Стиль Фаберже

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:35, реферат

Краткое описание

«Стиль Фаберже – это стиль историзма, сочетания методов, приемов и эстетических вкусов разных эпох. Стиль этот пренебрежительно называли эклектизмом. Лишь относительно недавно за ним признали равные права по отношению к другим почтенным художественным историческим стилям», - так оценивал искусство Фаберже М. Пиотровский. Мастерство Фаберже уникально, его никогда нельзя имитировать (ибо получается фальшь Фаберже). В работах Фаберже наблюдается старорусский стиль, стиль позднего барокко, растительный орнамент Японии и другие подходы.

Содержимое работы - 1 файл

реферат.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

Николай II сам подарил сотни портсигаров, украшенных императорским орлом или его монограммой, своим дядям - великим князьям, кузенам, родственникам за границей, дипломатам, русским чиновникам и различным людям, которые оказали услуги лично ему или послужили стране. Белый эмалевый портсигар с золотой монограммой, подаренный великому князю Николаю Николаевичу, кузену императора и командующему армией в 1914-1915 годах, является характерным образцом таких подарков и примером «простой» изысканности стиля Фаберже. Другим примером удивительной утонченной элегантности изделий Фаберже служит золотой полированный портсигар, украшенный монограммой великого князя Николая Николаевича под короной.

Большинство портсигаров украшены цветными прозрачными  эмалями. Глубина сияния цвета на гильошированной поверхности металла доставляет особое чувственное удовольствие как курильщикам, так и некурящим.

Два серебряных портсигара в стиле модерн, украшенные русскими мотивами, представляют особый интерес. На обоих изображена сцена  из русской жизни, написанная матовой  эмалью в технике, изобретенной Федором Рюкертом около 1908 года. Один из них − редкий пример работы независимого московского мастера Ф. Рюкерта, чьи вещи из эмали в неорусском стиле часто продавались фирмой Фаберже. Прорезная композиция, изображающая нападение медведя на боярина в лесу, выполненная чеканкой в стиле «самородка», позволяет видеть фон с русским зимним пейзажем, написанный эмалью. Другой портсигар является редким примером изделия в неорусском стиле. Он выполнен в Санкт-Петербурге мастером В. Реймером и украшен рельефом на русские мотивы и эмалевой миниатюрой, иллюстрирующей сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Портсигары, выполненные фирмой Фаберже, представляют большой диапазон стилей от неоклассического и рококо до стиля модерн. Интересно  также разнообразие используемых материалов, от золота и серебра с эмалью до дерева и меди. С технической точки зрения портсигары выполнены превосходно − с бесшумными невидимыми пружинами и легко открывающимися замками. Благодаря разнообразным декоративным и техническим приемам, таким как использование цветного золота, богатой колористической гаммы прозрачных эмалей, драгоценных камней и декора эти портсигары являются примером великолепного мастерства ювелиров дома Фаберже (gatchina3000.ru).

 

Последнее императорское пасхальное яйцо Фаберже: астрономический подход

В коллекции Минералогического  музея им. А.Е. Ферсмана РАН находится уникальный экспонат − яйцо, создававшееся на фирме Фаберже для императорского двора к пасхе 1917 года. Эта работа так и осталась незаконченной.

Главный художник фирмы  Фаберже Ф.П. Бирбаум в 1922 году писал  Евгению Фаберже: «...если Вы помните, яйцо синего стекла, на котором было инкрустировано созвездие того дня, в котором родился наследник. Яйцо поддерживалось амурами из серебра и облаками матового горного хрусталя. Если не ошибаюсь, внутри были часы с вращающимся циферблатом. Изготовление этого яйца было прервано войною. Готовы были амуры, облака, само яйцо с инкрустациями и пьедестал не был окончен...».

В Минералогическом музее  этот экспонат оказался в 1925 году, когда А.К. Фаберже перед отъездом за границу передал А.Е. Ферсману ряд изделий своей фирмы, в том числе и разобранную композицию из двух половинок темно-синего стеклянного яйца и подставки в виде полупрозрачного облака с матовой поверхностью, вырезанного из горного хрусталя. Нижняя половина яйца заметно вытянута, тогда как верхняя по форме является практически идеальной полусферой. В последнее время это пасхальное яйцо описывают под именем «Цесаревич Алексей».

На кобальтовом стекле верхней половины яйца выгравированы символические изображения созвездий, показаны их основные звезды, а также, как было установлено, и другие небесные тела. «Звезды» представляют собой углубления (по большей части заполненные мастикой) с пятью-восемью (чаще шестью) отходящими «лучами». Диаметр углублений 1 − 2,5 мм, в некоторых из них находятся мелкие алмазы («искры»), которые и должны были изображать звезды. Есть одно более крупное углубление, вокруг которого «лучи» не вырезаны. Его диаметр около 4 мм, а расположено оно между фигурами, символизирующими созвездия Льва и Рака.

При сравнении со звездными  атласами становится ясно, что полусфера, несмотря на небольшой размер (радиус около 37 мм), представляет собой вполне точную модель части небесной сферы.

Сопоставление символических  изображений созвездий с их изображениями в различных звездных атласах, опубликованных на сайтах, посвященных истории астрономии показало, что графическая основа изображений на стеклянной полусфере наиболее близка к изображениям созвездий, помещенным в первом русском атласе звездного неба, изданным почетным членом Императорской академии наук Корнелием Рейссигом (1781 − 1860). Этот атлас, озаглавленный «Созвездия, представленные на XXX таблицах с описанием оных и руководством к удобному их отысканию на небе, составленным для учебных заведений и любителей астрогнозии», был издан в Санкт-Петербурге в 1829 году. «При составлении сих чертежей принял я за основание небесный Атлас Боде, сохранив весь порядок оного, выключая малых некоторых изменений...» − пишет в Предуведомлении атласа Рейссиг.

Изображения основных созвездий в атласе Рейссига (а соответственно, и в атласе Боде) во многом повторяют изображения в более ранних атласах. Наиболее близки к ним изображения в атласе основателя Гринвичской обсерватории Джона Флемстида (1646 − 1719), впервые изданном в 1725 г. Впрочем, и у Флемстида многие изображения созвездий практически полностью соответствуют изображениям, приведенным в более старых атласах, в частности, в атласе польского астронома (а также пивовара и градоначальника Гданьска) Яна Гевелия (1611 − 1687), изданном в 1690 году.

Иногда только отдельные  детали позволяют говорить об источнике конкретного изображения символов созвездий. Начертания некоторых созвездий со временем претерпевают более заметные трансформации. Если у Гевелия созвездие Рака представляет именно рак, то у Флемстида, Рейссига и на пасхальном яйце это уже краб.

В долгой истории астрономии небесные границы между созвездиями, как и между странами, менялись, некоторые созвездия возникали и пропадали. Отражение этих изменений в атласах разного времени, история ныне «устаревших» созвездий может связать художественные отображения небесного свода со временем, в которое они были созданы.

Так, существенным отличием «фауны» на верхней полусфере  яйца «Цесаревич Алексей» от атласа Флемстида  является присутствие в изделии фирмы Фаберже созвездия Северный Олень так логично расположенное вблизи от Полярной звезды, было «изобретено» французским астрономом Пьером Чарльзом ле Монье после его путешествия в Лапландию и впервые представлено в книге «Теория комет» в 1743 году.

В то же время на полусфере  отсутствует граничащее с Северным Оленем у Боде и Рейссига созвездие Custos Messium, которое в 1775 году ввел в свод созвездий Жозеф Лаланд в попытке увековечить славу астронома Шарля Мессье.

Нет здесь и другого «небесного создания» Лаланда − созвездия Стенной Квадрант, введенного им в карту звездного неба в 1795 г., а ныне объединенного с созвездием Волопаса и оставившего о себе память только в названии метеорного потока Квадрантиды, радиант которого находился в этом созвездии.

В области небесного  свода, изображенного на полусфере, есть, как у Боде и Рейссига, введенное Джоном Сенексом и недолго просуществовавшее созвездие Цербера и Ветвь Яблони (Цербер и Ветвь у Рейссига), тогда как у Флемстида оно еще отсутствует.

Созвездия же Большой  Телескоп Гершеля (Большая Гершелева Труба у Рейссига) на полусфере нет, хотя это созвездие, расположенное между Рысью, Возничим и Близнецами, введенное Максимилианом Хеллем в 1789 году, присутствует как у Боде, так и у Рейссига.

Главное же отличие картины  небесного свода на стеклянной сфере  от изображения небесной сферы в  звездных атласах − зеркальность отображения созвездий на полусфере по отношению к картине, наблюдаемой в реальности.

Таким образом, можно  предположить, что графической основой  изображений на верхней полусфере яйца «Цесаревич Алексей» был небесный глобус с созвездиями, список и вид которых соответствовали положению, сложившемуся в уранографии (изобразительной астрономии) между сороковыми и семидесятыми годами XVIII века. Традиция изображения основных созвездий здесь, очевидно, опирается на картины, приведенные в атласе Флемстида. Не обязательно этот глобус был сделан именно в XVIII веке, возможно, это была более поздняя копия.

Расположение и относительная  яркость «звезд» на полусфере  достаточно условны. Мастер пытался  отобразить некоторые наиболее значимые (Полярная) и яркие звезды, расположенные на расчетный момент над горизонтом (Арктур, Вега, Денеб, Капелла, Процион, Антарес, Кастор, Поллукс, Альде-баран, Спика), чуть более крупными углублениями − около 1,5 мм. А значит, здесь предполагались и более крупные бриллианты. Остальным звездам соответствуют практически одинаковые углубления диаметром около 1 мм. При этом отсутствуют различия по размеру между «звездами» ковша Большой Медведицы, хотя, например, яркость α (Дубхе) и δ (Мегрец) в этом созвездии заметно отличаются (соответственно 1,79 и 3,31). Такого же размера углубления есть и в пределах созвездий, где видимые глазом звезды практически отсутствуют. Небольшие созвездия символически отмечены двумя-тремя звездами.

Впрочем, при столь  малой величине «небесного свода» условность эта вполне объяснима. Понятно, что основной задачей здесь было создание визуального эффекта «неба в алмазах».

Однако в том, что  касается расположения здесь небесных тел, которые в представлении  астрологов отвечают за человеческие судьбы, всякая условность отступает.

Сравнение верхней полусферы  со звездными картами показывает, что она выделена не на основании экваториальной или эклиптической системы небесных координат. Верхняя точка полусферы (точка зенита) располагается между звездами Дубхе и Мегрец (α и δ Большой Медведицы).

Утверждение, что на данном яйце изображено «созвездие, под которым родился Цесаревич Алексей», удалось подтвердить и конкретизировать.

Расположение созвездий на стеклянной полусфере, как выясилось, с большой точностью отвечает теоретическому виду небесной сферы на широте и долготе Санкт-Петербурга на 13 часов 14 минут (местное время) 12 августа (новый стиль) 1904 года (время и дата рождения цесаревича Алексея).

Моделирование помогло  разобраться и с более крупными углублениями на полусфере. Самое крупное из них, несомненно, соответствует расположению Солнца на 12 августа, когда оно первые сутки находится в созвездии Льва, миновав 11 августа границу между созвездиями Льва и Рака.

В границах зодиакальных созвездий есть еще четыре крупных окруженных «лучами» углубления диаметром около 2,5 мм. При взгляде на рассчитанную на момент рождения цесаревича звездную карту видно, что они с большой точностью соответствуют расположению планет на тот момент. Слева от Солнца, практически совпадая с Регулом (α Льва), расположена Венера. Примерно в 10 градусах левее Венеры, также в созвездии Льва, находится Меркурий. К западу от Солнца, на границе Рака и Близнецов, расположен Марс. Точка в созвездии Близнецов, заметно превосходящая по крупности углубления, отвечающие самым ярким звездам созвездия Кастору и Поллуксу, может соответствовать только планете Нептун.

Нет сомнения, что мастер дополнил бы этот ряд и находящейся  в расчетное время над горизонтом в созвездии Ориона планетой Плутон, да только откроют ее лишь через 13 лет  после попытки создать астрономическое  пасхальное яйцо.

Важные для астрологических  прогнозов планеты Юпитер и Сатурн на полусферу не попали, так как на расчетный момент находились ниже линии горизонта, соответственно в Рыбах и Козероге.

Как видно на звездной карте, в этот «парад планет» включена и Луна, возраст которой после новолуния к 13,14 времени Санкт-Петербурга не превышает одних суток.

На полусфере луну удалось отыскать не сразу. На рисунке это серпик чуть больше 3 мм, как и положено, выпуклостью направленный к Солнцу. В изображении Луны есть очевидная условность: на момент рождения цесаревича рассчитанная площадь освещенной поверхности Луны, повернутой к Земле, составляет около 1% − это исключительно тонкий серп, реально не доступный для наблюдения. Есть некоторая неточность и в расположении: изображенную позицию, близкую к соединению с Венерой, Луна в этот день занимает лишь к вечеру, около 19 часов. Впрочем, погрешность вполне простительная: смещение от расчетной точки на 13 час. 14 мин. не превышает 2 мм, да и в той точке она должна «прилипнуть» к одной из «звезд», отмеченных в созвездии Секстант.

Можно предположить, что  символические изображения планет на пасхальном яйце, в отличие от бриллиантовых звезд, должны были представлять другие самоцветы, индивидуальные для каждого небесного тела, подобранные согласно астрологическим представлениям о соответствии камней и планет. Лунный серп, скорее всего, должна была подчеркнуть вставка из металла (золото или, что вероятнее, серебро − металл Луны в алхимической традиции).

Информация о работе Стиль Фаберже