Искусство публичного выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 18:11, реферат

Краткое описание

Издревле нравственному облику оратора придавалось очень большое значение. Действенность речи прямо пропорциональна добродетельности оратора, его авторитету. Поэтому школа ораторства считалась у древних и школой нравственности, ибо для того, чтобы быть убедительным в стремлении к добру и справедливости, нужно было не казаться, а быть таковым. Хорошо известны и слова Квинтилиана: «Хочешь быть хорошим оратором – стань сначала хорошим человеком».

Содержимое работы - 1 файл

этика делового общения.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Интонация оказывается более надежным каналом  воздействия, чем слова. «Мелодические рисунки являются готовыми формами, которые хранятся в человеческой памяти как определенный запас интонаций родного языка, родной речи. Они – основа общественного воздействия в речевом общении. За них цепляется наш слух. По ним верно воспринимаем и осмысляем речь говорящего и даем ему оценку». Из этого следует, что оратору необходимо уметь найти «правильную», соответствующую предмету, аудитории и ситуации интонацию, чтобы облегчить слушателям восприятие речи.

Выражению смысла служит выделением голоса главного во фразе. Логически выделять значимые, главные слова следует за счет медленного их произнесения в сравнении с остальными, как бы в разбивку. Этой же цели – выделению существенных слов – служит и расстановка пауз (кроме этого, пауза – это возможность отдохнуть, взять дыхание, сообразить, что говорить дальше или что изменить). Важно помнить, что интонация должна подчеркивать восходящий характер аргументации, то есть сначала речь должна быть спокойной и размеренной, а к концу – все более эмоциональной и страстной.

Завершая  разговор об интонационном рисунке  речи, следует предупредить оратора об ответной тональности, сущность которой сводится к тому, что мы интенсивно отвечаем звуками тональности вопроса.

С каждым наверняка бывало, что речь собеседника, как будто не содержащая ничего предосудительного, воспринималась как обида или даже оскорбление. Это означает, что говоривший не контролировал свою интонацию и через нее «просочилась» информация, например, о негативном отношении к слушателю. Поэтому оратору важно помнить, что с помощью своего голоса он может влиять на состояние аудитории. Как писал А. В. Миртов, в шумной аудитории надо начинать говорить в пределах другой тональности. Поэтому даже негромкий голос может привлечь внимание слушателей. Если вы хотите успокоить толпу – перейдите на тональность, соответствующую самой спокойной, неторопливой, рассудительной речи. Выбирая тональность выступления, оратор должен помнить: «То, что оскорбляет уши, не может проникнуть в душу человека» (Квинтилиан).

Жесты.

На службу воздействию должны быть поставлены ораторское движение и ораторский жест, ведь «исполнение – это как бы язык нашего тела, который должен согласовываться с нашей мыслью». В этом случае мы имеем дело с кинетическими средствами воздействия – движениями и жестами, которые так же способствуют реализации замысла. Обычно считается, что жесты заключаются только в движении рук. Действительно, это самые выразительные, бросающиеся в глаза жесты. Однако и любое другое телодвижение с целью подчеркнуть значение слов – тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без едва уловимого сложного движения головы, шеи, плеч и ног. В употреблении жестов необходимо соблюдать умеренность. Плохо, если оратор стоит скованно, боится руку поднять. Но плохо если оратор жестикулирует чрезмерно. Суетливость и неумеренность жестикуляции могут только утомить и вызвать раздражение слушателей.

Здесь можно дать следующие рекомендации. Вполне естественно и уместно  в любом выступлении выглядят жесты рук и локтя, на них практически нет ограничений: они соответствуют логическому ударению и легко воспринимаются слушателями. Жест руки от плеча может появиться только в момент наивысшего эмоционального напряжения – не более одного в каждой части. Жест выше плеча возможен только в виде исключения, один на всю речь, в момент кульминации очень эмоциональной речи. Если же оратор сопровождает жестами от плеча и выше самый обычный мало эмоциональный текст, это должно быть признано грубой ошибкой.

П. Сопер  выделяет следующие типы жестов.

1. Выразительные. Это самые употребительные жесты. Ими сопровождаются наиболее сильные, эмоциональные моменты речи. Взмах руки, сжатой в кулак, покачивание головой и т.п. помогает сосредоточить внимание аудитории на тех или иных «ударных» частях выступления, выразить эмоциональное отношение оратора к высказываемой мысли.

2. Указующие. Это самый простой вид, который состоит в том, что оратор показывает рукой местоположение или направление движения предмета. Например: «Мы подошли с той стороны и увидели…».

3. Описательные. Этот вид жестов помогает наглядно изобразить характер движения: быстрое или медленное, прямое или по сложной траектории. Например: «Мы с ужасом увидели, что деталь движется не вверх-вниз, как положено, а вот так…».

4. Подражательные. Этот вид жестов наглядно рисует чьи-то другие жесты и движения. Например: «И тогда он сделал головой вот так и сказал…».

От жестов значимых, способствующих усилению выразительности  речи, нужно отличать бессмысленные  жесты, затрудняющие общение. Иногда оратор от волнения не знает, куда деть руки. По этой причине он делает много суетливых немотивированных движений, поправляет прическу, теребит галстук, дергает себя за ухо, крутит пуговицу. Эти жесты только отвлекают слушателей от существа речи, поскольку вместо того чтобы следить за мыслью выступающего, аудитория с интересом следит за пуговицей: оторвет или не успеет. С такими жестами необходимо решительно бороться.

Начало  и конец речи.

Всякое  дело должно правильно начинаться и  достойно заканчиваться. Теперь, когда продумана и структурирована основная часть будущей речи, разработана основательная и исчерпывающая аргументация главного тезиса, следует подумать о вступлении и заключении. «Хотите ли вы знать, в каких разделах речи вы скорее всего проявите опытность или неопытность, мастерство или отсутствие навыков? В начале и в конце. Начало и конец! Они являются самыми трудными почти в любом виде деятельности» [Дейл Карнеги,52]. В конце XIX в. Герман Эбингауз установил закон края: лучше всего запоминается информация, расположенная в начале и в конце речи. Создание вступления и заключения – проблема сугубо композиционная, так как разрабатывать их можно только после того, как структурирована основная часть и определен порядок следования микротем. Вступление и заключение имеют собственные функции и задачи в общей структуре речи, о чем теперь и следует поразмышлять.

Вступление.

Оно обдумывается после того, как основная часть  сформировалась. Таким образом, вступление – это первая часть в композиции речи, представляющая собой несколько вводных замечаний, во многом определяющая успех выступления, так как от нее зависит, будут ли слушать и внимать оратору слушатели. Нужно ли в речи вступление, зависит от ситуации и аудитории: насколько слушателям известно о предмете речи, насколько они готовы к общению и т.п. Аристотель по этому поводу писал: «Если дело ясно и коротко, не следует пользоваться вступлением… Слушатели знают, о чем идет речь, и самое дело нисколько не нуждается в предисловии». Например, без вступления можно обойтись в речи-консультации, когда консультант отвечает на полученный запрос об информации, иногда в совещательной речи, если она произносится не первой, а как бы продолжает общий разговор и т.п. ситуациях. Обычно же вступление необходимо.

Во вступлении оратор должен: 1) показать себя человеком, которому можно доверять, заинтересованным в деле, убежденным и т.д.; 2) настроиться сам и настроить аудиторию на общение: а) вызвать интерес и благожелательное внимание; б) установить контакт; 3) подготовить аудиторию к восприятию речи: а) пояснить намерения; б) сформулировать задачу; в) перечислить основные вопросы, которые будут обсуждаться. Специфика риторического вступления состоит в том, что оно призвано в реальной ситуации общения с конкретными людьми установить с ними добрые отношения для дальнейшего разговора и сообщить основное его направление. Удачным в плане построения вступления можно признать начало речи, в котором автор формулирует проблему и сообщает задачу. Автор , выражая заботу о пользе ребенка, проявляет себя человеком доброжелательным, пекущемся о благе тех, к кому обращается с речью, что позволяет ему с первых слов объединиться с ними в отношении предмета речи. И на все это у оратора ушло 4 предложения.

Структура вступления всегда привлекала внимание риторов. Должно ли оно делиться на части, и если должно, то на какие именно? М. В. Ломоносов намечает такие микротемы вступления: представление дела, указание на его важность, предъявление темы. На две части делил начало речи К. П. Зеленецкий: приступ и главное предложение.

Н. Н. Кохтев выделяет две функции начала речи (контактоустанавливающую и проспективную) и для их реализации предлагает делить его на две части – зачин  и собственно вступление. Под зачином  обычно понимают этикетные формулы, приветствие, несколько слов оратора, относящихся скорее к ситуации и обстановке, чем к тезису речи. Однако этикетные формулы и приветствие, во-первых, само собою разумеющееся в общении с аудиторией явление, во-вторых, напрямую не связанное с содержанием, поэтому нет смысла обговаривать их как структурный элемент речи. Несколько фраз, вызванных обстановкой в аудитории, никак не могут быть включены в речь заранее, так как не известно есть ли в них нужда. Возможно, оратору они и не понадобятся, и он перейдет сразу к делу. Зацепляющие же крючки вполне могут найти себе место в самом вступлении, но в этом случае они должны будут не просто привлекать внимание слушателей, а вводить в речь, так как ценность вступления обуславливается тем, насколько оно связано со всем изложением, соотнесено с последующим.

Наблюдения  над деловой ораторской практикой  наших дней показывают, что вступительная  часть обычно не структурируется, строится как единое целое. Действительно, имеет  смысл признать деление вступления несколько излишним, так как обычно представляется затруднительным поделить на части несколько вводных замечаний. Лучше обратить внимание на организацию начала речи, что позволяет привлечь внимание, установить контакт, подготовить к восприятию речи. Приемы организации вступления зависят от его типа, который в свою очередь определяется конкретной ситуацией публичного общения.

Таким образом, вступление в плане содержательном – постановка вопроса (в том или  ином виде), в плане психологическом  – подготовка слушателей к восприятию речи, в плане структурном – введение в тему речи. 
 

Заключение.

Не менее  сложно удачно завершить свою речь. Каковы задачи и функции заключения? Речь не может оборваться на полуслове, не может остаться без конца, нельзя в конце начать в конце разработку новой проблемы. Это обусловливает специфику именно риторического заключения: быть речью о предшествующей речи.

Конечно, когда мы говорим о расположении, нас интересует именно форма, в которой  будут реализовываться главные  задачи заключительной части: подведение итогов, закрепление и усиление впечатления.

Н. Н. Кохтев в заключительной части речи, как  и во вступительной, выделяет два  элемента: заключение и концовку. При  этом заключение понимается как содержательное заключение речи, содержащую этикетные  формулы, посторонние замечания или информацию и т.п., помогающую оратору  завершить выступление в нужном эмоциональном ключе. Наличие или отсутствие концовки, видимо, зависит от реальных обстоятельств, в которых произносится речь. И если так, то ее, как и рассмотренный ранее зачин, нет смысла включать в структуру речи. Таким образом, в дальнейшем будем рассматривать заключение как смысловой итог речи.

 Таким образом, заключение должно быть, во-первых, связано с предыдущим изложением, логически подводить итог обоснованию  тезиса, предпринятому в основной части, во-вторых, усиливать впечатления, «зацеплять страсти», рождать желание идти навстречу устремлениям оратора. Оно – разрешение всей речи. Поэтому над заключением надо тщательно потрудиться, выбрав оптимальный вариант, краткий по форме, емкий по содержанию, помогающий оратору решить все проблемы разом, как говорил М. М. Сперанский, «делать заключения сухие и холодные значит терять плод своего слова». 

Введение 

Свобода общественной жизни требует от каждого члена  общества активных речевых действий  и умения говорить убедительно. Ведь речь – это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого работника гуманитарной сферы, каждого активного гражданина страны. Игнорирование этой очевидной истины приводит к полному отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности построить монолог, предназначенный именно для данной аудитории, произнести торжественную речь, добиться того, что называется воздействием. А ведь именно это является предметом риторики – дисциплины, которая со времен античности служила целям воспитания всесторонне развитой, общественно активной и гуманистически образованной личности, способствовала формированию умения говорить, понимать, общаться. Правильное решение этой задачи является залогом улучшения ситуации в стране, поскольку способность к общению – вопрос жизни и смерти нашего общества. Большинство насильственных действий, начиная с разгрома ларьков и кончая гражданскими войнами, - это, как правило, печальный итог нежелания и неумения вести грамотный диалог.

Информация о работе Искусство публичного выступления