История развития денежного обращения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование особенностей развития денежного обращения России.
Задачи:
выделить особенности возникновения и развития денежного обращения в древнерусский период.
проанализировать реформы исторических деятелей на дореволюционном этапе.
определить особенности развития системы денежного обращения при Советах.
осветить современные основы денежного обращения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3-4
1.Денежная система в Древней Руси…………………………………...5-9
2. Состояние денежной системы в дореволюционный период…….10-23
3. Состояние денежной системы в советский период………………24-26
4. Современное состояние денежной системы в России……………27-30
Заключение…………………………………………………………….31-34
Список используемой литературы…………………………………35-36

Содержимое работы - 1 файл

ОН (Автосохраненный).docx

— 93.35 Кб (Скачать файл)

     Наличие собственных монет в Киевской Руси – одно из свидетельств ее большой роли в политической и экономической жизни в тот период. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Состояние денежной системы в дореволюционный период. 

     С XII по XIV в. на Руси наступило “безмонетное время”. Это было время нашествия татар на Русь.

       В безмонетный период чаще  всего пользовались ракушками  “каури”. Для крупных расчетов применяли гривны – тяжелые серебряные слитки весом 200 г, длиной от 14 до 20 см., могли иметь небольшие вмятины и углубления. Гривна делилась на 48 золотников, а золотник на 25 почек. В Киеве они имели шестиугольную форму, в Новгороде – форму бруска. Некоторые разновидности формы (слитки плоские и горбатые) позволяют предполагать, что литье их могло производиться и в других центрах Южной Руси.

     Летопись  сохранила упоминание о Волынском  князе Владимире Васильковиче, по приказу которого в 1288 г. были перелиты в слитки драгоценные сосуды его сокровищницы. Это могли быть датируемые второй половиной XIII в. слитки особой формы, которые по месту нескольких находок получили условное название «черниговских». Имея вес новгородских слитков, они по своей ромбической форме имеют нечто общее с киевскими и представляют как бы промежуточный, переходный тип. Непременным признаком этих слитков служит то, что оба конца у них всегда бывают скованы, что придает им порою неряшливый вид. Обращение этих слитков, естественно, имело особый, ограниченный характер, находя применение лишь в очень крупных платежах. Вероятно, слитки гораздо чаще покоились в сокровищницах и в тайниках, чем находились в рыночном движении.

     Новгородские  серебряные слитки стали называться рублями. О рубле упоминается в берестяной грамоте Великого Новгорода и датируется примерно 1281-1299 г.г.  Новгородский рубль удерживался в обращении до XV века. 

     Кстати, «руб» на украинском, белорусском и польском - рубец, а на сербскохорватском - шов, кайма. Исходя из понимания слова, сформировалось две основные точки зрения понимания этого слова. Первая: термин рубль, скорее всего, следует понимать как "слиток со швом", рубль обязан своим названием древней технологии, по которой серебро заливалось в форму в два приема - на платежных новгородских слитках хорошо заметен шов на ребре. Вторая: рубль в переводе означает край, кайма.

     Рубль получил на Руси широкое распространение. Появляется московский рубль, форма и вес которого копирует новгородский. Также широкое распространение получили западнорусские или литовские рубли, которые имели туже форму, что и новгородские, но длиной были 10-17 см и весом 100-105г.  Содержание серебра в рубле вместо 48 золотников оказалось уже только 16 2/3 золотника11. Кроме рубля тогда же появились полтины – половины рубля.

     Для изготовления рублей нужно было много  серебра, а своих приисков на Руси в те далекие времена наши предки не имели. Поэтому рубли лились из накопленных ранее запасов серебряных монет - дирхемов арабских государств Сасанидов, Аббасидов, Саманидов, денариев Византийской империи и монет города Херсонеса, из лепешкообразных германских слитков серебра, поступавших через Новгород. В виде рублей серебро уходило из Новгорода дальше на восток - в русские княжества. Новгород стал для всей Руси посредником в поставке серебра, так как сохранил наиболее стабильные связи с Западной Европой. Литье слитков из поступавшего с Запада серебра в Новгороде имело организованный характер. Оно давало определенный доход в виде пошлины.

            Чеканку монеты в Москве начал в 1360-х или 1370-х гг. великий князь Дмитрий Иванович. Серебряные деньги, которые он чеканил, относятся к числу редких монет. В более широком масштабе производилась чеканка монет его сына Василия Дмитриевича (1389-1425). Между монетами обоих много общего во внешнем облике, но в метрологическом отношении они существенно различаются, так как при Василии Дмитриевиче вес монет и содержание серебра в московском счетном рубле заметно уменьшились.

     Древнерусские монеты XIV в. - начала XV в. очень разнообразны по своим изображениям. На некоторых тверских монетах изображен чеканщик со штемпелем и молотком, на псковских монетах князь Довмонт с мечом, часто встречаются изображения кентавра-китовраса или князя с мечом и секирой, князя-всадника с надписью “Печать Князя Великого Дмитрия”. Но во времена ордынского ига князья обязаны были указывать на обратной стороне имя хана Золотой Орды.

     В летописях, относящихся к 1381 году, впервые  встречается слово "деньга" —  от индийского названия серебряной монеты танка (по-гречески данака, по-татарски тенга). От татар же идет слово "алтын", означающее число 6 (алтын равнялся 6 тенгам). В некоторых княжествах довольно робко вводился и половинный номинал - полуденга, а в Пскове и Новгороде ему предпочли «четверетцу», соответствовавшую 1/4 веса деньги.

     Чеканка Василия Темного в Москве дважды прерывалась, сменяясь чеканкой враждовавших с ним галичских удельных князей, претендовавших на московский великокняжеский престол. В 1433-1434 гг., овладев Москвой, выпускал там монету как великий князь Юрий Дмитриевич Галичский, а в 1446-1448 гг. - сын его Дмитрий Юрьевич Шемяка (ослепивший Василия). Некоторые из монет московской чеканки обоих претендентов на великокняжеский престол в среде нумизматов долго носили весьма неудачное название «союзных» - по той причине, что они чеканились с частичным использованием штемпелей Василия и поэтому несут на себе два имени. Благодаря этой особенности, монеты претендентов позволяют относительно датировать некоторые типы монет Василия.

     Будучи  разменным, на монеты, рубль был способен удовлетворять мелкие платежи. Увеличение масштабов чеканки монет и  беспрерывная их порча пошатнула устойчивость рубля. В результате этого с середины XV века рубль перестал быть слитком и в сфере денежного обращения остался счетным понятием. 

     Чеканка великого князя Ивана Васильевича III (1462-1505) происходила в период окончательного крушения татаро-монгольского ига и продолжавшегося роста московских владений. Прекратилось существование великих княжеств Тверского и Рязанского, была прикуплена Московским князем остававшаяся часть княжества Ростовского; денежный двор лишившегося самостоятельности Новгорода начал чеканить монету великого князя. Монеты Ивана III по началу сохраняли внешнее сходство с монетами его отца, но в них постепенно намечается более ограничительный подход к выбору сюжетов; в частности, все большее предпочтение отдается «московскому гербу» - изображению всадника. По- видимому, в это время в Москве происходило превращение мастерской откупщика в более или менее постоянный денежный двор великого князя. Некоторая пестрота типов монет может быть отчасти связана и с сохранением монетного откупа в Твери. Монеты новгородской чеканки отличаются наибольшим постоянством типа. Содержание серебра в рубле вместо 48 золотников оказалось уже только 16 2/3 золотника12.

     С 1505 по 1533 г. чеканились монеты великого князя Василия Ивановича, отца Ивана Грозного. В его правление лишился самостоятельности и Псков, денежный двор которого тоже стал периферийным монетным двором Московского государства. Многие деньги Василия и часть монет Ивана III чеканились без обозначения имени великого князя. На них имеется только титул «государь всея Руси».

     В 1534 году были выпущены монеты-новгородки с рисунком всадника с копьем в руках, получившие название копейных денег.  Этот термин встречается и в XV веке для обозначения татарской монеты копеки. Наряду с копейными деньгами (новгородками) некоторое время чеканились половинного веса "московки" с изображением на них великого князя с мечом в руках - мечевые деньги. К концу XVI в. их выпуск прекратился, и остались лишь рубли и их сотые доли — копейки. Связь копейки с рублем отразилась в поговорке «копейка рубль бережет». Самой малой величиной в монетной системе 1534 г. была серебряная полушка, равная половине деньги и четверти копейки; на ней находилось изображение птицы.

     Известный русский историк математики В.В.Бобынин  применительно к XVI-XVII вв. приводит следующую  таблицу:

рубль — 10 гривен или 2 полтины 
гривна — 10 новгородок или 20 денег 
новгородка — 2 деньги 
алтын — 6 денег 
полтина — 5 гривен 
деньга — 2 полуденьги13.

       В 1534 году на Руси Еленой Глинской - матерью малолетнего Ивана IV Васильевича "Грозного" (1530-1584) была проведена денежная реформа (унификация денежной системы) по причине большого количества обрезанных монет, отсутствия стандарта денег. Целью, которой был запрет, всех старых Русских и иностранных монет (обрезанных и необрезанных), и замена их новой монетой - копейкой. Возникла единая монетная система Русского государства, ознаменовавшая собой завершение длительного процесса объединения вокруг Москвы прежде разрозненных. С этого года началась чеканка новой общегосударственной монеты, вдвое более тяжелой, чем деньга , - серебряной новгородки или копейки, в течение долгого времени оставшейся самой крупной русской монетой. Но сама-то московская деньга стала легче: реформа сопровождалась наиболее обычным в таких случаях уменьшением веса новых монет. Из гривенки серебра теперь их чеканили уже не на 2,6, а на 3 рубля. 
             В 1610 г. царь Василий Шуйский исчерпал все запасы серебра в казне на оплату шведских наемных войск, которые затем предали его в Клушиской битве. Силой обстоятельств Шуйский был вынужден начать переделывать в ходячую монету оставшееся в казне золото, что было большим новшеством. Русская земля почти не знала золотых монет в своем денежном обращении. Златники Владимира и угорские Ивана III чеканились так недолго, что занять сколько-нибудь заметное место в обращении не могли. Очень редкие золотые монеты XV – XVI вв., отчеканенные зачастую обыкновенными денежными или копеечными штемпелями, до времени Шуйского тоже ходячими деньгами не были и предназначались исключительно для княжеских и царских пожалований, представляя подобие нынешних наградных медалей. Ратные люди обычно пришивали такие знаки отличия на шапку или на рукав кафтана. По древнему обычаю золотые копейки специально чеканились еще для царских венчаний - ими обсыпали царя по выходе из Успенского собора.

           Более широкой по масштабу, но очень неудачной и тяжелой по последствиям оказалась попытка перестроить русское денежное хозяйство, предпринятая отцом Петра, царем Алексеем Михайловичем.

           В начале 1654 г., было решено, оставив в обращении старые серебряные копейки, в дополнение к ним выпустить неполноценные рублевые монеты, перечеканивая в рубли закупаемые у иностранных купцов талеры, на которых предварительно сбивались изображения и надписи. Кроме рублей, выпускались полуполтины (1/4 рубля = 25 копеек), которые чеканились на секторах разрубленных начетверо талеров. Таким образом, серебряный рубль 1654 г. фактически равнялся 64 старым копейкам, а полуполтина - 16 копейкам.

           В начале 1655 г. произошел отказ от неполноценного рубля и монетная система вернулась к единой метрологии старой серебряной копейки. Начался выпуск в обращение «ефимков с признаком». Талер с выбитыми на нем двумя клеймами (обыкновенный круглый лицевой штемпель копейки и прямоугольное клеймо с датой «1655») получил официальную оценку в 64 копейки. Таким образом, ефимок был уже полноценной монетой, поскольку и при чеканке копеек из него выделывалось 64 штуки. Впрочем, клеймились и получали указанную цену не только полноценные старые талеры, но и нидерландские патагоны , хотя государственная закупочная цена их различалась (талер - 50 копеек, патагон - 48 копеек).

           В течение 1655 г. в обращение было выпущено от 800 тысяч до 1 миллиона талеров - ефимков. Остававшиеся в обращении рублевые монеты 1654 г. были приравнены в цене к ефимкам. На Монетный двор от поставщиков иногда поступали в партиях талеров их половинные обрубки. Они тоже получали клейма и ценились в половину ефимка, т. е. в 32 копейки. Чеканка талеров прекратилась в том же 1655 г. или в самом начале 1656 г. Среди почти тысячи ефимков многие талеры датированы 1655 г., но нет ни одного с более поздней собственной датой14.

           Вскоре после выпуска в обращение ефимков возникли опасения, что они будут подделываться за границей. Находившимся в России иностранцам было запрещено пользоваться ефимками при торговых расчетах; единственно законной монетой для них оставалась серебряная копейка.

           В конце 1655 г., по-прежнему не отменяя обращение серебряных копеек и даже продолжая чеканить их вновь, правительство начало выпуск в обращение медных копеек, по виду не отличавшихся от серебряных и приравненных к последним в цене. Из пуда меди выделывалось копеек на 400 рублей. В 1656 г. обращение медных копеек было распространено и на Сибирь, а производство их приняло огромный размах. На Монетном дворе, созданном в связи с проведением реформы и получившем название Английского, так как он был размещен в помещениях бывшей Английской компании, день и ночь работало несколько сот человек.

           Медные копейки, выпускавшиеся в огромном количестве, находились в обращении, постепенно падая в цене по сравнению с серебряными и все же давая государству средства для ведения тяжелой войны за воссоединение Украины с Россией. Но финансовый крах был неизбежен. Спекуляция на разных курсах серебряных монет и обесцененных медных совершенно расстроила рынок. Серебро исчезло; появились и фальшивые копейки, к выпуску которых, как говорили, были причастны высокопоставленные лица, близкие к царю. Налоговые платежи за прошлые годы должны были уплачиваться только в старой монете. Обращение новой медной монеты допускалось лишь в европейской части России, но в Сибири любые платежи должны были производиться обязательно в серебре как старого, так и нового образца. Около 1659 г. необходимость вернуться к прежней дореформенной системе обращения стала вполне ясной для правительства.

Информация о работе История развития денежного обращения России