Медно-порфировые месторождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:13, контрольная работа

Краткое описание

Медно-порфировые месторождения образовались гидротермальным способом в связи с остыванием материнских интрузий и сопровождающих их флюидов. Рудоносные интрузии имеют небольшие размеры, составляющие сотни метров и первые километры. Они ассоциируют обычно с вулканическими породами. Предполагается, что эти интрузивы образовались под вулканами на глубинах 1–3 км. Рудная минерализация, как правило, не охватывает весь интрузивный массив, а приурочена лишь к краевой части последнего, осложненной разрывными нарушениями.

Содержание работы

Введение 3
1. Геологическая характеристика месторождений 4
2. Современное состояние и возможное развитие медно-порфировых месторождений в России 6
3. Перспективы колчеданных и Cu-Mo-Au-порфировых месторождений в подвижных поясах Северо-Востока России 8
Список использованной литературы 12

Содержимое работы - 1 файл

медно-порфировые месторождения.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)
 

       Медно-порфировые месторождения распространены в Тагило-Магнитогорской и Восточно-Уральской зонах, где расположены на площадях, сложенных вулканитами девонского и каменноугольного возраста. В Западной зоне (Магнитогорский прогиб) находятся Салаватское и Вознесенское месторождения. В Центральной рудоносной зоне (Восточно-Уральская структурно-формационная зона) расположены две группы медно-порфировых месторождений:

    1. Биргильдинская (Биргильдинское, Томинское, Березняковское и Зеленодольское);
    2. Новониколаевская (Тарутинское, Новониколаевское и Михеевское).

       Рудная  минерализация Центральной рудоносной зоны разнообразна по составу. На некоторых  месторождениях, кроме меди, присутствуют промышленные содержания цинка, золота и серебра. В Восточной рудоносной зоне, включающей Баталинское, Бенклинское и Южно-Бенкалинское месторождения, в рудах присутствует повышенное содержание молибдена (0,1 %). Запасы меди в некоторых из перечисленных выше месторождений оцениваются в сотни тысяч тонн: Салаватское – 500 тыс. т Cu, Михеевское – 1,5 млн т Cu. В этом году начаты вскрышные работы на Михеевском месторождении.

       Рост  производства меди возможен за счет:

       (1) увеличения добычи на 20 % из Cu-Ni месторождений Норильской группы;

            (2) разработки медистых песчаников Удокана;

       (3) медно-скарново-порфировых Быстринского  и Култуминского месторождений в Забайкальском крае;

       (4) медно-порфировых Михеевского и  Томинского – в Челябинской  области;

       (5) медно-порфировых месторождений Аксугского и Кызыл-Чадрского – в Республике Тыва;

       (6) медно-порфировых месторождений  Песчанка и Находка – в Чукотском АО;

       (7) медно-молибден-порфировых месторождений  Кони-Пъягинской группы – в  Магаданской области;

       (8) медно-порфировых месторождений  Хим-Кирганинской зоны – в  Камчатском крае;

        (9) колчеданных месторождений Урской группы – в Кемеровской области и Кызыл-Дире – в Дагестане.

       Несмотря  на низкое содержание меди в руде, при  добыче медно-порфировых руд открытыми карьерами они могут рентабельно отрабатываться. Однако в настоящее время на некоторых месторождениях Центральной рудоносной зоны проводятся лишь разведочные работы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Перспективы колчеданных и Cu-Mo-Au-порфировых месторождений в подвижных поясах Северо-Востока России
 
 

       В современных экономических условиях Северо-Востока России большая часть  выявленных колчеданных и Cu-Mo-порфировых месторождений и проявлений не имеет перспективы промышленного освоения. Однако металлогенические пояса и зоны этих месторождений играют исключительно важную роль в прогнозировании и богатых потенциально промышленных золото-серебряных эпитермальных месторождений.

       Вулканогенные пояса и оперяющие их перивулканические  зоны тектоно-магматической активизации (ТМА) образуют в пределах Северо-Востока одну из крупнейших в мире металлогенических провинций с полихронным и разнообразным по составу вулканогенно-плутоногенным оруденением (рис. 1). 

 

       Рисунок 1 – Схема распределения разновозрастных вулкано-плутонических (подвижных) поясов на Северо-Востоке России. 

       Это позволяет по-новому взглянуть на закономерности пространственного размещения колчеданного и Cu-Mo-Au-порфирового оруденения.

       Согласно  концепции аккреционной тектоники  Северо-Восток в мезо-кайнозойское время представлял собой динамично развивающуюся активную континентальную окраину, что нашло свое отражение в формировании восьми последовательно развивавшихся с северо-запада на юго-восток постаккреционных вулканических поясов. Шесть из них развивались параллельно современному положению Курило-Камчатского глубоководного желоба (рис. 1): позднеюрско-раннемеловой Удско-Мургальский (УМВП), позднемеловой-палеогеновый Охотско-Чукотский (ОЧВП), эоцен-олигоценовый Корякско-Западно-Камчатский (КЗКВП), олигоцен-четвертичный Центрально-Камчатский (ЦКВП), плиоцен-четвертичный Восточно-Камчатский (ВКВП). А Уяндино-Ясаченский (УЯВП), Олойский (ОВП) и Южно-Анюйский (ЮАВП) расположены параллельно северной палеоокраине континента в позднеюрское время (рис. 1). В пределах Омолонского кратонного террейна известен доаккреционный позднепалеозойский Кедонский краевой вулканогенный пояс (КВП). Последовательное омоложение вулканических поясов, начиная с раннего мела, соответствует смещению в сторону Тихого океана системы вулканическая дуга-желоб.

       Все перечисленные вулканогенные пояса  и сопровождающие их зоны ТМА перспективны на выявление Cu-Mo-Au-порфировых месторождений. Эту возможность подтверждают установленные в их пределах многочисленные рудопроявления (табл. 3). Вместе с тем только вулканогенные пояса, которые формировались в обстановке островной дуги (УМВП, УЯВП, ОВП и КЗКВП) перспективны на выявление колчеданных месторождений типа ≪Куроко≫ (рис. 1).

       Было  установлено также, что в рассматриваемых вулканогенных поясах в пределах медно-молибден-порфировых и колчеданных рудных районов распространены месторождения золото-серебряного (Au/Ag –0–,1) и серебряного (Au/Ag –0,1–.01) подтипов соответственно, а в связи с базит-ультрабазитовыми комплексами – золото-серебро-теллуридного подтипа, с залежами железистых кварцитов – золотого (Au/Ag –0) подтипа, а в оловорудных районах преобладают существенно серебряные (Au/Ag –0,01– 0,001 и ниже) с золотом месторождения.

       Наиболее  изученным из всех рассмотренных  выше вулкано-плуточнических поясов на Северо-Востоке России является ОЧВП. Все структуры ОЧВП потенциально рудоносны. Однако рудоносные зоны вулканогенных структур фрагментарно изучены лишь в южной части Охотского, во внешней части Центрально-Чукотского и крайне незначительно во внутренней части Анадырского секторов ОЧВП.

       Порфировое  и эпитермальное оруденение (Cu-Mo, Sn-Ag, Au-Pb-Zn-Ag, Sb-Hg), характерное для ОЧВП, обладает определенными элементами однородности во всех вулканно-плутонических структурах независимо от характера их основания (фундамента).

       Это тесно связано с физико-химическими условиями минералообразования (близповерхностные или перманентно раскрывающиеся вулканогенные гидротермальные системы) и определяет также масштабную экстенсивность гидротермальных изменений пород и рудопроявлений. Вместе с тем интенсивность порфирового и эпитермального оруденения (крупные месторождения) определяется унаследованностью от рудоносных структур гетерогенного основания ОЧВП. 

       Таблица 3 – Металлогеническая специализация вулканоплутонических поясов Северо-Востока России 

 
 

       В заключение отметим, что колчеданные  и Cu-Mo-Au-порфировые месторождения подвижных поясов в XXI веке будут важнейшими источниками цветных металлов в России. Об этом свидетельствуют проведенные прогнозные исследования на Северо-Востоке России, где, учитывая слабую изученность вулканогенных поясов и зон ТМА, весьма реальны перспективы открытия не только мелких и средних, но и крупных колчеданных и Cu-Mo-Au-порфировых месторождений и их сателлитов.

       При прогнозировании колчеданных и Cu-Mo-Au-порфировых месторождений и их сателлитов существует необходимость применения новых (инновационных) методов выделения металлогенических зон, сформировавшихся на автономных блоках фундамента; в реконструкции глубинного строения типовых рудных районов на основе сейсмических данных; в использовании новых приемов комплексного геолого-геофизического изучения разномасштабных картографических материалов (ГИС); в оригинальной компьютерной технологии дешифрирования космоснимков; в использовании результатов регионального и локального морфоструктурного анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованной литературы 
 

       1. Викентьев И. В. Условия формирования  и метаморфизм колчеданных руд. М.: Научный мир. 2004. 340 с.

       2. Волков А. В., Савва Н. Е., Сидоров  А. А. и др. Закономерности размещения и условия образования Cu-Au-порфировых месторождений Северо-Востока России.//Геология рудн. месторождений 2006. Т. 48, № 6. С. 512–539.

       3. Грабежев А.И., Кузнецов Н.С., Пужаков В.А. Рудно-метасоматическая зональность медно-порфировой колонны натриевого типа (парагонит-содержащие ореолы Урала). Екатеринбург: ИздHво УГГГА, 1998. 172 с.

       4. Медноколчеданные месторождения Урала. Геологическое строение.   Свердловск: УрО АН СССР, 1988. 239 с.

       5. Серавкин И.Б. Вулканизм и колчеданные месторождения Южного Урала. М.: Наука, 1986. 268 с.

Информация о работе Медно-порфировые месторождения