Незаконное содержание под стражей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе действующего законодательства, материалов судебной практики, результатов социологического исследования дать уголовно-правовую характеристику объективных и субъективных признаков заведомо незаконного задержания, заключения под стражу и содержания под стражей,
В соответствии с целью были поставлены следующие основные задачи, решение которых и составило содержание настоящей работы:
- дать системно-структурный анализ норм права, предусматривающих уголовную ответственность за заведомо незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей;
- проанализировать нормы конституционного, уголовно-процессуального и административного права, определяющие законность и обоснованность избрания и применения задержания, заключения под стражу или содержания под стражей;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………
Глава I. Юридический анализ состава преступления предусмотренного ст. 301 УК РФ……………………………………………………………
1.1. Объективные признаки…………………………………………….
1.2. Субъективные признаки…………………………………………….
Глава II. Квалифицирующие признаки ст. 301 УК РФ…………………
Заключение………………………………………………………………..

Содержимое работы - 1 файл

незаконное содержание под стражей.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

(подозреваемого), на предупреждение которых направлены  меры пресечения.

Заключение  под стражу может применяться  только на основании решения судьи  или суда либо с санкции прокурора. В соответствии со ст. 11 и Законом о прокуратуре РФ прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого, в нарушении закона подвергнутого предварительному заключению.

Решение о заключении обвиняемого или  подозреваемого под стражу принимает  следователь, лицо, проводящее дознание, орган дознания, хотя оно реализуется лишь с получением санкции прокурора. Ответственность за законность и обоснованность такого решения лежит в первую очередь на том, кто его применяет. Это же относится и к случаям необоснованного отказа от применения заключения под стражу.

Для некоторых  категорий граждан, в связи с  особой ответственностью выполняемых  ими функций установлены дополнительные гарантии против необоснованного применения к ним заключения под стражу. В  соответствии со ст.98 Конституции РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течении всего срока их полномочий. Они не могут быть арестованы. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой

Федерального  собрания.

Судья Конституционного Суда РФ не может  быть арестован без согласия конституционного суда РФ. Судья суда общей юрисдикции или арбитражного суда не может быть заключён под стражу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судей под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора РФ или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда.

Депутаты  представительных органов власти субъектов  федерации в соответствии с законодательством, действующим на территории субъектов федерации, могут быть арестованы с согласия соответствующих представительных органов.

 Незаконное  задержание (ч. 1 комментируемой статьи) нарушает нормальную деятельность  органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания.

 В  ст. 301 УК содержатся признаки  составов трех самостоятельных  преступлений: задержания, заключения под стражу и содержания под стражей.

 Основания  и порядок задержания, а также  основания освобождения подозреваемого  лица регламентируются нормами УПК (ст. 91-92, 94) и Федеральным законом от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления". Задержать можно лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено лишение свободы, при наличии одного из оснований: когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. В других случаях лицо может быть задержано, если оно пыталось скрыться или не имеет постоянного места жительства, или когда не установлена личность подозреваемого, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

О задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания, следователь составляет протокол задержания (ст. 92 УПК).

Незаконным  является задержание, совершенное при  отсутствии перечисленных оснований  для его применения, с нарушением сроков или процессуального порядка  задержания (например, без составления  протокола задержания). Преступление окончено с момента задержания лица независимо от наступления вредных последствий. 

1.1. Объективные признаки 

Объектом "незаконного задержания, заключения под стражу или содержания под  стражей" (ст.301) являются одновременно нормальная деятельность органов правосудия и интересы личности.

Объективная сторона незаконного задержания (ч. 1 ст. 301 УК) выражается в кратковременном  лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления. Подозреваемый  не может быть подвергнут задержанию на срок более 48 часов (ст. 94 УПК), а в случае вынесения судьей постановления об отложении принятия решения по ходатайству прокурора, следователя или дознавателя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу для представления названными лицами дополнительных доказательств обоснованности задержания - на срок более 72 часов (ч. 6 ст. 108 УПК). 4

Совершая  преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 301 УК РФ, начальник органа дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимают решения в рамках своей компетенции (ст. 91 УПК РФ), но при этом злоупотребляют полномочиями. Действия, которые составляют объективную сторону незаконного задержания, изменяя правоотношения, влекут юридические последствия для задержанного и не могут быть реализованы общим субъектом. Эти обстоятельства отличают злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) от их превышения (ст. 286 Кодекса).

Рассуждая об объекте незаконного задержания, М. А. Кауфман отмечает, что в данном случае именно конституционное право на личную свободу и неприкосновенность следует рассматривать в качестве основного объекта преступления. То обстоятельство, что человек лишается свободы на основании неправомерных действий должностных лиц, не может изменить природу совершаемого посягательства именно как преступления против конституционного права личности на свободу и личную неприкосновенность4. В итоге предлагается ст. 301 УК РФ преобразовать в квалифицированный состав ст. 127 Кодекса (Незаконное лишение свободы), изложив его как «то же деяние, совершенное с использованием своего служебного положения».

При описании объекта преступления, предусмотренного ст. 301 УК РФ, не следует противопоставлять  нормальное развитие отношений в  сфере правосудия и обеспечение  права человека на свободу. Эти понятия теснейшим образом связаны. При уяснении содержания признаков заведомо незаконного задержания и заключения под стражу, решении вопросов квалификации нужно учитывать, что посягательство на свободу и личную неприкосновенность в данном случае осуществляется в особой сфере судопроизводства и специальным субъектом — должностным лицом, наделенным процессуальными полномочиями.

Решающее  значение для квалификации имеет  правильное представление об объективной  стороне преступления. Весьма спорными являются утверждения о том, что объективная сторона незаконного задержания (ч. 1 ст. 301 УК РФ) выражается в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления8, или в незаконном лишении свободы на краткий срок9. Действительно, потерпевший от незаконного задержания фактически лишается свободы, но следователь его непосредственно не удерживает. Такие действия, как, например, вывод подозреваемого из помещения временно задержанных, контроль над ним во время допроса, не характеризуют объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 301 Кодекса.

Как и  у любого должностного злоупотребления, объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 301 УК РФ, состоит  в использовании должностных  полномочий, т. е. принятии соответствующего управленческого решения, которое влечет юридические последствия для других лиц. Задерживая подозреваемого, лица, указанные в ч. 1 ст. 91 УПК РФ, пользуются предоставленной им властью для применения мер процессуального принуждения. Анализ законодательства, в частности ст. 92 УПК РФ, дает основание утверждать, что задержание подозреваемого находит свое объективное выражение в составлении протокола задержания надлежащим субъектом.

Поэтому вряд ли следует связывать момент окончания исследуемого преступления с фактическим лишением потерпевшего свободы. Как правило, задержание процессуально оформляется, когда лицо уже какое-то время находится в правоохранительном органе после его доставления с места происшествия или в результате раскрытия преступления «по горячим следам». В этом случае признание посягательства, предусмотренного ч. 1 ст. 301 УК РФ, оконченным в момент фактического задержания означало бы допущение привлечения следователя к уголовной ответственности за совершение посягательства, о котором он узнал после его юридического окончания. Безусловно, преступление не может быть признано оконченным до того, как виновный начал выполнять его объективную сторону.

«С объективной  стороны эти действия, — пишет  В. В. Демидов об объективной стороне  посягательств, предусмотренных ст. 301 УК РФ, — выражаются в вынесении в ходе предварительного расследования заведомо незаконных процессуальных документов (протокол, постановление) в обоснование необходимости задержания, заключения под стражу или содержания под стражей»13. Такое представление о механизме преступного поведения является обоснованным и создает надежные предпосылки для установления существенных признаков преступлений, предусмотренных ст. 301 УК РФ, в процессе уголовного преследования. 

1.2.Субъективные  признаки 

Субъектами преступления, предусмотренного ст. 301 УК, могут быть только должностные лица органов дознания, а также следователи или прокуроры. Судья за заведомо незаконное заключение под стражу или содержание под стра жей несет ответственность по ст. 305 УК.

Субъективная  сторона преступления — прямой умысел

Субъектом заведомо незаконного задержания, заключения под стражу и содержания под стражей  является должностное лицо, уполномоченное законом принять решение о  применении меры административного  или уголовно-процессуального принуждения и выносить соответствующий административный или уголовно-процессуальный документ.

Незаконное  лишение свободы, совершенное должностным  лицом, не обладающим указанными правами (в т. ч. дознавателем, следователем, прокурором без соответствующего решения судьи), образует состав превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Совершение подобных действий не должностным лицом образует состав незаконного лишения свободы (ст. 127 УК РФ).

При заведомо незаконном заключении под стражу (продлении сроков содержания под стражей) прокурор, следователь (дознаватель) в случае умышленности их совместных действий могут выступать в качестве соисполнителей, организаторов, подстрекателей или пособников судьи, выносящего незаконное решение о лишении свободы обвиняемого (подозреваемого).5

Лицо, осуществившее  «фактическое» задержание, может  быть пособником лица, применившего «юридическое»  задержание при умышленном совместном совершении преступления.

Субъективная  сторона заведомо незаконного задержания, заключения под стражу и содержания под стражей (ч. ч. 1 и 2 ст. 301 УК РФ) характеризуется наличием прямого заранее обдуманного определенного умысла. Отношение субъекта к наступлению тяжких последствий заведомо незаконного задержания, заключения под стражу или содержания под стражей (ч. 3 ст. 301 УК РФ) может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины.

 Заведомо  незаконное административное задержание  надлежит квалифицировать по  ч. 1 ст. 301 УК РФ только в том  случае, когда оно применяется как мера обеспечения рассмотрения дела об административном правонарушении судьей. В иных случаях заведомо незаконное административное задержание квалифицируется по ст. 285 УК РФ.

 Бездействие  дознавателя, следователя или  прокурора, умышленно не освободившего подозреваемого из-под стражи по решению прокурора, обнаружившего факт допущенного дознавателем, следователем или нижестоящим прокурором умышленного нарушения требований к производству задержания надлежит квалифицировать по совокупности ч. 1 ст. 301 УК РФ и ч. 2 ст. 301 УК РФ.

Заведомо  незаконное заключение под стражу или  продление срока содержания под  стражей, вынесенное судьей на стадии судебного производства по уголовному делу, надлежит квалифицировать по ст. 301 УК РФ.

 Диспозицию  ч. 3 ст. 301 УК РФ, следует изложить в следующей редакции: 

«3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие:

а) самоубийство или попытку самоубийства потерпевшего или его близких;

б) тяжкий вред здоровью;

в) имущественный  ущерб в крупном размере или иные тяжкие последствия».

Необходимо  дополнить ст. 301 УК РФ примечанием  следующего содержания:

«Примечание. Крупным размером в настоящей  статье признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч  рублей». 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II Квалифицирующие признаки ст. 301 УК РФ

Незаконное  задержание, заключение под стражу или содержание под стражей причиняет  существенный вред не только интересам  и престижу правосудия и правоохранительных органов, но и посягает на гарантированную  конституционную свободу и неприкосновенность личности. Таким образом, объектом данного преступления являются одновременно интересы правосудия и личности.

Согласно  ст. 239 названного Кодекса административное задержание допускается в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте (если составление протокола является обязательным), обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Задержание лица, совершившего административное правонарушение, может производиться лишь органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательством РФ, и длится не более трех часов. В исключительных случаях в связи с особой необходимостью законодательными актами могут быть установлены иные сроки административного задержания. Например, лица, нарушившие пограничный режим или режим в пунктах пропуска через государственную или таможенную границу, могут быть задержаны на срок до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения - до трех суток или на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность (ст. 241 - 242 КоАП). При административном задержании на срок более трех часов задержанные помещаются под стражу в камеру изолятора временного содержания.

Информация о работе Незаконное содержание под стражей