Ювенальная юстиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 22:52, реферат

Краткое описание

Ювенальная юстиция – раздел юстиции, который занимается делами несовершеннолетних. То есть, с одной стороны, судит за различные преступления, а с другой занимается защитой их прав, в том числе и от посягательств родителей или иначе говоря специализированная судебно-правовая система защиты прав несовершеннолетних.

Содержимое работы - 1 файл

юю.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Ювенальная юстиция – раздел юстиции, который занимается делами несовершеннолетних. То есть, с одной  стороны, судит за различные преступления, а с другой занимается защитой их прав, в том числе и от посягательств родителей или иначе говоря специализированная судебно-правовая система защиты прав несовершеннолетних.

 

 

Немного истории

 

Общепринято считается, что древние  охотники на мамонтов повсеместно относились к детям как к источнику  проблем и/или источнику пищи. В доказательства приводятся некие «археологические данные» и современные племена охотников и собирателей. На самом деле это лукавство, отношение к детям в разных культурах тогда было разное. Таки да, действительно были такие охотники и собиратели, которые относились к детям как к сырью, у которых в порядке вещей было приносить детей в жертву богам, есть в случае голода, или вообще ликвидировать за ненадобностью. Собственно они и остались на своём культурном уровне в труднодоступных местах. В остальных местах были более продвинутые племена, у которых детей было принято любить и беречь, и которые поэтому могли давить недалёких соседей хотя бы численностью. Так, к середине Железного века, кельты заняли почти всю Западную Европу, финно-угры хозяйничали в Восточной и немного за Уралом, а иранцы захватили всю центральную Азию.

В далекие времена  в обычной семье было гораздо  больше детей, чем сейчас. Дети были неизменным и неотвратимым последствием брака. Не то, чтобы это тогда кому-то мешало — содержание ребенка обходилось гораздо дешевле, чем сегодня, а детей начиная лет этак с трёх можно было использовать в качестве дешевой рабочей силы. К этому нужно добавить высокую (по нынешним меркам) детскую смертность: среднестатистическая женщина могла за свою жизнь родить восемь и более детей, но население планеты росло очень медленно — то есть, из множества этих детей потомством успевали обзаводиться в среднем чуть больше двух.

Понятно, что в таких условиях ни о каких правах детей речи быть не могло. Даже если отбросить экстремальные  культуры, где дети до определенного  возраста вообще не считались за людей, собственное чадо, если сильно не палиться, можно было невозбранно насиловать и даже убить. А уж пороть до кровавых рубцов — сколько душе угодно. Отцу семейства было важно, чтобы чадо работало в полную силу и уважало. Обществу же, в целом, такое положение дел не мешало: детей рождалось много, кто не умерал от нелегкой жизни и не двигался головой настолько, чтобы не найти себе партнера для продолжения рода, тот оставлял потомство.

Потом развитие науки и повышение качества жизни: во-первых, в результате развития медицины детская смертность резко упала. Во-вторых, в развитых странах необходимость в детском труде постепенно отпала, а с вводом пенсии родители-старики перестали быть совсем уж жизненно зависимыми от детей. В результате, производство детей перестало быть необходимым для родителей, а с распространением контрацептивов вообще стало делом доброй воли. И тут оказалось, что рожать и содержать по восемь детей готовы очень немногие. Рождаемость снизилась, однако теперь до полового созревания доживали почти все.

В это время психологи внезапно обнаружили, что пассивный опыт насилия в детстве приводит к развитию целого букета комплексов, мешающих во взрослой жизни. Более того, оказалось, что человек, которого в детстве бил отец, повзрослев и обзаведясь детьми, сам будет их. Получается замкнутый круг, производящий побои у детей и комплексы у взрослых. А так как детей стало мало, и качество подрастающего гражданина в отсутствие количества внезапно оказалось важным, правительства решили, что у несовершеннолетних теперь тоже будут права. Первые специализированные суды по делам несовершеннолетних появились в Чикаго в девятнадцатом веке. Хотя детей у бедняков наловчилось отбирать ещё в шестнадцатом.

 

 

 

В этой стране

Вы таки будете смеяться, но отнимать детей у родителей  впервые додумались православные ещё в XIX веке — родительских прав лишали сектантов (духоборов, молокан, баптистов и иже с ними). Отнятых детей передавали на воспитание в православные семьи, а их родителей отправляли в концлагеря. Затем в 1910 году, известный борец за демографию Николай Кровавый ввёл в специализированные детские суды.

Пришедшие позже к власти большевики поначалу отменили особое законодательство для них, но в 1918 году некий Янкель Авербух, более известный под псевдонимом Яков Михайлович Свердлов, вернулся к этому вопросу, так как сам отсидел по малолетке и был знаком с проблемой детской преступности не понаслышке. Потому и предложил учредить вместо специализированных детских судов туманные Комиссии по делам несовершеннолетних, которые существуют в России и по сей день.

Однако вместе с гуманными комиссиями-судами для малолетних советская власть переняла и передовой опыт лишения родительских прав, применяя его как для додавливания немногочисленных верующих всех конфессий, так и к алкашам. 

 Короткий возврат к суровым  порядкам Гражданской войны был  в 1937 году, когда ввели полную  уголовную ответственность с  двенадцати лет. ИЧХ обещания массовых расстрелов несколько спасли Родину от разгула малолетней преступности, особенно после большой войны. Однако самым известным малолетним негодяем, принудительно доведённым до переизбытка свинца в организме стал пятнадцатилетний ублюдок, убивший топором в 1964 году молодую женщину и её трёхлетнего сына..

Так продолжалось до середины восьмидесятых, и в лихие девяностые гайки были окончательно отпущены, Ельцин ненадолго прервал православную традицию отъёма детей у неправильных родителей, поэтому в этой стране от неё успели немного отвыкнуть, и всё вернулось на круги своя. Вдобавок власти абсолютно перестало волновать, где и с кем детишки коротают своё время.

 

Настоящее

Немногим ранее, до середины двухтысячных, родители рисковали лишиться ребенка благодаря стараниям  органов опеки за нанесение собственному ребенку телесных повреждений, оставление в опасности или скотский образ жизни. Ребёнка при этом передавали в детдом. Детдом, конечно, для ребенка тоже не сахар, но на фоне перспективы быть нечаянно убитым пьяным отцом в порыве гнева выглядит это еще ничего.

Ни для кого не секрет, что Эта Страна очень активно  хочет, хотя бы формально, стать частью цивилизованного Запада, однако для этого от неё требуют проводить в жизнь реформы, которые хоть как-то позволят подвести её под формат этого самого Запада. Одним из таких требований стало обеспечение прав детей, так как для всего просвещённого мира. Работа над реализацией ювенальной юстиции проводится в рамках Европейской социальной хартии, закрепляющей ряд социальных прав человека, а также на основе ратифицированной Конвенции о правах ребёнка и её положений, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Ювенальная юстиция встречает негативную реакцию значительной части Российского общества. Высказываются мнения о том, что ювенальная юстиция способна разрушить институт семьи и провоцирует коррупцию со стороны чиновников. Данные опасения были поддержаны президентом РФ Владимиром Путиным, который, по словам его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, «скептически относится к идее ювенальной юстиции».

Но  нужно рассмотреть мнение двух сторон, допустим сторонники спецсудов считаю что

на самом деле суть этой ювенальной юстиции состоит в том, чтобы создать специальные суды для рассмотрения уголовных дел и дел об административных правонарушениях, совершённых малолетними преступников. Просто их предлагается судить не там же, где всех, а в отдельных помещениях, на отдельных условиях, чтобы психика не травмировалась от нахождения в суде и его аналогах.

Противники считают, что ребенок находится если не в их собственности, то, по крайней мере, они имеют эксклюзивные права на него. Понимание, что ребенку законом даны права, даже если это идет вразрез с желаниями и представлениями родителей, вызывает у этой категории дикое непонимание.

Считают, что априори лучше знают, как нужно правильно воспитывать  ребенка, а также что немного  ударов в детстве еще никому не повредили. Последнее, как правило, говорят те, кто происходит из благополучных  семей, где разве что за разбитое окно могут ремнем по попе дать.

Это относится и к  особо фанатичным приверженцам различных  конфессий, как ислам или христианство, которые, как правило, происходят из набожных семей, где было по восемь детей и где места и времени  для родительской диктатуры не было — отец работал, мама стирала меньшему пеленки. О состоянии дел в обычной российской семье они знают постольку так как живут в Средиземье, а не в реальной России.

Ввиду наличия соответствующей  заповеди религиозно-фанатичные личности считают, что ребенок должен уважать  родителей в любом случае и  при любых обстоятельствах. Если ребенка бьют, значит он сам виноват, что расстраивает родителя. Что делать ребенку, если бьют вообще без причины? Молиться, поститься. Это Божье испытание, Бог терпел и нам велел.

Как ни странно, самая  вменяемая часть противников. В  принципе не против защиты детей, но считают, что в российских коррупционных  условиях расширение полномочий органов опеки только усилит произвол чиновников и станет дополнительным источником вымогательства взяток с обеспеченных людей под угрозой отъема ребенка или заработка на использовании самого ребёнка и полагающихся ему прав.

 

Как можно ЮЮ приспособить под нашу действительность

  • Внедрять в таком виде, как она представлена на Западе. Вместе с тем «предлагается немедленно отказаться от существующей системы исполнения наказаний несовершеннолетних, разрушить её до основания, а затем строить совершенно новую правовую конструкцию»
  • Внедрять постепенно с учётом российской действительности. Поскольку перспектива простого заимствования системы ювенальной юстиции западной модели неоправданна, необходим поиск синтеза методов ресоциализации, оказавшихся эффективными в российских условиях и подходов, характерных для европейской системы восстановительного правосудия
  • Отказаться от внедрения ювенальной юстиции, поскольку она является избыточной системой мер. Органы опеки, суды и другие структуры, действующие на территории России со времен СССР, вполне эффективны для разрешения конфликтов с участием несовершеннолетних и без системы ювенальной юстиции. Необходимо приложить усилия для совершенствования существующей системы детских исправительных учреждений или «создать совершенно другую систему».

 

 

  • Ювенальная юстиция бесполезна по своей сути, поскольку она не устраняет проблему злонравного воспитания подрастающего поколения, а лишь усугубляет её. Необходима просветительская работа о методах и способах воспитания, а также о последствиях воспитания в том или ином направлении. Когда родители будут в любви растить своих детей, подростковая преступность просто не будет иметь места в этом мире.

 

 

 

Тем не менее 

В настоящее время в России ведётся работа по созданию ювенальных судов, которые, как считается, в пределах своей компетенции будут рассматривать уголовные, гражданские и административные дела, по которым одной из сторон является несовершеннолетний.

Негативные последствия ЮЮ

По словам адвоката Ларисы Павловой результаты деятельности ювенальной юстиции в странах запада, опыт работы пилотных проектов в РФ демонстрируют повсеместно крайне отрицательные результаты:

  • возрастание преступности среди несовершеннолетних;
  • распад семейных связей;
  • попирание прав родителей;
  • распространение порочных привычек среди молодёжи;
  • активный протест родителей;
  • увеличение количества дел по лишению родительских прав.

Другие противники введения в России ювенальной юстиции обращают внимание на частые случаи самоубийств  среди родителей, у которых были изъяты дети.

Считается, что в результате существенного расширения полномочий работников ювенальных структур (судов  и социальных служб), а также весьма широкой трактовки прав ребёнка возрастает вероятность неконтролируемого вмешательства данных структур в дела отдельных семей. В результате этого наделённые широкими полномочиями ювенальные органы способны изъять, в том числе, по мнению некоторых СМИ, грубо нарушая при этом законодательство , любого ребёнка из любой семьи по любому, самому абсурдному поводу, а также диктовать родителям, как следует воспитывать детей, поскольку принципы ювенальной юстиции предполагают воспитание детей главным образом социумом(психологи, врачи, учителя), а не родителями.

 

Заключение

1. Ювенальная юстиция  — это основанная на специфических  принципах особая система защиты  прав несовершеннолетних, включающая  в себя совокупность государственных  органов, деятельность которых  осуществляется совместно с соответствующими методико-психологическими, социальными службами помощи детям и подросткам посредством механизма защиты прав ребенка, применяемых для обеспечения реализации его прав.

Основной целью ювенальной юстиции представляется воспитание несовершеннолетних путем уменьшения вредного влияния на них фактора вовлечения в уголовное судопроизводство.

2. В понятие ювенальной  юстиции необходимо вкладывать  как правовую, так и социальную  основы. Юридическую основу ювенальной  юстиции составляют правовые  акты, регламентирующие деятельность ювенальных судов, и нормативные акты, направленные на защиту прав несовершеннолетних.

В социальной основе ювенальной юстиции лежат идеи, направленные на воспитание, социальную защиту несовершеннолетнего, на минимизацию подавляющего влияния на детей и подростков процедуры судебного рассмотрения дел и снижение строгости уголовных наказаний.

Информация о работе Ювенальная юстиция