Стадии совершения умышленного преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

Приняв решение, субъект осуществляет подготовительные действия, а затем начинает непосредственно выполнять задуманное деяние. Если оно завершено, тогда речь идет об оконченном преступлении. В тех случаях, когда по причинам, не зависящим от воли виновного, преступление не было доведено до конца, необходимо установить и юридически оценить тот этап (стадию, ступень), на котором преступная деятельность была прервана. Термин "стадия преступления" законодатель не употреблял ранее и не использует в действующем ныне УК РФ. Однако эта терминология обоснованно использовалась как в дореволюционной, так и в советской теории уголовного права.

Содержимое работы - 1 файл

реферат.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

    Изготовление  — это создание из полуфабрикатов, заготовок или сырья оружия, орудий или средств совершения преступления заводским либо кустарным способом.

    Приспособление  — такая обработка предметов (изменение их конфигурации, степени заточки), после которой они становятся пригодными для совершения преступления. Например, изменение формы ключа, заточка отвертки и т. д.

    Анализируя  все перечисленные виды приготовительных действий, следует иметь в виду субъективную ориентацию виновного. Ведь само по себе приобретение, изготовление либо приспособление орудий и средств может оказаться безразличным для уголовного закона. Лишь связав воедино действия виновного с его намерением совершить преступление, можно говорить о наличии или отсутствии стадии приготовления к нему. Более того, необходимо учесть, что приготовленным к преступлению орудием (средством) может быть назван только предмет, приведенный в такой вид и поставленный в такие условия, при которых он действительно может служить средством выполнения задуманного.

    В качестве самостоятельных приготовительных действий в УК названы приискание соучастников преступления либо сговор на совершение преступления. Первый вид  приготовительных действий характерен в большей мере для организатора преступления. Он состоит в завязывании либо возобновлении знакомств с потенциальными соучастниками, побуждении их к участию в конкретном преступлении, обсуждении роли каждого и т. д. Приискание соучастников как вид приготовления наказуем лишь в тех случаях, когда организаторская деятельность направлена на совершение конкретных тяжких и особо тяжких преступлений. В Особенной части УК предусматривается, кроме того, ответственность за такую же деятельность как за оконченное преступление (например, вербовка наемников — ст. 359 УК, планирование и подготовка агрессивной войны — ст. 353 УК, создание устойчивой вооруженной группы (банды) — ст. 209 УК) и т. д. В этих случаях, имея в виду чрезвычайно высокую общественную опасность организаторской деятельности, законодатель переносит окончание преступления на стадию приготовления и конструирует как усеченные составы.

    Сговор  на совершение преступления предполагает, что два и более лица, достигших  возраста уголовной ответственности, договариваются совместно совершить одно или несколько преступлений. Сговор касается преступления в целом, а не отдельных его деталей по сокрытию, допустим, следов преступления, транспортировке и сбыту похищенного и т. п. Признаками, позволяющими отнести сговор к приготовлению, можно назвать: 1) цели объединения двух и более лиц — для совершения одного или нескольких преступлений, отнесенных законодателем к тяжким или особо тяжким;

    2) сговор должен состояться до  начала выполнения объективной  стороны конкретного состава  преступления; 3) подготовительная преступная деятельность прервана помимо воли виновных.

    Иное  умышленное создание условий для  совершения преступления может выражаться в самых разнообразных действиях, не подпадающих под определение  приискания, приспособления. Так, преступник может составить план помещения, из которого намечает совершить хищение, умертвить сторожевую собаку, отвлечь внимания сторожа, охраняющего склад, выяснить режим работы банка или реквизиты и порядок прохождения таможенных документов при контрабанде, прийти на место преступления и выследить жертву, изготовить фальшивый паспорт для предъявления его при хищении путем мошенничества и т. д.

    Приготовление может совершаться как одним  действием, например изготовлением  отмычки для отпирания замка, так и целой системой действий. Например, приготовление к подделке денежных знаков может заключаться в изготовлении клише, подборе бумаги, красителей, вербовке соисполнителей для выпуска фальшивых купюр в обращение. Приготовление в большинстве случаев выражается в действиях, но может совершаться и в форме бездействия, когда, например, с целью хищения по предварительному сговору группой лиц сторож склада, обязанный закрывать входную дверь на замок, умышленно оставляет ее открытой.

    По  времени приготовительные действия предшествуют преступлению. Временной промежуток может быть различным: от нескольких месяцев до нескольких минут перед общественно опасным деянием. Место совершения подготовительных действий может не совпадать с местом преступления; иногда они могут находиться на значительном расстоянии друг от друга.

    Наказание за приготовление назначается по статье Особенной части УК, предусматривающей  ответственность за данное преступление с обязательной ссылкой на ст. 30 УК.

    Приготовление иногда может содержать оконченный состав другого преступления. В этом случае действия виновного необходимо квалифицировать раздельно: за это оконченное преступление и за приготовление к другому преступлению. Например, если приготовление к умышленному убийству выразилось в похищении огнестрельного оружия, то лицо подлежит ответственности по ст. 226 УК — за хищение оружия и ст. 30 и 105 УК — за приготовление к убийству.

    Таким образом, действия считаются приготовлением к преступлению при наличии трех взаимосвязанных условий:

    1) они были направлены на совершение тяжких или особо тяжких преступлений и создавали возможность причинения вреда объекту уголовно-правовой охраны; 2) виновный ограничился только приготовительными действиями и не приступал к действительному осуществлению задуманного, ибо в противном случае он будет отвечать за покушение либо за оконченное преступление; 3) приготовление должно быть остановлено по причинам, не зависящим от воли виновного. Если же лицо, совершившее приготовительные действия, по собственной воле не доводит преступление до конца, то оно наказывается лишь в том случае, если в уже совершенных им действиях содержится состав другого преступления.

§ 4. Покушение на преступление

    Покушением  на преступление признаются действия (бездействие) лица, непосредственно  направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам. Кратко можно сказать, что покушение — это начатое, но неоконченное преступление. Однако в виду схожести его с другими стадиями: приготовлением и оконченным преступлением — необходимо рассмотреть понятие покушения более подробно.

    Отметим прежде всего то обстоятельство, что  покушение более опасно, чем приготовление, в связи с чем оно наказуемо при совершении любых преступлений, а не только тяжких или особо тяжких, как в приготовлении.

    Для покушения (как и приготовления) характерно, что лицо уже частично реализует умысел на совершение конкретного  преступления, но результат и в том и другом случае не наступает по причинам, не зависящим от воли виновного. Вместе с тем покушение существенно отличается от приготовительных действий, с одной стороны, и оконченного преступления — с другой. Различия видны при анализе объективных и субъективных предпосылок ответственности за покушение.

    С объективной стороны покушение  состоит в действиях, непосредственно  направленных на совершение преступления. Термин "непосредственно" означает, что лицо начало выполнять или  выполнило объективную сторону конкретного состава преступления. При покушении на убийство, например, виновный пытается выстрелить в жертву либо выстрелил, но промахнулся; при краже с проникновением в жилище, помещение или иное хранилище — начал взламывать запирающие устройства на двери, окнах; при изнасиловании применяет физическое либо психическое воздействие с целью преодолеть сопротивление потерпевшей. Общим во всех приведенных примерах является и то, что объект уголовно-правовой охраны уже поставлен под угрозу причинения вреда. По этим признакам — осуществлению действий, составляющих объективную сторону конкретного состава преступления, и угрозе причинения вреда объекту — покушение и отличается от приготовления, при котором только создаются условия для преступления, но действия непосредственно не направлены на его совершение.

    В абсолютном большинстве случаев  покушение совершается путем  действий. Однако по материальным составам некоторых преступлений покушением может быть признано и бездействие, если в нем проявляется воля лица, стремящегося к достижению преступного результата. Если мать, задумав лишить жизни своего новорожденного ребенка, не кормит его и довела до полного истощения, так что смерть не наступила лишь благодаря вмешательству посторонних лиц, ее действия (при доказанности умысла на лишение жизни) могут быть квалифицированы как покушение на убийство.

    С субъективной стороны, покушение характеризуется  осознанием виновным общественной опасности  своих действий, непосредственно  направленных на совершение конкретного преступления и желанием выполнить их, в то время как в приготовлении лицо сознает, что совершаемые им общественно опасные действия лишь создают предпосылки (условия) для конкретного преступления, и желает совершить их. Следует уточнить, что покушение возможно только с прямым умыслом.

    От  оконченного преступления покушение  отличается ненаступлением желаемых последствий, конструктивно входящих в конкретный состав преступления (при оконченном покушении), либо невыполнением всех действий, необходимых для достижения преступного результата (при неоконченном покушении).

    Действующий уголовный закон не разделяет  покушение на виды. В науке уголовного права необходимость такого деления  связывается с вопросом о привлечении  виновного к уголовной ответственности  и размерах наказания за неоконченную преступную деятельность. Временной промежуток между началом осуществления преступления и его окончанием может быть весьма значительным, а деятельность виновного, проявленная в покушении, ее объем и характер весьма разнообразны, в связи с чем степень общественной опасности покушавшегося будет тем больше, чем ближе он подошел к моменту, когда преступление окончено.

    Именно  это обстоятельство должно влиять на уголовную ответственность покушавшегося  и назначение ему наказания, но для реализации названной научной идеи она должна быть не только описана в учебной и научной литературе, но и предусмотрена в законе. Упование на мудрость судей далеко не всегда себя оправдывает, так как она зависит от целого ряда личностных качеств, профессионального уровня, жизненного опыта, свойств характера лиц, отправляющих правосудие. Максимальная формализация принципиальных понятий в Общей части УК могла бы способствовать укреплению законности.

    По  признаку близости к оконченному  преступлению и степени завершенности действий покушение принято делить на два вида: оконченное и неоконченное. Оконченное покушение имеет следующие характерные признаки: с объективной стороны — лицо выполнило все действия, необходимые для наступления последствий; с субъективной стороны — лицо сознает, что им выполнены все намеченные действия и предвидит, что последствия наступят без применения дальнейших усилий, автоматически, и желает наступления таких последствий. Однако преступный результат не наступает по причинам, не зависящим от его воли.

    Вместе  с тем преступные последствия  могут наступить, но не те, к достижению которых стремился виновный. Например, желая убить, преступник ударяет  человека ножом в грудь, но вследствие того, что потерпевший уклонился  от удара, фактически причинит ему лишь легкие телесные повреждения. В соответствии с направленностью умысла здесь необходимо вменить ст. 30 и 105 УК как за оконченное покушение на убийство.

    Неоконченное  покушение характеризуется тем, что виновный объективно не выполнил всех действий, которые должны были привести к наступлению последствий. Субъективно он сознает неполноту совершения намеченных действий и необходимость их продолжения. Именно этими обстоятельствами и обусловливается ненаступление последствий, к достижению которых стремился виновный. Например, намереваясь совершить кражу с проникновением в жилище, преступник выполнил все приготовительные действия, затем выставил окно и влез в квартиру, но был задержан работниками охранной службы. Виновный еще не совершил всех действий, которые, по его умыслу, были необходимы, чтобы довести преступление до конца.

    Оконченное  и неоконченное покушение относится  к так называемому годному (обычному) покушению. Наука уголовного права  выделяет еще один вид — негодное покушение. Оно может быть оконченным или неоконченным; суть его состоит в ошибке при выборе объекта (предмета) посягательства или средств совершения преступления.

    Если  негодное покушение общественно  опасно, ответственность должна наступать  на общих основаниях, как за обычное  покушение. Если действия не представляют общественной опасности, необходимо уточнить, всегда ли дело обстоит так или только в данном случае. Если деяние всегда, при любых условиях не может вызвать наступления ожидаемых преступных последствий, лицо, их совершающее, должно быть освобождено от уголовной ответственности и наказания при условии, что действия его были лишены здравого смысла или были вызваны крайним невежеством.

Информация о работе Стадии совершения умышленного преступления