Анализ нефтяной отрасли в крупнейших странах-экспортерах нефти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является нефтяная промышленность.
Целью данной работы является изучение и анализ топливно-энергетического комплекса в мировом хозяйстве.
Исходя из поставленной цели, в ходе работы решим ряд задач:
-дадим общее понятие ТЭК и его структуры;
-опишем структуру нефтяной промышленности;
- проанализируем нефтяную отрасль в крупнейших странах-экспортерах нефти.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….4
1 глава. Теоретические аспекты ТЭК
1.1.Структура топливно-энергетического комплекса………………………..6
1.2.Структура нефтяной промышленности…………………………………...9
1.3. Общие тенденции развития мировой нефтяной промышленности…...14

2 глава. Анализ нефтяной отрасли в крупнейших странах-экспортерах нефти
2.1. Российская Федерация……………………………………………………21
2.2. Саудовская Аравия……………………………………………………...24
2.3. Нигерия…………………………………………………………………....27
Заключение……………………………………………………………………..31
Список используемой литературы…………………………………………...34

Содержимое работы - 1 файл

КУРСАЧ1.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

     Ресурсы нефти подразделяются на категории в зависимости от степени разведанности и экономической целесообразности добычи:

а) доказанные извлекаемые запасы — установленные и подтвержденные бурением объемы сырья, которые можно добыть существующими техническими средствами с учетом экономической рентабельности добычи;

б) разведанные  — запасы, установленные бурением и технически извлекаемые, но по соображениям экономической конъюнктуры их добыча нецелесообразна; в) дополнительные — предполагаемые ресурсы, не извлекаемые современными техническими средствами;

г) ресурсы природных аналогов нефти — тяжелая нефть, горючие сланцы, битуминозные  песчаники.

     За последние годы значительно улучшилась обеспеченность запасами нефти. При существующем уровне годовой добычи нефти (порядка 3 270 млн. т.) обеспеченность запасами составляет около 42 лет. Кроме того, в недрах Земли, по данным геологов, находится не менее 70 млрд. т неоткрытых запасов.

     Однако эти огромные запасы нефти крайне неравномерно распределены между отдельными странами. Из 137 млрд. т запасов небольшая группа нефтеэкспортирующих стран, входящих в ОПЕК1, располагает 77%, или около 105 млрд. т. Группа же промышленно развитых стран ОЭСР располагает 16,6 млрд. т (12% мировых запасов).

     Соответственно при современном уровне добычи нефти обеспеченность стран — членов ОПЕК — запасами нефти составляет более 90 лет, а стран ОЭСР — только 15.

     Спрос на нефть зависит от динамики цен. Если установившиеся в настоящее время сравнительно низкие цены на нефть (в пределах 100 долл. за тонну) сохранятся после 2000 г., это будет способствовать свертыванию добычи нефти в нефтеэкспортирующих странах. Как следствие, в начале XXI в. возникнет острая ее нехватка с соответствующим скачком цен.

     Со снижением общего уровня добычи нефти и соответственно загрузки нефтепроводов (в среднем до 50% проектного уровня) наименее эффективной стала работа их региональных систем. Ситуация усугубляется интенсивным старением магистральных нефтепроводов. Для поддержания их надежности необходимо постоянно обновлять линейную часть и оборудование нефтеперекачивающих станций. Важным направлением повышения эффективности этой работы является развитие внутритрубной диагностики.

     Мощное нефтепроводное хозяйство России существенно уступает по уровню эффективности странам Западной Европы. Помимо природно-климатических условий, это в значительной мере определяется потребностью в дальней транспортировке. Например, в Европейской зоне России, доля которой в потреблении топлива и энергии составляет более 60%, собственное производство первичных энергоносителей составляет лишь 46%. В 1994 г. средняя дальность транспортировки 1 т нефти и нефтепродуктов составила в России 2 133 км во Франции - 300, Великобритании - 147 и в Норвегии -110 км.

     Несмотря на снижение добычи, Россия продолжает оставаться крупным экспортером нефти. Наибольшие ее объемы поступают в Италию, Ирландию, Германию, Великобританию, Швейцарию и Венгрию. Кроме того, поставки идут в Грецию, Австрию, Польшу, Испанию, Канаду, Данию,

США, Турцию, Финляндию,  Чехию,  Словакию Нидерланды, Бельгию, а также на Кубу, Мальту и Кипр. В целом в Европу поставляется до 95% экспортируемой нефти, из них в Центральную Европу примерно 46%, в Южную — 26%, Восточную — 21% и Северную Европу — 2%. В пользу стабилизации и дальнейшего роста цен на ближайшую перспективу традиционно приводятся следующие доводы:

  • ОПЕК примет меры по физическому сокращению объемов добычи  нефти  минимум  на   150 млн. т. в годовом 
    исчислении;

ожидаемые оживление и экономический рост в странах 
АТР приведут к увеличению спроса на нефть. Ряд экспертов считает, что оживления в странах АТР можно ожидать за пределами 2000 г., а ОПЕК неспособна резко сократить объемы добычи нефти. В связи с этим в ближайшее время предстоит дальнейшее снижение цен на нефть. Подобное мнение содержится и в последнем прогнозе Министерства энергетики США. Экономический кризис в странах АТР, считают авторы прогнозов, будет оказывать влияние на уровень мировых цен на нефть и в следующем десятилетии. В связи с этим к 2000 г. цены на нефть упадут до 5.,5 долл. за баррель (в ценах 1997 г.), что намного ниже уровня, прогнозировавшегося в 1997г. Основные же центры нефтедобычи размещены на Ближнем и Среднем Востоке и в России. При этом в самой России, а также в США, Канаде, Норвегии и Великобритании, нефтедобыча все более перемещаются в малонаселенные и труднодоступные районы.

 

1.3. Общие тенденции  развития нефтяной промышленности.

     Процессы развития в добывающих странах. Приватизация национальных нефтяных компаний. За исключением США ресурсы в недрах во всех странах принадлежат государству, которое обычно создает национальные компании для их эксплуатации. Но в последние годы в нефтяной отрасли укрепилось доверие к рыночным механизмам. Несомненно, существуют национальные энергетические компании с достаточно высоким уровнем эффективности управления, однако больше примеров обратного характера. В государственных предприятиях трудно добиться высокой производственной эффективности в условиях, когда управленческие решения не находятся под контролем частных акционеров. С другой стороны, суверенное право государства на природные ресурсы может быть реализовано административными средствами. Эти доводы привели некоторые страны–производители нефти к приватизации национальных нефтяных компаний и к открытию их капитала, иногда частичному для частных инвесторов (Аргентина, Боливия, Перу, Россия…).

     С точки зрения роста эффективности результаты, достигнутые нефтяными компаниями в Аргентине и Венесуэле, выглядят особенно впечатляющими. В других странах наблюдается уменьшение доли государства в активах нефтяных компаний: Бразилия предполагает сохранить лишь 50,1% капитала в компании «Petrobras». Мексика сняла обременительные обязательства с компании «Pemex» по строительству школ, дорог, больниц и ввела налог, позволяющий национальной компании получать доходы (после уплаты налогов) без прохождения их через бюджет государства.

     Саудовская компания «Aramco», которая выкупила часть акций нефтеперерабатывающих заводов в странах–потребителях нефти, в настоящее время гораздо больше озабочена проблемами повышения рентабельности этих предприятий.

     Еще одна цель, кроме роста эффективности, которую преследуют страны производители – обеспечить доступ к финансовым рынкам. В частности, метод финансирования с ограниченным регрессом, который наилучшим образом соответствует финансированию проектов развития и создания инфраструктуры, может использоваться лишь в тех случаях, когда рынки функционируют достаточно прозрачно.

     Интернационализация национальных нефтяных компаний. Многие национальные компании по разным причинам развивают свою деятельность за рубежом. С целью контроля сбыта сырой нефти нефтяные компании Кувейта и Ливии купили акции перерабатывающих и распределительных компаний в Европе, Саудовская и Венесуэльская компании – в Европе и США, на Филиппинах и в Корее, а малазийская компания – в Южной Африке. С целью диверсификации ресурсов, компания YPF присутствует в Бразилии, Боливии, Эквадоре, Колумбии, Индонезии и США.

     Российская компания «Лукойл» вкладывает инвестиции в Казахстане, Азербайджане и Ираке. Китайская национальная компания CNPC проводит деятельность в различных странах, в частности в Казахстане, Перу, Судане, где она является оператором, в Венесуэле, где она активно и успешно участвует в аукционных торгах по маржинальным месторождениям. Она также подписала важный контракт с Казахстаном и с компанией Agip для проведения работ в Центральной Азии и на Ближнем Востоке.

     Открытие районов для международных нефтяных компаний. За исключением Саудовской Аравии и Мексики (и отчасти Кувейта) все страны–производители нефти открыли сектор даунстрим для международных нефтяных компаний, не национализировав при этом в обязательном порядке свои национальные компании (Алжир, Колумбия и Венесуэла). Высок потенциал Каспийского региона. В Бразилии впервые были проведены аукционные торги по предоставлению лицензий на поисково-разведочные работы для иностранных компаний. Первая причина связана с желанием использовать новые технологии.

     Заметим, что некоторые национальные нефтяные компании могут приобрести наиболее совершенные технологии (например, компания Petrobras занимает одну из ведущих позиций в бурении на глубоком шельфе). С другой стороны, большинство операций при поисках, бурении, строительстве морских платформ, трубопроводов и других видов работ производится сервисными компаниями, которые предоставляют услуги как национальным, так и частным компаниям.

     Однако последние, помимо чисто технической компетенции, способны передать опыт в управлении издержками и крупными проектами

бывшим государственным компаниям. Вторая причина связана с потребностью в финансировании. Действительно, даже в тех случаях, когда рентабельность инвестиций удовлетворительна и доходы от нефтяных операций достаточно высокие, во многих добывающих странах эти доходы используются для финансирования государственных бюджетов. Доля, остающаяся национальным нефтяным компаниям оказывается недостаточной для финансирования необходимых инвестиций в нефтяном секторе. Международные нефтяные компании (МНК) обеспечивают собственное финансирование и, в некоторых случаях, возможности получения займов, недоступные для стран производителей. Так, например, для финансирования освоения запасов тяжелой нефти в бассейне Ориноко в Венесуэле группа Sincor, основными участниками которой являются западные компании (Total и Statoil), смогла обеспечить получение кредита в размере 1 млрд. долл. под выгодные проценты, что в период низких цен на нефть и финансового кризиса для правительства Венесуэлы было бы невозможно. Можно привести и другие примеры получения выгодных займов для национальных компаний с помощью МНК.

     И, наконец, наиболее важным следствием открытия границ для МНК является появление конкуренции между операторами, что благоприятно скажется на развитии разведки и разработки месторождений. Удачный пример партнерства между национальной компанией и МНК дает Алжир, который с конца 80-х годов подписал 45 контрактов. Приросты запасов, полученные в рамках этого сотрудничества за период 1991- 1997 гг. достигают одного млрд. баррелей ежегодно (в нефтяном эквиваленте). Следствием этого является прекращение или снижение привилегированных отношений, которые могли бы иметь место между некоторыми северными и южными странами (бывшими колониями).

     В итоге, в то время как национальные компании развивают деятельность, выходящую за рамки их первоначальной миссии, область возможностей для МНК существенно расширяется. Принятие налоговых режимов, соответствующих характеристикам месторождений, уже в течение длительного периода обеспечивает рост производства в странах, не входящих в ОПЕК. Существенный шаг в этом направлении был сделан в Венесуэле при освоении месторождений бассейна Ориноко. В периоды избыточного предложения нефти увеличивается число предложений со стороны принимающих стран в участии в аукционах и тендерах, и между ними развивается конкуренция за предоставление благоприятных налоговых условий. В этой ситуации страны с низкими издержками освоения нефтегазовых ресурсов получают значительные преимущества. Для нефтяных операторов элементом роста конкурентоспособности могла бы служить определенная гибкость, способность к инновациям и принятию риска, связанного с участием в новых формах контрактных отношений.

     Конкуренция между нефтяными компаниями. Сочетание конкуренции и партнерства. В период высоких цен на нефть на мировом рынке (1980-1985 гг.) стали действовать рыночные силы достижения равновесия: замещение энергоресурсов и энергосбережение, инвестирование в разработку месторождений встранах, не входящих в ОПЕК, и ряд других. Падение цен осенью 1998 г. показало, что в определенных пределах рыночные механизмы

продолжают работать, по крайней мере, в краткосрочном  периоде, без внешнего регулирования (со стороны мейджоров или ОПЕК), точно также как они действуют на рынках других сырьевых ресурсов.

     С другой стороны, рост цен в начале 1999 г. обусловлен картельным соглашением о снижении добычи, причем в большей степени, чем это было в прошлом. Новым в данных условиях является состав картеля. К странам ОПЕК присоединились такие страны, как Мексика, Норвегия, Россия. Что касается главного участника – Саудовской Аравии, то она уже не в состоянии (или не желает) больше нести бремя основного регулятора рынка.

     Участие в конкуренции, даже очень жесткой, по-видимому вполне совместимо с развитием партнерства, совместных предприятий, общих филиалов компаний. Если другие отрасли промышленности, такие как автомобилестроение, аэронавтика уже в течение ряда лет используют подобные формы отношений между конкурентами, нефтяной сектор лишь приступает к ним. С целью диверсификации рисков значительное число капиталоемких проектов осуществляется в ассоциациях, объединяющих несколько предприятий. В качестве примера можно назвать участников-партнеров, осуществляющих работы в Гвинейском Заливе, Каспийском регионе. Участие в таких ассоциациях часто является предметом обмена между компаниями, преследующих цели стратегического развития или ухода из некоторых районов с тем, чтобы выиграть на эффекте синергии в других проектах. Иногда причины носят налоговый характер. Ярким примером этого может быть соглашение, подписанное компанией «Shell» в 1998 г., об уступке своих активов в Йемене и Колумбии в размере 1 млрд. долл. в обмен на активы компании «Oxidental» в Малайзии и Филиппинах.

     Конкуренция становится все более жесткой. Открытие территорий стран производителей нефти привело к расширению районов деятельности МНК. Этому процессу содействовал технический прогресс: осадочные бассейны на шельфе представляют перспективные площади, измеряемые десятками млн. кв. км, в то время как активно осваиваются лишь 2 млн. кв. км в районах Мексиканского залива, шельфовой зоны Гвинеи и шельфа побережья Бразилии. Несмотря на потенциальные размеры перспективных площадей в

течение ряда лет  наблюдается ужесточение конкурентной борьбы в нефтяном секторе. Примером могут служить огромные масштабы аукционных торгов в Венесуэле в 1997 г. (в размере 2,5 млрд. долл.).

Информация о работе Анализ нефтяной отрасли в крупнейших странах-экспортерах нефти