Исполнение приговора как стадия уголовного судопроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Вся уголовно-процессуальная деятельность по рассмотрению уголовного дела проходит в строго установленной законом последовательности. Данная последовательность образует упорядоченную, взаимосвязанную систему действий, в которой стадии поочередно сменяют одна другую. На каждой последующей стадии оцениваются результаты предыдущей, осуществляется проверка их достоверности, законности и обоснованности. Любая стадия является относительно самостоятельной, она начинается и заканчивается составлением процессуального документа, наделяющего участников уголовно-процессуальных правоотношений специфическими, обоюдными правами и обязанностями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАДИИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА.
ГЛАВА 2. ИСПОЛНЕНИЕ ПРИГОВОРА КАК СТАДИЯ УГОЛОНОГО СУДОПРОИЗВОСТВА.
2.1. Исполнение приговора как стадия уголовного судопроизводства. Вступление приговора в законную силу и обращение его к исполнению.
2.2. Судебное производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора.
2.3. Судебное решение вопросов о правовых последствиях реабилитации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая. Исполнение приговора как этап уг. судопроизводства..doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

    Правило о восстановлении в бесспорном, уголовно-процессуальном порядке трудовых прав реабилитированного не имеет отношения к случаям, когда фактические обстоятельства, послужившие основанием для увольнения рабочего или служащего, хотя и связаны с обстоятельствами уголовного дела, но предопределяются не ими и не судебным приговором, а другими факторами, не имеющими уголовно-правового значения и отношения к вопросу о виновности в преступлении.

    Например: на основании материалов служебного расследования учитель начальной  средней школы уволен с работы за несовместимое с продолжением данной работы аморальное поведение  в отношении малолетних учениц. Уголовное  же дело, возбужденное в отношении данного педагога по признакам понуждения потерпевших к действиям сексуального характера (ст. 133 УК), по результатам судебного рассмотрения завершилось оправдательным приговором. Тем не менее вопрос о восстановлении реабилитированного на работе в подобных случаях не предрешается; будучи спорным, он может быть рассмотрен в порядке гражданского судопроизводства с учетом преюдициального значения вступившего в законную силу судебного приговора, который обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий оправданного лишь по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом (ч. 4 ст. 61 ГПК РФ). Все другие факты подлежат доказыванию по общим правилам гражданского судопроизводства, а оценке - с позиций трудового права. Причинно-следственная связь между уголовным преследованием невиновного и увольнением данного лица отсутствует, но вопрос о соответствии учителя своей должности остается.18

    Восстановление  пенсионных прав реабилитированного. Пенсионные права и льготы находятся в прямой зависимости от трудового стажа (выслуги лет). Увольнение осужденного с работы или должности прерывает этот стаж, что в случае его реабилитации образует юридическую проблему. Она решается путем зачета в непрерывный стаж реабилитированного гражданина времени, в течение которого он вынужденно не работал (не служил) в связи с уголовным преследованием.

    Согласно  ч. 1 ст. 138 УПК восстановление пенсионных прав реабилитированного производится в порядке, установленном ст. 399 УПК  для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора. Следует полагать, что основной из таких вопросов в данном случае - вопрос о зачете времени пребывания под стражей в общий и непрерывный трудовой стаж, от решения которого зависят соответствующие правоотношения в пенсионной сфере.

    В законодательстве 50-х гг. прошлого века о реабилитации репрессированных по делам "прошлых лет", а затем  и в законодательстве о реабилитации по делам "наших дней", как называли законодательство о возмещении ущерба реабилитированному, сформировавшееся в 1981 - 1984 гг., действовали следующие правила-детализации: время содержания под стражей, время отбывания наказания, а также время, в течение которого гражданин не работал в связи с отстранением от должности, засчитывается в общий трудовой стаж и в стаж работы по специальности. Это время включается также в непрерывный стаж, если перерыв между днем вступления в законную силу оправдательного приговора либо вынесения постановления (определения) о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава преступления или за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления и днем поступления на работу не превышает трех месяцев. Если незаконно осужденный или незаконно привлеченный к уголовной ответственности гражданин ко дню обращения за пенсией не работает или получает заработную плату в меньших размерах, чем до осуждения либо привлечения к уголовной ответственности, то по его просьбе пенсия назначается ему исходя из оклада (ставки) по должности (работе), занимаемой им до осуждения либо привлечения к уголовной ответственности, или по другой аналогичной должности (работе) на день вступления в законную силу оправдательного приговора либо вынесения постановления (определения) о прекращении уголовного дела. При назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах зачтенное в трудовой стаж реабилитированному время отбывания наказания, отстранения от должности и предварительного заключения приравнивается по выбору реабилитированного либо к работе, которая предшествовала незаконному осуждению или незаконному привлечению к уголовной ответственности, либо к работе, которая следовала за освобождением от уголовной ответственности. Если же требование реабилитированного о восстановлении его пенсионных прав судом не удовлетворено или реабилитированный не согласен с судебным решением, принятым в порядке ст. 399 УПК, он вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства (ч. 1 ст. 138 УПК), что вызывает вопросы и замечания, которые уже приводились выше.

    Восстановление  в званиях и  классных чинах. Возвращение наград. На основании вступившего в законную силу обвинительного приговора суда осужденный в порядке применения дополнительного наказания, предусмотренного ст. 48 УК, может быть лишен воинского, специального, почетного звания, классного чина или государственных наград. Если такой приговор в последующем отменен с реабилитацией осужденного, очевидно, что невиновный должен быть восстановлен в званиях, а государственные награды ему должны быть возвращены. Эти последствия реабилитации предусмотрены ч. 2 ст. 138 УПК, где прямого указания на то, в какой процедуре производится такое восстановление и возвращение, не содержится. Но поскольку в ч. 1 этой же статьи говорится, что восстановление трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав реабилитированного производится в порядке, установленном ст. 399 УПК, можно предположить, что этот общий порядок относится и к решению вопросов о возвращении званий и наград. Таким образом, получается, что реабилитированный судом надзорной инстанции, например президиумом областного суда, или Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ, или даже высшей судебной инстанцией страны - Президиумом этого суда, чтобы получить свои прежние звания и награды, должен возбудить ходатайство о судебном рассмотрении вопроса о восстановлении званий и наград перед судом, ранее постановившим обвинительный приговор, и судья этого суда единолично в судебном заседании должен рассмотреть данное ходатайство в процедуре, установленной ст. 399 УПК для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора, хотя приговора как такового уже в природе не существует, а вопрос о восстановлении в званиях по возмещению наград предрешен самим фактом реабилитации и не может иметь иного решения, кроме положительного.

    Другое  предположение заключается в  том, что невиновный, получив копию  судебного решения о своей  реабилитации, должен возбудить ходатайство  о восстановлении в соответствующем  звании и о возвращении ему  награды перед тем органом, который реализовал предписание обвинительного приговора и лишил осужденного этого звания или этой награды, а если орган государства по каким-либо причинам отказывает в удовлетворении данного ходатайства, то гражданин может обратиться в суд на основании законодательства об обжаловании неправомерных действий, ущемляющих права граждан.

    Ни  та, ни другая процедура не отвечают глубинному смыслу правового института  последствий реабилитации, предполагающего  полное освобождение реабилитированного от новых хлопот и забот о восстановлении в своем прежнем положении в обществе.

    Еще 25 февраля 1967 г. Пленумом Верховного Суда СССР было принято Постановление "О  порядке применения судами статьи 31 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик", п. 5 которого все нижестоящие суды обязывались в случае отмены приговора в порядке надзора по реабилитирующим основаниям направлять копию постановления (определения) в органы, перед которыми возбуждались ходатайства о лишении воинского или специального звания, а также орденов и медалей.

    А в период второй волны реабилитации жертв политических репрессий Президиум  Верховного Совета СССР принял специальное  Постановление от 29 августа 1989 г. "О  государственных наградах лиц, подвергшихся необоснованным репрессиям в период 30 - 40-х и начала 50-х годов и посмертно реабилитированных", согласно которому по просьбе супруги, сына, дочери умершего реабилитированного государственные награды могут быть переданы одному из них для хранения как память.

    Приведенные правила могут служить благородным образцом решения вопроса на публичных началах. Это значит, что УПК нуждается в дополнении нормой следующего содержания: в случае отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора судом надзорной инстанции с прекращением уголовного преследования по реабилитирующим основаниям суд обязан направить копию своего постановления (определения) в соответствующий государственный орган для восстановления реабилитированного в воинском, специальном, почетном звании или классном чине, а также для возвращения ему государственных наград, которых осужденный был лишен на основании отмененного обвинительного приговора. Такую же обязанность несет прокурор в случае прекращения по реабилитирующим основаниям уголовного преследования, возвращенного ему судом надзорной инстанции после отмены обвинительного приговора, которым осужденному было назначено наказание в виде лишения званий и наград.19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
      Действующим законодательством в понятие судопроизводства включено не только рассмотрение и разрешение судом дела по существу, но и досудебное производство, производство по делу на всех стадиях уголовного и гражданского процесса, разрешение вопросов исполнения приговоров и решений по уголовным и гражданским делам.

    Исполнение  приговора - завершающая стадия уголовного процесса. Она начинается с момента  вступления приговора в законную силу и включает в себя процессуальные действия и решения суда, обеспечивающие реализацию актов правосудия.

    Само  исполнение приговора находится за рамками уголовного судопроизводства.

    В целях уяснения задач и порядка  осуществления производства в данной стадии необходимо рассмотреть следующие  вопросы:

    1) какие именно действия и решения  выполняются самим судом, постановившим приговор, по его исполнению;

    2) какие вопросы могут возникнуть  при фактическом исполнении приговора,  подлежащие разрешению судом  в процессуальном порядке;

    3) какие суды и каким образом  осуществляют эту процессуальную  деятельность и какие постановляют решения.

    Надлежит  четко различать процессуальную деятельность суда в стадии исполнения приговора и фактическое исполнение приговора. Последнее частично осуществляется самим судом, но в основном - соответствующими административными органами государства, учреждениями и организациями, и эта деятельность находится за пределами уголовного процесса. Она регламентируется нормами уголовного, уголовно-исполнительного и других отраслей права.

    В то же время государственные органы, фактически исполняющие приговор, могут осуществлять уголовно-процессуальные действия и иметь при этом соответствующие полномочия и обязанности. Например, администрация исправительного учреждения вправе обратиться в суд с представлением об условно-досрочном освобождении лица, отбывшего определенную часть наказания и зарекомендовавшего себя положительно, в связи с чем возникают соответствующие процессуальные отношения между судом и лицом, организацией, обратившимися в суд. Представитель учреждения, исполняющего приговор, вправе также участвовать в заседании суда.

    Исполнению  приговора как стадии уголовного процесса присущи следующие признаки.

    1. В этой стадии решаются конкретные  задачи, вытекающие из общих задач  уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК). Их специфика и содержание  обусловлены значением приговора как акта правосудия, имеющего общеобязательную силу, необходимостью его своевременного и полного исполнения (ст. 392 УПК).

    Неисполнение  приговора, определения, постановления  суда представителями власти, государственными служащими и другими лицами влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 315 УК.

    Судья обязан: а) немедленно после вступления приговора в законную силу обратить его к исполнению, т.е. направить  приговор в учреждение, орган непосредственного  исполнения наказания; б) разрешить процессуальные вопросы, если они возникают в ходе фактического исполнения приговора; в) в случаях, предусмотренных законом, непосредственно исполнять приговор полностью или в части.

    2. В стадии исполнения приговора  участвует определенный круг  субъектов.

    3. Деятельность суда при разрешении  вопросов, возникающих при исполнении  приговора, представляет собой  одну из форм осуществления  правосудия. Она регламентируется  процессуальным законом, осуществляется  посредством проведения судебных  заседаний, в ходе которых рассматриваются и разрешаются вопросы, относящиеся к реализации приговора, определяющие дальнейшую судьбу осужденного.

    В стадии исполнения приговора находят  свое выражение многие принципы уголовного судопроизводства. Законность обусловлена  непосредственным применением статей Конституции РФ, УПК, УК, УИК, Федерального закона "О судебных приставах" и ряда других конституционных федеральных и федеральных законов.

    Принцип обеспечения осужденному права  на судебную защиту при исполнении приговора закреплен в УК и УПК, например, право ходатайствовать об условно-досрочном освобождении от наказания, замене наказания более мягким видом наказания, отсрочке исполнения приговора, о снятии судимости и т.д., а также право лично осужденного или его защитника участвовать в рассмотрении судом заявленного ходатайства.

    При этом приговор остается неизменным; недопустимо  внесение в него изменений и дополнений. Разрешая вопросы об условно-досрочном  освобождении, отсрочке исполнения приговора, изменении режима отбытия наказания в зависимости от поведения осужденного и т.д., суд не дает своей оценки законности, обоснованности самого приговора. И в тех случаях, когда суд, например, отказывает в условно-досрочном освобождении, замене наказания более мягким и т.п., он не меняет содержание приговора, фактическое исполнение которого продолжается без изменений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Исполнение приговора как стадия уголовного судопроизводства