Таможенная политика в допетровское время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:15, реферат

Краткое описание

Во время монголо-татарского ига в русском языке появилось слово "тамга", означающее клеймо, печать, тавро татар и башкир. Вскоре тамгой стали называть пошлину, взимаемую при торговле на рынках и ярмарках, а место ее уплаты - таможней. Постепенно за всеми сборами с товаров, предназначенных для продажи, закрепилось наименование таможенных. Но "это не были таможенные пошлины в настоящем смысле слова.

Содержание работы

1.Таможенное дело и государство
2.Торговля и внешняя политика России
3.Таможенные органы в России в XII-XVII веках

Содержимое работы - 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ1.docx

— 67.37 Кб (Скачать файл)

3. лично присутствовать при заключении  важнейших торговых сделок;

4. держать под контролем процесс  ценообразования и непосредственно  влиять на определения таможенной  стоимости товаров;

5. взимать таможенные пошлины  и сборы;

6. следить за воеводами, дьяками  и подьячими и их родственниками  и людьми, чтобы они никакими  товарами не торговали, на соболиные  и иные промыслы не отпускали,  и деньгами с торговыми людьми  не складывались, и чтобы не  провозили с собой товаров больше чем официально разрешалось или следовало из проезжих грамот;

7. записывать все собранные и  израсходованные деньги в таможенной  книге, отделяя различные всегда  таможенные пошлины, означая время,  место их взятия, лицо и товары, с которых она взята (в особом  счетном списке надлежало, "всякие  деньги расписати по месячно порознь, скалка в котором месяце каких денег собрано, и что сверх окладу прибрано или не добрано");

8. выдавать торговым людям на  их товары городовые таможенные  выписки и проезжие грамоты  "за государевыми печатями" с указанием отпущенных товаров, "и что с них взято ревыми печатными" с указанием отпущенных товаров, "и что с них взято пошлин" и т.д.;

9. обеспечивать приоритет казны  (московского государя) в приобретении  иностранных товаров;

10. "свивати и связывати дрягилем и запечатывать печатью покупные товары, вывозимые в другие русские города и за границу" [38];

11. выдавать деньги из сумм  таможенных и кабацких пошлин  на местные городские нужды;

12. приобретать все необходимое  для осуществления таможенной  деятельности и т.д.

С целью увеличения пошлинного сбора  по торговым дням голова посылал целовальников  по сельским торжкам и ярмаркам. Вне его компетенции оставались лишь те торговые места, где пошлины взимали откупщики или монастыри (при наличии у них такой привилегии), а также особо отдаленные районы, жители которых непосредственно вносили казну установленную сумму в счет торговых пошлин.

Постоянный персонал таможни обычно состоял из нескольких человек (в  городах среднего размера 1-2 подьячих). Эти люди назначались воеводами, иногда правительством, получали жалованные от казны или пользовались писчей деньгой от письма всяких бумаг. Иногда они нанимались казного и получали наемную сумму из сборных денег.

Расходные книги таможен северных русских городов свидетельствуют, что в 30-е г.г. XVII в. годовое государево жалование таможенных дьяков и подьячих "за таможенное и кабацкое письмо" или "за таможенное всякое письмо" обычно составляло 10-12 р. на человека.

В Архангельской таможне число  подьячих было значительным и постоянно  увеличивалось: с 5 чел. В 1650-х г.г до 9 в конце 1660-х г.г. до 22 к 1670 г. В Архангельской таможне до 1648 г. подьячие сидели "из писчей деньги". Затем им было положено государево жалованье 100 р. в год на восьмерых а дополнение велено было брать с торговых людей писчее по 2 деньги с каждого пошлинного рубля на государя.

Таможенная документация включала "расписные списки", "приходные  книги", "отпускные книги", "обыскные книги", "товарные ценовые росписи" и др. Отмечалось разнообразие таможенных книг как по форме, так и по содержанию. Все таможенные книги содержали сведения о составе торговых людей ассортименте товаров, их продажной цене. Однако если в начале рассматриваемого периода преобладали подробные записи, то со временем произошел переход к самым кратким. Точная количественная регистрация товаров по каждому виду в некоторых случаях заменялась названием рода товара и указанием в самой общей форме- москотильная продажа, рыбная продажа или даже товарная продажа.

Уже Новоторговый устав 1667 г. сообщил  таможенному управлению земский  характер в смысле защиты торговых людей и таможенников от воеводских обид. Указами 1676 и 1677 г.г. царя Федора Алексеевича  головы и целовальники были поставлены под непосредственный контроль московских приказов. По окончанию года прежние  головы и целовальники обязаны были передавать земским старостам свои "черновые книги", собственноручно  заверяя их перед всеми мирскими людьми. Потом они черные книги  становились "беловые книги".

А в Архангельске после окончания  ярмарки гость сам уводил собранную  казну и таможенные книги, которые  передавали в Москве думному дьяку  Новгородской чети. Пример: Расходная книга Устюга Великого 1635/36 г. и августа 1636 г. было уплачено Нидерладскому купцу Андрею Фандрынскому "с товарища" за мушкеты, карабины, пистолеты, шпаги и свинец 1800 р., в то время как на Устюге "в отдаче" было 2698.93 р. таможенного сбора .

До конца XVII в. российская таможня представляла сбой странную смесь выборного начала, очередных служебных обязанностей, демократий и правительственного назначения.

Как можно заметить, основная часть  импорта (всего в торговой книге  было перечислено 170 видов товаров) состояла из предметов роскоши. В  их число не входили лишь соли, краски и металлы. В 1604 г. доля голландцев в  русском импорте через Архангельск  составляла 54.66%, англичан- 40.25%и французов-5.09%. Русский экспорт на рубеже XVI-XVII вв. в основном состоял из кож, говяжьего  сала, поташа и мехов (эти товары составляли 61%экспорта). В числе отпускных товаров также значилось: хлеб (пшеница, греча), льняное семя, масло коровье и растительное, мясо, черная икра, рыба (треска и семга), рыбий жир, ворвань, лен, пенька, конопля, смола, вар, декоть, свиная щетина, воск, слюда, зола, рыбий клей и т.д. Таким образом, в структуре экспорта преобладало сырье. Готовые изделия: гвозди сапожные, сошное железо, мыло, канаты и рукавицы- составляли его незначительную часть. К примеру, Московская компания англичан закупала в России лен, пеньку, смолу, готовые снасти и крупные канаты, мачты, все сорта мехов, воск, войлок для шляп, кожи, поташ, льняное и конопляное масло, икру и т.д.

Хотя в середине ХVII века основу экономики в России составляло крепостное хозяйство, активно развивалось товарное производство, денежное обращение, появились мануфактуры, уменьшилась разобщенность отдельных областей. Заметно повысилась роль купечества, верхушка которого по поручению правительства торговала за границей пушниной и различным сырьем, закупала продовольствие для армии, подряжалась на строительные работы, собирала налоги, таможенные и кабацкие деньги.

Осознав свою экономическую и политическую силу, купечество настойчиво просило правительство защитить его интересы перед воеводами и наместниками, перед иностранными конкурентами. И правительство шло навстречу купцам, правда, вначале - только в организации новых и улучшении старых торговых путей. В Судебнике 1589 г. волостным общинам Севера предписывалось государеву дорогу от Москвы до Холмогор, в том числе перевозы и мосты на ней, держать в полном порядке... если проезжие люди потерпят материальный урон, то ущерб возмещает та волость, которая ответственна за данный отрезок пути. В Уложении 1649г. - своде феодального права России – четко просматривается доминанта торгово-транспортных и финансовых интересов главным образом феодалов. С дворян и детей боярских, с иноземцев и со всяких служилых людей решено, так же как и с государевых гонцов, нигде "мыта, перевозу и мостовщины не брать". Купцам такую привилегию не дали.

В период царствования Алексея Михайловича  было сделано очень много для  развития таможенного дела в России благодаря серии последовательно  проведенных экономических и правовых реформ. Первым важным шагом в этом направлении стало принятие Торгового устава 1653 года. Прежде всего, данным документом вместо многочисленных и разнообразных российских таможенных сборов (а их насчитывалось к тому времени порядка нескольких десятков) вводится единая рублевая пошлина, равная 5% с рубля цены товара. Исключение составляла лишь соль, для которой пошлина устанавливалась в размере 10% от цены, а также особые сборы взимались с рыбы и пушнины. Во-вторых, внешние таможенные пошлины были отграничены от внутренних. И, наконец, третий момент заключался в отмене льгот и привилегий для иностранных торговцев, которые уравнивались в правах с русскими купцами.

На основе Торгового устава в  апреле 1654 г. была составлена уставная грамота, запрещавшая взимать проезжие пошлины во владениях светских и  духовных феодалов. 22 апреля 1667 г. был  принят Новоторговый устав царя Алексея  Михайловича, выработанный на основе соответствующего законодательства предыдущих лет, а  так же "вследствие челобитья  купечества и при участии его  представителей". Новоторговый устав в отличии от указа 1653 г. был четко ориентирован на регулирование отношений русских торговых людей с иностранцами, решение вопросов внешней торговли, таможенного обложения привозных и отпускных товаров.

В 1667г. начальником Посольского  приказа ставится А.Л. Ордын-Нащокин. По его мнению, главный недостаток русской торговли был в том, что русские люди в торговле слабы друг перед другом, неустойчивы, не привыкли действовать дружно и легко попадают в зависимость от иностранцев. Главные причины этой неустойчивости - недостаток капиталов, взаимное недоверие и отсутствие удобного кредита.

Свои нововведения Ордын-Нащокину удалось высказать в Новоторговом уставе. И здесь встречаем обычное указание на Запад, на пример иностранных государств: "Во всех окрестных государствах свободные и прибыльные торги считаются между первыми государственными делами; остерегают торги с великим береженьем и в вольности держат для сбора пошлин и для всенародных пожитков мирских". Устав определяет, что люди недостаточные получают помощь из московской таможни и из городовых земских изб; требует, чтоб мимо торговых людей белых чинов люди с иноземцами торга и подрядов не чинили, а свои товары прикладывали к русским торговым людям; требует, чтоб лучшие торговые люди берегли маломочных торговых людей, давали бы им завестись торгами между русскими людьми складом к большим товарам, чтоб в продаже иноземцам цены не портили и в подряд деньги у них не брали.

В Архангельск на время приезда  туда купцов иностранных исстари  назначался из Москвы гость с товарищами для наблюдения за ходом ярмарки  и для сбора таможенных пошлин; устав требует, чтоб этот гость и  товарищи его выбирались по рассмотренью, а не по дружбе или не дружбе, выбирались из досужих и богоугодных людей  не по богатству, а по добродетели. Этого гостя и товарищей его воевода ни в каких таможенных торговых делах не ведает; всякую расправу в торговых делах русским и иноземцам чинит в таможне гость с товарищами. Устав увеличил подать с иностранных вин, потому что от большого привоза их на государевых кружечных дворах чинятся убытки и недоборы большие. Иноземцы должны торговать только с купецкими людьми того города, куда приедут для торговли, с приезжими же не должны ни торговать, ни подрядов, ни записей совершать; но московским купецким людям во всех порубежных городах и на ярмарках торговать с иноземцами всякими товарами вольно. Иноземец с иноземцем не должен торговать под страхом отобрания товаров на государя. Пошлина с продажи и мены иностранных товаров 2 алтына с рубля; с русских товаров, отпускаемых иноземцами в свои государства, по гривне с рубля; но если иноземец привезет из-за моря золотые и ефимки, то ему пошлин с них не платить, и что купит на золотые и на ефимки, то везет в свою землю беспошлинно. Все эти золотые и ефимки в порубежных городках иноземцы должны отдавать в казну, из которой получают за них русские мелкие деньги: за золотой по рублю, за ефимок любский по полтине. Если восточные купцы - персы, индейцы, бухарцы, армяне, кумыки, черкесы и астраханские жильцы иноземцы - поедут для торговли в Москву и другие города, то брать с их продажных товаров в Астрахани проезжие пошлины по гривне с рубля; если же станут торговать в Астрахани, то брать по 10 денег с рубля; с русских товаров, которые они повезут к себе, брать по гривне с рубля. То же наблюдать и относительно греков, молдаван и валахов - брать по гривне с рубля; если же станут торговать в Путивле, то по 10 денег. Ни один иноземец не может продавать своих товаров в розницу и ездить с ними по ярмаркам. В Москву и другие внутренние города пропускаются только те иноземцы, у которых будут государевы жалованные грамоты за красною печатью[38]. Они приезжали в Москву с сукнами, жемчугом и другими товарами и получали комиссии от двора; так, в 1672 году Шкловские евреи Самуил Яковлев с товарищами отпущены были из Москвы за рубеж для покупки венгерского вина. Греков в царствование Михаила и в начале царствования Алексея пропускали свободно по единоверию; но с 1647 года им назначен был для торговли только один пограничный город Путивль.

И новый устав, исполняя желание  русских торговых людей, не пустил иностранцев  во внутренние города. В 1669 году поселившийся в России иностранец Петр Марселис подал в Посольский приказ статьи, клонившиеся к изменению торгового устава: он представлял:

1.    какой вред происходит от того, что торговля у Архангельска бывает после 1 сентября; многие корабли за поздним временем подвергаются опасностям и погибают, да и русские суда, возвращаясь от Архангельска вверх по Двине, не успевают доходить до Вологды;

2.    пусть иноземцы платят пошлины ефимками, а не золотыми; надобно позволить иноземцам привозить золотые в Московское государство, продавать их или в уплату отдавать, кому угодно: это заставит их привозить много золотых и ефимков;

3.    теперь для получения золотых и ефимков иноземцам сбавляется пошлина; но если позволить им покупать товары в Москве и в других городах, то я обнадеживаю, что соберется огромное количество ефимков и золотых, больше пошлинного сбора, потому что все те ефимки будут на денежном дворе переделаны и на всякий ефимок будет прибыли по 14 копеек. Позволение покупать товары в Москве и других городах надобно давать только тем иностранцам, которые станут привозить ефимки, а не золотые;

4.    прежде давали в Москве и на Архангельской ярмарке разным людям много мелких денег, чтоб в Новый год на эти мелкие деньги ставили в казну ефимки, и этим средством много было привозимо в Москву ефимков: если приказать иноземцам раздавать мелкие деньги для постановки ефимков, чтоб ставили по 16 алтын, то по-прежнему будет привозиться много ефимков.

По обычаю были призваны в Посольский приказ гости и другие торговые люди и прочтены им статьи Марселиса. Гости смекнули, что хитрый иноземец, которого они очень не жаловали, хочет опять ввести свою братью во внутренние города, прельщая правительство обильным привозом ефимков, и потому подали сказку: "Первую статью иноземцы нарушили: в прошлом году много их кораблей пришло в Архангельск после Семена дня (1 сентября); которые пришли и до этого времени, и те торговали до Семена дня малыми торгами, а большими торгами всегда они торгуют на последних днях нарочно, чтоб у русских взять товары дешево, а свои поставить дорого и чтоб в позднем и скором времени русским людям заморских плохих товаров высмотреть было некогда". На вторую статью: "Теперь золотых в Московском государстве еще не умножилось; а что Марселис написал, чтоб иноземцам провозить всюду золотые и ефимки, то этим он хочет с иноземцами у всех русских людей торгами завладеть. Ефимки и золотые у них будут проданы персиянам, армянам, кумыкам и татарам дорогою ценою и вывезены из Московского государства. А если русские люди в Москве и в городах и возьмут у иноземцев за свои товары небольшое число золотых и ефимков, то этих денег в розни в государеву казну не собрать. Иноземцы станут продавать иноземцам же золотые по 40 алтын, а ефимки по 20 алтын и на те деньги станут покупать русские товары дешевом ценою, вполовину против архангельской цены: продаст иноземец 4 золотых по 40 алтын, итого возьмет 4 рубля 26 алтын 4 деньги; на эти деньги купит поташу берковец, даст 5 рублей, а в Архангельске русские люди продают поташ по 9 и по 10 рублей, а на Москве станет приходить поташ иноземцам по 4 золотых берковец. Так и прочие всякие товары переведут у русских людей полуценной перед Архангельском".

Информация о работе Таможенная политика в допетровское время