История отечественного государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:24, контрольная работа

Краткое описание

1. Право в годы войны 1941-1945 гг.
2. Наследственное право по соборному Уложению 1649 года.
3. Табель о рангах Петра I.
4. Третье отделение: состав, компетенция и деятельность.
5. Основные черты правового государства.

Содержимое работы - 1 файл

моя контрольная работа.docx

— 44.21 Кб (Скачать файл)

Ограничения и   регламентация переходили и в сферу наследственного права. Степень свободы в распоряжении имуществом была различной в случае наследования по закону или по завещанию. Воля завещателя ограничивалась сословными принципами: завещательные распоряжения касались лишь купленных вотчин,  родовые  и   выслуженные переходили к наследникам по закону. Родовые вотчины наследовали сыновья, при их отсутствии - дочери. Вдова  могла наследовать лишь часть выслуженной вотчины - “на прожиток”, (т.е. в пожизненное пользование).   Родовые и жалованные вотчины могли наследоваться лишь членами рода,  к которому принадлежал завещатель. Купленные вотчины могла наследовать  вдова  завещателя,  которая получала и четверть движимого имущества и собственное приданое.

  1. Табель о рангах Петра I

Табель о рангах 1722 – законодательный акт Петра I, заменивший аристократическую иерархию 16–17 вв., основанную на родословных книгах, иерархией бюрократической. Его принятие отделило в Российской империи службу военную от гражданской и придворной, а также определило иерархию рангов в армии, флоте и гражданской администрации, порядок их соотношения друг с другом и получения в системе государственной службы.

Подготовка акта была начата в 1719, он стал продолжением реформаторской деятельности Петра I. В основе закона лежали «расписания чинов» Франции, Швеции, Дании, Пруссии и Венецианской республики. Новшеством для России было введение гражданских и придворных рангов, хотя были приняты во внимание и чины, существовавшие в 17 в. в Боярской думе и приказах (бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки). Были учтены некоторые военные чины западноевропейского типа, возникшие во второй пол. 17 в. в «полках нового строя».

Высшим рангом табели был 1-й, низший – 14-й. Выглядела она следующим  образом:

I – канцлер (в военной  службе ему соответствовали звания  «генерал-фельдмаршал», в морской  – «генерал-адмирал»),

II – действительный тайный  советник (генерал-от-кавалерии, генерал-от-инфантерии, генерал-от-артиллерии; в морской – адмирал),

III – тайный советник (генерал-лейтенант;  в морской – вице-адмирал),

IV – действительный статский  советник (генерал-майор; в морской – контр-адмирал),

V – статский советник,

VI – коллежский советник (полковник; капитан первого ранга),

VII – надворный советник (подполковник, капитан второго ранга),

VIII – коллежский асессор  (капитан и ротмистр),

IX – титулярный советник (штабс-капитан и штабс-ротмистр; лейтенант),

X – коллежский секретарь  (поручик; мичман),

XII – губернский секретарь  (подпоручик и корнет),

XIV – коллежский регистратор. 

Вступившая в силу в 1722, табель, определяя место человека в государственной службе, давала некоторую возможность выдвинуться  талантливым людям из низших сословий. В ее тексте это было оговорено  особо: «…дабы тем охоту подать к  службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать». Лица недворянского происхождения после производства в 14-й класс получали личное, а после попадания в 8-й класс (для военных – уже в 14-й) – потомственное дворянство. Специальный закон 9 декабря 1856 сделал новые добавления к табели, определив пути получение потомственного дворянства только с 4-го (для военных с 6-го), а личного – с 9-го класса.

Чины, хотя это и не оговаривалось  специально, давались только мужчинам. Замужние жены поступали «в рангах по чинам мужей их»; незамужние считались  на несколько рангов ниже своих отцов. Вводилось правило, по которому за требование почестей и мест выше своего чина при  публичных торжествах и официальных  собраниях налагался штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого (2/3 штрафных денег должно было поступать  в пользу доносителя). Такой же штраф  полагается и за уступку своего места  лицу низшего ранга. Экипаж, ливрея и образ жизни в целом –  все должно было соответствовать  чину.

Первоначально в табель, кроме собственно чинов, было включено много различных должностей (свыше 260). Например, среди статских чинов  в 3-м классе был генерал-прокурор, в 4-м – президенты коллегий, в 5-м  – вице-президенты коллегий, в 6-м  – президенты в надворных судах  и т.п. «Профессоры при Академиях» и «докторы всех факультетов, которые на службе обретаются» также числились в табели – в 9-м классе. Однако в конце 18 в. все эти должности были исключены из табели или превратились в чины (прежде всего придворные).

Классность отдельных  чинов изменили. Так, в начале 19 в. чины 11-го и 13-го классов перестали употребляться и соединились с чинами соответственно 12-го и 14-го классов. Профессора университетов, институтов, члены Академии наук и Академии художеств получили соответствующие чины, как и лица, просто окончившие университеты и иные высшие учебные заведения (при поступлении на службу они получали чины не ниже 12 и не выше 8-го класса).

Учет чиновников по старшинству  табель начала 18 в. поручала герольдмейстерской конторе Сената, которая регулярно публиковала списки лиц, имеющих классные чины. С середины 19 в. стали систематически издаваться и списки лиц, имеющих гражданские чины первых четырех классов.

Введение табели в 1722 означало возникновение в России новой  системы титулования – обращения  к лицам, имеющим чины. Поначалу таких  узаконенных обращений было три  – ваше превосходительство (для чинов высших классов), ваше сиятельство (для сенаторов — при жизни Петра) и ваше благородие (для прочих чинов и дворян). К концу века таких титулов было 5 (к носителям 1-го и 2-го классов обращались «ваше высокопревосходительство», 3-го и 4-го – «превосходительство», 5-го – «высокородие», 6–8-го – «высокоблагородие», 9–14-го – «благородие»), появилась целая система обращений и устных именований.

С различными дополнениями и изменениями табель просуществовала  до октябрьских событий 1917 и была упразднена декретами Советской  власти 10 (23) ноября и 16 (29) декабря 1917 об уничтожении гражданских, военных  и придворных чинов, сословий и титулов  дореволюционной России.

  1. Третье отделение: состав, компетенция и деятельность.

«Третье отделение» Собственной его императорского величества канцелярии, орган политического сыска и следствия в России. Оно было создано императором Николаем I в 1826. Руководили «Третьим отделением» главный начальник (он же и шеф жандармов) и управляющий (он же в 1839—71 и начальник штаба корпуса жандармов). Исполнительными органами «Третьего отделения» были учреждения и воинские части Отдельного корпуса жандармов.

В основании Отделения  сыграли важную роль, с одной стороны, политические события того времени (и прежде всего восстание декабристов), а с другой — убеждение императора в могуществе административных воздействий не только на государственную, но и на общественную жизнь.

Круг ведения нового учреждения был определён так: «1) Все распоряжения и известия по всем вообще случаям высшей полиции; 2) Сведения о числе существующих в государстве сект и расколов; 3) Известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам, штемпелям, документам и пр. коих разыскание и дальнейшее производство остаются в зависимости министров: финансов и внутренних дел; 4) Сведения подробные о всех людях, под надзором полиции состоящих, равно и все по сему предметы распоряжения; 5) Высылка и размещение людей подозрительных и вредных; 6) Заведывание наблюдательное и хозяйственное всех мест заключения, в коих заключаются государственные преступники; 7) Все постановления и распоряжения об иностранцах. в России проживающих, в пределы государства прибывающих и из оного выезжающих; 8) Ведомости о всех без исключения происшествиях; 9) Статистические сведения, до полиции относящиеся».

III Отделение занималось  сыском и следствием по политическим  делам, осуществляло цензуру,  боролось со старообрядчеством  и сектантством, расследовало дела  о жестоком обращении помещиков  с крестьянами и т. д..

 «Третье отделение» состояло из 5 экспедиций, общего архива, 2 секретных архивов и типографии.

1-я экспедиция - секретная, ведала наблюдением за революционными и общественными организациями и деятелями, проводила дознания по политическим делам, составляла для царя ежегодные «Отчёты о действиях» — обзоры общественного мнения и политической жизни страны.

2-я экспедиция осуществляла  надзор за религиозными сектами,  а также собирала сведения  об изобретениях, фальшивомонетчиках, заведовала Петропавловской и Шлиссельбургской крепостями.

3-я экспедиция вела  наблюдение за проживающими в  России иностранцами, собирала сведения  о политическом положении, революционных  партиях и организациях зарубежных  государств.

4-я экспедиция собирала  сведения о крестьянском движении  и о мероприятиях правительства  по крестьянскому вопросу, о всех происшествиях в стране, о видах на урожай и др. (в 1872 упразднена, а её дела переданы в 1-ю и 2-ю экспедиции).

5-я экспедиция ведала  цензурой и наблюдала за периодическими  изданиями (с 1865 эти функции  перешли в ведение Главного  управления по делам печати  МВД).

В Архиве хранились дела всех экспедиций, докладов и отчётов  императору, вещественных доказательств  и приложений к делам.

Главные начальники «Третьего отделения»: А. Х. Бенкендорф (1826—44), А. Ф. Орлов (1844—56), В. А. Долгоруков (1856—66), П. А. Шувалов (1866—74), А. Л. Потапов (1874—76), Н. В. Мезенцов (1876—78). А. Р. Дрентельн (1878—март 1880), П. А. Черевин (март—август 1880).

В условиях революционной  ситуации конца 70-х—начала 80-х гг. ««Третье отделение»» оказалось неэффективным в борьбе с революционным движением, и правительство пошло на создание особых межведомственных органов с чрезвычайными полномочиями (Верховная распорядительная комиссия и др.). ««Третье отделение»» было в 1880 ликвидировано с передачей его функций Департаменту полиции МВД.

Своей первоначальной цели III Отделение не достигло; не уничтожило ни взяток, ни казнокрадства, не прекратило «беззаконий», хотя граф Бенкендорф надеялся на их прекращение, раз «преступные люди будут удостоверены, что невинным жертвам их алчности проложен прямой и кратчайший путь к покровительству государя». Своим неограниченным и нередко произвольным вмешательством в самые различные дела, исходившим из недоверия к малейшим проявлениям сколько-нибудь независимого мнения, выражаемого устно или письменно (даже в научных сочинениях), III Отделение скоро стало для общества предметом недоверия и страха.

  1. Основные черты правового государства.

В основе современного понимания правового  государства лежат идеи Канта, Монтескье, Гегеля и других мыслителей XVIII и XIX веков. Критикуя феодальное государство  как полицейско-бюрократическое, где  царит произвол над человеком, его  правами, свой идеал мыслители видели в правовом государстве. В основе такого государства должна лежать свобода  личности с ее неотъемлемыми и  неотчуждаемыми правами. Взаимодействие личности и государства основывается на праве и верховенстве закона. Государственный аппарат устроен  таким образом, что никакой орган  государства не может узурпировать, присвоить себе всю государственную  власть в ущерб правам человека и  другим ветвям власти.     

Правовое государство - это  государство, в котором организация  и деятельность государственной  власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве  и ему соответствует.

Идея правового государства  направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового  государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного  Суда - гаранта стабильности конституционного  строя - органа, обеспечивающего  конституционную законность и  верховенство Конституции, соответствие  ей законов и иных актов  законодательной и исполнительной  власти.

3. Верховенство закона  и права, что означает: ни один  орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону. Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

<

Информация о работе История отечественного государства и права