Виктимология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:27, реферат

Краткое описание

Цель данной работы провести анализ виктимологии с точки зрения криминологии.
Для этого решим следующие задачи:
-дадим определение виктимологии и ее развитие;
-рассмотрим понятие жертвы и теоретические основы виктимологии;
-проанализируем задачи виктимологии;
-изучим процесс виктимизации;
-охарактеризуем меры по предотвращению виктимизации.
Предметом исследования выступает виктимология, объект- ее изучение с точки зрения криминологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Виктимология как наука 5
1.1 Определение виктимологии и ее развитие 5
1.2 Понятие жертвы и теоретические основы
виктимологии 8
1.3 Задачи виктимологии 13
2 ВИКТИМИЗАЦИЯ И ЕЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ 16
2.1 Процесс виктимизации 16
2.2 Предотвращение виктимизации 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Содержимое работы - 1 файл

Виктимология.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

      Не  существует «прирожденных жертв» или  «жертв от природы». Но приобретенные человеком физические, психические и социальные черты и признаки (например, какие-то физические и иные недостатки, неспособность к самозащите или недостаточная готовность к ней, особая внешняя, психическая и материально-финансовая привлекательность) могут сделать его предрасположенным к превращению в жертву преступления. Если он осознаёт эту свою повышенную виктимогенность, он может усвоить определенное поведение, позволяющее сопротивляться и справляться с этой угрозой. В отличие от статичных понятий уязвимости жертвы и склонности к превращению в жертву модели образа жизни и виктимизации, облегчающие, стимилирующие и непосредственно вызывающие преступление, являются динамическими. Люди приобретают навыки криминального и виктимного поведения в процессе символической интеракции. Взаимные восприятия, взгляды и связи, а также различные интерпретации поведения и личностей преступника и жертвы имеют для этих процессов решающее значение. Модель образа жизни вытекает из психологической теории, в которой личность оценивается как процесс:

      — Жертва способна своим образом жизни благоприятствовать совершению преступления в отношении ее, она может создавать (сознательно или бессознательно) объективные и субъективные условия (например, сильно выделяться в социальном плане или, наоборот, изолироваться от общества) для криминализации. Она может пренебрегать мерами предосторожности и тем самым подвергать себя особому риску, связанному субъективно или объективно с поведением (сознательным или бессознательным), которое в виктимогенных ситуациях и превращает ее в жертву.

      — Жертва способна уже тем облегчить совершение деликта, что она своим поведением идет против социальных стереотипов. Этим поведением она может побудить преступника субъективно оправдать свое деяние. Речь идет об иллюзорном искажении ситуации, о процессах символической интеракции между преступником и потерпевшим, в ходе которой первый неверно интерпретирует поведение второго.

      — Неверная психологическая трактовка процесса виктимиза-ции (например, вытеснение) может привести к отклонениям в поведении (например, в зависимости от наркотиков) и к преступности. Известно, что 64% людей, ставших в детстве или юности жертвами преступлений, во взрослом возрасте становятся преступниками, а из тех, кто не был в юности жертвой,—только 22% (Singer 1981). Виктимизация и криминализация иногда имеют одни и те же источники: исходные социальные условия (например, принадлежность человека к одной и той же субкультуре насилия).

      — В результате неверного психологического восприятия вик-тимизации дело может дойти до психоневротических нарушений (например, до бессонницы) и даже психосоматических расстройств (например, до головных болей, желудочных колик). Жертва может снова оказаться в положении потерпевшего и в конечном счете усвоить это поведение (Sparks 1981Б).

       Жертва может сыграть важную роль в процессе мотивации преступления уже тем, что способна втягиваться в этот процесс помимо своей воли. И то, как она оценивает преступника, может послужить цели самооправдания преступником своих действий, их нейтрализации в его сознании.

      Пользуясь такими приемами нейтрализации, психологическое  влияние которых опосредуется еще до совершения преступного деяния, правонарушитель превращает для себя свое деяние в «морально приемлемое». Он, например, говорит себе: «Законы и система уголовного правосудия преследуют интересы определенных социальных слоев или политических группировок. Я не уголовный преступник, а жертва несправедливого общества, системы, жертва плохих социальных условий. И вполне логично, что своим правонарушением я исправляю эту несправедливую социальную систему, то есть «корректирую» ее во имя общественной справедливости. Поэтому мое правонарушение совершенно оправданно». При таком подходе жертва вообще не учитывается, поскольку не имеет никакой ценности; она «заслуживает» виктимизации. И преступник убежден в виновности жертвы. Так, террористы называют существующие на Западе правовые системы «несправедливыми», поскольку они-де способствуют угнетению людей, и поэтому их нужно ликвидировать (Fattah 1970Б).

      Внутреннее  моральное сопротивление таким  действиям, которые наносят прямой и конкретный вред реальной, персонифицированной жертве, оказывается у преступника более сильным, нежели сопротивление действиям, в которых жертва неконкретизирована или безлика, анонимна или абстрактна. Поэтому у преступника обнаруживается тенденция к деперсонализации и деиндивидуализации жертвы. Сеть отелей в Северной Америке как раз тем и пытается противостоять этой тенденции, прибегая к разным формам предупреждения. Например, в номерах отелей можно увидеть такие надписи: «Если после Вашего отъезда пропадут полотенца, за это накажут горничную!» Большое предприятие объявляется «семьей». Потенциальная жертва преступления «персонифицируется» в расчете на то, что «честные люди» никогда не украдут у друзей или соседей. В то же время это предприятие относительно бездумно старается избежать уплаты налогов и допускает обман и подлог при оформлении страховок. 

                       2.1 Предотвращение виктимизации 

      В то время как меры безопасности, вроде укрепления окон и дверей, установки телекамер и т. п., дают невысокий эффект при квартирных кражах со взломом, весьма оправдывающим себя оказалось организованное в жилых кварталах Сиэтла и Торонто наблюдение за одиночными домами и жилыми комплексами с участием жильцов в мероприятиях по обеспечению безопасности своих жилищ. Так как квартирные воры стараются избегать встреч с жильцами, наиболее действенной мерой против квартирных краж бывает создание видимости присутствия жильцов дома (приостановка доставки почтовой корреспонденции и прессы, регулярная стрижка газонов, уборка снега, установка автоматических переключателей света). Физическое сопротивление при ограблении квартиры может привести к прекращению преступления, что, однако, увеличивает вероятность причинения жертве телесных повреждений.

      Для ответа на вопрос, должна ли жертва в  подобной ситуации защищаться, пока никаких рецептов не найдено. Какой должна быть реакция жертвы в социодинамической ситуации реального конкретного преступления, зависит от личности преступника, особенно от его криминальной энергии, а также от личности жертвы и от ее желания оказать сопротивление. Кроме того, тут действуют бесчисленные факторы внешнего порядка, определяющие конкретную криминальную ситуацию; например, большую роль играет возможность быстрого получения помощи. Иногда уже одно безбоязненное сопротивление злоумышленнику дает хорошие результаты. Драматизация жертвой своего положения, наоборот, оказывается столь же вредной, как и трусливо пассивная позиция. Любая чрезмерно выраженная реакция всегда бьет мимо цели. Правильная оценка криминальной энергии преступника и спокойное, хладнокровное и трезвое поведение лица, подвергшегося нападению, являются решающей предпосылкой успешного предотвращения преступления7.

      Если  потенциальная жертва в виктимогенной обстановке не поддается сразу виктимизации, не определяет себя как жертву, а остается личностью и доказывает преступнику, что является субъектом, а не объектом в данной ситуации, то нередко ей удается избежать виктимизации. Но и здесь все зависит от криминальной энергии человека, решившегося на преступление. 
 
 

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Виктимология еще молодая наука: необходимость помощи жертвам преступлений была осознана сравнительно недавно.

      Но  уже сегодня видны серьезные  опасности для виктимологии и  угрозы с ее стороны, что вызывает необходимость дать на этот счет четкие разъяснения. Если постоянно драматизировать или эмоционально нагнетать случаи криминальной виктимизации, то в обществе образуется избыток этой реакции и усилится его агрессивность против преступников. Ресоциализация последних будет затрудняться.

      Вместе  с тем именно через возмещение вреда жертве и через ресоциализацию преступника возможно достижение общественного правопорядка, нарушенного преступлением.

      Виктимологи не возражают против ресоциализации правонарушителей, наоборот — они требуют этого. Уже из того факта, что виктимология исследует сопричастность жертвы к возникновению противоправных деяний, легко возникает неверное представление, будто она стремится обвинить жертву. Об этом не может быть и речи.

      Возможную сопричастность жертвы изучают только для того, чтобы найти необходимые для жертвы меры предупреждения деликта. Жертву нельзя рассматривать исключительно как единичное явление, как индивидуализированный феномен

      Методологически неправильно слишком ограничивать виктимологию только исследованиями отношений между преступником и жертвой или поиском внешних признаков виктимизации.

        Виктимология—это не только описание и учет фактов и факторов, но еще и анализ.  
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
 

1.Криминология  ХХ век. - СПб.,2000.

2.Минская  B.C., Чечель Г.И. Виктимологические факторы и механизм преступного поведения. - Иркутск, 1988.

3.Нуртаев  Р.Т. О виктимологических аспектах  неосторожной преступности // Современные проблемы уголовного права и криминологии.-  Владивосток, 1991. – с.140-143.

4.Полубинский  В.И. Виктимологические аспекты  профилактики преступлений. -М., 1980.

5.Франк  Л.В. Потерпевшие от преступлений  и проблемы советской криминологии. - Душанбе, 1977.

Кабанов П.А.Криминологическая типология  жертв политических преступлений в отечественной криминальной политической виктимологии // Адвокатская практика. -2007. - N 6.

 
 

Кабанов П.А.Криминологическая классификация  жертв политических преступлений в  современной российской криминальной политической виктимологии // Юридическое образование и наука". -2007. -N 4.

 
 

Кабанов П.А.Современная российская криминальная политическая виктимология: понятие, предмет  и ближайшие перспективы развития // Юридическое образование и наука. -2007. - N 3.

 
 

Утков П.Ю. Роль и место социально-педагогической виктимологии в процессе подготовки специалистов с высшим юридическим образованием // Юридическое образование и наука. – 2007. - N 1.

 
 

Вишневецкий К.В.  Криминальная виктимология: социальный аспект //Юрист. – 2006. - N 5.

 
 

Вишневецкий К.В.  Проблемы ювенальной виктимологии в западной криминологической науке // Российский следователь. – 2006. - N 5.

 
 
 

Информация о работе Виктимология