Неосторожность как форма вины в уголовном праве РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 07:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение и изучение научного материала, касающиеся форм вины и понятия вины.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:
изучить понятие, сущность, содержание, правовую регламентацию и особенности вины;
выявить спорные положения уголовно-правовой науки о формах вины, а также нормативно-правового регулирования этих вопросов в Общей и Особенной частях УК РФ;
определить сложные вопросы неосторожности как формы вины.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВИНЫ ПО РОССИЙСКОМУ УГОЛОВНОМУ ПРАВУ И ЕЕ ФОРМЫ 6
1.1. Понятие вины 6
1.2. Формы и виды вины 15
ГЛАВА 2. НЕОСТОРОЖНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РФ 19
2.1. Преступное легкомыслие 19
2.2. Преступная небрежность 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31

Содержимое работы - 1 файл

Неосторожность как форма вины в уголовном праве РФ. с.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

  Тема  работы выбрана не случайно и обосновывается, прежде всего, ее актуальностью, так в настоящее время, такое понятие теории уголовного права как формы вины занимают в ней одно из важнейших мест, так как, в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ)1 впервые в истории российского уголовного законодательства появилась глава, озаглавленная «Вина» (гл. 5), в которой сконцентрированы нормы, раскрывающие понятие субъективной стороны.

  Формы вины имеют большое значение для  квалификации преступления, позволяя оценить степень общественной опасности однородных преступлений (например, умышленное убийство и убийство по неосторожности). Также они разграничивают преступления, сходные по объекту, влияют на индивидуализацию наказания, в сочетании со степенью общественной опасности деяния служат критерием законодательной классификации преступлений (к особо тяжким, например, относятся только умышленные преступления). Форма вины влияет на назначение вида исправительного учреждения для отбытия наказания в виде лишения свободы, а также на условно-досрочное освобождение. Умышленная форма вины влияет на признание рецидива преступлений.

  Неосторожность  является  одной из  форм вины и  относится к субъективной стороне  преступления. Субъективная сторона  отражает внутренние процессы, происходящие в сознательной и волевой сферах лица, совершающего или готовящегося совершить преступление. Содержанием субъективной стороны является психическая деятельность лица, связанная с совершением преступления. К признакам, ее характеризующим,  относятся вина, мотив и цель преступления. В совокупности они  дают  представление о том внутреннем процессе, который происходит в психике лица, и отражают связь его сознания и воли с совершаемым  общественно опасным деянием.

  Уголовно-правовое значение признаков субъективной стороны  неодинаково. Вина в форме умысла или неосторожности  является обязательным признаком всякого преступления. Без вины нет уголовной ответственности, какими бы тяжелыми ни были последствия общественно опасного деяния.

  Правовое  значение субъективной стороны  состоит  в том, что она позволяет:

  • установить основания для привлечения к уголовной ответственности;
  • обеспечивает точную классификацию преступления;
  • дает возможность разграничивать смежные составы преступлений;
  • влияет на установление степени общественной опасности деяния.

  Таким образом, субъективная сторона – это элемент состава преступления, дающий представление о внутренних психических процессах, происходящих в сознании и воле лица, совершающего преступление, характеризующийся конкретной формой вины, мотивом, целью.

  Все это способствует осуществлению принципов законности, справедливости, гуманизма и вины, которые прямо зафиксированы в уголовном законе.

  Так возникает необходимость в рассмотрении проблем понятия вины и ее форм. Институт формы вины затрагивается  многими учеными-юристами. Так будут в работе рассмотрены оригинальные исследования проблемы неосторожности как формы вины таких авторов, как А.И. Рарог, В.Е. Квашис, П.С.  Дагель и многих других, преимущественно отечественных юристов, которые исследуют данную тему. Так же в данной работе будет рассмотрен ряд нормативно-правовой литературы. 

     Объектом  исследования являются теоретические  и практические аспекты уголовно-правового  института ответственности за преступления, совершенною по неосторожности как одной из форм вины, в его взаимосвязи и сравнении с другими правовыми институтами.

     Предметом исследования выступают положения  общей теории права, науки уголовного права, уголовного законодательства России.

     Целью работы является рассмотрение и изучение научного материала, касающиеся  форм вины и понятия вины.

     Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:

     изучить понятие, сущность, содержание, правовую регламентацию и особенности вины;

     выявить спорные положения уголовно-правовой науки о формах вины, а также  нормативно-правового регулирования этих вопросов в Общей и Особенной частях УК РФ;

     определить  сложные вопросы неосторожности как формы вины.

     Методологическую  основу исследования составляют общенаучные  методы познания (диалектический, системного анализа), а также частнонаучные методы (исторический, логический, логико-юридический, сравнительно-правовой, социологический и др.).

     Теоретическую основу исследования составили труды  отечественных и зарубежных ученых, в частности, таких как С.В. Векленко, Л.Д. Гаухман, Г.А. Злобин, Г.А. Кригер, Б.Я. Петелин, Н.С. Таганцев, И.М. Тяжкова, М и др.

     Структура курсовой работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит  из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов и литературы.  

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВИНЫ ПО РОССИЙСКОМУ УГОЛОВНОМУ ПРАВУ И ЕЕ ФОРМЫ

1.1. Понятие вины

  В науке уголовного права под виной  понимается сознательно-волевая психическая деятельность лица в момент совершения преступления, которая может проявляться в форме умысла или неосторожности.2

  В современной уголовно-правовой теории принято различать следующие  концепции вины: теория опасного состояния, когда вина лица за совершенное деяние подменяется опасностью личности как таковой, а само деяние воспринимается как проявившийся симптом такого опасного состояния;  оценочная (нормативная), когда вина лица за совершенное деяние сводится к оценочной характеристике ее судом; психологическая, представляющая собой внутреннее субъективное (одобрительное) отношение лица к своим общественно опасным и противоправным действиям и вредным последствиям совершения преступления.

  В содержание вины входит психический  процесс, происходящий в сознании преступника  при совершении преступления и заключающийся  в определенном психическом отношении лица к общественно опасному деянию и его последствиям. В конечном счете он образует субъективную сторону преступления. Исследуя обстоятельства дела, суд дает оценку психическому отношению субъекта к совершенному им деянию, а также личности виновного. Таким образом, оценочный момент в определении вины, не изменяя ее сущности, помогает раскрыть социально-политическое содержание вины, отражающее антиобщественную установку и ориентацию преступника.3 Установление вины лица позволяет выяснить причины выбора субъектом преступного варианта поведения, способа совершения действий и использования внешних условий их совершения, то есть определить степень субъективного контроля преступного поведения.

  Психологический механизм входит в структуру любой индивидуально-волевой деятельности. Он включает мотивацию поведения, имеет универсальное значение, в том числе применительно к преступным видам поведения. Взаимосвязь психологического механизма и субъективной стороны преступления проявляется в определенной общности их структур, состоящих из составных причин определенного поведения, его волевого контроля, субъективного отношения к содеянному и наступившим результатам. Представляется, что уголовно-правовое значение имеет лишь третий блок субъективной стороны.

  Психологическое содержание вины включает в себя определенное состояние сознания и воли лица, что находит выражение в законодательном  определении форм вины – умысла и неосторожности. Психологическое  содержание вины не может не включать в себя такие элементы психической деятельности, как мотив, цели и эмоции. В теории уголовного права общепризнанно, что без их установления невозможно выявить социально-политическую сущность вины, а также установить степень вины.

  Мотивация как один из обязательных компонентов вины имеет важное значение для уяснения ее сущности, для характеристики отношения лица к социальным ценностям и, следовательно, для характеристики его социальной ориентации. Вместе с тем было бы необоснованным отождествлять криминологическую категорию - мотивацию преступного поведения - с уголовно-правовым понятием мотива, когда мотив, то есть побуждения, которыми руководствуется лицо, совершая преступление, является факультативным признаком субъективной стороны, превращаясь лишь в случаях, указанных в Особенной части УК РФ, в признак обязательный либо изменяющий квалификацию.

  Эмоциональный компонент человеческой психики  является обязательным элементом каждого поступка человека, в том числе и преступления. Законодатель не включает эмоции в определение форм вины, однако они входят в содержание психического отношения, составляющего вину. Эмоции (чувства, аффекты) проявляются как реакции, вызванные внезапными обстоятельствами, как эмоциональное состояние. Эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций.

  В преступном поведении эмоции играют роль мотива (ненависть, страх, жестокость); фона, на котором протекают интеллектуальные и волевые процессы; аффекты – сильного и относительно кратковременного эмоционального состояния, связанного с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств, способного породить преступление.

  Каждое  преступление имеет свои особенности, свой психологический механизм, в котором играют различную роль интеллектуальный, волевой и эмоциональные компоненты.4 Психологический механизм преступления, как и любого поведения человека, можно представить в сжатом виде следующей схемой: от потребности человека к  нужде в чем-то и возникновению осознанного интереса к чему-либо или предмету, способному его удовлетворить, что порождает мотив и цель его дальнейшей деятельности.                    

  В законодательной формулировке (статьи 25, 26 УК РФ) форм вины (умысла и неосторожности) нет упоминаний о мотиве, цели и эмоциях. Однако, это не означает, что эти компоненты не входят в содержание вины. Они присущи любому поведению человека. Мотив, цель, эмоции, характеризуя психическую деятельность виновного в связи с совершением преступления, составляют субъективную сторону преступления, проявляясь через умысел и неосторожность. Правильное установление мотива, цели и эмоций позволяет определить должную степень вины, то есть количественную характеристику социальной сущности вины, которая определяется совокупностью формы и содержания вины с учетом всех особенностей психического отношения лица к объективным обстоятельствам преступления и его субъективных, психологических причин. Степень вины определяется степенью отрицательного отношения лица к интересам личности, общества, проявленного в совершенном преступлении.

  Степень вины конкретного лица в совершении определенного преступления является непосредственным выражением меры искажения  ценностных ориентаций виновного. Учитывая, что степень вины является количественным выражением отрицательного отношения лица к интересам личности и общества, а также показателем искажения ценностных ориентаций виновного, установление ее обуславливает различную меру порицания лица, меру его ответственности. Определение наличия и степени вины способствует объективному решению вопроса об ответственности и наказуемости виновного.

  В описание тех или иных видов преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ, всегда входит определенная форма  вины. Поэтому формы вины, в плане  общего учения о преступлении, именуются обязательными признаками. Остальные компоненты вины (мотив, цель, эмоции) предусматриваются редко при описании видов преступлений, что позволяет их отнести к факультативным признакам.

  Между тем в юридической литературе распространено мнение о том, что мотивы, цели и эмоции должны быть вынесены за пределы вины. Применительно к неосторожным преступлениям эти компоненты психической деятельности субъекта вообще игнорируются.5 В этой связи обоснованным следует признать мнение, высказанное в теории уголовного права: отрицание мотива в неосторожных преступлениях «является отрицанием волевого содержания самих преступных актов, так как воля без мотива не существует».6 Однако, при этом следует учитывать, что связь мотива и целей с преступными последствиями при неосторожных преступлениях в отличие от умышленных носит более опосредованный характер, ибо здесь субъект может ставить правомерные цели и действовать из «лучших» побуждений. Именно поэтому их выявление важно для установления вины и индивидуализации наказания. Следует лишь более точно подходить к терминологии мотивов. Поэтому-то в теории уголовного права мотивы в неосторожных преступлениях справедливо называются не «мотивами и целью преступления», а «мотивами и целью поведения» лица, совершившего неосторожное преступление.7 Выявление мотивов и целей помогает установлению конкретной формы вины при квалификации тех или иных преступлений, характера общественной опасности содеянного и личности виновного, причин и условий, способствующих преступлению. Без этого трудно определить степень вины и, следовательно, индивидуализировать ответственность и наказание.          

Информация о работе Неосторожность как форма вины в уголовном праве РФ