Зарубежная литература в 1945—1970-х годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 00:19, реферат

Краткое описание

На современном этапе меняется самое понятие «зарубежная литература», отражая революционное изменение политической карты мира. Общий кризис капитализма привел к образованию социалистической системы и большого массива развивающихся стран, обретших независимость в результате распада колониальной системы. Соответственно зарубежная литература ныне — уже не только литература капиталистического общества, по и общества, строящего социализм, а также новых социальных организмов «третьего мира». В каждой из этих трех групп свои условия развития культуры, свои задачи, свои проблемы. Общая картина литературного процесса становится необыкновенно сложной.

Содержимое работы - 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

      Не  удивительно, что многие «сердитые» молодые писатели 50-х годов явно напоминают «потерянных» 20-х годов, заметно оживает характерный для той эпохи дух снобизма, эстетства. Не удивительно, что «сердитые» и в эстетическом смысле аморфны — то восстанавливают.реалистическую традицию (английские «сердитые»), то модернистскую (американские «битники»).

      В целом, однако, движение «сердитых» в 50-е  годы было благотворным для литературы и стимулировало развитие именно реализма.'Следует иметь в виду, что это движение характерно для стран, особенно замороженных атмосферой «холодной войны» (США, Англия), стран,.в которых реализм после войны оказался в крайне неблагоприятных условиях. «Сердитые молодые» вносили в литературу дух бунтарства, оживляли критическое осмысление действительности.

      «Иностранная  литература», 1963, № II, с. 212.

      Особое  место в этом оживлении заняла драматургия — прославилось поколение молодых английских драматургов (Осборн, Уэскер и др.), возникла политическая драма в ФРГ (Хохут, Вайс), укрепились ее позиции во Франции (Гатти). В 50-е годы международное признание получила драматургия Швейцарии — в лице Фридриха Дюррен-матта (самые знаменитые его пьесы «Визит старой дамы» и «Физики» написаны соответственно в 1955 и 1961 гг.) и Макса Фриша, который стал известен после пьесы «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» (1952). Став трибуной самых актуальных, будораживших общественность идей, театр не мог не содействовать изменению всей духовной атмосферы, благоприятной для развития реализма.

      Впрочем, атмосфера менялась под влиянием более мощных факторов, чем политический театр. Сказывались противоречия современного капитализма. С одной стороны, «потребительская цивилизация» и созданная ею идеологическая надстройка — идеи «народного капитализма», «общества всеобщего благоденствия» и т.п.— сдерживали развитие критической литературы, определенно влияли на мировосприятие писателей. С другой — все очевиднее становились неизлечимые болезни капитализма, очевиднее именно благодаря «обществу потребления» с его довольно высокими производственными потенциями и научно-технической революцией. В 60-е годы страны капитализма стали ареной классовых сражений. То здесь, то там возникали кризисные ситуации.

      В литературе то одной, то другой капиталистической  страны соответственно концентрировалась и сгущалась самая актуальная социально-политическая проблематика — в виде проблемы колониализма или рабочей проблемы, проблемы негров или молодежи.

      И .если социалистический реализм как эстетическая система, как осознанный принцип художественного творчества принимается многими с осторожностью или вовсе отвергается, ассоциируясь с рецептами, с предписаниями, то движение к нему очевидно, неминуемо — через отражение конфликтов эпохи, все более глубокое их познание, через ту литературу, которая впитывает социалистическую идеологию. Что уж говорить о взрывных районах мира, если социалистические идеи достаточно глубоко проникли в послевоенную литературу консервативной, отравленной предрассудками и эмпиризмом Англии.

      Здесь следует учитывать и то обстоятельство, что искусство ведущих капиталистических стран не могло не испытывать влияния общей политической ситуации, борьбы социализма и капитализма, развития освободительного движения в «третьем мире». Кризис колониализма перерос в распад колониальной системы под напором национально-освободительного движения. Там, где после 1945 года возникали очаги революционной борьбы, формировалась романтическая и реалистическая литература, воспринимавшая опыт европейского социалистического реализма — особенно в странах Востока, самые видные писатели которых формировались в атмосфере освободительного движения (Хикмет иКемаль в Турции, Яшпал и Чандр в Индии). В числе выдающихся современных писателей — революционные писатели «пылающего континента» Латинской Америки: Неруда, Гильен, Амаду. Накаленная атмосфера революционных очагов меняла климат и в других странах, по мере того как писатели соприкасались с такими очагами, — что и произошло, например, с английской антиколониалистской литературой.

      Поистине  интернациональной стала в 60-е  годы проблема потребительства. Современный реализм показал актуальность тра^ционных

      тем реалистического искусства —  темы денег, темы карьеры — особенно потому, что включил их в исторически конкретный контекст послевоенного буржуазного общества с его старыми и новыми противоречиями. Актуальность приобрела ранее казавшаяся «американской»-проблема стандартизации, унификации личности, тех отношений, которые складываются у индивидуума и общества, основанного на декларации свободы личности и на реальности поглощения личности поточным методом производства товаров и идей.

      Вследствие  этого ключевое значение для реалистического  искусства получила социально-этическая проблематика, проблема личности и. общества, ответственности личности перед собой и перед другими, проблема выбора, свободы и необходимости.

      В целом проблематика современного реализма вряд ли поддается строгой классификации — она многообразна так же, как и формы современного реалистического искусства. В этом многообразии и разнохарактерности — примета времени. Во-первых, все же нет тем сквозных, многих писателей объединявших, — в такой мере, в какой ранее была-тема фашизма или войны. Во-вторых, сказывается раздробленность литературы и тяготение писателей к отражению своего личного жизненного опыта, сказывается тот «молодежный» тон, который во многом задан современной литературе молодежными бунтами.

      Примета же этого тона кроме всего прочего — непочтение к традиции, к «метрам», к «школам», повышенный интерес к «модерному»„ к оригинальному, «своему». Современный период является периодом особенно интенсивных поисков форм, поисков художественного языка, который смог бы рассказать об обновляющемся мире наиболее достоверно — пусть даже ценой отказа от привычных признаков художественности, ценой прямого переноса в искусство документа, факта, с помощью разнообразных «коллажей», или же, напротив, путем развития форм крайне условных, использующих фантастику, гиперболу, различные резкие «сдвиги». Жанры реалистической прозы и поэзии переживают решительную трансформацию, популярность приобретают сложные повествовательные системы, с «нелинейной» композицией, основан^ ной на свободном пространственно-временном монтаже.

      В многообразии форм современного реализма сказывается, конечно, и его многонациональность, резкая разница местных условий № развиваемых национальных традиций — в Европе или же в Азии, в Америке или в Африке. При всех трудностях, встречающихся на ее пути,при всем влиянии модернизма (особенно на некоторые литературы Латинской Америки) литература «третьего мира», естественно, тяготеет к тому, чтобы быть «свидетельством нашей эпохи»,—так М. Астуриас-характеризовал латиноамериканский роман. Он остается таковым даже в формах совершенно оригинальных, вроде рожденного латино-амери-канской почвой так называемого «магического реализма».

      В литературе развивающегося мира доминирует потребность в самоопределении, которая осуществляется преимущественно через искусство, способное дать верное отражение жизни и борьбы народов. В реалистическом искусстве «третьего мира» сильна тема сопротивления-угнетателям, ясно обозначено тяготение к жанру героической эпопеи,. что сближает его с европейской литературой социалистического реализма эпохи антифашистской войны. Опыт европейского реализма очень. ценен для литератур, определяющих генеральное направление своего-развития.

      Для передовых писателей настоящим  откровением была ориентация социалистического реализма на национальные художественныетра- диции. Так, гаитянский поэт Рене Депестр писал, что именно рожденные Сопротивлением статьи Арагона о национальной поэзии, «уроки Арагона» помогли ему решить проблему собственного художественного творчества, увидеть направление поисков, выступить против космополитической ориентации поэзии. Конкретные образцы, которые Депестр счел возможным исследовать, он увидел в поэзии кубинца Николаса Гильена, поскольку та сочетает традиции европейские с африканскими, .отражает сложность кубинской культуры, — как сложна она во многих других районах «третьего мира», где сложен этнический состав и .разнообразны местные традиции, сплетающиеся к тому же с традициями .литературы стран-метрополий.

      Итак, общий фронт реалистического искусства не был существенно .разрушен даже в самое неблагоприятное для реализма время, а на протяжении 60-х годов, к концу послевоенного двадцатипятилетия позиции реализма заметно укрепились благодаря тем его свойствам, которые и обусловливают жизнеспособность реализма, его способность к постоянному развитию, — благодаря особой социальной функции искусства, которое удовлетворяет потребность общества в правде, в познании, в осмыслении и которое, познавая, осмысляя, творит все новыеформы, бесконечно меняет свой изобразительный язык. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Зарубежная литература в 1945—1970-х годах