Искусство публичного выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 18:11, реферат

Краткое описание

Издревле нравственному облику оратора придавалось очень большое значение. Действенность речи прямо пропорциональна добродетельности оратора, его авторитету. Поэтому школа ораторства считалась у древних и школой нравственности, ибо для того, чтобы быть убедительным в стремлении к добру и справедливости, нужно было не казаться, а быть таковым. Хорошо известны и слова Квинтилиана: «Хочешь быть хорошим оратором – стань сначала хорошим человеком».

Содержимое работы - 1 файл

этика делового общения.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Образ оратора.

Издревле  нравственному облику оратора придавалось  очень большое значение. Действенность  речи прямо пропорциональна добродетельности оратора, его авторитету. Поэтому  школа ораторства считалась у  древних и школой нравственности, ибо для того, чтобы быть убедительным в стремлении к добру и справедливости, нужно было не казаться, а быть таковым. Хорошо известны и слова Квинтилиана: «Хочешь быть хорошим оратором – стань сначала хорошим человеком».

Нельзя  сказать, что нравственная позиция  оратора не находила бы отражения в изобретении идей или отборе слов для их выражения. Но при произнесении кроме идеи и слов оратор предъявляет слушателям и себя. И если ему удалось слукавить (надеть маску добродетельного человека) на предыдущих этапах подготовки речи, то здесь ему уже никуда не укрыться, и истинный настрой обязательно проявится через выражение лица, жесты, интонации.

Рассмотрим  те качества оратора, которые ему  позволяют быть успешным в общении  с аудиторией.

Одним из самых необходимых качеств  является чувство уверенности в правильности предъявляемой позиции. Оно возникает в результате искренней веры в то, о чем человек говорит, и безупречного знания предмета речи. Из этого следует, что оратор должен выбрать для своей речи то, что хорошо знает и во что искренне верит. И если это так, вряд ли во время произнесения такой речи он сфальшивит в голосе и жесте.

Одно  из важнейших качеств оратора  – дружелюбие. Оно проявляется  в выражении лица, глаз, тональности, интонациях. И если оратор искренне настроен на общение с аудиторией, даже когда собирается говорить о не очень приятных для слушателей вещах (например, о недопустимости того или иного поведения в коллективе), если в его речи не звучит раздраженности, нет оскорбительных интонаций, лицо «разглажено», а глаза не «мечут молнии», то разговор состоится, и состоится по существу, по теме, а не на уровне отрицательных эмоций. Пример такой дружелюбной тональности речи в совокупности с убежденностью и твердостью позиции оратора дает нам Д. С. Лихачев. О чем бы он ни говорил – это еще и приятно слушать. Искренность – естественное условие существование всех свойств оратора и его успешной деятельности. Без искренности нет истинного обаяния, дружелюбия, уверенности, нет и надежды на отклик аудитории.

Внешний образ.

Теперь обратимся к внешнему облику и манере поведения оратора, которые тоже очень важны, а подчас имеют и решающее значение в деле воздействия на аудиторию. К сожалению, все рекомендации, которые можно почерпнуть из риторических пособий, рассчитаны исключительно на один случай риторической практики: оратор выступает с научно-популярной лекцией или докладом перед незнакомой аудиторией. Вот пример: «Позаботьтесь о приятном фоне. Самый благоприятный фон для публичного выступления – темно-синий занавес… Позади вас должен быть минимум мебели, каких-либо других предметов… Не рекомендуется выступать на фоне цветов… Перед началом выступления лучше не показываться публике… Не берите в свои руки организацию и управление, пока все не будет готово и вас не объявят – пусть обо всем заботится организатор… Лучше всего стоять перед аудиторией, не скрываясь за трибуной…». Конечно, для названного вида общения высказанные пожелания совершенно правильны. Однако их нельзя воспринимать как универсальные рекомендации, поскольку в реальной практике человек может выступать перед знакомой аудиторией (в своем коллективе), в рабочей обстановке, на улице и т.п. – и в этом случае многие из высказанных пожеланий теряют всякий смысл. Поэтому необходимо руководствоваться ситуацией общения, вести себя естественно и непринужденно, так, как принято именно в этом месте. Так, если речь идет о научно-популярной лекции, нужно воспользоваться советами пособий; но, если планируется выступление на собрании родного коллектива, бессмысленным выглядит совет  «не показываться публике…»; если учитель готовиться к выступлению перед своим классом, нельзя воспользоваться советом «не берите в свои руки организацию и управление…»; если готовится выступление на планерке у директора – возможно, излишним окажется даже совет обязательно стоять, если на таких планерках принято высказываться сидя и т.д.

Особенно  важен внешний вид оратора  в тех случаях, когда предполагается небольшая по объему, но важная речь, и у человека нет возможности  полностью показать себя в речи. Ведь в этой ситуации говорящий не сможет раскрыть себя обычными для риторики способами, и важно обеспечить благоприятную самоподачу всеми доступными ему средствами. Хорошее впечатление, произведенное на слушателей с первого взгляда, может оказаться важным компонентом успеха.

Очень важно не обмануть ожиданий слушателей уже в момент своего самоопределения. Иначе общение может пойти  в нежелательном для нас направлении  или не состояться вовсе. Конечно, внутренние свойства оратора важнее, но все-таки они проявляются во вторую очередь, а в первую – нас встречают «по одежке», и еще до того, как мы начнем говорить, нас уже «одобряют или порицают». Первое впечатление очень устойчиво, оно долго и надежно хранится. Установлено, что на протяжении лекции изменения в оценке лектора составляют 4 – 6 %, не более, причем по факторам «доверие» и «привлекательность» такие изменения составляют не более одного процента. Поэтому одно из важнейших дел оратора – продумать свой внешний вид, от которого тоже в немалой степени зависит, как сложится общение. Авторы книг по риторике предлагают выступать в деловом костюме. Здесь опять важно помнить, что требования о скромности и опрятности в одежде, встречающиеся во всех учебниках по советскому ораторскому искусству не имеют универсального характера, поскольку они ориентируются лишь на определенный вид публичных выступлений: лекцию, политическую и общественную речь. И в этой ситуации, действительно, все высказанные замечания совершенно справедливы. Деловой стиль одежды. Особенно это важно для женщины. Наиболее отвечает требованиям платье с длинным рукавом, самое авторитетное – серое в мелкую полоску, либо синее, коричневое, бежевое; очки в темной оправе; приближающийся к прямоугольнику силуэт. У мужчин – это темный костюм.

Однако  не следует забывать, что риторические высказывания возможны и в других ситуациях, для которых рекомендации о строгом костюме и скромности в одежде могут оказаться для оратора неактуальными. Поэтому лучше сказать, что в выборе одежды и внешнего вида нужно руководствоваться (как, впрочем, и во всех других случаях) соответствием ситуации и потребностям аудитории. Так, если бы Семен Давыдов, герой Шолохова, явился на колхозное собрание в строгом темном костюме и в галстуке, его никогда не избрали бы председателем колхоза, поскольку он бы был абсолютным чужаком в казачьей среде. Аналогичное впечатление произведет оратор в «лекторской форме» на современном полевом стане или в цехе завода. С другой стороны, если человек приглашен выступить на открытии международного кинофестиваля или на презентации, он не может воспользоваться рекомендацией относительно простоты и скромности костюма, поскольку таковой совершенно не соответствует предлагаемой ситуации. И черный костюм «лектора» из фильма «Карнавальная ночь», рассуждающего на новогоднем балу о том, есть ли жизнь на Марсе, и грубый свитер в паре с мятыми джинсами на лауреате высокой премии в момент награждения должны быть одинаково отвергнуты. В первом случае усугубляется комичность ситуации, а во втором – чувство недовольства выступающим.

Взаимодействие  с аудиторией.

Чрезмерное  волнение иногда приводит оратора к  состоянию, называемому аудиторным шоком. Это особое психическое состояние, которое часто возникает у  начинающих ораторов: колени дрожат, руки трясутся, во рту пересохло, щеки горят, дыханье тяжелое. Но главная беда – из головы мгновенно улетучиваются все те прекрасные мысли и факты, которые были заготовлены дома.

Крайний случай этого явления описан в  рассказе И. Л. Андроникова «Первый  раз на эстраде». Аудиторный шок  проявляется у героя уже на репетиции, когда он решает рассказать заготовленный текст знакомому.

«Он не скрыл, что десятиминутный текст я произносил более получаса и  внешне это выглядело  очень непрезентабельно: я все время  почесывался, облизывался, хохотал и кланялся и при этом отступал все время назад, так что он, доктор, должен был несколько раз возвращать меня из угла на исходную точку. Но более всего его поразило, что, с трудом произнося заученные слова, я помогал себе какими-то странными движениями левой ноги – тряс ею, вертел, потирал носком ботинка другую ногу, а то начинал стучать ногой в пол».

В состояние  аудиторного шока могут впадать  не только начинающие ораторы, но и  люди почтенные, прекрасно владеющие  языком, письменной речью, но теряющие этот дар в многолюдном собрании. 70% начинающих ораторов считают неконтролируемый страх, охватывающий их перед началом выступления и продолжающийся во время речи, проблемой номер один.

Лучшим  средством против страха является непрерывная  практика публичных выступлений. Очень страшно бывает в первый раз. Но даже первое выступление поможет оратору накопить некоторый опыт – знания о себе, о причинах своего волнения, о своих недостатках. Значит, есть надежда уже во второй раз многое предвидеть и много избежать.

Еще одно важное условие преодоления аудиторного шока – хорошая подготовка. Как говорил А. Ф. Кони: «размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду». Кроме того, первые выступления начинающего оратора должны проходить в небольшой, хорошо знакомой аудитории, и лишь когда первые навыки произнесения речи закрепятся, можно переходить в большую и незнакомую аудиторию.

Конечно, следует отличать страх, когда сознание и воля парализованы от волнения, творческого  подъема. Большинство риторов указывает, что волнение, в отличие от страха, в небольших дозах даже полезно. Опасен стресс, причем не только для говорящего, го и для слушателей, которые, не разгадав истинного состояния выступающего, могут настроиться агрессивно против него и речи, так как внешние проявления стресса могут быть восприняты как сигнал агрессивного поведения оратора (резкий высокий тон, быстрый темп речи, нарушение ритма).

Поведение оратора во время  выступления.

Прежде  чем начать речь, оратор должен помолчать 5-10 секунд, чтобы дать возможность слушателям разглядеть себя и сосредоточиться на предстоящей речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение. Затем обводим аудиторию, спокойным доброжелательным взглядом, как бы приглашая к разговору, приветливо улыбаемся и… Начинаем говорить? Нет! Второе и несомненно важное дело оратора во время непосредственного общения – сопоставить аудиторию, сидящую в зале (конкретную), с той, которая предполагалась во время подготовки выступления. А что делать, если мы поняли, что перед нами совсем «не та» аудитория, на которую было рассчитано выступление, и даже при безукоризненной подготовке мысли путаются и горло пересохло? Можно, конечно, извинившись, покинуть трибуну. Но во все времена люди восхищались мужеством. И мужество оратора состоит в том, чтобы остаться и завершить свое дело достойно. Поэтому он может честно объясниться со слушателями, выяснить их ожидания и повести речь уже в новом направлении. Но и для этих действий нужно многое в себе преодолеть. Конечно, не следует отказываться от своей позиции и замысла, но можно трансформировать способ их предъявления и реализации. Таким образом, учитывать аудиторию на этапе произнесения означает в случае ее несовпадения с предлагаемой, сохранив концепцию и замысел, изменить тактические средства реализации цели (систему аргументов, композицию, языковые средства, тональность) и добиться запланированного воздействия уже в новых обстоятельствах.

Наиболее  важным элементом взаимодействия оратора  и аудитории является зрительный контакт. Для оратора взгляд в аудиторию важен прежде всего потому, что это – единственная возможность установить обратную связь со слушателями. Если же оратор смотрит в окно, на потолок или просто в пространство, то лишает себя возможности иметь обратную связь. Ведь глаза, лица слушателей – это тот прибор, который позволяет оратору определить, насколько его материал интересен, нов, насколько замысел удачно реализован, насколько удачно выбрана композиция. Поэтому далеко не идеальна рекомендация выбрать доброе лицо в пятнадцатом ряду и рассказать все именно ему. В реальной практике наиболее удачным оказывается вариант, когда оратор равномерно переводит взгляд с одного лица на другое, стараясь установить зрительный контакт с каждым, охватывает вниманием всю аудиторию.

Голосовые и кинетические средства воздействия.

«технические» голосовые средства.

Ораторство  – искусство устной речи. И то, как мы произносим речь, очень влияет на ее содержание и воздействующую силу. Необходимо, что бы речь производила  нужное впечатление. Поэтому один из главных вопросов риторики – «КАК?» - на этапе произнесения решается в основном за счет звукового оформления речи, умение оратора правильно озвучить речь.

 Знакомство  с голосовыми характеристиками  важно не для каждого, кто  стремится научиться грамотно и правильно выражать свои мысли, а в основном для профессиональных ораторов (преподавателей, политиков, адвокатов). Они должны иметь представление о тембре голоса, диапазоне, звучности; знать как устроен голосовой аппарат человека (органы дыхания, резонаторы, вибраторы), чтобы всем этим правильно пользоваться в своем речевом действии, так как, например, «нужная» интонация (главный способ выражения смыслов на этапе произнесения) зависит и от высоты, и от силы, и от тембра, который в свою очередь – от работы всего голосового аппарата. Но все это невозможно изучать в рамках риторики, поскольку перечисленное является скорее предметом техники речи.

 Предметом  внимания риторики являются все-таки  не перечисленные характеристики  голоса. Они, конечно, могут затруднять восприятие речи, но не влияют на ее смысл и ничего не добавляют к ее форме. «Тяжелыми» для слуха ораторами можно назвать поэта Р. Рождественского, писателя К. Симонова, академика А. Д. Сахарова. Но всем им удавалось доносить информацию до слушателей. Поэтому, пожелав ораторам научиться «звучать» приятно, обратимся к тем голосовым средствам, которые способны повлиять на смысл речи или дополнить ее форму тем, чего нельзя было добавить на других этапах.

Назовем среди таких средств темп и  интонацию, объединяющиеся в понятии интонационного рисунка, который как бы не накладываясь на семантику текста, завершает создание речевого произведения с точки зрения содержания и формы.

Интонация.

Значение  интонационного рисунка трудно переоценить. Ученые утверждают, что 30-40% информации не усваивается, если интонация «не та», то есть не соответствует содержанию речи. Насчитывается свыше 20 типов интонаций, выражающих различные смыслы и чувства. Еще Аристотель завещал нам «о значительных вещах не говорить слегка, а о пустяках – торжественно (в противном случае стиль кажется шутовским); о вещах похвальных – говорить с восхищением, о вещах, возбуждающих сострадание, - со смирением».

По М. М. Бахтину, «правильная» (нужная в данных условиях) интонация рождается, вытекает из общности оценок говорящих, из их принадлежности некоторому сообществу. Вследствие этого интонация наряду с аргументацией является способом «попадания» в данную аудиторию, в систему ее ценностей, что позволяет быть понятным данными слушателями и убедительными для них. На этом свойстве интонации – быть выразительницей общности оценок – построен, например, такой троп, как ирония. Если бы мы неправильно воспринимали осла глупым, то как бы мы правильно расшифровали и, следовательно, правильно произнесли высказывание: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?». Попробуйте произнести слова «самый любимый» искренне, как бы в соответствии со значением слов, и с иронией. Почувствуйте разницу.

Информация о работе Искусство публичного выступления