Понятие криминальной субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:06, контрольная работа

Краткое описание

Современное российское общество в последнее десятилетие оказалось под сильным давлением криминальных группировок. Это произошло в силу ряда причин. Главной из них является глубокий социально-экономический кризис, поразивший российское общество. Кроме того, в результате деятельности исполнительной власти в России криминальный мир получил возможность распространить свое влияние на широкую сферу социально-экономической деятельности.
Криминальная субкультура — это образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных законов и традиций. Безусловно, что асоциальные группы характеризуются размытостью моральных норм, жестокостью, утратой общечеловеческих качеств — жалости, сострадания, и т.д., отсутствием запретов на любую, в том числе и интимную информацию, половой распущенностью, низким уровнем развития и т.д.

Содержание работы

Введение
§1. Криминальная субкультура и её содержание;
§2. История возникновения и проникновения татуировок в преступный мир;
§3. Проникновение криминальной субкультуры в сознание населения
Заключение
Список использованной литературы.

Содержимое работы - 1 файл

Коля (борьба с организационной преступностью).docx

— 117.31 Кб (Скачать файл)

Все это находит отражение, прежде всего, в особой «философии»  уголовного мира, оправдывающей совершение преступлений, отрицающей вину и ответственность  за содеянное, заменяющей низменные  побуждения благородными и возвышенными мотивами: в насильственных преступлениях – чувством «коллективизма», товарищеской взаимопомощи, обвинением жертвы и так далее; в корыстных преступлениях – идеей перераспределения имеющейся у людей собственности и её присвоения с самой разнообразной «позитивной» мотивацией. Переход к рыночным отношениям стимулировал в преступной среде идею быстрого обогащения, пренебрежения экономическими интересами других людей, что дало вспышку корыстной преступности со своими жесткими правилами игры.

Криминальная субкультура  базируется на дефектах правосознания, среди которых можно выделить правовую неосведомленность и дезинформированность, социально-правовой инфантилизм, правовое бескультурье, социально-правовой негативизм и социально-правовой цинизм. При этом дефекты правосознания усугубляются дефектами нравственного сознания, пренебрегающего общечеловеческими принципами морали.

Важное место в криминальной субкультуре занимают «мифы» (уголовная  мифология), насаждающая образы «удачливого  вора», «смелого разбойника», «несгибаемого  парня», культивирующие «воровскую романтику», «идею воровского братства», «воровскую честность» и тому подобное, способствующие сплочению преступных групп, возникновению  определенных уголовных традиций.

Функции криминальной субкультуры. Все структурные элементы криминальной субкультуры взаимосвязаны, взаимопроникают  друг в друга. Однако в зависимости  от выполняемых функций их можно  классифицировать на следующие группы:

  1. стратификационные (нормы и правила определения статуса личности в группе и уголовном мире, клички, татуировки, привилегии для «элиты»);
  2. поведенческие («законы», «наказы», правила поведения для различных классификационных каст, традиции, клятвы, проклятия);
  3. пополнения уголовного сообщества «кадрами» и работа с новичками («прописка», «приколы», определение сфер и зон преступного промысла);
  4. опознания «своих» и «чужих» (татуировки, клички, уголовный жаргон);
  5. поддержания порядка в уголовном мире, наказания провинившихся, избавления от неугодных («разборки», стигматизация, остракизм, «опускание»);
  6. коммуникации (татуировки, клички, клятвы, уголовный жаргон, «ручной жаргон»);
  7. сексуально-эротические (эротика как ценность, мужеложство как способы снижения статуса неугодным лицам и др.).

Хотя приведенная классификация  атрибутов криминальной субкультуры  в известной степени является условной, носящий рабочий характер, но за неимением лучшего, она позволяет  моделировать элементы криминальной субкультуры  для более глубокого изучения.

§2. История возникновения и проникновения татуировок в преступный мир

Вряд ли какой-либо другой области  в криминалистике было уделено так  мало внимания, как изучению символики  татуировок у судимых за уголовные  преступления. А ведь зная значения рисунков, надписей, их традиционное расположение на теле, сотрудник правоохранительных органов может легко определить склонность ранее судимых к определенным видам уголовных проявлений.

К сожалению, татуировки довольно долго  использовались главным образом  для идентификации, опознания. Между  тем татуировки содержат более широкую  информацию, они, как правило, близки (своей символикой, сюжетом) преступнику по духу, по его специализации, по конкретному уголовному делу, по тому месту, которое он занимает в уголовной иерархии. Если раскодировать эти рисунки на теле, они могут многое рассказать о вкусах их носителей, выдать некоторые биографические данные. Что же такое татуировка? Это искусственное нарушение целостности кожного покрова с помощью колющих (режущих) инструментов и последующее введение в кожу красящих веществ с целью получения стойких, не исчезающих рисунков или иных изображений.

Слово «татуировка», как полагают одни исследователи, происходит от полинезийского «тэту», что означает «рисунок», или от «Тики» — имени полинезийского бога, по преданию, явившего татуировку миру. Первые сведения о татуировке среди европейцев, по сообщению профессора Рикке, относятся к началу XVIII века.

Выработка изобразительной символики  преступного мира происходила постепенно. Со временем канонизировались либо ревизовались, переоценивались рисунки. Если у осужденного татуированы на плечах шести- или восьмиконечные звезды, то это означает, что в местах лишения свободы он примкнет к лицам, отрицательно настроенным к правилам внутреннего распорядка, и будет ярым отказчиком от работы.

Дальнейший анализ татуировок показывает, что трафареты, то есть рисунки, по которым  делаются татуировки, постоянно изменяются, поэтому однозначная их расшифровка, как правило, невозможна. Однако обобщение и изучение на протяжении длительного времени нескольких сотен трафаретов позволили вычленить общие для сходных случаев признаки, ознакомление с которыми и явится, по нашему мнению, надежной основой для соответствующей ориентации и подготовки сотрудников правоохранительных органов.

Сегодня нужно учитывать то обстоятельство, что осужденные не очень-то стремятся  афишировать истинное значение своих  татуировок. В качестве примера можно  взять изображение профиля В. И. Ленина. Вряд ли кому из непосвященных  придет в голову, что это символ воров. А объяснение простое: Ленин  — Вождь Октябрьской Революции, начальные буквы образуют аббревиатуру ВОР. Безобидное женское имя ИРА  расшифровывается так: «Иду Резать Актив». Или на груди у рецидивистов очень часто можно встретить картинку: Мадонна с младенцем на руках. Сами осужденные объясняют ее значение тоской по дому, по семье и детям. Но истинный смысл этого изображения совершенно иной: «Тюрьма — дом родной», «Дитя тюрьмы».

Основными побудительными мотивами нанесения татуировок можно  считать следующие:

— неписаный закон принятия в  свою среду лиц, отбывающих срок лишения  свободы; — личное самоутверждение в определенной группе судимых; — тщеславие, желание показать свою значимость, исключительность, превосходство над другими; — подражание более опытным, авторитетным преступникам, которые уже имеют татуировки; — своеобразная памятка о местах отбывания срока наказания, солидарность («знак братства») с кем-либо из заключенных;

Классификация татуировок — дело чрезвычайно сложное, неблагодарное, и можно с уверенностью сказать, что в строгом смысле — невозможное. Попытки в разные времена, правда, предпринимались, но из-за невероятного обилия и разнообразия мотивов выбора рисунков, богатства их тематики, места и техники нанесения и т. д. Бывали случаи, когда при помощи татуировок раскрывались преступления. Татуированная композиция — пистолет, финка, карты, бутылка и рюмка, шприц — может иметь двойной смысл: либо свидетельствовать о пристрастии ее обладателя к легкой веселой жизни, либо указывать — вот что нас губит. Морда кошки говорит об осторожности вора. Роза на плече означает: ее владелец встретил совершеннолетие в колонии.

Способы нанесения татуировок: самый  простой; связанные вместе на палочке  или спичке две-три иглы обмакиваются в тушь, и затем ими прокалывают кожу по заранее нанесенному рисунку. Спрос на татуировку породил более совершенную технику ее нанесения, более сложный инструментарий в виде всевозможных штампов. Специалист по татуированию наносит рисунок на доску, а затем по контуру рисунка вбивает в нее иглы или иные колющие предметы. В настоящее время осужденными для нанесения татуировки используются механические бритвы на пружинном заводе. Таким приспособлением, работающим по принципу швейной машинки, татуировка делается значительно быстрее, выходит более четкой, а по желанию и с полутонами.

§3. Проникновение криминальной субкультуры в сознание населения

   Черты криминальной субкультуры проникли в повседневную жизнь граждан России, их можно встретить практически во всех социальных группах. Причем это проникновение является более глубоким и многосторонним, чем это может показаться на первый взгляд. Так, согласно исследованиям А.Н. Олейника «33,6% терминов криминального жаргона 30-50-х годов встречаются в то же самое время и в повседневной речи обычного россиянина». Приходится констатировать, что подобное наблюдается и среди представителей государственной власти страны самых высоких уровней. В свою очередь социальные психологи отмечают наличие в повседневном поведении россиян элементов, характерных для социально-психологического типа заключенного.

   В этом свете нельзя не сказать о роли средств массовой информации в рассматриваемой проблеме. Сам факт влияния средств массовой информации на общество известен и очевиден. При этом необходимо подчеркнуть, что данное явление носит неоднозначный характер. СМИ являются мощным социальным инструментом, оказывающим влияние на общественные процессы.

   О роли средств массовой информации как о популяризаторе аморальных и преступных образцов поведения говорилось еще в 1993 году, когда эксперты отмечали тот факт, что «...нельзя исключать влияние организованной преступности на популяризацию в телепередачах и на страницах печатных изданий культа насилия и жестокости. Героизация людей физически сильных и жестоких, игнорирующих закон и нравственность, оказывает влияние на заметную утрату обществом своих духовных ценностей и морально-нравственных качеств».

   Анализ деятельности СМИ сегодня позволяет говорить о негативном, порой антисоциальном, антиморальном влиянии последних на общественное сознание. Прежде всего, необходимо отметить распространение среди населения антиобщественных взглядов, образцов поведения и установок, поощряющих, а зачастую провоцирующих нарушение законодательных и моральных норм. Речь идет о таких вещах, как пропаганда культа наживы, насилия, секса, агрессии, половой распущенности, жестком индивидуальном прагматизме. Так, в Постановлении Государственной Думы РФ от 18 марта 1998 года №2294-II ГД указано, что некоторые российские телекомпании, пользуясь несовершенством законодательства, своей деятельностью наносят ущерб общественной нравственности, демонстрируя продукцию откровенно циничного, непристойного и оскорбительного характера, фактически пропагандируют порнографию, культ насилия и жестокости, способные побуждать к совершению преступлений.

   Пропагандируется безнаказанность криминального поведения, героизация субъектов последнего, романтизация преступного образа жизни (телесериалы «Бригада» и «Бандитский Петербург» - красноречивое тому подтверждение, при этом возникает еще одна проблема - зачастую благодаря такого рода фильмам в сознании человека стирается реальный, асоциальный образ преступника, способного к насилию и агрессии).

   Следствием данной ситуации выступает формирование в обществе негативного образа закона, правового нигилизма, идеологической атмосферы вседозволенности, распространяется чувство страха, деформируются социальные стереотипы, что вызывает терпимое отношение к преступности.

   Надо отметить, что терпимость к субкультуре преступного мира, наблюдаемая сейчас в России, является следствием общего состояния культуры, государственной политики противодействия преступности, наконец, нравственным состоянием общества. Прослеживается не только прямая связь между такого рода терпимостью и эскалацией преступности. Такая терпимость усиливает процесс атомизации нашего общества, порождая страх и недоверие, насилие и агрессию между людьми, делая интеграционные процессы объективно невозможными.

 

 

 

 

Заключение

   Криминальная субкультура — это образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных законов и традиций. Безусловно, что асоциальные группы характеризуются размытостью моральных норм, жестокостью, утратой общечеловеческих качеств — жалости, сострадания, и т.д., отсутствием запретов на любую, в том числе и интимную информацию, половой распущенностью, низким уровнем развития и т.д.

   Криминальная субкультура, благодаря наличию в ней определенной доли романтических моментов, таинственности, необычности, привлекательности, сравнительно легко усваивается, особенно молодежью. Немаловажную роль играет и то, что криминальной субкультуре свойственен игровой и эмоциональный характер.

   Приверженность криминальной субкультуре, усвоение ее норм и ценностей осуществляется, как правило, личностью, не получившей в силу различных условий признания и решившей добиться его, по крайней мере, в криминальном сообществе. Кроме того, усвоение норм и ценностей криминальной субкультуры может осуществляться и личностью, неудовлетворенной своим низким статусом в системе официальных отношений.

   Приобщение к криминальной субкультуре происходит относительно быстро и является своеобразным способом компенсации неудач, преследующих личность; особенно это касается лиц молодежного возраста.

   Отметим, что основное направление противодействия распространению криминальной субкультуры в российском обществе видится в нравственном возрождении нашего общества, культуры российской цивилизации, её самобытности. Можно сделать так, что прежние ориентиры станут выглядеть старомодными: так теперь не поступают, так уже не принято». В этом свете видится очевидной необходимость продуманной и последовательной работы по оздоровлению нравственной сферы нашего общества: пропаганда истинного патриотизма, блага созидательного труда, чести, долга, снижение гипертрофированного прагматизма ценностей, иными словами, реанимация норм общечеловеческой морали и ценностных ориентаций, исконно присущих российской цивилизации.

Информация о работе Понятие криминальной субкультуры