он был неизмеримо предан своим друзьям, родным и тем, кого любил. Однако жизнь композитора сложилась так, что постепенно он лишился всех близких друзей-поляков, своих сверстников, которым мог бы открыть душу. 

Юность Шопена - самый  светлый период его жизни. Он проводит ее в своей родной Варшаве. 

Фридерик живет в исключительно дружной семье, где все любят друг друга, заботятся друг о друге; в семье, где понимают его художественные устремления, осознают и ценят его огромное дарование и искренне радуются его успехам. Нежная дружба, безграничная преданность, самоотверженность в служении друг другу - эти чувства будут связывать Шопена с его семьей - родителями и сестрами - всю жизнь.  

В юности у Фридерика много друзей среди его лицейских товарищей и пансионеров его отца,  ровесников Шопена. Летние каникулы он часто проводит в поместьях у своих друзей: в Шафарне у Дзевановских, в Санниках у Прушаков, в Соколово у Бялоблоцких, в Потужине у Войцеховских. С некоторыми из друзей юности Шопен был близок всю жизнь. Это - врач Ян Матушиньский, помещик Тытус Войцеховский, музыкант Юльян Фонтана, поэт Стефан Витвицкий. Это были не только друзья, но и единомышленники, которым можно открыть свою душу, излить свое горе, в трудную минуту ждать от них и совета, и помощи. Они ценили необычайную одаренность Шопена и бережно относились к нему. 

В шестнадцать лет Фридерик с похвальным отзывом заканчивает Варшавский лицей и поступает в Главную школу музыки, готовившую композиторов. Его учитель Юзеф Эльснер высоко оценивал музыкальное дарование своего ученика. "Шопен Фридерик. Исключительная одаренность, музыкальный гений..."  - такие слова написал он в отчете Главной школы музыки о своем талантливом ученике. 

К Фридерику рано пришел успех. Впервые он выступил перед публикой как пианист в восьмилетнем возрасте. Слушатели были восхищены его игрой. С тех пор успех всегда сопутствовал Шопену, где и перед какой аудиторией он бы не играл. 

Все предвещало юному Шопену блестящую музыкальную карьеру. 

Летом 1829 года Шопен едет в Вену, где дает два концерта из своих произведений и имеет  большой успех и как пианист, и как композитор. В этом же году он заканчивает Главную школу музыки. Ему девятнадцать лет. Он уже автор целого ряда сочинений.  

1830 год - переломный в  жизни Шопена. Учеба окончена, надо  вступать на самостоятельный  путь. Дарование Шопена требует,  чтобы он попробовал свои силы  в большом мире, а не оставался  в провинциальной по тем временам  Варшаве. Ему советуют уехать. Он и сам понимает, что надо  вернуться в Вену, где ему сопутствовал успех и где у него появилось много друзей-музыкантов. И все-таки Фридерик никак не может решиться покинуть Варшаву.  

Прощальный концерт Шопена состоялся 11 октября 1830 года в зале Национального театра Варшавы. 

На прощальном обеде друзья Шопена подарили ему серебряный кубок, наполненный родной польской землей. Второго ноября 1830 года Шопен покинул  Варшаву. Его друзья вместе с его  учителем Ю. Эльснером проводили его до Желязовой Воли, где он родился, и там силами учащихся Главной школы музыки была исполнена кантата Эльснера, посвященная Шопену. Так закончилась юность Шопена и начался его самостоятельный творческий и жизненный путь - одинокий путь гения на чужбине.

Эта другая страна, с которой он был связан – Франция — его отец был французом. В ноябре 1831 года Шопен приезжает в Париж, где и провел большую часть своей творческой жизни.. Он поселяется в маленькой комнате на пятом этаже. Огромный и разноликий Париж на первых порах ошеломляет его.

Являясь противоположностью виртуозному экстраверту Листу, необщительный Шопен, тем не менее, имел важную для его творчества социальную жизнь в Париже, основанную, в  основном, на общении с прекрасным полом.

Личность Шопена сочетает разные, порой противоречивые черты, которые, объединяясь в единое целое, создают своеобычный, исключительно  привлекательный образ. Внешность  композитора исполнена изящества. Хрупкий, гибкий, грациозный, с вдохновенным лицом, белокурыми волосами, иронической  складкой у рта, - таким он запомнился современникам. Одет он был всегда с  большим вкусом, хотя и просто, - ничего кричащего, экстравагантного. По его  собственному выражению, носил он "нечто  очень скромно-элегантное". 

Воспитание и врожденная деликатность не позволяли ему докучать кому-либо своими невзгодами. Жизненные  обстоятельства вынудили его сдерживать, прятать свои чувства, скрывать от чуждого  ему окружения свой внутренний мир. Замкнутым композитор стал поневоле. Но обо всем пережитом и перечувствованном  он рассказал в своей музыке, надеясь, что когда-нибудь будет понят.

 Самые длительные отношения  он имел с писательницей Жорж  Санд — приблизительно 10 лет они  были вместе. Шопен обладал не  очень крепким здоровьем, особенно  ухудшившимся, из развившегося туберкулеза  за несколько лет до его  смерти в возрасте 39 лет.

Его ласково и почтительно  называли "наставником". Прекрасный человек и гениальный композитор совместились в одном лице. Тем  обиднее, что жизнь такого человека сложилась на редкость несчастливо. К нему всецело можно отнести  слова Шарля Бодлера: "Страданье - путь один в обитель славы вечной".

Тема родины – главная творческая тема Шопена, которая определила основное идейное содержание его музыки. В шопеновских сочинениях бесконечно варьируются отзвуки народных польских песен и танцев, образы национальной литературы (например, навеянные поэмами Адама Мицкевича – в балладах) и истории.

При том, что Шопен мог  питать свое творчество лишь отзвуками  Польши, тем, что сохранила его  память, музыка его прежде всего польская. Национальная характерность – это самая замечательная черта шопеновского стиля, и именно она в первую очередь определяет его неповторимость. Интересно, что собственную индивидуальную манеру Шопен нашел очень рано и не изменял ей никогда. Хотя его творчество прошло ряд этапов, между ранними и поздними сочинениями нет столь резкого отличия, которое характеризует, к примеру, стиль раннего и позднего Бетховена.

Шопен был искусным пианистом, огромная часть его творчества посвящена  соло фортепиано. Многие из этих работ  довольно коротки, в частности такие, как, прелюдии, этюды, вальсы (самый загадочный жанр в его творчестве -Разборы вальсов дают возможность обнаружить связь между событиями жизни Шопена и эмоциональным откликом на них, которым и являлись его произведения. В конце концов, где, если не в музыке, отражаются движения души композитора?), импровизации, ноктюрны и скерцо, а так же и вышеупомянутые польские танцевальные виды мазурки и полонеза. Шопен так же разработал такую музыкальную форму, как баллада, свободную от каких-либо строгих рамок, представляющую собой поток сознания, имеющий, всё же, внутреннюю логику. Так же он писал сонаты, состоящие и из нескольких частей. Ему удавалось писать и для других инструментов, два концерта для фортепиано с оркестром, например, являются достойным тому подтверждением.

Некоторые произведения Шопена для фортепиано имеют сходство с ирландским композитором Джоном Филдом — первое влияние, бросающееся в глаза. Но, пожалуй, самое большое влияние на музыку Шопена оказал Бах: вслед за его циклом произведений, озаглавленным «Хорошо темперированный клавир», состоящего из 48 прелюдий и фуг, Шопен, как и Бах, расположив их по тональностям, написал 24 прелюдии. Как и Бах, использовавший прелюдии, инвенции, фуги, Шопен предпочитал в своих работах применять теоретический подход, например, сочиняя прелюдии и этюды. Несмотря на сильную структурированность, эти работы, конечно, не были лишены эмоциональности. Напротив, Шопен славился тем, что при исполнении собственных сочинений часто использовал рубато (свободное изменение темпа исполнения), и его музыка требует этого подхода. Благодаря чему исполнителям его произведений приходиться выходить на другой уровень выразительности, соединяющий музыку Шопена с эпохой романтизма.

 

 
Каспар Давид Фридрих — Монах у моря 

При всей своей хрупкости  и слабом здоровье, Шопен обладал  большой жизненной силой. Он с  необыкновенным терпением умел переносить физические страдания и проявлять  мужество в беде. Невозможно без  содрогания читать письма, рассказывающие о последних днях его жизни, о  стоическом, поистине героическом его  поведении перед смертью.

Вскоре после  того, как у Шопена завязались отношения  с Жорж Санд, его доктор порекомендовал ему сухой теплый климат, способный оказать благотворное влияние на туберкулез. Тогда же зимой они и решили отправиться вместе на Майорку. Случайным образом погода выдалась влажной — начался сезон дождей, и у Шопена начались приступы кашля. Хотя музыка Шопена никогда не считалась программной (он не сочинял в целях рассказать какую-нибудь историю), считается, что в Прелюдии №15 можно услышать постоянно повторяющуюся ноту, изображающую дождь, из-за чего к ней прицепилось название «Капли дождя»:

 
Прелюдия 15 (Капли дождя) в исполнении Марты  Аргерих

Martha-Argerich---15_-in-D-flat-major-_.mp3

(Прелюдия №15 Взаимодействие жанровых основ:

Крайние разделы: Ноктюрн (медленный темп, певучая мелодия на фоне покачивающегося сопровождения, наличие ритмически свободных украшений) Мазурка (вкрапления пунктирного ритма на разных долях такта) Песня-романс и мелодекламация Хоральность (скрыта в фактуре) Средний раздел: Траурный марш (движение ровными четвертями в четырехдольном размере в низком регистре)  Хоральная фактура, особенно ярко проявляющаяся в конце среднего раздела, благодаря характерным задержаниям Звукоизобразительность: колокола (репетиция звука и глубокие басы в середине на форте) и фанфары (“золотой ход” в миноре) 
Декламация в мелодии Объединяет оба раздела репетиция на тоне доминанты, имеющая звукоизобразительную жанровую основу – в крайних разделах – мягкого покачивания, в среднем – колокольного звона. Прелюдия №15 ре-бемоль-мажор Фредерика Шопена – это «один из самых больших сюрпризов, который только может предложить гениальная классическая музыка слушателю». ноктюрн) 

Информация о работе Фридерик Шопен - капли его дождя