Таможенная политика в допетровское время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:15, реферат

Краткое описание

Во время монголо-татарского ига в русском языке появилось слово "тамга", означающее клеймо, печать, тавро татар и башкир. Вскоре тамгой стали называть пошлину, взимаемую при торговле на рынках и ярмарках, а место ее уплаты - таможней. Постепенно за всеми сборами с товаров, предназначенных для продажи, закрепилось наименование таможенных. Но "это не были таможенные пошлины в настоящем смысле слова.

Содержание работы

1.Таможенное дело и государство
2.Торговля и внешняя политика России
3.Таможенные органы в России в XII-XVII веках

Содержимое работы - 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ1.docx

— 67.37 Кб (Скачать файл)

В финансовом и экономическом отношении  земских и губных выборных органов  власти формально были независимы. Воеводский надзор (контроль) за перемещением товаров и людей, за всем процессом раскладки и взимания налогов, воеводский правеж (взыскание недоимок) открывали дорогу для больших злоупотреблений со стороны воеводской власти. Воеводы на местах обладали реальной административной и политической властью. Поневоле таможенникам приходилось считаться с этим обстоятельством и "с пониманием" относиться к злоупотреблениям со стороны органов местного управления. Действительно обязанные пресекать махинации таможенных голов и купцов при провозе обмере, оценке товаров, воеводы активно "корыстовались" при этом. Они подменяли таможенников при регистрации товаров, за взятки пропуская торговых людей без явки в таможню брали на себя сбор таможенных и кабацких пошлин, запускали руку о таможенных ларь, ссужали собранные таможенные и кабацкие деньги за проценты посадским людям, назначали в таможню угодные себе лиц, освобождали от службы за взятки и т.д.

Сотни рублей брали за незаконные сборы налогов. На Земском соборе 1642 г. гости, указывая на невыносимую тяжесть податей, на вред для государства от торговых привилегии, предоставленных иностранцам, жаловались и на то, что страдают от воевод, чинивших торговым людям задержание и насильства в проездах, и напоминали, что "при прежних государях в городах ведали (выборные) губные старосты, а посадские люди судились сами промеж себя, а воевод в городах не было" .

С 20-х г.г. XVII в. правительство пыталось упорядочить властные полномочия воевод. В 1620 г. им запрещено было не только участвовать в торговле продажи  что-либо покупать у посадских; кроме продовольственных товаров.

В наказе Сибирским таможенным головам 1635 г. выданном непосредственно в  Приказе Казанского дворца, содержались  прямые указания но то чтобы осмотр товаров, сбор пошлин и конфискации незаконно провозимых товаров находились в их "одноличном" ведении. В 1638 г. двинским воеводам было запрещена ведать торговых людей, их суда и товары. В 1646 г. из юрисдикции ряда сибирских и двинских воевод были изъяты вопросы проезда торговых людей и провоза товаров. В 1651-1652 г. это решение было отменено, но уже в 1665 г. 30 семьям Емсейска разрешили подчинятся в этих вопросах таможенному голове.

До конца XVII в. воеводское вмешательство  и деятельность голов и целовальников  сохранялось правительство мирилось с двойным надзором. В 1687 г. при самой головами Архангельск была учреждена застава (в дальнейшем-брандвахтельный пост) во главе со стрелецким полковником Семеном Ружнинским, которому было поручено наблюдать за тем, чтобы с купеческих судов до не при таможенного осмотра Ятельские корабли не могли входить в двинские устья никакой товар не ввозить.

Недостаток подготовленных людей  на должности сборщиков налогов  и руководителей торгово-промышленных предприятий с середины XVI в. восполнялся путем привлечения профессионалов из состава гостей привилегированных сотен. Нормальное функционирование финансового аппарата обеспечивалось за счет "принудительного пополнения столичного купечества за счет наиболее состоятельной части населения провинциальных городов".

Тяглые посадские общества так  же были обязаны поставлять правительству  обширные кадры бесплатных работников-голов, целовальников, сторожей, обязанностям являлось не только присяга на верность но и имущественная состоятельность агента, его способности материально возместить причиняемый казне ущерб. Гостям, составлявшим своего рода главный финансовый штаб, царя поручались самые высшие торговые и финансовые должности, а торговые люди гостиной сотни были у них товарищами. Суконники выбирались в должности, меньшие по сравнению с теми, в которые выбирались торговцы гостиные; например, гости назначались таможенными головами, гостинники и их старшими, а суконники меньшими целовальниками; или же торговец гостиной сотни выбирался головой, а суконник у него товарищем.

Сверх того гостей посылали головами в самые важнейшие торговые города, а гостинники выбирались во второстепенные. Гости, а иногда и представители гостиной сотни надзирали над пристанями рыбными и соляными промыслами; им поручали покупать для царской казны товары и производить от казны торговые операций заключать подряды с иноземцами; при необходимости они выступали в роли советников царя по экономическим вопросам и даже являлись политическими шпионами.

В 1646 г. ярославцы, вологжане, костромичи и всех городов торговые люди, обращались к царю с челобитной, прося об освобождении от тягостной службы по приему ефимок на Архангельской ярмарке с последующей доставкой в Москву. Как самому голове, так подчиненным ему целовальникам строго запрещалось производить любые коммерческие операции за собственный счет.

Для многих таможенная служба являлась обременительной, тягостной, разорительной  повинностью еще и потому, что  приходилось оценивать товары приезжих купцов. По неумелости оценщиков возникали  споры и недоразумения с иностранцами. В 1658 г. на ярмарку в Архангельске не ординировали опытных таможенников из-за жалобы таможенного головы.

В России практиковалось два основных способа таможенного управления и взимания таможенных сборов:

1.    откупной и преобладавший в XII- первой половине XVII в.;

2.    верный, получивший развитее во второй половине XVII в.

Предпочтение отдавалось тому, который  обеспечивал более дохода.

Управление таможенным делом в  уездах осуществлялось из таможенных изб. Здесь хранились сундуки  или ящики с документации, печати, собранные деньги. Во дворе размещались  амбары для хранения товаров, орудия измерении: весы, ведра, приемные ковши, хлебные меры, железные щиты для  проверки товаров в возах и  бударах.

В XVII в таможне (таможенные избы) имелись  почти в каждом уездном городе. В городе устраивались одна таможенная изба, в которой взимались пошлины  со всех видов товаров. Она управлялась  таможенным откупщиком или таможенным головой, избираемым или казначаемым из гостей, торговых и посадских людей, государственных крестьян и некоторых других сословных групп.

Отличительной особенностью откупного  способа непосредственного управления таможенным делом было то, что функции  откупщиков могли исполнять как физические так и "юридические" лица. В роли последних поступали монастыри, посадские и сельские общины, которые назначали собственных сборщиков и контролировали их деятельность. Решение об отдаче на откуп таможенных пошлин в какой-либо местности принималось либо Московским приказом, либо областным воеводой.

В городах центрального Черноземья (Воронеж, Тамбов, Козлов, Белгород, Елец и др.) где суммы сбора таможенных денег были сравнительно не велики, претенденты на должность таможенного  откупщика сразу подавали письменную заявку воеводе. Откупщик принимал на себя обязательство уплаты правительству "известной суммы денег в  известный срок", что подтверждалось его "поручикам, которые, в случае неплатежа откупщика, обязаны были погасить его задолжностей".

Откупщики состояли под надзором наместников, воевод и дьяков. Местная администрация  присылала служилых людей к неплательщикам пошлин и "заповедных" денег, вручали "доправленные" деньги откупщикам. Продолжительность откупного срока не превышала одного года. Еще до его истечения (за один-два месяца) откупщик обязан был отказаться от продления откупа сообщив об этом в Московский приказ. В противном случае ему и его поручикам приходилось платить прежние откупные таможенные деньги за следующий год. С откупщика так же могли потребовать "поддачу" размер которой обыкновенно с каждым годом возрастал. Иногда ему разрешалось за меньший месяц содержания откупа заплатить деньги, сорозмерные с годовой откупной суммой.

Прежнему откупщику могли принудительно  продлить контракт из-за просрочки  на две недели платежа откупных денег, а так же при условиях, что на новый откупной срок не находилось добровольных соискателей.

Иногда откуп приобретал характер принудительной государевой службы, напоминая "верную" систему. В 1554/55 г. каргопольских и турчасовских таможенных пошлин в размере 2912 р. 65 коп. Во Пскове в 1634/32 г. таможенный сбор был на откупе у Москвича Лужнецкой слабоды И.Скорнякова. Для других откупщиков составляла 3295 руб. В 1681 г. по причине возросшей недоимки, а так же из-за неприкращавшихся злоупотреблении со стороны откупщиков откупная система в таможенном деле повсеместно была отменена.

В конце XVII в. "верные" сборщики получили численное преобладание в низовом  звене таможенной службе. А так  же было принято насколько законодательных  актов о запрещении крестьянам брать  на откуп таможенные сборы. В главные  таможни (Московскую Большую, Архангельскую, Новгородскую, Макарьевскую) голова назначался из Московских гостей-представителей купеческой верхушки. Ему в помощь придавались торговые люди гостиной и суконной сотен, а так же целовальники из других городов. Таможни, где пошлины собирались "на вере", имели определенную внутреннюю структуру. Начальник таможенной избы назывался головой. В крупных торговых центрах голов могло быть двое. Тогда один из них считался "товарищем" и находился в подчинений у своего коллеги.

Таможенному голове подчинялись целовальники- самая многочисленная категория таможенных служителей. Вспомогательный персонал таможен набирался из подьячих истопников, сторожей рассыльных, ходоков, дрягилей (грузчиков) и т.д.

В 1681 г. именным указом царя Федора Алексеевича официально был установлен порядок замещения должности  таможенного головы, невзирая на служебные  очереди:

1.    гостям, торговым людям гостиной и суконной сотен предписывалось выбирать голов в Московскую Большую таможню из своей среды, а в таможни провинциальных городов- из известных им посадских людей;

2.    если последних не обнаружилось, то выбирать в головы представлялось населения городов;

3.    при отсутствии или многочисленности посадского населения разрешалось выбирать в головы людей из стрельников, казаков, драгун, пушкарей, зачинщиков, воротников, плотников и из иных чинов, которые проживали в тех городах;

4.    в случае же малочисленности упомянутых служилых людей выбирать надлежало из среды дворцовых и монастырских крестьян;

5.    за неимением в уездах тех городов дворцовых и монастырских крестьян голову следовало выбирать из посадских и из служилых людей других городов.

Обязанность выбирать голов и целовальников  обыкновенно возлагалось не на всех жителей, а только на "лучших людей", способных нести службы. Формальными  критериями, по которым сословные  общества призывались отбирать кандидатов в головы, ларечные и рядовые целовальники являлись: профессионализм, зажиточность, прямодушие, правдивость, грамотность.

Избранный голова приводился к присяге. Вступая в должность, таможенный голова по распоряжению воеводы принимал от своего предшественника или прежнего откупщика уставные таможенные грамоты, "все таможенные дела и всякий таможенный завод": месячные печати, печатные трубки и молотки, весче  контари, терези, пудовые гири и фунты, сосуды, мерные бочки и т.д. Удостоверялись при этом в правильности различных мер: иногда он принимал и деньги, о чем давал две расписки, одна из которых направлялась в Москву, а другая в съезжую избу.

Продолжительность, таможенной службы выборных голов и целовальников  обычно не превышала одного года. Правительство  сознательно ограничивало срок службы, так как понимало всю тяжесть  повинности исполнять таможенное дело на началах "обыкновенной службы". В Архангельске срок службы в XVII в. 2 года еще год в Холмогорах, сократилось  до 3 месяцев+1 в Холмогорах до 1 сентября следующего года пребывания.

Постановление голов происходило  в первый день нового года, начинавшегося 1 сентября (Семен день), или спустя два-три месяца после их избрания. Хотя новый таможенный голова обычно вступал в должность после 1 сентября, его расчеты предшественником производился именно на эту дату, что вынуждало прежнего голову оформить особую, отпись с указанием суммы денег, собранных за период после 1 сентября.

Целовальников, состоявших при голове, обыкновенно было несколько человек однако их число никогда не определялось указами. Воевода или голова выбирали целовальников некоторых приводили к присяге. Целовальники принимали непосредственное участие в сборе пошлин, "записывали полученные деньги, клали их в ларцы, запечатанные печатью головы, но не всех их". Старший из целовальников, имевший доступ к таможенной казне хранившейся в специальном ящике-"ларе" назывался "ларечным" или "ларешным". Среднее положения занимал "третий" целовальник. Рядовую службу несли "караульные" целовальники, охранявшие таможенную избу, и "ходячие" целовальники, собиравшие пошлины на торговых площадях. Им помогали таможенные дьячки (вели документацию и денежный счет), таможенные сторожа и истопники, или каморники, которые выполняли свои обязанности за небольшое фиксированное жалование.

В круг обязанностей головы и его  помощников входило:

1. фиксировать все привозные  на продажу (покупку) товары  и деньги;

2. осуществлять досмотр товаров  против городовых таможенных  выписей и проезжих грамот, отбирать  в казну протаможенные товары и записывая их особенной статей в книге, взимать штрафные деньги за нарушение таможенных правил;

Информация о работе Таможенная политика в допетровское время