Экспериментальная дифференциация видов ценностных представлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Наблюдаемые в обыденной жизни в последние два-три года факты показывают, что в России начал появляются слои населения, которые уже нельзя безоговорочно отнести ни к богатым, ни к бедным. Покупки современных товаров длительного пользования западного образца, проведение свободного и отпускного времени свидетельствуют о том, что этот слой не живет только "сводя концы с концами". Поэтому все чаше в среде экономистов, социологов и политологов возникают вопросы: «Происходит ли в России становление того слоя, который в западных странах принято называть "средним классом"

Содержание работы

Введение 2
1. Наличие среднего класса в России 3
2. Ценности и ценностные представления 9
3. Методология и методика изучения ценностных представлений 13
4. Экспериментальная дифференциация видов ценностных представлений 15
Заключение 18
Список используемой литературы: 19

Содержимое работы - 1 файл

Средний класс в России. Ценностные ориентации.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

     Верхний слой среднего класса получил условное название "идеальный средний класс", поскольку его представители в современной российской обстановке не могут рассматриваться как типичная социальная группа, какой, по определению, является средний класс. Критерии, заложенные в модели третьей группы, в наибольшей степени приближают ее к среднему классу развитых стран мира. Численность "идеального среднего класса" относительно невелика - в 1998 г. она составляла 3,4%, а к 2002 г. выросла всего лишь до 4,1% населения страны. Однако ее исследование чрезвычайно важно, поскольку "идеальный средний класс" в наибольшей степени соответствует тому представлению о среднем классе, которое отвечает его социальным характеристикам и функциям в современных развитых странах с рыночной экономикой. Его формирование в России - свидетельство того, что страна медленно, с трудом, но движется по направлению к рыночной экономике, и здесь формируется социальная страта, которая может служить прообразом среднего класса с характерной для него системой интересов и ценностей.

     По  объективным признакам эта группа отличается от "российского среднего класса". Здесь в большей мере концентрируются мужчины - их численность на 15% выше, чем в "российском среднем классе". Более 40% этой группы в возрасте 25-34 лет; более 50% имеют среднее специальное образование (во всей выборочной совокупности только 28%). Доля лиц с высшим образованием больше, чем в "российском среднем классе" (почти 40%). По месту жительства произошло распределение между Москвой и другими крупными городами, с одной стороны (52,7%), и деревней - с другой (21,1%). При этом на жителей поселков, малых и средних городов приходится в среднем около 8% этого слоя. Профессиональная структура верхнего слоя среднего класса характерна численным перевесом предпринимателей, руководителей предприятий, управленцев, работников быта и услуг, где практически все предприятия - частные. По сравнению с нижним слоем, здесь заметно больше бухгалтеров, работников торговли, но нет военнослужащих и студентов. Все меньше в этом слое остается гуманитарной интеллигенции - лишь 2,4% в 2002 г.

     Значительны различия верхнего и нижнего слоев  среднего класса и по месту работы. Больше половины верхнего слоя работает в собственной фирме или является наемными работниками в частном  секторе, 46% заняты на акционерных предприятиях и только 2,4% работают в госсекторе. В то время как 43,4% нижнего слоя работают на государственных предприятиях и 14% - на акционерных. Свой бизнес имеют только 5,1%, а на чужих частных предприятиях работают 13,1%. Можно сделать вывод, что именно работа в частном секторе, и не только в качестве собственника-менеджера, но и в роли наемного работника, предопределяет попадание в верхний слой среднего класса. Многие представители и верхнего, и нижнего слоев среднего класса (более 40%) имеют дополнительную работу, а также разовые и временные приработки, как правило, в частном секторе экономики. Но около 1/3 верхнего среднего класса и 1/4 нижнего живут на одну зарплату.

     Верхний слой в большей мере демонстрирует  оптимизм и удовлетворенность жизнью: спокойствие и уверенность в своем будущем отметили 51% "верхних" и только 37,7% "нижних". (Среди всех опрошенных в 2002 г. только 22% смогли сказать, что они уверены в своем будущем). Существуют и различия в отношении к осуществляемым в России преобразованиям. Оценки "российского среднего класса" наиболее противоречивы: с одной стороны, его представители уверены в необходимости реформ, однако не получив лично для себя ощутимых результатов, они не столь категорично, как "идеальный средний класс", отдают предпочтение рыночной экономике. Работа и семья - два главных интереса в жизни "верхних средних слоев": они занимают их в равной степени. "Нижние средние слои", отдавая предпочтение семье (53,6%), ставит работу с большим отрывом на второе место (23,2%). Для той и другой группы заработок стоит на третьем месте. Видимо, он рассматривается как производный от выполняемой ими работы, которая обладает для них самоценностью. "Верхние средние" - настоящие трудоголики, для них работа значит очень много. Характерно, что личное богатство не является для средних слоев более значимым показателем успеха, чем для других социальных групп. Они твердо знают, что верный путь к достижению богатства - это интенсивная работа.

     Главное предназначение среднего класса в современном  обществе - способствовать развитию и прогрессу, выступать носителем общественных интересов, культурных образцов и ценностей. С массовостью среднего класса связана социальная стабильность и порядок общества. Но сегодня только каждый седьмой житель России может считаться представителем среднего класса. Поэтому проблемы его формирования, как и совершенствование его внутренней структуры, по-прежнему стоят достаточно остро. Наиболее благоприятные социальные условия для роста среднего класса может создать только развитие страны по пути рыночной экономики при сильном регулирующем воздействии государства. К таким выводам приходят авторы интересного исследования "Социальная стратификация и средний класс в России на рубеже веков" (руководитель - доктор социологических наук Л.А.Беляева, Институт философии РАН), проведенного при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

     2. Ценности и ценностные  представления

            Понятия "ценностные представления"  и "ценности" в психологической  литературе часто смешиваются:  либо первые рассматриваются как зеркальное отражение вторых, не представляющее отдельного интереса, либо вторые сводятся к первым. В работах, посвященных междисциплинарному изучению ценностей, мы обосновали ошибочность понимания ценностей как порождений сознания и необходимость различать собственно ценности и рефлексивные ценностные представления, присутствующие в сознании; последние не вполне соответствуют реально значимым ценностям. Проанализировав множество раз личных пониманий и определений ценностей, предлагавшихся в философии, социологии, этике и психологии, мы пришли к выводу о неизбежности соотнесения этого понятия с тремя различными группами явлений. Было сформулировано представление о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую

      1. общественных идеалах - выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни,
      2. предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и
      3. мотивационных структурах личности ("моделях должного"), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов.

     Эти три формы существования переходят  одна в другую. Упрощенно эти переходы можно представить себе следующим  образом: общественные идеалы усваиваются личностью и в качестве "моделей должного" начинают побуждать ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; предметно же воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов и т. д., по бесконечной спирали. Психологическая модель строения и функционирования мотивации человека и ее развития в процессе социогенеза конкретизирует понимание личностных ценностей как источников индивидуальной мотивации, функционально эквивалентных потребностям. Личностные ценности формируются в процессе социогенеза, достаточно сложно взаимодействуя с потребностями.

            Признание ценностей реально  действующими имманентными регуляторами  деятельности индивидов, которые  оказывают влияние на поведение независимо от их отражения в сознании, не отрицает существования не совпадающих с ними как по содержанию, так и по психологической природе сознательных убеждений или представлений субъекта о собственных ценностях.

            В 70-е гг. различные авторы стали обращать внимание на проблему расхождения между декларируемыми и реальными ценностями. Наиболее детальный анализ методической стороны этой проблемы был осуществлен группой одесских социологов, а наиболее убедительные эмпирические факты получены в оригинальном психологическом эксперименте, проведенном Е. Е. Насиновской, которая использовала методику косвенного постгипнотического внушения.

            Испытуемым, которым предстояло  выполнять личностно нейтральные  задания, например, воспроизводить "на глаз" длину предъявляемых отрезков с максимальной точностью, предварительно в состоянии гипноза внушались инструкции типа "если... то...", где условием "если" было преувеличение или преуменьшение длины отрезков, а внушенным следствием "то" - реализация той или иной ценности. Направление и степень искажения длины отрезков после выхода из состояния гипноза служили надежным и правдивым индикатором реальной побудительной силы разных ценностей, Было зафиксировано заметное расхождение между декларируемой значимостью этих ценностей и степенью их влияния на постгипнотическую деятельность, М. Б. Кунявский, В. Б. Моин и И. М. Попова называют четыре группы причин, которыми могут объясняться расхождения между декларируемыми ценностными конструктами сознания и реально побуждающими деятельность человека личностными ценностями;

            1. При адекватном осознании и  вербальном выражении ценностей  их включение в практическую  регуляцию деятельности может  не происходить; из-за отсутствия  возможностей реализации,

            наличия конкурирующих или противоречивых ценностей.

            2. Реально действующие ценности  не всегда адекватно осознаются  и вербализуются субъектом; в  силу ограниченности его интеллектуальных  возможностей, действия защитных  механизмов и др.

            3. Адекватно осознаваемые ценности - могут неадекватно вербально репрезентироваться в силу речевых табу и другого рода преград.

            4. Рассогласования могут определяться  наличием конкурирующих компонентов  вербального поведения или сознания  Психологический анализ приводит к аналогичным выводам, за исключением первого случая, когда нет оснований говорить о реальных ценностях. Во-первых, недостаточно устоявшаяся и плохо структурированная система личностных ценностей и/или недостаточно развитая рефлексия не позволяют человеку адекватно определить реальную роль и значимость тех или иных ценностей в его жизни. Во-вторых, значимость тех или иных ценностей может субъективно преувеличиваться или преуменьшаться под действием механизмов стабилизации(декларируемым), и к реально значимым ценностям. Так, Ч. Моррис (С. Моrris) различал ценности оперативные (действенные) и сознаваемые, не пользуясь понятием "ценностные ориентации", К. Клакхон (К. Kluckhohn) же определяет ценности как аспект мотивации, а ценностные ориентации - как определенные концепции. М Рокич (M. Rokeaclh) называет убеждения, диагностируемые с помощью его известного метода прямого ранжирования, ценностями а в отечественной литературе те же данные интерпретируются в понятиях ценностных ориентаций. Предметом нашего исследования выступают ценностные представления, независимо от того, как они обозначаются в конкретных работах: понятиями "ценность", "ценностная ориентация" или как-нибудь иначе.

            Определим ценностные ориентации  как осознанные представления  субъекта о собственных ценностях, о ценном для него - то, что выявляется с помощью любых вербальных методов, как социологических, так и психологических, Ценностные представления, однако, не могут быть полностью сведены к ценностным ориентациям, даже с учетом всех возможных несовпадений между ними и истинными ценностями личности. Уже поверхностный феноменологический анализ позволяет увидеть, что в сознании любого человека наряду с ценностными ориентациями присутствуют и другие самые различные ценностные представления. Назовем наиболее существенные из них, не претендуя при этом на полноту классификации.

            Прежде всего, исходя из очевидного  факта несовпадения систем ценностей  индивида и социальной группы, к которой он принадлежит (даже  если речь идет о референтной  группе, и эти две системы ценностей отличаются в целом хорошей согласованностью), а также из способности индивида репрезентировать нормативные (социально желательные) ценности группы или общества, выделим такую категорию ценностных представлений, как ценностные стереотипы. Ценностные стереотипы отражают, по сути, ожидания, предъявляемые человеку теми или иными социальными группами или обществом в целом и осознаваемые им. Следует учитывать, что в сознании одного человека может отражаться одновременно несколько систем ценностных стереотипов разных социальных групп. Вместе с тем очевиден большой индивидуальный разброс в степени дифференцированности восприятия систем ценностей разных социальных групп от единого недифференцированного "они" работника физического труда со слабо развитой рефлексией до подробной карты ценностного ландшафта всего общества в сознании профессионального социолога или политолога.

            В качестве еще одной категории  ценностных представлений мы  выделяем ценностные идеалы. Сочетание  "ценностные идеалы" на первый взгляд напоминает тавтологию, поскольку при построении определения ценности как таковой мы опирались на понятие "идеал". Смысл понятия ценностные идеалы состоит в том, что человек является не пассивным объектом собственной ценностной регуляции, а субъектом, который способен оценивать собственные ценности и проектировать в воображении собственное движение к ценностям, отличающимся от сегодняшних ценностных идеалов, иерархия которых характеризует ценность для человека самих личностных ценностей в отвлечении от образа своего "Я", выступают как идеальные конечные ориентиры развития ценностей субъекта (в его представлении). Наряду с ценностными идеалами можно также говорить о ценностной перспективе, которая отражает представления человека о своих ценностях в конкретном будущем (через 5, 10, 20 лет) и является своеобразной промежуточной точкой между ценностными ориентациями и ценностными идеалами. Существует и ценностная ретроспектива - представления субъекта о своих ценностях какое-то время тому назад. Выделение разновидностей ценностных представлений основано не только на феноменологическом анализе, но и на эмпирических исследованиях автора, часть из которых приводится в данной статье. Эти разновидности возможно эмпирически дифференцировать с помощью различных инструкций к заполнению одних и тех же вербальных методик, в частности методики прямого ранжирования ценностей М. Рокича. В категорию ценностных представлений входят также представления о системах ценностей конкретных людей, будь то политические лидеры или просто знакомые. Как показывает опыт, задача воспроизведения системы ценностей другого человека не вызывает больших затруднений, хотя степень адекватности этого воспроизведения может существенно различаться. Так или иначе, многообразие факторов, оказывающих влияние на формирование ценностных представлений, и их разновидностей делает весьма интересным эмпирическое изучение.

Информация о работе Экспериментальная дифференциация видов ценностных представлений