Венецианское искусство эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы показать, что творчество венецианских художников этого времени входит составной и неотделимой частью в итальянское искусство в целом. Тесная взаимосвязь с остальными очагами художественной культуры Возрождения в Италии, общность исторических и культурных судеб - все это делает венецианское искусство одним из проявлений искусства Возрождения в Италии. Нельзя представить себе Возрождения в Италии во всем многообразии его творческих проявлений без живописи Джорджоне и Тициана, без зодчества Палладио.

Содержимое работы - 1 файл

Искусство Венеции.docx

— 139.09 Кб (Скачать файл)

Лишь примерно с середины 15 века можно говорить о том, что неизбежный и закономерный процесс перехода венецианского искусства на светские позиции, характерный для всей художественной культуры Ренессанса, начинает наконец осуществляться в полной мере. Своеобразие венецианского кватроченто сказывалось главным образом в стремлении к повышенной праздничности колорита, к своеобразному сочетанию тонкого реализма с декоративностью в композиции, в большем интересе к пейзажному фону, к окружающей человека пейзажной среде; причем характерно, что интерес к городскому пейзажу, может быть, был даже больше развит, чем интерес к пейзажу естественному, природному. Именно во вторую половину 15 века происходит формирование ренессансной школы в Венеции как значительного и оригинального явления, занявшего важное место в искусстве итальянского Возрождения. Именно в это время наряду с искусством архаизирующего Кривелли складывается творчество Антонелло да Мессина, стремящегося к более целостному, обобщенному восприятию мира, восприятию поэтически-декоративному и монументальному. Не намного позже возникает более повествовательная по своему характеру линия развития искусства Джентиле Беллини и Карпаччо.

Это и закономерно. Венеция к  середине 15 века достигает наивысшей  степени своего торгового и политического  расцвета. Колониальные владения в  фактории "царицы Адриатики" охватывали не только все восточное побережье  Адриатического моря, но и широко раскинулись  по всему восточному Средиземноморью. На Кипре, Родосе, Крите развевается стяг Льва святого Марка. Многие из знатных патрицианских родов, входящих в состав правящей верхушки венецианской олигархии, за морем выступают в качестве правителей больших городов или целых областей. Венецианский флот крепко держит в своих руках почти всю транзитную торговлю между Востоком и Западной Европой.

Правда, разгром турками Византийской империи, завершившийся захватом Константинополя, поколебал торговые позиции Венеции. Все же никоим образом не приходится говорить об упадке Венеции во второй половине 15 века. Общий крах венецианской восточной торговли наступил значительно  позже. Огромные же по тому времени, частично высвобождавшиеся из торгового оборота  денежные средства венецианские купцы  вкладывали в развитие ремесел и  мануфактур в Венеции, частично в  развитие на рациональных началах земледелия в своих владениях, расположенных  на прилегающих к лагуне областях полуострова (так называемой терраферме).

Более того, богатая и еще полная жизненных сил республика смогла в 1509 - 1516 годах, сочетая силу оружия с гибкой дипломатией, отстоять свою независимость в тяжелой борьбе с враждебной коалицией ряда европейских  держав. Общий подъем, обусловленный  исходом этой трудной борьбы, временно сплотившей все слои венецианского  общества, вызвал то нарастание черт героического оптимизма и монументальной праздничности, которые так характерны для искусства  Высокого Возрождения в Венеции, начиная с Тициана. Тот факт, что  Венеция сохранила свою независимость  и в значительной степени свои богатства, определил длительность периода расцвета искусства Высокого Возрождения в Венецианской республике. Перелом же к позднему Возрождению  наметился в Венеции несколько  позже, чем в Риме и во Флоренции, а именно к середине 40-х годов 16 века.

Таким образом, Возрождение в Венеции, хоть и распространилось несколько  позже, все же оставило яркий след в истории развития страны. Благоприятным  условием этому процессу стало не только удачное географическое положение  страны, но и налаженная торговля и удачная политическая ситуация. Развитие культуры Возрождения невозможно без развития ее именно в Венеции.

 

II. Архитектура Венеции XVI века

    1. . Общая характеристика

В Венеции и прилегающих  областях архитектура, как и изобразительное  искусство, переживала в 16 веке пору расцвета, вписав свою яркую главу в историю  ренессансного зодчества.

С точки зрения общих судеб  истории итальянской и мировой  архитектуры наиболее существенное значение имел вклад такого большого венецианского зодчего позднего Возрождения, как Андреа Палладио. Однако непосредственно предшествующее ему творчество мастеров Высокого Возрождения Сансовино, Санмикели и других представляет также значительный художественный интерес, ярко воплощая своеобразные условия развития ренессансной культуры Венеции. Вместе с тем следует иметь в виду, что архитектура, хотя и представляла собой органическую составную часть художественной культуры в целом и подчинялась общим закономерностям ее развития, все же занимает в ней особое место. Специфическое художественное содержание венецианского зодчества отнюдь не сводилось к выражению в особых формах архитектурного языка художественных представлений, тождественных миру праздничной красоты, чувственному, яркому восприятию мира, которые нам являет живопись молодого и зрелого Тициана или Веронезе. Также мы не найдем буквальных аналогий в образах архитектуры тому смятенному беспокойству, той драматической динамичности, которая ощущается как в творчестве позднего Тициана, так и с особой силой в живописи зрелого позднего Тинторетто.

Конечно, и живопись, и  архитектура, и литература - все виды искусства порождаются одной  и той же социальной действительностью; их совокупность и выражает в пластически  зримых образах эстетические представления  времени. Все же различие между ними не сводится к различию внешних форм художественного языка. Сами отличия эстетической и социальной функций, которые существуют между архитектурой и такими видами искусства, как изобразительное или литература, предполагают и различия не только в художественном языке, но, с одной стороны, в какой-то мере в преимущественном выражении различных сторон нашего эстетического отношения к жизни, с другой - в различии эстетических и утилитарных функций и месте архитектуры и изобразительных искусств в жизни общества.

Архитектура принадлежит к видам искусства, которые в основу своей эстетической природы полагают раскрытие и утверждение той художественной красоты, которую создает человек своим творческим трудом. Ведь в процессе труда человек, осваивая и используя скрытые в окружающем предметном мире свойства и качества, творчески осваивает и переделывает окружающую его среду, согласно своим потребностям и нуждам.

Зодчество есть одновременно и область материальной практической деятельности (она воздвигает, а  не "изображает" реально существующие сооружения) и вместе с тем особый вид художественной, духовно-творческой деятельности. Творение зодчего - дворец, храм, жилище, город в целом, - не являясь  изображением чего-то, представляет собой  новую реальность, "построенную", созданную человеком, согласно его  практическим потребностям и его  понятиям о разумности труда. о красоте уклада своей жизни. Поскольку творение зодчего тем самым есть эстетическое образное яркое воплощение этих идей и представлений, оно выступает и как явление духовной культуры, как искусство.

Поэтому в архитектуре  могучей торгово-промышленной Венеции  стремление оригинально решить конкретные строительные задачи применительно  к данным бытовым, историческим или  географическим условиям потребности  утилитарного порядка, естественно, находили свое прямое воплощение в гораздо  большей мере, чем в живописи или  поэзии. Сами же противоречия социальной жизни, противоречия эпохи, противоречия сознания приобретали иной аспект своего воплощения в искусстве архитектуры.

Так, к примеру, если драматический  конфликт между человеком и окружающим миром в живописи мог выразиться у наиболее глубоких, правдивых художников и выражался в образах конфликтных, дисгармонических, что неизбежно  вело к разрушению гармонической  концепции человека Высокого Возрождения, то в архитектуре, которая по самой  своей природе есть выражение  созидающей разумности человеческого  духа, эти проблемы очень редко  могли выступать в столь открыто  разрушительной негативной форме. Поэтому стремление к позитивному, разумно гармоническому решению проблем, связи здания с окружающей средой согласно новому пониманию соотношения человека и мира были естественны для поисков зодчих позднего венецианского Возрождения. Свое значение для определения своеобразия путей развития венецианской архитектуры имели не только специфическая эстетическая проблематика, но и конкретные местные географические и градостроительные условия, в которые было поставлено развитие ренессансного зодчества в Венеции. Эти условия имели ряд существенных различий по сравнению с городами, расположенными на материке.

Для Венеции - города, расположенного на островах, к тому же города-государства, абсолютно господствующего на море, не было необходимости опоясывать себя крепостными стенами. Очень рано Венеция избавилась от анархии грубого  военного столкновения интересов знатных  богатых родов. Это привело к  тому, что в самой Венеции общественные сооружения и дворцы столь рано освободились от форм, связанных с традицией  крепостной архитектуры, которые в  большей мере и дольше сохранялись, например, в зодчестве Флоренции, Сиены или Милана.

Дворцовая праздничность, широкие  пролеты больших, открытых навстречу  человеку ворот и окон нижних этажей, лоджий и верхних балконов - характеры  для венецианских дворцов на всем протяжении 15 и 16 веков и достигают  своей кульминации в эпоху  Тициана и Веронезе.

Другой существенной чертой архитектуры богатого торгового  и промышленного города-государства, столицы большой прекрасно организованной морской державы было широкое  развитие общественного строительства, в том числе и жилого.

Обычно жилой дом состоял  из нескольких двухэтажных стандартных  квартирных секций, каждая со своим  ходом. Часто торговцы, как это  было характерно скорее для североевропейских городов, нежели для Италии, располагали в нижних этажах свои лавки. Был широко распространен тип трехэтажного жилого дома. В этом случае в третьем этаже находились особые квартиры, отделенные от более зажиточных, расположенных в двух нижних этажах. Таким образом, венецианский жилой дом в какой-то мере предвосхищал тип доходного многоквартирного дома 19 века и принципы массового, стандартизованного жилого строительства 20 века.

Еще в большей мере, чем  в других ренессансных городах, в  Венеции было развито сооружение общественных зданий, многочисленных мостов, складов, таких больших ансамблей, как монетный двор, таможня, больницы, библиотеки и в особенности резиденции различных общественных организаций - братств (так называемые скуолы). Эти постройки не только занимали заметное место в общей строительной деятельности, но наряду с церквями, дворцами торговой аристократии и собственно правительственными зданиями часто представляли собой высшие художественные воплощения венецианского зодчества.

Все это образовывало неповторимый по своей красоте сложный и  многокрасочный комплекс. Сочетание  белого и цветного мраморов фасадов  дворцов и церквей, обыгрывание  естественного цвета кирпича  и мягкозвучной пастельной покраски оштукатуренных жилых домов, как бы дополняемых отдельными пятнами драгоценной зелени небольших садов, образует необычайно яркий и звучный, смягченный влажно-серебристым воздухом лагуны образ города.

В сложении особого, неповторимого  архитектурного облика Венеции имело  значение и своеобразие ее расположения. Здесь переплетались и передавались два аспекта архитектурного восприятия. В большинстве случаев восприятие зданий с узких и извилистых улочек не давало возможности фронтального охвата фасада здания в целом. Оно  воспринималось или в отдельных  своих изящных деталях - стрельчатых  окон, мраморной резкой притолки двери, или же в перспективном, почти боковом ракурсе, где решающую роль играла не столько логика архитектонической конструкции каждого здания, сколько живописно-ритмическое чередование цветовых поверхностей стен и тектоника пространственного соотношения форм. И лишь на немногих больших площадях-"кампо" (поле) вдруг возникала возможность создания завершенной в своей построенности импозантной архитектурной композиции.

Таким образом, архитектура  Венеции, как и другие виды искусства  этого периода переживала период расцвета. Причиной тому являлась еобходимость сочетания практичности и праздничности всех построений. Свой весомый вклад в развитие венецианской архитектуры этого периода внесли такие мастера, как Андреа Палладио, Сансовино, Санмикели и другие.

 

2.2. Ведущие мастера эпохи

Мастером переходным от традиций венецианской архитектуры 15 века, еще  несущей в себе отзвуки (особенно в первой половине 15 столетия) декоративно  интерпретированных готических и восточных  традиций, к монументально-праздничному языку чинквеченто был Пьетро Ломбарди (1435 - 1515), наиболее яркий представитель целой династии архитекторов и скульпторов.

Его скуола ди Сан Марко (1485 - 1495) отличается некоторой дробностью форм и характерными разномасштабными полукружиями завершия. Фасад богато и сложно дифференцирован пилястрами, нишами, карнизами и оконными проемами. Этот тип фасада еще связан с традициями архитектуры 15 века и перекликается с образами тех сооружений, которые мы видим в праздничных архитектурных пейзажах на картинах Карпаччо и Джентиле Беллини. Вместе с тем повышенная живописная сочность фасада и выразительное богатство архитектурного декора, повышенная игра светотеневых контрастов уже предвосхищают некоторые типические черты венецианского зодчества 16 века.

Интересно и композиционное введение здания в ансамбль площади. Если венецианский дворец строился на берегу канала, то чаще всего его  главный фасад и был обращен  к воде, к каналу; ведь каналы являлись теми основными магистралями, по которым  шел главный поток городского движения. Скуола ди Сан Марко так же выходит одной стороной на канал, а другой - на относительно большую (редкий в условиях Венеции случай) площадь, над которой господствует суровый массив готической церкви Сан Джованни э Паоло. Пьетро Ломбарди решительно выделил в качестве главного фасад, выходящий на площадь, смело сопоставив по принципу контраста изящно праздничный образ тонко расчлененного фасада скуолы с лапидарным объемом могучего собора.

Информация о работе Венецианское искусство эпохи Возрождения