Карибский кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 15:44, реферат

Краткое описание

Кари́бский кризис — чрезвычайно напряжённое противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами относительно размещения Советским Союзом ядерных ракет на Кубе в октябре 1962. Кубинцы называют его «Октябрьским кризисом» (исп. Crisis de Octubre), в США распространено название «Кубинский ракетный кризис» (англ. Cuban missile crisis).

Кризису предшествовало размещение в 1961 году Соединёнными Штатами в Турции ракет средней дальности «Юпитер», напрямую угрожавших городам в западной части Советского Союза, доставая до Москвы и основных промышленных центров.

Содержимое работы - 1 файл

Кари́бский кризис.docx

— 36.51 Кб (Скачать файл)

Федеральное Агентство по образованию

Томский  государственный  университет

Международный Факультет Управления

Кафедра социальных наук 
 
 

Карибский кризис. 
 
 

Выполнила

                                    Ст. 1к. АУ

                                        К.В. Фадеева 

                                   Проверил

                                            Канд. Ист. Наук

                                         Я.Г. Дюканов 
 

Томск 2009

 

Кари́бский кризис — чрезвычайно напряжённое противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами относительно размещения Советским Союзом ядерных ракет на Кубе в октябре 1962. Кубинцы называют его «Октябрьским кризисом» (исп. Crisis de Octubre), в США распространено название «Кубинский ракетный кризис» (англ. Cuban missile crisis).

Кризису предшествовало размещение в 1961 году Соединёнными Штатами в Турции ракет средней дальности «Юпитер», напрямую угрожавших городам в западной части Советского Союза, доставая до Москвы и основных промышленных центров.

Кризис начался 14 октября 1962 года, когда самолёт-разведчик U-2 ВВС США в ходе одного из регулярных облетов Кубы обнаружил в окрестностях деревни Сан-Кристобаль советские ракеты средней дальности Р-12. По решению президента США Джона Кеннеди был создан специальный Исполнительный комитет, в котором обсуждались возможные пути решения проблемы. Некоторое время заседания исполкома носили секретный характер, однако 22 октября Кеннеди выступил с обращением к народу, объявив о наличии на Кубе советского «наступательного оружия», из-за чего в США немедленно началась паника. Был введён «карантин» (блокада) Кубы.

Вначале советская  сторона отрицала наличие на острове  советского ядерного оружия, затем  — уверяла американцев в сдерживающем характере размещения ракет на Кубе. 25 октября фотографии ракет были продемонстрированы на заседании Совета Безопасности ООН. В исполкоме всерьёз обсуждался силовой вариант решения проблемы и его сторонники убедили Кеннеди как можно скорее начать массированную бомбардировку Кубы. Однако очередной облёт U-2 показал, что несколько ракет уже установлены и готовы к пуску, и что подобные действия неминуемо привели бы к войне.

Президент США Джон Кеннеди предложил Советскому Союзу демонтировать установленные ракеты и развернуть всё ещё направлявшиеся к Кубе корабли в обмен на гарантии США не нападать на Кубу и не свергать режим Фиделя Кастро (иногда указывается, что Кеннеди также предложил вывести американские ракеты из Турции, но данное требование исходило от советского руководства, о чём подробнее сказано в статье ниже). Председатель Совета Министров СССР и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв согласился, и 28 октября начался демонтаж ракет. Последняя советская ракета покинула Кубу через несколько недель, и 20 ноября блокада Кубы была снята.

Карибский кризис продолжался 13 дней. Он имел чрезвычайно важное психологическое и историческое значение. Человечество впервые в своей истории оказалось на грани самоуничтожения. Разрешение кризиса стало переломным моментом в Холодной войне и началом разрядки международной напряжённости.

Поражение США

Куба стала  крупнейшим стратегическим поражением США. Американцы не ожидали, что прямое давление на Кубу вызовет эффект, прямо  противоположный их ожиданиям. Не принималась  во внимание та эйфория борьбы за свободу  и независимость, которая правила  миров в 1960-е годы.

Помощь  СССР

Советское руководство  принялось интенсивно разыгрывать  кубинскую карту. «Первому в мире социалистическому государству» Западного  полушария оказывали всестороннюю помощь. В обмен на твердое обещание идти курсом социализма Фидель беспрепятственно получал практически все желаемое.

В советских  СМИ Куба прочно заняла первое место  в аналитических материалах, прогнозировавших возможность распространения социализма на Западном континенте. Всё это  нервировало Америку, искавшую возможности  справиться с проблемой.

Блокада Кубы.

В апреле 1961 года подготовленные в США кубинские  контрас вторглись на Кубу, высадившись на Плая-Хирон, но в трехдневном сражении были разбиты. Американцы совершенно не понимали что силовые акции только сплачивали население острова вокруг своих лидеров, разжигали антиамериканские настроения не только на Кубе, и не только в Латинской Америке.

Однако до «часа  икс» США твердолобо стремились разрешить  кубинскую проблему силой. Для организации  всесторонней блокады «острова Свободы» принимались беспрецедентные меры. Сенатские слушания о деятельности ЦРУ свидетельствуют о бесчисленных попытках физически устранить Фиделя Кастро, о колоссальных суммах,  отпускаемых окопавшейся на территории США кубинской оппозиции, о планах прямого военного вторжения или бомбардировки Кубы и пр. и пр. В январе 1962 года под нажимом США была установлена дипломатическая блокада Кубы государствами Латинской Америки, военное вторжение на остров казалось лишь делом времени…

«Ядерное  предложение» Хрущева.

Долгое время  шли споры о том, откуда исходила инициатива установить на Кубе ядерные  ракеты: из Гаваны или из Москвы? Сейчас можно вполне утвердительно ответить на  этот вопрос: по свидетельству  советника советского посольства на Кубе А.Алексеева, предложение о  размещении на «острове Свободы» ядерного оружия исходило от Н.С. Хрущёва.

В начале 1960-х  годов СССР проигрывал в ядерной  гонке  вооружений. До паритета двух сверхдержав было еще очень далеко. По  данным военного министра обороны  США Роберта Макнамары «против 5 тысяч американских ядерных боеголовок» СССР «имел тогда лишь 300 (соотношение приблизительно 17:1)» Американские ракеты были нацелены на СССР из Турции,  Италии, вся советская страна по периметру была окружена американскими военными базами. Видимо, план устроить США сюрприз в виде ядерных установок в нескольких сотнях миль от побережья Северной Америки показался Хрущеву удачным военно-политическим ходом.

Фидель Кастро отвечает «да».

В мае 1962 года в  Москве состоялось совещание высших чинов советского руководства, на котором  присутствовал и Алексеев. По его  воспоминаниям после очередного дежурного вопроса о положении  на Кубе, от Никиты Сергеевича последовал вопрос, повергший нашего советника  на Кубе в оцепенение: «Как … прореагирует Фидель на предложение установить на Кубе наши ракеты?» Растерянный Алексеев выразил сомнение в готовности Кубы к такому варианту развития событий. Но Хрущёв заявил, что не сомневается во вторжении американских войск на Кубу и необходимо «найти столь эффективное средство устрашения, которое удержало бы американцев от этого рискованного шага». Размещение на острове ядерного оружия глава СССР, вероятно, рискованным шагом не считал.

О том, что Хрущёв рассматривал монтаж ядерных установок  на Кубе делом решенным, говорит  то, что он призывал всех окружающих к полной секретности. Рассуждая  далее, первый секретарь выразил  уверенность, что осторожные американцы не предпримут в ответ ничего серьезного, так же как СССР не смог ничего предпринять против размещения нацеленных на СССР ядерных ракет в Турции, Италии, ФРГ. В конце мая того же года советские предложения были сформулированы Филелю. Его колебания были недолгими, и уже на следующий день он ответил: «да».

ЦРУ констатирует небывалый  приток русских на Кубу.

К 22 октября, когда  президент США Д. Кеннеди выступил с сообщением, что американские разведслужбы обнаружили на Кубе ядерное оружие, на острове уже находились 42 ракеты и боеголовки к ним. Некоторые  ракеты уже были установлены, а монтаж остальных был делом нескольких недель. Для завершения работ на Кубу уже следовали советские  корабли с оборудованием.

Следует отметить, что данные о неожиданно большом  потоке  советских кораблей на Кубу американцы получили от германской разведки еще летом 1962 года. В ЦРУ стекались данные о странных ночных передвижения советской техники, о небывалом притоке советских военных и гражданских специалистов, заполонивших остров. Однако до осени 1962 года американцы почему-то не придавали большого значения всем этим фактам.

Данные  самолета-разведчика.

14 октября 1962 года американский самолет разведчик  У-2 совершал очередной дежурный  облет «острова Свободы». Обработанные  специалистами данные аэрофотосъемки  бесстрастно свидетельствовали:  на острове устанавливаются ракеты  средней дальности. И хотя сами  ракеты обнаружены не были, сомнений  не оставалось, в ста милях  от побережья США  устанавливалось  ядерное оружие!

16 октября о  ситуации был извещен президент  США, отдавший распоряжение о  создании под его началом специального  комитета. Несмотря на лихорадочную  спешку, до официального заявления  Кеннеди работа его «чрезвычайного  штаба» шла в полной секретности,  ни Гавана, ни Москва не знали  о том, что ракеты обнаружены. Рассекреченные документы доказывают, сколь большему давлению справа  подвергся Джон Кеннеди. Некоторые  американские «ястребы» настаивали  на упреждающем ядерном ударе  по Кубе и СССР.

Обращение Кеннеди к нации.

22 октября 1962 года американский президент  обратился к своему народу, что  вызвало эффект разорвавшейся  бомбы. Американский президент ультимативно потребовал от СССР вывода ракет и объявил блокаду Кубы. Советское руководство немедленно отдало секретное распоряжение советским судам, направлявшимся к Кубе, изменить курс. Несмотря на это некоторые советские суда все же прорвались сквозь кордон американских военных кораблей, некоторые капитаны категорически отказывались предоставить американцам право досмотра груза (годы спустя многие из советских участников событий признавали, что на некоторых кораблях под видом мирной сельскохозяйственной техники на Кубу транспортировалось оборудование для стартовых площадок). Если учесть, что в этом районе барражировали советские ядерные подлодки, то становится ясной вся степень опасности возможного инцидента.

Обмен посланиями.

Вслед за этим последовал обмен письмами между Хрущевым и  Кеннеди. Первый доказывал логичность и законность действий СССР, призывая США смириться с реалиями и  не ставить мир перед угрозой  войны. Второй, отвергая все доводы советской стороны, категорически  настаивал на своих требованиях.

23 октября Советское  правительство при посредничестве  ООН выдвинуло предложение об урегулировании кризиса на основе трехсторонних переговоров между США, СССР и Кубой. Вплоть до 27 октября, пока шла интенсивная трехсторонняя переписка между Кеннеди, Хрущёвым и Кастро, мир с замиранием сердца следил за ходом событий.

Впрочем, в СССР о глубине кризиса знали очень  немногие, общество пребывало в счастливом неведении. Зато Запал переживал  дни колоссального напряжения, разражавшегося то в прессе, то в военных кругах, требованием немедленных военных  действий. Самым спокойным из участников инцидента оказался Фидель Кастро. Отец кубинской революции, презиравший американцев и неплохо изучивший их психологию, считал, что США никогда не отважатся на войну.

Война была очень близка.

А 27 октября над  территорией Кубы, на высоте 22-х тысяч  метров был сбит очередной У-2 Советский  командующий ПВО, имевший приказ от Кастро сбивать все самолеты над  территорией острова, имел на размышление  две минуты и отдал приказ открыть  огонь. Самолет был сбит первой же ракетой.

Нажим на Кеннеди  с требованием даже под угрозой  ядерной войны принять немедленные  ответные меры стал беспрецедентным. Предложения  от американских «ястребов» с планами войны следовали одно за другим. Война была столь близка, что Кеннеди уже с трудом удерживался в рамках политической дипломатии. Брат президента Роберт Кеннеди велел передать советскому послу недвусмысленное заявление: «Если вы не уберете ракеты, то это сделаем мы». Хрущев, конечно, не мог предвидеть реакции президента США, он не мог знать, что Джону Кеннеди хватило разума и хладнокровия заявить: «Меня беспокоит не первая ступенька (кризиса. –Ю.С.), а то, что обе стороны совершат эскалацию на четвертую и пятую, а до шестой мы не доберемся просто потому, что некому будет это сделать». В тот же день президент распорядился организовать встречу Р. Кеннеди с советским послом  в США А.Ф. Добрыниным. Брат президента изложил советскому послу требование немедленно вывести ракеты в обмен на обещание США  не нападать на Кубу.

Информация о работе Карибский кризис