Уголовно–правовая характеристика простого убийства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

О таком преступлении, как убийство, сказано много, написано большое количество научных трудов как российскими и советскими учеными в области уголовного права, так и зарубежными.
Огромный интерес данная тема представляет не только с точки зрения криминологии и психологии поведения преступника, но и с точки зрения уголовного права, т.к. убийство (как, собственно, и любое умышленное преступление против жизни другого человека) всегда и во всех странах мира традиционно являлось (и является сейчас) особо тяжким преступлением, которое карается длительными сроками лишения свободы или же смертной казнью.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие убийства
1.1 Понятие и классификация квалифицированного убийства по российскому уголовному праву
1.2 Уголовно-правовая характеристика убийства
Глава 2. Квалифицированное убийство
Заключение
Библиография

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая УП.docx

— 78.86 Кб (Скачать файл)

От убийства из хулиганских побуждений на практике нередко приходится отграничивать  убийство, совершенное в драке  или в ссоре. Более четко свою позицию по этому вопросу сформулировал  Пленум Верховного Суда РФ в постановлении  от 27 января 1999 года, рекомендовав органам  следствия и суда выяснять, «кто явился инициатором ссоры или драки, не был ли конфликт спровоцирован виновным для использования его в качестве повода к убийству. Если зачинщиком ссоры или драки явился потерпевший, а равно в случае, когда поводом к конфликту послужило его противоправное поведение, виновный не может нести ответственность за убийство из хулиганских побуждений»22. И все же для признания убийства совершенным из хулиганских побуждений недостаточно сослаться на то, что данное лицо является «инициатором» или «активной стороной» преступления, – необходимо установить мотив действий виновного. Трудности состоят в том, что убийство из хулиганских побуждений зачастую совершается в драке или ссоре и в результате обстоятельства убийства из хулиганских побуждений и убийства в драке или ссоре нередко совпадают. Ошибки в квалификации убийства в этих случаях потому именно и происходят, что не уделяется внимания установлению мотива убийства, совершенного в драке или ссоре.

Убийство, предусмотренное п. «и»  ч. 2 ст. 105 УК РФ, может быть совершено не только с прямым, но и с косвенным умыслом. Совершая убийство из хулиганских побуждений с косвенным умыслом, виновный хотя и не ставит перед собой цели убийства, которая имеется при прямом умысле, но и не исключает, что смерть потерпевшего все же может наступить. Вместе с тем это не значит, что действия виновного в убийстве из хулиганских побуждений с косвенным умыслом являются бесцельными. Цель имеется, она состоит в совершении самого действия, направленного против личности потерпевшего, при безразличном отношении к возможному наступлению его смерти. Только цель при убийстве из хулиганских побуждений не выходит за рамки основного убийства, как, например, завладение имуществом при корыстном убийстве. Здесь убийство не является средством для достижения какой-либо цели (помимо причинившего смерть действия при косвенном и причинения смерти при прямом умысле). Известно, что мотив всегда служит достижению цели и даже определяет ее. Поскольку установлено, что при убийстве из хулиганских побуждений имеется определенная цель, постольку есть основания считать, что они (эти побуждения) являются мотивом действий виновного.

Важное значение имеет положение, содержащееся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 года, где разъяснено, что: «Если виновный, помимо убийства из хулиганских побуждений, совершил иные умышленные действия, грубо нарушавшие общественный порядок, выражавшие явное неуважение к обществу и сопровождавшиеся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, то содеянное им надлежит квалифицировать по п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ и соответствующей части ст. 213 УК РФ»23. Квалификация убийства из хулиганских побуждений только по одной статье, предусматривающей ответственность за убийство, правильна лишь для тех случаев, когда речь идет не о хулиганстве, сопряженном с убийством, а об убийстве из хулиганских побуждений.

Убийство с целью скрыть другое преступление или облегчить  его совершение, а равно сопряженное  с изнасилованием или насильственными  действиями сексуального характера (п. «к» ч. 2 ст. 105 УК)

Повышенная опасность для общества данного вида убийства состоит в  том, что виновный совершает фактически два преступления, преследуя при  этом низменную цель облегчения другого  преступления или освобождения от ответственности  за предыдущее преступление, не останавливаясь перед лишением жизни другого  человека.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что «речь идет об убийстве с целью  сокрытия любого преступления или об облегчении совершения любого другого преступления независимо от того, является оно особо тяжким или преступлением небольшой тяжести»24.

При квалификации данного вида убийства необходимо учитывать, что оно может  быть совершено только с прямым умыслом (в законе указывается на специальную  цель совершения преступления).

Изучение практики показывает, что  чаще всего по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ квалифицируется убийство, когда оно направлено на сокрытие или облегчение такого преступления, как завладение имуществом.

По п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ квалифицируются убийства, сопряженные с изнасилованием, а также убийства, совершенные для того, чтобы облегчить или скрыть другое убийство.

Убийство с целью сокрытия или облегчения другого преступления и само это преступление могут быть совершены как одним лицом, так и по предварительному сговору разными лицами.

Для оконченного состава убийства, предусмотренного п. «к» 2 ст. 105 УК РФ, закон не требует, чтобы виновный в результате убийства достиг цели, а именно облегчил совершение или сокрытие другого преступления, достаточно установить сам факт совершения убийства с этой целью. В тех случаях, когда после убийства с целью облегчения другого преступления виновный не успевает совершить это другое преступление, ответственность наступает за убийство при отягчающих обстоятельствах и за приготовление к другому преступлению. Убийство оказывается и самостоятельным преступлением, и тем приготовительным действием, за которое наступает ответственность по ст. 30 и соответствующей статье Особенной части УК РФ.

Вполне обоснованно Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27 января 1999 года разъяснил, что «под убийством, сопряженным с изнасилованием или  насильственными действиями сексуального характера, следует понимать убийство в процессе совершения указанных  преступлений или с целью их сокрытия, а также совершенное, например, по мотивам мести за оказанное сопротивление при совершении этих преступлений»25.

Убийство по мотивам  политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ). Ненависть в психологии определяется как стойкое активное отрицательное чувство человека, направленное на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям, ценностям26. Ненависть и вражду следует рассматривать как однопорядковые понятия, выражающие неприязнь к другому человеку, в данном случае основанные на принадлежности потерпевшего к иной этнической, религиозной или социальной группе либо к лицам иных идеологических или политических взглядов. В основе такого мотива лежит стремление подчеркнуть неполноценность национальности или расы потерпевшего либо осознание исключительности собственной. Для убийств на религиозной почве также характерен элемент фанатизма либо мести за вероотступничество. В ряде случаев подобные убийства совершаются с целью провокации национальных конфликтов.

В убийствах на почве идеологической или политической вражды или ненависти  выражается крайняя форма неприязни  к лицам, принадлежащим к определенной политической партии, общественному  движению, выражающим определенную идеологию. При этом не обязательно, чтобы сам  виновный был убежденным сторонникам  какой-либо определенной идеологии либо членом иной партии, в связи с чем специальные характеристики субъекта не являются обязательным признаком состава. Определяющим фактором квалификации по п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ в данном случае являются такая принадлежность потерпевшего и мотив убийства.

Под социальной группой понимаются относительно устойчивые совокупности людей, имеющие общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в обществе. Например, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т.п.

Такие убийства, как правило, совершаются  с прямым умыслом, но возможно совершение данного преступления и с косвенным  умыслом. Например, поджёг дома лица другой национальности по рассматриваемому мотиву, когда в жилище находятся люди, а виновный, осознавая это, безразлично  относится к последствиям в виде их смерти. Однако в этом случае доминирующим мотивом действий виновного является ненависть к представителям другой национальности, расы или вероисповедания.

Убийство, совершенное в  целях использования органов  или тканей потерпевшего (п. «м» ч. 2 ст. 105 УК). В УК РСФСР аналогичного отягчающего обстоятельства убийства не было. Необходимость его включения обусловлена развитием медицины и расширением возможностей пересадки органов и тканей от одного человека другому (в настоящее время производятся операции по пересадке сердца, почек, печени, селезенки, роговицы, глаз и др.). В связи с этим возникает потребность в соответствующем донорском материале. Это может привести к совершению убийств с целью использования органов и тканей потерпевшего для трансплантации27. Как следует из Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», под органами или тканями человека следует понимать: «сердце, легкие, почки, печень, костный мозг и другие органы и ткани, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Российской академией медицинских наук; органы, их части и ткани, имеющие отношение к воспроизводству человека, включающие в себя репродуктивные ткани (яйцеклетку, сперму, яичники, яички и эмбрионы; кровь и ее компоненты)»28. В Законе подчеркнуто, что органы и ткани человека не могут быть предметом купли – продажи.

Убийство, предусмотренное п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ, может быть совершено любым лицом, включая медицинского работника. Представляется, что редко такое преступление может быть совершено без участия лица, обладающего познаниями в медицине. «Органы или ткани могут быть изъяты как путем насилия и лишения жизни потерпевшего, так и под различными благовидными предлогами, в том числе и под предлогом проведения медицинской операции «в интересах» потерпевшего, которая может закончиться для него летальным исходом»29. Это преступление может быть совершено только с прямым умыслом. «В качестве обязательного признака выступает цель – использование органов или тканей потерпевшего. Умысел виновного направляется на лишение жизни донора, чтобы изъять для себя или других лиц его органы и ткани»30.

Мотивы  преступления могут быть корыстными либо карьеристскими (угодить начальнику) или могут заключаться в стремлении спасти жизнь близкого человека за счет лишения жизни другого, постороннего лица и др.

В заключение необходимо отметить, что убийство, предусмотренное п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ, может быть в зависимости от мотивов и обстоятельств преступления квалифицировано одновременно и по этой статье (п. «а», «в», «д», «ж», «з»). Сочетание квалификации по п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ с другими пунктами этой статьи по своей юридической характеристике невозможно.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Среди преступлений, посягающих на личность, наиболее тяжкими являются преступления против жизни. Они посягают на жизнь  человека – благо, которое дается ему только раз. Преступления против жизни относятся к числу тех  преступлений, при квалификации которых  встречаются значительные трудности. Они являются следствием многообразия различных ситуаций совершения этих преступлений и сложности признаков, которые приходится учитывать.

Наиболее тяжким среди преступлений против жизни практически в любой  стране (независимо от её общественно-политического  строя, религиозных канонов, культурологических и иных особенностей) традиционно  признаётся убийство. В российской правовой системе сам термин «убийство» утвердился далеко не сразу. В памятниках древнерусского права, важнейшим из которых является Русская Правда, лишение человека жизни именовалось «душегубством», а позднее оно стало называться «смертоубийством», и лишь к концу ХIХ века получило нынешнее наименование — «убийство» — хотя ни в Уголовном Уложении России 1903 г., ни в Уголовных кодексах советского периода самому этому понятию так и не было дано развёрнутого определения. В учебниках же, монографиях, статьях и комментариях приводились определения теоретиков, подчас довольно оригинальные и полные, но единой научной концепции отечественная школа уголовного права так пока и не выработала.

В текст уголовного закона определение  этого весьма важного уголовно-правового  понятия впервые было введено  в 1996 году, что следует признать несомненной  заслугой законодателя. В диспозиции части 1 статьи 105 УК РФ оно выражено довольно лапидарно: «умышленное причинение смерти другому человеку». Уголовный  закон, сформулировав здесь легальное  определение убийства, тем самым  сделал шаг вперёд и наконец-то вывел  за рамки убийства гораздо менее  опасный деликт — неосторожное причинение смерти. Государственная Дума РФ таким образом фактически признала — спустя десятилетия — правоту известного отечественного криминалиста, профессора ЛГУ М.Д. Шаргородского, ещё в середине минувшего века писавшего, что убийством нужно называть лишь умышленное причинение смерти другому человеку (а все случаи неосторожного лишения жизни так прямо и именовать в законе). Он справедливо подметил, что выражение «неосторожно убить» так же чуждо русскому уху, как и выражение «неосторожно поджечь» (по неосторожности можно только вызвать пожар или смерть) И действительно, в слове «убийство» с семантических позиций можно усмотреть какой-то намёк на умышленную форму вины.

Понятие убийства в действующем  УК РФ 1996 г. охватывает деяния, предусмотренные  статьями 105, 106, 107, 108.

Однако само по себе законодательное (легальное) определение убийства ещё  не позволяет в полной мере разграничить данное деяние со схожими преступлениями — как более, так и менее  опасными, и потому имеется насущная необходимость ввести в научный  и практический оборот ещё одно, доктринальное определение убийства, которое не противоречило бы легальному, а дополняло его, конкретизировало и помогало решить сложнейшие проблемы квалификации насильственных посягательств. А проблемы эти имеются, и не столь уж простые.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Нормативно-правовые акты

  1. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в редакции от 29.12.2009 N 383-ФЗ). [Электронный ресурс] – Режим доступа: Компьютерная сеть, филиал библиотеки им. Горького г. Уссурийск. – СПС Консультант Плюс.
  2. Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» № 4180-1 от 22.12.1992 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: Компьютерная сеть, филиал библиотеки им. Горького г. Уссурийск. – СПС Консультант Плюс.

Научная литература

3. Андреева, Л.А. Квалификация умышленных убийств, совершенных при отягчающих обстоятельствах. -Л., 1989. 312 с.

4. Андреева, Л.А., Волженкин Б.В. Рецензия на книгу «Квалификация преступлений против жизни//Правоведение.1978г. № 2. с. 122.

Информация о работе Уголовно–правовая характеристика простого убийства