Геополитический аспект истории взаимоотношений Китая и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:40, реферат

Краткое описание

Китайская цивилизация является самой протяженной во времени. Главная геополитическая особенность последней из оставшихся древних цивилизаций — здесь границы культуры, религии и государства в основном совпадают. История Китая — единственный в своем роде пример более или менее непрерывного развития государства-цивилизации на протяжении четырех тысячелетий. Китай с численностью населения в 1,3 млрд. жителей обладает исключительной демографической мощью, являющейся гарантом его сохранения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. Геостратегическая политика Китая…………………………..……4
Геополитика Пути и Стены…………………………………………………….4
1.2. Геополитическая цель Китая………………………………………………...…6
1.3 Борьба за новую геополитическую архитектуру мира…………………….….8
1.4 Важнейший геостратегический регион Китая………………………………..19
ГЛАВА 2. Россия и Китай: Факторы взаимодействия………………………22
Распад СССР и его последствия………………………………………………22
Отношения на двустороннем уровне………………………………………....28
Возможные будущие соотношения факторов между Россией и Китаем…..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...35
Список использованной литературы……………………………………………...37

Содержимое работы - 1 файл

Геополитика.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

       Трансформация геостратегии США заключается и в том, что в результате выхода на рубежи евразийских цивилизаций (Еврамар), произошел отрыв от морских баз базирования, что особенно затрудняет «миротворческие» операции в Афганистане и Центральной Азии.  Поэтому пришло время корректировки геостратегии США на основе соединения преимуществ теории Римленда (морских берегов Евразии)  и Еврамара («берегов» или рубежей мировых цивилизаций).  
 

    1. Важнейший геостратегический  регион Китая
 
 

       Индийский океан становится  важнейшим геостратегическим регионом для США, Китая и Индии. В настоящее время в Индийском океане лидируют военно-морские силы США (авианосные ударные группировки) и ВМС Индии. Военно-морское присутствие США представлено передовыми пунктами базирования  Диего-Гарсия (Великобритания), Манама (Бахрейн), ВМФ США используют порты Джебель Али и Фуджейра в ОАЭ. Наращивается мощь ВМС Индии и присутствие в регионе ВМС Китая. В средневековье Китайская империя владела мощным морским флотом, отказ от которого послужил одной из важных причин упадка Поднебесной в последующие столетия. Усиление экономической мощи современного Китая и зависимость от импорта энергетических ресурсов поставили перед  Пекином стратегическую задачу превращения прибрежного флота «желтой воды» в океанский флот «голубой воды».  Главной задачей ВМФ Китая является обеспечение безопасности торгового (танкерного) флота на стратегических морских коммуникациях.

       Чтобы обезопасить импорт нефти с Среднего Востока в Китай, Пекин вынужден одновременно создавать два международных транспортных коридора. Так как основным поставщиком нефти в Китай является Иран, морские коммуникации доставки нефти приобрели стратегическое значение. Здесь самым уязвимым местом является относительно узкий (до 2-3 км) Малаккский пролив. Поэтому Соединенные Штаты предают исключительное значение контролю этой коммуникации и возможного блокирования Малаккского пролива. Американский ВМФ во много раз превосходит  морские силы Китая. Двухсторонние военные союзы с Японией, Южной Кореей, Австралией, Филиппинами и Таиландом позволяют осуществлять эффективный контроль за морскими путями в Китай. Пекин со своей стороны размещает  военные базы и средства электронной разведки в дружественных странах ЮВА (Мьянма, Камбоджа).  
Пекин обеспечивает политический суверенитет Мьянмы, располагающий по прогнозам крупными запасами энергетического сырья. Между Китаем и Мьянмой заключен  договор о строительстве  на острове Рамри в Бенгальском заливе порта Чаупхью,  соединенного международным транспортным  коридором с Китаем (Куньмин, административный центр провинции Юньнань). Китай рассматривает так же возможность  строительства судоходного канала  через перешеек Кра в Таиланде в обход Малаккского пролива. 

       Второй  транспортный коридор создается из китайской провинции Синьцзян к Индийскому океану.  В 2005 г. Китай заключил с Пакистаном двухсторонний Договор о дружбе, добрососедстве, взаимной помощи и военном сотрудничестве. Пекин выступает гарантом безопасности Пакистана. С финансовой помощью Пекина на Макранском побережье Белуджистана сооружается современный глубоководный порт Гвадар. Этот амбициозный проект нацелен на создание нового экономического центра Среднего Востока по аналогии с арабским Дубаем. Размещение китайской военно-морской базы и станция электронной разведки в Гвадаре позволит обеспечить безопасность импорта нефти из Ирана — главного зарубежного поставщика энергетического сырья в Поднебесную и контролировать транспортировку нефти из зоны Персидского залива в Индию. Учитывая уязвимость морских коммуникаций с Среднего Востока в Китай, Пекин планирует строительство  нефте- и газопроводов от побережья Аравийского моря  до китайского Синьцзяна, чтобы обеспечить импорт  в обход Малаккского пролива, а так же продлить высокогорное Каракорумское шоссе до порта Гвадар. Америка обеспокоена активностью Пекина в пакистанском Белуджистане, где непосредственно и так близко сталкиваются их стратегические интересы с Китаем. Если на Ближнем Востоке конфликт с Китаем из-за дефицита энергетических ресурсов удалось избежать из-за политической игры на опережение (надуманной агрессии против Ирака), то реальность столкновения на Среднем Востоке потребовала других подходов.  
Здесь Америка рассматривает два сценария развития событий — миротворческий и конфронтационный. США заинтересованы в строительстве газопровода и нефтепровода из Туркмении и Казахстана через Афганистан в Пакистан (г. Мултан) и далее в Индию. В апреле 2008 г.  реанимированы уже имевшие планы строительства Трансафганского газопровода, который по замыслу американцев может способствовать преодолению пакистано-индийского противостояния путем реализации совместного проекта. Осознавая, что газопровод может стать очередной приманкой для диверсионной деятельности афганских талибов, прагматичные американцы надеются купить местных племенных вождей, которым будут платить за транзит газа и охрану газопровода. Что весьма проблематично.

       Второй  сценарий. За последнее время произошло  главное событие в Южной Азии, где Соединенные Штаты меняют главных союзников  — Пакистан на Индию. Индия традиционно ориентировалась на Советский Союз и советское вооружение. Однако в последние годы военно-техническое сотрудничество с Россией сокращается. Индию не всегда устраивает качество закупаемой техники. Американские СМИ особое внимание уделяют составляющей индийской демократии в противовес авторитарному Китаю. Стратегическое партнерство США с Индией некоторые политические силы в Пакистане рассматривается как предательство американцами Исламабада. Китай  выступает против превращения Индии в стратегического (военно-политического) партнера США, не поддерживает стремление Индии  стать постоянным членом Совета Безопасности ООН. Вновь выдвинул требования на спорный регион вблизи Тибета (индийский штат Аруначал-Прадеш).  
Не желая идти на прямую конфронтацию на Среднем Востоке с Китаем, США могут создать управляемую зону нестабильности в федеративном Пакистане, где постоянно тлеют потенциальные  этнонациональные конфликты, ведущие к распаду государства на  Синд, Панджаб, Белуджистан и северо-западные провинции. Ситуация осложняется истощением источников воды для орошения. При реализации этого сценария, Северо-западный Китай лишится сухопутного выхода к Индийскому океану, а Соединенные Штаты поддержат этнонационализм в Белуджистане и провозгласят здесь очередное государство марионеточной демократии. Создание здесь американской военной базы позволит осуществлять контроль над зоной Персидского залива, взять в тиски с двух сторон Иран и дать выход новым независимым государствам Центральной Азии на мировые рынки в обход России. Одним, словом, окончательно расколоть евразийское пространство и похоронить евразийские геополитические прожекты Москвы. США пресекут намерения строительства подводного или сухопутного газопровода  из Ирана в Индию через Белуджистан, и одновременно гарантируют поставки в Индию природного газа из Туркмении. 

ГЛАВА 2. Россия и Китай: Факторы взаимодействия 

    1. Распад  СССР и его последствия

       Как известно, во второй половине 1980-х годов  начались -изменения в биполярной системе международных отношений. Они в свою очередь отражали изменение структурно-системных факторов российско-китайских отношений. Экономическая и политическая нестабильность привела к распаду Советского Союза и созданию СНГ, что снизило стратегический вес РФ как преемника СССР. Как государство-правопреемник, РФ значительно отличается от бывшего СССР. Россия унаследовала 4/5 бывшей советской территории, но ее население вдвое меньше населения СССР, и производит оно значительно меньше половины ВВП Советского Союза. Россия -если не принимать в расчет ее ядерный потенциал - обрела статус крупной, но региональной державы, в то время как Китай начал превращение из региональной державы в мировую, правда, пока еще не обладающей военным потенциалом мирового уровня.

       Благодаря успешному проведению реформ и стабильному  экономическому росту Китай по своим  показателям ВНП и перспективам дальнейшего развития выдвигается  в авангард развивающегося мира. Подъем Китая затрагивает интересы всех его соседей в Азии, но особенно он касается России, пережившей изменение статуса и превратившейся из сверхдержавы СССР в региональную державу, правда пока еще обладающую военным потенциалом мирового уровня. В настоящее время доля ВВП США от суммарного мирового уровня составляет около 21%, Европейского Союза - около 21%, Японии - 8%, Китая - 8%, а России - 1,7% . По одному из авторитетных прогнозов, к 2015 г. доля США от мирового ВВП может сократиться до 18%, Европейского Союза - до 16%, Японии - до 7%, а Китая - по самым осторожным прикидкам - вырасти до 10%. При этом даже по достижении экономического роста в 4-6% доля России в мировом ВВП повысится лишь до 2% .

       Однако  даже если Китай в XXI веке и не превратится  в ведущую экономическую державу  мира, не только по абсолютному размеру  ВВП (по расчетам некоторых экспертов, Китай уже в 1990г. обошел Россию по абсолютному размеру ВВП), но и по важному качественному показателю - ВВП на душу населения - он обойдет Россию. Это означает, что на глазах одного поколения Россия вполне может превратиться не только в экономически более слабое, но и более бедное, чем Китай, государство. Поскольку экономические успехи Китая способствовали изменению роли экономического фактора в регионе, подъем Китая превращается в один из важнейших внешних факторов для России, он может повлиять на место России в мире, на положение внутри России, на характер ее государственности, возможно, федерального устройства, состав населения и внешнеполитическую ориентацию. Подъем Китая на фоне депрессии в России, ситуация, не имевшая аналога в истории российско-китайских отношений, заставляет задумываться о том, как будут развиваться отношения между нашими странами через 10 и более лет и какие факторы могут влиять на развитие наших отношений в будущем.

       Одновременно  роль геополитических факторов в Евразии также возросла, и Китай, естественно, озабочен изменениями на его границах, тем более что распад СССР оказал дестабилизирующее влияние на китайское общество. Учитывая сепаратистские настроения в Тибете, Синьцзяне, Внутренней Монголии и Гуандуне, правительство Китая вполне резонно опасается, что в стране могут начаться процессы, аналогичные тем, что привели к распаду бывшего Советского Союза. Одновременно Китай выработал прагматичные подходы для общения с новыми соседями на севере и западе. Китай стремится подчеркнуть свои экономические и социальные достижения и при этом заполнить вакуум силы в Азии, который образовался после распада Советского Союза.

       Для Китая сотрудничество с Россией  становится фактором сохранения баланса  в регионе и одним из противовесов внешнему фактору - американскому и японскому влиянию. Хотя некоторые китайские стратеги рассматривают Россию как источник нестабильности для Китая, столь же очевидно и то, что дезинтеграция Советского Союза ликвидировала угрозу Китаю с севера, а любая внешняя напряженность повышает заинтересованность Китая в сотрудничестве с Россией и одновременно - значимость России для других государств, ведущих активную политику в Евразии.

       Россия  и Китай занимают весьма близкие  позиции по ряду международных вопросов, связанных с разоружением, нераспространением ядерного оружия, безъядерными зонами, ролью ООН и корейской проблемой. В отличие от ситуации 1960-1970-х годов, идеологический фактор не препятствует развитию российско-китайских отношений, и стороны не будут придавать ему такое важное значение, как в прошлом. Недвусмысленное стремление России и Китая к стабильности отношений подкрепляется высокой оценкой китайских реформ со стороны официальных лиц в России и новым курсом на построение «взаимовыгодного доверительного партнерства, направленного на построение стратегического взаимодействия в XXI веке».  

       Реализуя  свои интересы (глобальные, региональные, двусторонние), Москва в советско-китайских  отношениях традиционно ставила  акцент на глобальном и двустороннем уровне отношений. В 1990-е годы относительно возросла важность отношений на региональном уровне. Это изменение обусловлено крушением биполярного мира, последующим сокращением роли внешних факторов и необходимостью для России найти новое место в АТР. СССР делал основной упор только на военное и политическое присутствие в регионе и не участвовал в создании региональных экономических союзов. В настоящее время значение Северо-Восточной Азии для России связано с огромным ресурсным потенциалом ее российской части, который может стать генератором экономического продвижения России в этот регион. Кроме того, Северо-Восточная Азия представляет собой единственный периферийный регион, которому пока удалось избежать драматичных геополитических изменений начала 1990-х гг. По этой причине данный субрегион стал рассматриваться как средство расширения международных связей России во всем АТР. Возможности России по обеспечению своего присутствия в регионе будут зависеть от ее способности вовлечься в процесс региональной экономической интеграции.  
      Очевидно, что, несмотря на возросшее значение экономических факторов, нынешняя ситуация характеризуется крайне низким уровнем экономического присутствия России в регионе. Китай в течение многих лет боролся за ослабление военно-политического влияния СССР в регионе. Тот факт, что Россия изменила свой статус военно-политической сверхдержавы на статус экономического партнера, благоприятен для Китая. Китай чрезвычайно заинтересован в том, чтобы ни одна страна не обладала военной или экономической монополией в регионе, потому что такое положение помогает компенсировать относительную отсталость Китая, создавать противовесы растущей региональной роли Японии и таким образом повышать уровень стабильности в регионе благоприятным для Китая образом. Также благоприятны для Китая и прочные экономические связи его северных и северо-западных провинций с российским Дальним Востоком и Средней Азией. Эти связи могут быть использованы для того, чтобы уменьшить дисбаланс север - юг, который может стимулировать сепаратистские настроения в стране.

       На  региональном уровне также отмечается определенное совпадение национальных интересов России и Китая. Обе  страны озабочены состоянием региональной безопасности в Центральной Азии, недовольны усилением активности НАТО в регионе, проявляют беспокойство по поводу роста панисламских и панмонгольских настроений и неопределенности региональных последствий будущего объединения Кореи, хотя подходы обеих стран к этим проблемам и разные. Поскольку сепаратистские тенденции в России способствуют созданию новой зоны напряженности вдоль северной границы Китая, китайские власти заинтересованы в стабилизации внутреннего положения в РФ.

       На  глобальном уровне также наблюдается  определенное сходство национально-государственных  интересов России и Китая. Задача создания внешней среды, которая была бы благоприятна для экономических реформ в обеих странах, служит предпосылкой для более широкого сотрудничества в решении региональных конфликтов и других сложных вопросов - например, таких, как ядерное разоружение. В то же время по-прежнему сохраняются противоречия в государственных интересах России и Китая, связанных с отношениями с США и другими западными странами. С точки зрения России, дружественные связи с Китаем служат одним из средств «обеспечения тыла» при переформулировании содержания связей со странами Запада. Китай в целом негативно относится к формированию российско-китайского антизападного блока, тем не менее нетрудно заметить, что он не отказался бы подключить Россию на своей стороне к противостоянию с США, особенно если бы Россия заняла активную позицию в этом противостоянии, что усилило бы китайские позиции при решении проблем, где существуют китайско-американские разногласия. Одновременно китайская сторона активно пытается реализовывать популярную в Китае концепцию «стратегического треугольника», согласно которой политическое расстояние между китайским и американским, китайским и российским «углами» должно быть ближе, чем между «американским» и «российским». Это подтверждается также и тем, что, несмотря на всю антиамериканскую риторику, Китай одновременно не скрывает, что он стремится к всесторонней активизации связей прежде всего с США. В перспективе в четырехугольной фигуре отношений США - Япония - КНР -Россия возможно возникновение «треугольника» Россия - КНР -Япония, что объективно будет расширять поле для маневра российской дипломатии даже больше, чем при образовании «стратегического треугольника» Россия - Китай - Индия, о котором говорил бывший премьер России Е.М. Примаков. Одновременно возникновение «треугольника» США - КНР -Япония и, гипотетически, в перспективе, Россия - США -Япония, может служить ограничителем развития российско-китайских отношений. При этом с высокой степенью вероятности следует учитывать, что в формирующемся полицентричном мире ведущими державами будут США и Китай, а потому китайско-американское направление отношений и дипломатии для Китая объективно будет иметь важнейшее значение. В то же время ясно, что российско-китайские отношения будут продолжать активно развиваться, а столь трудные и неоднозначные аспекты двусторонних отношений, как, например, пограничный вопрос, неравный экономический обмен, транспортная проблема и т.д., если к их решению подходить должным образом и иметь общую продуманную стратегию развития отношений, не смогут оказывать разрушительного влияния на общее состояние двусторонних связей. Эти проблемы могут решаться постепенно, путем переговоров. Таким же образом может быть решена и тайваньская проблема -специфический конкретный вопрос, отражающий своеобразное сочетание внешних и внутренних факторов в двусторонних отношениях .

Информация о работе Геополитический аспект истории взаимоотношений Китая и России