Энергетическая безопасность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 07:00, реферат

Краткое описание

Накануне Первой мировой войны Первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль принял историческое решение: заменить уголь нефтью в качестве топлива для кораблей британских ВМС. Он намеревался это сделать, чтобы британский флот превосходил по быстроходности немецкий.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Предисловие…………………………………………………………………..4
2. Предложение и спрос под ударом………………………………………......11
3. Несколько принципов экономической безопасности……………………...16
4. Экономическая безопасность: оптом дешевле……………………………..19
4.1 Россия предложила межнациональную идею……………………………..19
4.2 Импорт ресурсов, экспорт проблем………………………………………..19
4.3 Российский вклад……………………………………………………………21
5. Грядущие потрясения……………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………..25
Список литературы………………………………………………………….26

Содержимое работы - 1 файл

Энергетическая безопасность РФ.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

    Было  бы разумнее (в действительности совершенно необходимо сделать это безотлагательно) включить этих двух гигантов во всемирную сеть торговли и инвестиций вместо того, чтобы стать свидетелями их сползания к меркантильному подходу, основанному исключительно на двусторонней основе. Вовлечение Китая и Индии в глобальную систему потребует понимания того, что означает для них энергетическая безопасность. Обе страны быстро движутся от самодостаточности к интеграции в мировую экономику. Это предполагает, что они станут всё больше зависеть от мировых рынков – причем как раз тогда, когда их правительства будут испытывать на себе огромное давление, поскольку от них потребуется обеспечить экономический рост своему громадному населению, ежедневно сталкивающемуся с нехваткой энергоресурсов и отключениями электричества. Таким образом, главная задача Китая и Индии — обеспечить себя энергоресурсами, достаточными для поддержания экономического роста и предотвращения дефицита энергии, ослабляющего нацию и чреватого социально-политическими волнениями.

    Для Индии, где политики пока еще не могут  забыть кризис платежного баланса 1990-го, нефтедобыча за рубежом — это тоже способ оградить себя от высоких цен. Таким образом, нужно помочь Индии, Китаю и другим ключевым странам, таким, в частности, как Бразилия, действовать в координации с существующей в рамках МЭА системой энергетической безопасности, с тем чтобы предоставить им гарантию защиты их интересов в случае каких-либо потрясений и чтобы повысить эффективность самой системы.

    4. Энергетическая безопасность: оптом дешевле

    4.1 Россия предложила межнациональную идею

    По  словам президента, таких задач две. Первая – «надежное обеспечение мировой экономики традиционными видами топлива. Причем на условиях, приемлемых как для государств-производителей, так и для потребителей». Вторая – «диверсификация и безопасность энергоснабжения, в том числе антитеррористическая. А также развитие атомной энергетики, энергосбережения, поиск прорывных технологий и перспективных экологически чистых источников энергоресурсов». «Заявка на мировое лидерство в области энергетики – это амбициозная задача», – заявил Владимир Путин. Как помнится, амбициозность при решении любых проблем, как политических, так и экономических, стала непременным требованием нынешнего российского президента. Однако можно привести немало примеров, когда выдвинутые им амбициозные идеи так и оставались лишь идеями. Не уготована ли эта участь и предложению о «международной энергетической безопасности», действительно ли заинтересованы в нем страны «большой восьмерки»?

    4.2 Импорт ресурсов, экспорт проблем

    Угрозы, связанные с нерешенными проблемами энергетической безопасности, действительно  встают перед большинством стран  мира. Достаточно вспомнить недавний сильный пожар на нефтехранилище в графстве Хартфордшир в 40 км к  северу от Лондона, сотни диверсий, ежегодно происходящих на трубопроводах, нефтеперегонных заводах и прочих инфраструктурных объектах нефтегазовых отраслей в разных странах, глобальное потепление климата, а также то, что исчерпаемые энергетические ресурсы рано или поздно оправдают свое название.

    Международные террористы активизировались после  завершения активной фазы военной операции США в Ираке в 2003 г., в результате средний объем поступления сырой  нефти на мировые рынки сократился не менее чем на 1 млн баррелей в сутки, что дополнительно повысило ее цену примерно на 20 долл. за 1 баррель.

    В развитых странах исторически сложился нерациональный энергетический баланс, с преобладанием минерального топлива. Энергопотребление становится явно избыточным не только в развитых, но и в развивающихся странах, которые быстро «подтягиваются» к заданным на Западе уровням. В результате стремительно растущие энергетический импорт и мощные обратные потоки нефтедолларов прямо и косвенно субсидируют такие негативные явления, как религиозный экстремизм, диктаторские режимы, государственная коррупция, экономическая преступность, региональные конфликты, производство и транспорт наркотиков.

    Казалось  бы, развитые и развивающиеся страны должны понимать, что решить накопившиеся проблемы они могут только сообща – максимально полно учитывая интересы друг друга.

    Однако  уже сейчас закладываются основы будущей конкурентной борьбы развитой (США, Западная Европа, Япония) и развивающейся (Китай, Индия, Бразилия) групп стран  за свободный доступ к сырьевым ресурсам. Ситуация усугубляется тем, что развивающиеся страны стремятся повторить уже пройденный индустриальными сообществами тупиковый путь экономического развития, сопряженный с излишними энергозатратами. Они повторяют уже совершенные другими ошибки и в погоне за темпами экономического роста почти не пытаются осваивать более совершенные, экономичные и экологически безопасные, но дорогостоящие энерго- и ресурсосберегающие модели.

    Решение этих проблем возможно лишь при отказе от навязываемой США унифицированной глобализации международных рынков, при устойчивом и безопасном развитии равновесных, разнообразных и многоукладных экономических систем сервисного типа. При этом в рамках различных национальных моделей должны осуществляться общие для всех государств мероприятия: активное энерго- и материалосбережение; расширение и диверсификация используемой ресурсной базы энергетического сырья; последовательный переход к возобновляемым энергетическим источникам и таким универсальным безотходным энергоносителям, как жидкий метан и водород; жесткий экологический контроль; ускоренное обновление устаревшего промышленного и коммунального оборудования.

    4.3 Российский вклад

    В этих условиях предложения Владимира  Путина выглядят весьма актуальными. Россия – крупная энергетическая держава, по экспорту газа она занимает первое место в мире, по нефти – второе, после Саудовской Аравии. Понятно, что она могла бы взять на себя пропорциональную долю ответственности за международную глобальную энергетическую безопасность и стабильность. Однако при этом она должна действовать, прежде всего с учетом собственных жизненно важных интересов. К ним в первую очередь относятся: создание необходимых условий для надежного топливного снабжения внутренних рынков по устойчивым ценам, адекватное обеспечение военной и экономической безопасности, диверсификация экспорта и стабильное развитие внешнеэкономических связей, как с развитыми, так и с развивающимися странами.

    В рамках своего председательства в «большой восьмерке» Россия действительно могла бы предложить ее участникам детально проанализировать наиболее актуальные современные энергетические проблемы. Необходимо обсуждать перспективы диверсификации глобальных энергетических рынков, развитие конкурентной среды в энергетике, оптимизацию транспорта и международного транзита энергоресурсов, расширение многосторонних инвестиций в энергосектор, а также проблемы снижения уровня негативного воздействия энергетики на климат и окружающую среду. По итогам такого углубленного анализа страны «большой восьмерки» по инициативе России могли бы взять курс на разработку общей многосторонней платформы для обсуждения и создания единой глобальной стратегии, направленной на обеспечение устойчивой энергетической безопасности во всем мире.

    Для этого необходимо разработать многосторонние программы снижения удельных энергетических затрат в расчете на единицу национального продукта, обеспечения экологической безопасности, государственного стимулирования перехода к возобновляемым энергетическим источникам, создания информационных систем для международного мониторинга уровней энергетической безопасности. Нужны программы социальной компенсации, борьбы с нелегальными трансграничными денежными потоками, коррупцией, организованной преступностью и международным терроризмом.

    Особого внимания требуют развитие и углубление международного научного и практического  сотрудничества по разработке единого  подхода к решению комплекса  конкретных задач обеспечения энергетической безопасности. Необходимо оценить состояние  топливно-энергетического комплекса в различных странах и его роль в обеспечении общей национальной экономической безопасности. Нужно определить пути технологической, структурной и институциональной перестройки в энергетических отраслях с учетом конкретных условий, факторов и угроз энергетической безопасности для каждой отдельной страны.

    Все это касается и самой России –  необходимо уточнить долгосрочную доктрину национальной энергетической безопасности и, соответственно, энергетическую стратегию  РФ. Их практическое осуществление должно учитывать действующие приоритеты в экономической политике различных стран, а также способствовать дальнейшему развитию взаимовыгодного международного сотрудничества в энергетической сфере. Вероятно, это и станет одним из направлений работы созданной накануне Нового года правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы, которую возглавил непосредственно премьер Михаил Фрадков. Комиссия наделена самыми широкими полномочиями, но насколько эффективной будет ее деятельность, покажет время.

    Координация международных усилий по предотвращению структурных энергетических кризисов настоятельно требует выработки  научно обоснованных систем критериев  и методик объективного измерения  и сопоставления точных параметров уровней энергетической безопасности.

    Российская  власть пытается сгладить негативный эффект от газового скандала, как-то успокоить  своих европейских партнеров. Первый вице-премьер, председатель совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев заявил:

    «Считаю несостоятельными попытки некоторых  лиц обвинить Россию в политическом давлении на основные страны Евросоюза. Россия была, есть и будет надежным поставщиком газа в Европу». В  этом же убеждал посетившую с официальным  визитом Москву канцлера Германии Ангелу Меркель и сам президент Владимир Путин. Но не исключено, что в «большой восьмерке» России придется чаще объясняться по теме энергобезопасности, чем выступать с глобальными предложениями.  
 
 
 
 
 
 
 

5. Грядущие потрясения

    В будущем рынки энергоносителей станут неизбежно испытывать потрясения. Некоторые из их возможных причин можно примерно предвидеть: это скоординированные террористические атаки, сбои поставок с Ближнего Востока и из Африки или беспорядки в Латинской Америке, которые скажутся на нефтедобыче в Венесуэле — третьем по величине производителе ОПЕК. Однако другие возможные причины могут стать неожиданностью. В прибрежной нефтяной индустрии давно уже возводятся такие сооружения, которые могли бы выдержать «столетний шторм» (геологический термин, означающий сильнейший шторм, вероятность которого условно равна одному разу в столетие), но никто не мог предугадать, что в течение нескольких недель два таких разрушительных урагана ударят по энергетическому комплексу в Мексиканском заливе. А те, кто создавал систему экстренного распределения стратегических запасов МЭА, не могли даже на мгновение представить себе, что эти резервы могут быть вскрыты для того, чтобы смягчить последствия аварий, произошедших в Соединенных Штатах.

    Диверсификация останется основополагающим отправным принципом энергетической безопасности и в нефтяной, и в газовой отраслях. Однако вполне вероятно, что теперь она потребует и разработки нового поколения технологий, которые используются в ядерной энергетике или применяются при «чистом» сжигании угля, а также поддержки возрастающей роли разнообразных возобновляемых источников энергии по мере того, как те будут становиться все более конкурентоспособными. Диверсификация также обусловит необходимость инвестиций в новые технологии, начиная с тех, которые должны появиться в ближайшей перспективе (преобразование природного газа в жидкое топливо), и до технологий более отдаленного будущего, пока еще находящихся в стадии лабораторной разработки, таких, как создание биологических источников энергии. Сегодня наблюдается рост инвестиций в технологии по всему энергетическому спектру, и это окажет позитивное воздействие не только на энергетику будущего, но и на окружающую среду.

    Заключение

    Но  энергетическая безопасность существует и в более широком контексте. В мире, который характеризуется усиливающейся взаимозависимостью, энергетическая безопасность будет во многом зависеть от того, как государства выстроят отношения друг с другом, будь то на двусторонней или на многосторонней основе. Вот почему энергетическая безопасность окажется одной из главных проблем американской внешней политики в грядущие годы. Частью этой проблемы станет необходимость предвидеть и оценивать различные вероятные сценарии. А для этого надо не только заглядывать за угол, но и уметь рассмотреть за цикличными взлетами и спадами как реальность существования все более сложной и более интегрированной всемирной энергетической системы, так и значимость отношений между вовлеченными в эту систему странами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы 
 
 

Информация о работе Энергетическая безопасность России