Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:36, реферат
Глобализация стала важнейшей реальной характеристикой современной мировой системы, одной из наиболее влиятельных сил, определяющих ход развития нашей планеты. Согласно преобладающей точке зрения на глобализацию, ни одно действие, ни один процесс в обществе (экономический, политический, юридический, социальный и т.д.) нельзя рассматривать ограниченно только как таковое (таковой).
1.Вступление
2.История ВТО создания ВТО.
2.1 Структура ВТО. Главные задачи. Основные принципы и соглашения.
2.2. Преимущества торговой системы ВТО.
3.Россия и ВТО.
3.1История взаимоотношений.
3.2 Цели присоединения России к ВТО.
3.3Последствия вступления в ВТО.
4.Заключение.
5. Список литературы.
6. Приложение 1
7. Приложение 2.
По мнению правительства, все это должно помочь проведению экономических реформ и устранит препятствия на пути российского экспорта на мировые рынки, главным образом, западные.[4]
Но, как известно бесплатный сыр бывает только в мышеловке и за все в этом мире приходится платить. Так и в этом случае Россия должна будет пойти на определенные уступки.
Для вступления в ВТО ей потребуется выполнить следующие условия:
1.снижение или полная отмена импортного тарифа;
2. отказ от экспортных пошлин;
3. соблюдение норм ВТО при дотировании сельского хозяйства;
4. сокращение бюджетного субсидирования ряда отраслей;
5. упрощение норм и процедур, связанных с техническими барьерами в торговле;
6. допуск иностранных компаний на внутренний рынок услуг.
7.приведение
российского законодательства
Становится понятно, что наш путь в эту организацию не будет усыпан розами. И руководству страны, заявившему о неотвратимости вступления в ВТО¹ просто необходимо позаботиться о том, чтобы не разрушилась экономика самой России.
Нужно трезво оценить все негативные последствия этого шага. Понять, может быть, игра вообще и не стоит свеч?
3.3.Последствия вступления России в ВТО.
Вступление в ВТО – это интеграция в цивилизованные международные торговые отношения. И что же нас ждет на этом пути?
1-Тот, кто вступает в ВТО, ничего дополнительно не получает. Кто в ВТО не состоит – проигрывает. Примерно такой же точки зрения придерживается Президент РФ. Он считает, что вступление в ВТО – одна из приоритетных задач России. «Мы намеренно синхронизируем этот процесс с внутренними реформами, – сказал В. Путин в интервью греческим газетам накануне визита в Грецию. – Хотя понимаем, что этот шаг связан не только с преимуществами, но и с дополнительными обязательствами».
1. Нужно заранее подготовиться к тому, что в результате открытия внутреннего рынка могут быть окончательно утрачены целые ведущие, системообразующие отрасли, определяющие экономическую и оборонную мощь страны, продукция которых окажется недостаточно конкурентоспособной.
Согласно критической статье в журнале «Эксперт», «максимальная теоретически возможная выгода отечественных предприятий от присоединения России к ВТО равна 23 млрд. долларов в год», при этом, как пишут авторы статьи, «можно прикинуть», что Россия «отдаст часть своего рынка, эквивалентную примерно 90 млрд. долларов в год»[7]
Сейчас конкурентоспособность поддерживается, в основном, существенно меньшими (в два и более раз), чем принято в странах-членах ВТО, энерготарифами и зарплатой (если сравнивать с США, то российские энерготарифы, ниже в 5-7 раз, уровень зарплаты производственного персонала – на порядок меньше). К числу таких отраслей уже сейчас можно отнести автомобильную, авиационную, станкостроительную, радиоэлектронную, сельскохозяйственную, фармацевтическую, ряд других отраслей, главным образом машиностроительных.
Чтобы все стало еще более понятным и без слов достаточно привести статистику и результаты опроса представителей ТПП и РСПП. Исходя из них, становится ясно, что только 10% наших предприятий являются конкурентоспособными на мировом рынке и не возражают против вступления страны в ВТО. Остальная часть предпринимателей придерживается мнения, что вступление в эту организацию окончательно может подорвать отечественную промышленность, еще больше увеличит сырьевую направленность экспорта и нашу зависимость от ВТО.
Но по оценкам экспертов Минпромэнерго и Минэкономразвития у нас все, же есть четыре кластера, которые потенциально являются конкурентоспособной нишей. Это - добыча энергоносителей (углеводороды), атомная энергетика, транзит (трубопроводы и железнодорожный транспорт), производство товарного зерна. Но все эти отрасли имеют очень небольшую емкость трудовых ресурсов. На железной дороге, к примеру, работает 1,5 млн. человек (в ближайшие три года планируется сокращение еще на 300 тыс.). В советское время в атомной промышленности трудилось 2 млн. человек, сегодня - 500 тыс. Нефть и газ дают стране 20% ВВП и 60% экспорта, но обеспечивает этот объем всего лишь 1% рабочей силы.
Таким образом, численность работающих в отраслях, которые не потеряют от вступления в ВТО, оценивается примерно в 6-8 млн. человек при общей занятости населения 74 млн. Представители отраслевых профсоюзов считают, что основной удар примут на себя машиностроение, текстильная, легкая промышленность и автомобилестроение.
Если же говорить о регионах, то, например, в Нижегородской области 40% предприятий убыточно, сертификаты о соответствии международным нормам качества получили не более 15%. В самом эффективном с точки зрения природных ресурсов Южном федеральном округе из 10 млн. проживающих на селе фактически заняты 1,5 млн. человек.
Все это позволяет с огромной уверенностью говорить, “что в первые годы членства в ВТО численность безработных в России увеличится до 14 млн. человек (сейчас - 7 млн.). И это еще щадящий ”польский” вариант. По другому же - дискриминационному - сценарию вступления, ближе нам окажется Молдавия, откуда после присоединения к ВТО выехало на заработки более 1 млн. человек (при населении в 3,8 млн.).” [6]
6 - Юрий СОЛОЗОБОВ, директор по спецпроектам Института национальной стратегии
2.Следует отметить еще один аспект проблемы: вступив в ВТО, Россия откроет свой внутренний рынок для зарубежных компаний, которые придут к нам не только за природными ресурсами, но и за и научно-техническими достижениями.
Первые результаты начинающейся зарубежной патентной экспансии российская экономика уже ощутила – у гордости отечественной авиации вертолета Ка-50 “Черная акула” возникли серьезные проблемы с производством и экспортом, поскольку юридические права на соосный винт и способ его управления оформлены соответствующими патентами на иностранную компанию. Обладая подобным патентом, можно наложить правовое вето на продажу вертолета.[ ссылка]
Наш неосвоенный и ничем пока не защищенный совокупный “патентный портфель” при умелом управлении может приносить большие прибыли. При существующем в России на настоящий момент положении дел в области управления интеллектуальной собственностью, когда инновационные разработки часто не востребованы, когда не хватает специалистов, способных оценить эти разработки, защитить их и запустить в хозяйственный оборот, иностранным компаниям будет довольно легко установить контроль над приглянувшимся российским предприятием. Для этого им будет вполне достаточно оформить права на объекты интеллектуальной собственности предприятия, на применяемые технологии, на оборудование, на продукцию и тем самым, установив контроль над его активами, использовать их в своих интересах.
3.Еще один
минус вытекает из
Кроме того, участие в ВТО предполагает ежегодное снижение объемов государственной поддержки сельского хозяйства. Это, скорее всего, приведет к падению производства, сопровождающемуся снижением экспорта аграрно-продовольственного сектора. В сельском хозяйстве экспорт может уменьшиться на 21-22 млн. долл. (5,5-5,7%), а в пищевой промышленности – на 52-55 млн. долл. (3,4-3,6%). При этом прирост импорта составит 57-70 млн. долл. (2,7-3,3%) в сельском хозяйстве и 134-206 млн. долл. (1,7-2,6%) в пищевой промышленности. Это означает ухудшение сальдо внешней торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами.
Компромисс по этой проблеме до сих пор не достигнут.
4.Теперь о вопросе таможенных пошлин на сельское хозяйство. Вступив в ВТО, мы должны будем сделать так, чтобы ввозные таможенные пошлины для импорта сельскохозяйственной зарубежной продукции составляли не 40 процентов, как просят российские аграрии, а только 20. В странах Евросоюза ставки доходят до 200-300 процентов. Если следовать правилам ВТО, тарифы, действующие на момент вступления в организацию, как считают специалисты, надо будет заморозить на 6-7 лет, после чего снизить не менее чем на 15 процентов. Но, по мнению генерального, директора ЗАО «Всемирная ярмарка» Михаила Злыдникова именно такое решение угробит сельское хозяйство. Он говорит, что «однажды мы уже чуть не лишились птицеводства, когда допустили на наш рынок «ножки Буша». Спасти отрасль удалось с большим трудом, причем благодаря не государству, а вмешательству частного капитала.
Кроме того снижение ввозных таможенных пошлин является существенной потерей бюджета. По достаточно скромным подсчетам Института макроэкономических исследований при снижении пошлин до 5-7 процентов, как этого требует ВТО, поступления в федеральный бюджет уменьшатся на 2,9-3,6 миллиарда долларов. [ссылка]
“Продолжая тему тарифов, хочется обратить внимание на то, что формальное соблюдение статус-кво (то есть фактическое неизменение ставок) не означает сохранения фактического статус-кво, поскольку в среднесрочной и более отдаленной перспективе темпы увеличения издержек в России будут выше, чем за рубежом. Это касается и повышения цен на продукцию естественных монополий, и неизбежного роста заработной платы, и увеличения затрат на природоохранные мероприятия. Производительность же труда на той материальной базе, которая у нас сегодня есть, будет расти медленнее. Таким образом, сохранение неизменных ставок фактически означает снижение
ценовой конкурентоспособности отечественной продукции по сравнению с иностранной. Это надо учитывать, тем более что темпы прироста импорта в последнее время значительно возросли.”²
5.Теперь стоит поговорить о фондовом, финансовом рыке и банковской системе. Как отразится вступление в ВТО на них? Конечно, говорить только о позитивных или только, о негативных последствиях в этом случае нельзя, но какие тенденции окажутся доминирующими?
В первом полугодии
2007 г. инвестиции в основные фонды
России составили 44,6 млрд. долл. (14% ВВП),
притом, что нормальное соотношение
для страны с большим потенциалом, каковой
является Россия, - 50-70%.
² Андрей
СПАРТАК, директор Всероссийского
научно-исследовательского
конъюнктурного института (ВНИКИ).[6]
В основном это собственные средства предприятий. Наши компании не занимают, потому что им не у кого занять. ”Сбербанк” кредитует ”Роснефть”, РАО ”ЕЭС” и некоторые другие структуры, но на всех ресурсов не хватает.
Именно поэтому позитивные ожидания от экспансии иностранных банков связываются с повышением качества финансовых услуг, совершенствованием банковских продуктов и технологий, притоком долгосрочных и дешевых ресурсов, позволяющих банкам более, активно кредитовать экономику, повышением доступности банковских кредитов для предприятий и населения. [9]
Риски же состоят в переходе российского банковского сектора под контроль глобальных финансовых корпораций усилении зависимости российской экономики от иностранных рынков капитала. Нельзя забывать, что все активы нашей банковской системы в несколько раз меньше активов любого крупного европейского, японского или американского банка. Хотя сейчас и считается, что иностранный капитал не очень-то стремится в Россию, но все это - до поры до времени. Как показывает опыт той же Восточной Европы, экспансия зарубежных банков на внутренний рынок может привести к полному их доминированию в течение двух лет - именно за такое время была поглощена прибалтийская банковская система, польская, чешская, словацкая... Утрата национального влияния в этой сфере означает, по сути, потерю контроля за ключевым элементом экономики - рынком капиталов. Поэтому здесь надо действовать очень осторожно, во всяком случае, не соглашаться на открытие филиалов иностранных банков. [8]
8- Сергей ГЛАЗЬЕВ,
сопредседатель фракции ”
9- Ольга Беленькая, аналитик
ИК "ФИНАМ" [6]
Ко всему вышесказанному хочется добавить, что существуют люди, которые считают, что Факт присоединения к ВТО на следующий день ничего для нас не изменит, так как ни одна ставка импортных тарифов в течение первого года не будет ниже нынешней. Кроме того, после окончания переходного периода, то есть полного вступления в организацию (обычно это занимает от двух до семи лет), ставка снизится в среднем на 25% (кстати, за прошедшие семь лет тариф уменьшился на 40% и без ВТО). [10]