Специальный субъект преступления и его факультативные признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будут рассмотрены и раскрыты:
- понятие, сущность субъекта преступления;
- основные признаки субъекта преступления
- сущность специального субъекта и его факультативные признаки.

Содержание работы

Введение 3
Понятие субъекта преступления
5
Понятие преступления по Российскому уголовному праву
5
Признаки состава преступления
7
Понятие и значение субъекта преступления
11
Признаки субъекта преступления
14
2.1 Физическое лицо как признак субъекта преступления 14
2.2 Возрастные признаки субъекта 16
2.3 Вменяемость и невменяемость 24
3.Специальный субъект преступления и его факультативные признаки 30
3.1 Понятие специального субъекта 30
3.2 Должностные лица как специальный субъект 35
3.3 Военнослужащие как специальный субъект преступления 39
Заключение 42
Список использованных источников 44

Содержимое работы - 1 файл

к.р.субъект преступления.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

     Отдельные преступления, ответственность за совершение которых наступает для лиц по достижении 16 лет, могут включать в себя в качестве составных частей те преступные деяния, ответственность по которым наступает с 14 лет. Например, субъектами бандитизма (ст. 209 УК РФ) могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста. Но бандитизм, будучи сложным преступлением, может включать в себя кражу, разбой, убийство и др. Лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие различные преступления в составе банды, подлежат ответственности лишь за те конкретные преступления, ответственность за которые предусмотрена с 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ) (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 N 1 "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм".  В то же время в мире известны примеры различных, в основном более низких, возрастных границ уголовной ответственности. В США в некоторых штатах вообще отсутствуют формально закрепленные границы возраста, с которого возможна уголовная ответственность, возможность привлечения к ответственности решается правоприменителем в каждом конкретном случае.

     В Англии нижняя возрастная граница уголовной  ответственности - 10 лет. Считается, что  лица, не достигшие этого возраста, не в состоянии понимать характер и значение своих действий, следовательно, являются уголовно недееспособными. Характерно, что при этом никакие ссылки на необычно раннее развитие ребенка моложе 10 лет к рассмотрению даже не принимаются.

     В возрасте от 10 до 14 лет уголовная  ответственность по английскому  законодательству в принципе возможна, но вопрос о ее применении должен решаться индивидуально. Так, С. Шишков указывает, что "обвинение обязано доказать факт осознания несовершеннолетним, что он совершает нечто серьезно противозаконное. К примеру, одиннадцатилетний мальчик швырнул кирпичом в полицейских и пытался скрыться. Свои действия он считал относящимися к числу проступков, порицаемых родителями и запрещенных правилами школьной дисциплины, подобных битью стекол или прогуливанию уроков. Однако он не осознавал, что совершает преступление, и, следовательно, уголовной ответственности не подлежит".

     В Германии минимальный возраст наступления  уголовной ответственности 14 лет. При  этом лицо в возрасте от 14 до 18 лет  имеет статус "подростка" и  может быть привлечено к уголовной  ответственности только в случае, когда оно "по своему моральному и духовному развитию обладает достаточной зрелостью, чтобы понимать неправомерность содеянного и действовать в соответствии с этим пониманием (параграф 3 Закона о ювенальном суде)". К "подросткам" же "могут быть приравнены" лица от 18 лет до 21 года по двум основаниям: 1) если в результате общей оценки личности правонарушителя и с учетом его социального окружения будет установлено, что уровень его духовного и морального развития аналогичен подростковому; 2) если само совершенное им деяние обусловлено поведением, свойственным подростковому возрасту (параграф 105 Закона о ювенальном суде)"

     Из  приведенных примеров видно, что  вопрос о возрасте наступления уголовной  ответственности законодательством  каждой страны решается по-своему.

     Психологи считают, что понимание запретности  и наказуемости преступлений, а также  способность к сознательно-волевому контролю своих поступков формируются  у ребенка значительно раньше 14 лет, что, собственно, и было учтено законодательством ряда стран (Англия, США, Германия и др.). Российское законодательство традиционно ориентируется на общий порог уголовной ответственности лица - с 16-летнего возраста, а в отдельных случаях - с 14 лет. Установление российским законодательством несколько завышенного возраста наступления уголовной ответственности (с 16 или 14 лет) в сравнении с тем, когда у человека уже появляется осознанность и регулирование поведения, объясняется соображениями гуманности.

     УК  РФ содержит только единое понятие - "возраст, с которого наступает уголовная ответственность", при этом отсутствует указание на какие-то его составляющие (возраст календарный, паспортный, фактический, психологический). Однако в литературе выделяют два основных способа законодательного определения возраста, с которого начинается уголовная ответственность, - календарный и фактический. При календарном варианте в уголовном законе оговаривается конкретное количество лет с момента рождения человека. Законодатель устанавливает возраст исходя из того, что по его достижении лицо заведомо способно понимать уголовно-правовые запреты и последствия их нарушений, полностью контролировать свое поведение. Как справедливо указывает С. Шишков, "социальная зрелость складывается из достаточного к тому времени уровня психофизиологического развития и приобретенного за эти годы социального опыта. Этих положений нет в тексте УК, но они подразумеваются законодателем". Следовательно, в российском уголовном законодательстве в основном используется календарный способ определения возраста уголовной ответственности: согласно ст. 20 УК РФ, она наступает с 16 лет, а за некоторые преступления - с 14 лет.

     Но  все-таки лицо, достигшее определенного  календарного возраста, может ему  не соответствовать по степени социальной зрелости. Это может быть вызвано индивидуальными особенностями биологического развития организма (кто-то взрослеет раньше, кто-то позже, причем это является нормой) либо социальными факторами или наличием соматической и психической патологии. Это приводит нас к необходимости задуматься над таким понятием, как "фактический" возраст.

     Помимо  указанного, понятия возрастного  периода как такового в УК РФ нет, т.к. нет указания, что не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетний, который хотя и достиг возраста уголовной  ответственности, однако из-за отставания в психическом развитии этому возрасту явно не соответствует. При этом факт отставания в психическом развитии как бы предполагает, что подросток остался на уровне более раннего возрастного периода. Такой подход характерен, когда в основе определения возраста наступления уголовной ответственности лежит только фактический возраст и его соответствие календарному. Однако законодатель в России пошел другим путем.

     В ч. 3 ст. 20 УК РФ содержится норма, согласно которой при достижении возраста уголовной ответственности такая ответственность исключается, если во время совершения общественно опасного деяния несовершеннолетний вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. О невменяемости в данном случае речи не идет, так как лицо не имеет болезненное состояние психики (психическое расстройство). Причина того, что несовершеннолетний во время совершения общественно опасного деяния не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, - отставание в психическом развитии. Это может быть следствием врожденных особенностей взросления, педагогической запущенности и т.д. Такое состояние часто называют ограниченной возрастной вменяемостью или возрастной невменяемостью.

     В необходимых случаях для решения  вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии, его причин, неспособности в полной мере понимать общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Она обычно проводится специалистами в области детской и юношеской психологии и психиатрии. Причина этого в том, что сначала эксперты-психиатры должны исключить наличие психической патологии и лишь затем эксперт-психолог может приступить к установлению факта неболезненного отставания в психическом развитии. Назначать самостоятельную судебно-психологическую экспертизу допустимо только в том случае, если судебно-психиатрическая экспертиза этого лица уже проведена и у него не выявлено психического расстройства, исключающего или ограничивающего вменяемость. При этом обязательно должен быть поставлен вопрос о степени умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует его возрасту (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних")

     Положения ч. 3 ст. 20 УК РФ касаются только несовершеннолетних, то есть лиц в возрасте от 14 до 18 лет. При этом возрастная граница подвергается сомнению только в одном направлении, т.е. в аспекте отставания в развитии от календарного возраста. Но на практике не исключены случаи, когда лицо по уровню развития опережает биологический возраст и вполне осознает и фактический характер, и общественную опасность своего поведения и может руководить своими действиями. Однако законодатель не предусмотрел возможности опровержения возрастной презумпции в обратном направлении (в сторону увеличения календарного возраста).

     В литературе иногда отмечают несоответствие нормы ч. 3 ст. 20 УК РФ положениям ст. 22 УК РФ, где предусмотрена уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемость. Но реально никакого противоречия здесь нет. Когда речь идет о несовершеннолетнем, по документам достигшем возраста, предусмотренного частями первой или второй ст. 20 УК РФ, то отставание в психическом развитии уменьшает его реальный психологический возраст, выводя его из-под уголовной ответственности вследствие недостижения возрастного порога уголовной ответственности (хотя прямо в уголовном законодательстве об этом и не говорится). Именно отставание в психическом развитии, отбрасывающее его назад в плане формирования личности, служит причиной того, что несовершеннолетний, будучи вменяемым, не осознает, что его действия запрещены уголовным законом и общественно опасны или не может их контролировать, как и любой иной ребенок с нормальным уровнем психического развития, чей календарный возраст соответствует фактическому возрасту рассматриваемого лица. Например, родившись 14 лет назад, подросток может иметь уровень психологического развития 12-летнего ребенка. Совсем другое дело, если преступное деяние совершает совершеннолетнее вменяемое лицо. Даже если такое лицо во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, оно является субъектом преступления, так как вменяемо и достигло установленного возраста, т.е. подлежит уголовной ответственности.

     Отдельно  следует обратить внимание, что в статье 20 УК РФ сказано о времени совершения преступления. Временем совершения преступления, согласно ч. 2 ст. 9 УК РФ, признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий (ст. 9 УК РФ).

     Лицо  считается достигшим возраста, с  которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении  суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних"). Следовательно, совершение лицом уголовно-наказуемого деяния в день рождения, даже если фактически он достиг возраста, предполагающего наступление уголовной ответственности (например, реально родился в 6 утра, а преступление совершил в 23 вечера), не влечет уголовной ответственности.11

     Если  документальные данные о возрасте лица отсутствуют, его устанавливают  судебно-медицинской экспертизой. В  этом случае днем рождения лица считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних"). 

     2.3 Вменяемость и невменяемость

     В уголовном праве России субъектом  преступления может быть только вменяемое  лицо.

     Термин "вменяемость" происходит от слова "вменять", "вменять в вину". Вменяемость является необходимым условием наличия вины и наступления уголовной ответственности лица за совершенное деяние. При этом факт вменяемости лица не означает наличия вины, но без него сама постановка вопроса о вине становится ненужной.

     Законодательного  определения вменяемости в УК РФ не содержится, хотя в ст. 21 УК РФ дается разъяснение понятия невменяемости. Исходя из того что вменяемость лица является противоположностью невменяемости (лицо либо вменяемо, либо невменяемо), можно охарактеризовать вменяемость как признак субъекта преступления следующим образом: способность лица, во-первых, осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), а во-вторых, руководить такого рода поведением, проявлять свою волю.

     Предполагается, что каждый гражданин вменяем. Если в процессе следствия или суда возникают сомнения в том, является ли лицо вменяемым в отношении  инкриминируемого ему деяния, назначается  судебно-психиатрическая экспертиза.

Информация о работе Специальный субъект преступления и его факультативные признаки