Сущность, функции и принципы кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Преобладавшая до недавнего времени государственная форма собственности предполагала в основном централизованное бюджетное финансирование предприятий. Существовавшая ранее система, при которой бюджетные средства выделялись в рамках государственного планирования развития эко­номики, не учитывала необходимости четкого законодательного регулирования финансово-кредитных вопросов. С развитием в нашей стране рыночных отношений, появлением предприятий различных форм собственности особое зна­чение приобретает проблема четкого право­вого регулирования финансово-кредитных от­ношении субъектов предпринимательской деятельности.ния.

Содержание работы

Введение
3

1 Понятие и функции кредита

4

2 Принципы кредитования

14

3 Практика применения принципов кредитования в Республике Беларусь

19

Заключение

30

Список литературы

33

Содержимое работы - 1 файл

ДКБ.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Существуют определенные от­расли, предприятия которых нуж­даются в постоянном присутствии банковского кредита в составе ис­точников формирования оборот­ных активов. Например, такими отраслями традиционно являются оптовая и розничная торговля. Для кредитования предприятий этих отраслей как в советской бан­ковской практике, так и в современных условиях (вплоть до нача­ла 2004 года) использовалась осо­бая разновидность счетов - специальные ссудные счета. При кре­дитовании постоянных потребнос­тей в оборотных средствах банков­ские кредиты все время находи­лись в обороте какого-либо кон­кретного предприятия. При этом снижения задолженности на значительные суммы могло не проис­ходить, но шел непрерывный про­цесс выдачи и погашения кредита. Принцип срочности при кредито­вании постоянной потребности также соблюдается, хотя и прояв­ляется несколько по-другому. Погашение кредита связывается здесь не с изменением остатка определенного вида ценностей, а с завершением оборота каждой от­дельной партии закупаемых за счет кредита ценностей. Срочность кредита в подобных случаях основывается на сроках оборачиваемо­сти товаров и других материаль­ных ценностей в процессе их пере­работки и реализации в виде гото­вого продукта.

При ужесточении в последнее время нормативных требований к возможности кредитования пред­приятий по контокоррентным сче­там и запрете на использование специальных ссудных счетов еще более широкое распространение получил способ предоставления кредитов в порядке возобновляе­мых кредитных линий. Его можно также рассматривать как способ кредитования постоянных (долго­временных) потребностей предприятия в оборотных средствах с аналогичным описанному выше методом определения сроков воз­врата кредита.

Следует отметить некоторые особенности обеспечения возврат­ности кредитов, предоставленных для формирования основных фон­дов и определения сроков их воз­врата. Так, при формировании предприятиями за счет кредитных источников основных средств их возвратность базируется на круго­обороте основных фондов субъекта хозяйствования, а срочность кре­дита увязывается со сроками оку­паемости кредитуемых объектов.

Принципы возвратности и срочности кредита непосредствен­но взаимосвязаны с таким прин­ципом кредитования, как целевой характер.

Потребность в кредите изна­чально формируется непосредст­венно у потенциального кредито­получателя, и в связи с этим целе­вой характер кредита, его назначение определяются, прежде все­го, самим клиентом, однако и банк при выделении кредита ис­ходит из его предназначения, кон­кретного объекта кредитования. Считается, что без соблюдения принципа целевого направления кредита трудно обеспечить его возвратность в установленные сро­ки, так как они рассчитаны на вы­полнение определенных хозяйст­венных операций в сфере производства и обращения. В работах различных авторов встречаются отличающиеся друг от друга формулировки данного принципа. Например, в одних слу­чаях выделяется принцип «целевого направления кредита», или «целенаправленности кредита». В других – «целевого порядка пре­доставления средств», «целевого характера кредита».

Для более глубокого понима­ния сущности рассматриваемого принципа целесообразно разграничить ряд понятий. Прежде всего, следует отметить, что цели креди­та и кредитования не тождествен­ны. Цель кредита по отношению к цели кредитования является более общей категорией и определяет ос­новные составляющие банковско­го кредитования, определенные нормативными правовыми доку­ментами, действующими в том или ином периоде. Цель кредитования как более частная категория выступает в конкретном виде. При кредитовании банк имеет дело с реальным кредитополучателем, заявляющим свою конкретную по­требность в кредите.

Традиционно кредиты (по це­лям) подразделяются на кратко­срочные и долгосрочные. Причем основным классификационным признаком являются не столько сами сроки, сколько направления использования кредита кредитополучателями. Как определено Инст­рукцией о порядке предоставле­ния (размещения) банками денеж­ных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постанов­лением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2003 № 226 (далее - Инст­рукция), к краткосрочным отно­сятся кредиты, предоставленные на цели, связанные с созданием и движением текущих активов, без ограничения по сроку. Ранее по­добные кредиты, за некоторыми исключениями, обусловленными технологическими особенностями производства кредитополучателя, ограничивались двенадцатью ме­сяцами. К долгосрочным в настоя­щее время относят кредиты, пре­доставленные на цели, связанные с созданием и движением долго­срочных активов без ограничения по сроку. До этого кредиты, предназначенные для формирования внеоборотных активов, ограничи­вались сроком до шести лет.

Кроме определения основных направлений возможного исполь­зования банковского кредита в нормативных правовых актах, ре­гулирующих осуществление бан­ками Республики Беларусь кре­дитных операций, установлен ряд ограничений, В статье 146 Банков­ского кодекса Республики Бела­русь указывается, что кредитопо­лучатель не вправе использовать кредит для покрытия убытков, уп­латы взносов в уставные фонды юридических лиц, погашения ра­нее полученных кредитов либо по­гашения кредита за другого креди­тополучателя, уплаты налогов и иных платежей в бюджет и госу­дарственные внебюджетные фон­ды, страховых платежей, оплаты телеграфных и почтовых расхо­дов. Вышеупомянутой Инструкци­ей установлен запрет на использование кредитов для уплаты про­центов и вознаграждения за поль­зование кредитом, неустоек (штрафов, пени), осуществления лом­бардных операций.

Что касается непосредственно целей кредитования, то они определяются характером конкретных потребностей кредитополучателей, которые удовлетворяются за счет кредита. Статьей 146 Банковского кодекса обуславливается, что кре­дит предоставляется для целей, определенных кредитным договором. В пункте 5 Инструкции определены два основных способа установ­ления в кредитном договоре целе­вого использования кредита. Со­гласно первому способу на кредито­получателя возлагается обязан­ность использовать предоставлен­ные денежные средства на приобретение определенных вещей, вклю­чая ценные бумаги и иное имуще­ство, в том числе имущественные права, оплату работ или услуг и иные любые цели, не запрещенные белорусским законодательством. Второй заключается в установле­нии для кредитополучателя запре­та на вложение предоставленных денежных средств в определенные виды деятельности. Возможно ком­бинированное определение в дого­воре целевого использования кре­дита с одновременным применени­ем данных двух способов.

Если при взаимоотношениях с кредитополучателем банк предус­матривает использование первого способа и в кредитном договоре бу­дут фиксироваться конкретные це­ли, на которые возможно исполь­зование кредита, то в пакет документов, предоставляемый потен­циальным кредитополучателем в банк, обязательно должны вхо­дить копии договоров (контрак­тов), подтверждающие кредитуе­мые сделки. В последующем банк обязан (в рамках кредитного мониторинга) осуществлять кон­троль за фактическим использова­нием кредита в соответствии с це­лями, обозначенными в кредитном договоре.

При осуществлении банками кредитования отдельных объектов (хозяйственных операций) ранее предусматривалось их конкретное указание в кредитном договоре, которое рассматривалось как одно из его существенных условий. В кредитном договоре указывались наименования поставщиков и данные о контрактах на приобретае­мые ценности. Могли перечис­ляться и сами ценности (затраты), приобретаемые (осуществляемые) за счет кредита. До недавнего про­шлого именно такая практика конкретизации в договоре целей кредитования была преобладаю­щей.

С вводом в действие Инструк­ции, в которой определены прин­ципиально новые подходы в установлении для кредитополучателей целей кредитования и сняты вре­менные ограничения сроков крат­косрочного кредитования, доста­точно популярной становится практика обращения в банк за кредитами на пополнение общего недостатка оборотных средств. В данном случае в определенной ме­ре прослеживается возврат к прак­тике кредитования постоянных, в том числе и нормативных, запасов товарно-материальных ценностей, которая широко применялась Государственным банком в условиях социалистической экономики.

Следуя теории, сроки возврата кредитов, покрывающих подоб­ную потребность, должны обуслав­ливаться кругооборотом фондов предприятия и периодическим вы­свобождением вложенных в него кредитных средств, а не сроками завершения отдельной хозяйст­венной операции. В современных условиях, когда банками опреде­ляются сроки (графики) погаше­ния кредитов, предоставленных для формирования текущих акти­вов, банки строят расчеты на прогнозируемых потоках поступле­ний денежных средств кредитопо­лучателями.

Следует отметить, что в форму­лировках названия рассматривае­мого принципа кредитования в различных литературных источ­никах не всегда четко прослежива­ется, о чем идет речь: о необходи­мости соблюдения целевого направления кредита или о необхо­димости его целевого использования. Хотя между этими понятия­ми существует принципиальное различие. Так, под целевым на­правлением кредита обычно пони­мается выделение банком кредит­ных ресурсов строго на цели, ука­занные в кредитном договоре. Со­блюдение этого требования ранее достигалось путем перечисления кредитных ресурсов банка на сче­та третьих лиц, указанных в кре­дитной заявке и в контрактах, подтверждающих наличие кон­кретных поставщиков ценностей, для приобретения которых запрашивался кредит. Отчасти данный подход практикуется и в настоя­щее время, однако допускается и зачисление выделенных банком кредитных ресурсов на текущий (расчетный) счет кредитополучате­ля. В то же время и в последнем случае банками осуществляется отслеживание фактических на­правлений кредитных средств и контролируется их соответствие заявленным в договоре целям.

Контроль банка за целевым на­правлением кредита заключался в сверке реквизитов, указанных в платежных инструкциях кредито­получателя, оплачиваемых за счет кредита, с наименованием и рек­визитами поставщиков, у которых согласно представленным кон­трактам в подтверждение кредиту­емой сделки предполагается при­обретение ценностей. Таким обра­зом, контроль за целевым направ­лением кредита производился в момент его предоставления. Такой контроль возможен и в современ­ных условиях, если определены конкретные цели кредитования.

Следует отметить, что надле­жащее целевое направление кредита не является абсолютной га­рантией его целевого использова­ния в будущем, в том числе при со­блюдении банком требований пре­доставления кредита по конкретному целевому направлению в последующем возможны отступле­ния от указанных в кредитном до­говоре целей. На первый взгляд подобное кажется парадоксаль­ным, но на практике достаточно реально нецелевое использование кредита даже при изначально пра­вильном целевом направлении.

Ранее, как правило, потреб­ность в кредите возникала у кли­ента в связи с осуществлением ка­кого-либо конкретного мероприя­тия или сделки. Вся информация о предстоящих операциях содержа­лась в заявке на кредит, бизнес-плане, технико-экономическом обосновании погашения кредита, контрактах» предоставляемых по­тенциальным кредитополучателем в банк, и основываясь на анализе  документов, банк принимал решение о целесообразности кре­дитования. Исходя из сроков за­вершения кредитуемого мероприя­тия определялись предельные сро­ки пользования кредитом, кото­рые фиксировались в кредитном договоре. Если кредитуемое меро­приятие у кредитополучателя за­вершалось раньше, чем предпола­галось, то он имел возможность повторно использовать высвобо­дившиеся из оборота кредитные средства до наступления сроков их возврата, предусмотренных кре­дитным договором. Подобное в принципе не следовало считать на­рушением, поскольку сроки пользования кредитом вытекают из до­говорных отношений. В кредит­ном договоре могло тогда закреп­ляться право досрочного погаше­ния кредита, однако это не всегда являлось для кредитополучателя экономически выгодным, посколь­ку банк для компенсации потерь от недополученных доходов ста­рался включать в договоры требо­вания по частичной уплате процентов за недоиспользованный пе­риод. Более привлекательным представлялось повторное исполь­зование кредитополучателем кре­дитных ресурсов банка для осуще­ствления иных хозяйственных операций, но в данной ситуации возрастал риск банка-кредитора, так как в случае повторного ис­пользования его средств в обороте они вовлекались в практически неподконтрольное банку меропри­ятие. При этом отсутствовали ка­кие-либо обоснования предостав­ления кредита и оценка риска, с ним связанного.

Именно поэтому большое зна­чение придавалось проверкам це­левого использования кредита. На практике подобные проверки мог­ли проводиться различными спо­собами. Во-первых, в виде прове­рок материального обеспечения кредита, осуществляемых на осно­вании балансов кредитополучателей, и дополнительных сведений к нему, представленных клиентами в банк. Во-вторых, путем непо­средственного выхода к кредито­получателю с проверкой целевого использования кредита по данным первичных документов бухгалтер­ского и складского учета.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что трактов­ку принципа целевой направлен­ности кредита следует расширить и рассматривать не только как це­левую направленность кредитных ресурсов в момент их выделения, но и как последующее их целевое использование вплоть до момента погашения кредита. Причем более важным представляется соблюде­ние целевого использования.

До недавнего времени принцип обеспеченности кредита тракто­вался отечественными экономис­тами очень узко: признавалась лишь его материальная обеспечен­ность. Под материальным обеспе­чением кредита понимались цен­ности или затраты, приобретенные или произведенные за счет полу­ченных от банка кредитных ресур­сов. Таким образом, принцип ма­териальной обеспеченности предо­ставляемых банком кредитов озна­чал, что кредитополучатель дол­жен приобрести ценности или осу­ществить затраты, под которые был выдан кредит.

Согласно трактовкам советских экономистов, данный принцип раскрывает зависимость кредито­вания от материальных процессов - кругооборота и оборота произ­водственных фондов предприятий. Отмечалось, что между кредитова­нием и материальными ценностя­ми существует связь, которая в од­них случаях может быть прямой, а в других - косвенной. Прямая связь достигается в процессе предоставления кредитов для приоб­ретения конкретных видов ценностей. Косвенная связь кредитова­ния с материальным процессом возникает в том случае, если в мо­мент предоставления кредита ему не противостоят конкретные то­варно-материальные ценности. В наибольшей степени это характер­но для кредитования сезонных за­трат в сельском хозяйстве. Мате­риальными ценностями, стоящими за такими кредитами, будет произведенный в будущем сель­скохозяйственный продукт. Пря­мая и косвенная связь кредитова­ния с материальными ценностями хорошо прослеживается, если кре­дит предназначен для осуществле­ния конкретной хозяйственной операции. Такую связь труднее об­наружить, если кредитуется об­щий недостаток средств у кредито­получателя.

Реализация принципа матери­альной обеспеченности на практи­ке осуществлялась путем периоди­чески проводимых банком прове­рок материального обеспечения кредита. Процедура данных прове­рок сводилась к контролю за соот­ветствием суммы задолженности по кредиту стоимости ценностей, приобретенных (произведенных) за счет данного кредита. В случае уменьшения величины товарно-материальных ценностей без соот­ветствующего снижения кредит­ной задолженности банк взыски­вал с кредитополучателя выявлен­ный недостаток обеспечения. Фак­тически это представляло собой погашение части задолженности по кредиту, за которой не стояли реальные ценности. Такой кон­троль имел особое значение, когда кредит предоставлялся для осуще­ствления конкретной хозяйствен­ной операции и хорошо прослеживалось движение прокредитованных ценностей. Выявленный в данных случаях недостаток обес­печения свидетельствовал о неце­левом использовании полученного кредита. При переходе к кредито­ванию совокупной постоянной потребности предприятий в дополнительных средствах актуальность подобного контроля снижается. Именно по этой причине в настоя­щее время пересмотрены норма­тивные требования о необходимос­ти проведения банками в рамках кредитного мониторинга проверок материального обеспечения креди­та. Сегодня банки используют иные методы контроля целевого использования выданного ими кредита.

Информация о работе Сущность, функции и принципы кредита