Екатерина Дашкова: жизнь и деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 00:09, реферат

Краткое описание

Цель этой работы состоит в том, чтобы исследовать деятельность Екатерины Романовны Дашковой.

Содержимое работы - 1 файл

Реферат.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

«матушке-государыне».

    Среди награжденных участников заговора Дашкова  была не последней – она получила орден Св. Екатерины и 24 тыс. руб. Но это не обрадовало, а, напротив, обидело ее: она поняла, что Екатерина во многом не доверяла ей; княгиня наивно думала, что стояла, чуть ли не в центре заговора, а последние события показали, что от нее многое скрывали. После успеха переворота Екатерина заметно отдалилась от нее, как сказал потом Герцен, «с быстротой истинно царской неблагодарности»; награждая свою приятельницу, императрица просто откупалась от нее. Дашкова, как и Панин, полагала, что после от речения Петра III Екатерина уступит русский престол законному наследнику – своему сыну Павлу, а сама удовольствуется титулом регентши; но все поведение императрицы говорило о том, что она намерена царствовать единолично. Для молодой просвещенной княгини рушились возвышенные мечты о благе отечества, их совместные с Екатериной планы «просвещенных преобразований», где самой Дашковой отводилось место рядом с ее державной подругой. Дашкова разочаровалась в Екатерине, и к этому у нее были все основания. Теперь императрица думала о своей пылкой приятельнице совсем не то, что писала ей так недавно в письмах. Она доверительно сообщала Понятовскому:

«Княгиня  Дашкова, младшая сестра Елизаветы Воронцовой, хотя она и хочет приписать себе всю честь этого переворота, была на весьма худом счету благодаря своей родне, а ее девятнадцатилетний возраст не вызывал к ней большого доверия. Она думала, что все доходит до меня не иначе как через нее. Наоборот, нужно было скрывать от княгини Дашковой сношения других со мной в течение шести месяцев, а в четыре последние недели ей старались говорить как можно менее. Правда, она очень умна, но ум ее испорчен чудовищным тщеславием и сварливым характером.» Таким образом, однозначно определились места Екатерины «великой» и Екатерины «малой», как называли Дашкову, и дистанция между ними была обозначена четко и бесповоротно.

С ранней юности у Екатерины Романовны  появляется две страсти- муж, книги,и великая императрица.9

Вывод: С присущей ей пылкостью Дашкова включилась в подготовку переворота, бывала в казармах гвардейских полков, но главное - осуществляла связь будущей императрицы с Н.И. Паниным, которому приходилась племянницей, и К.Г. Разумовским. Во время переворота 28 июня 1762 Дашкова все время находилась рядом с императрицей, но позднее, в силу того что Дашкова слишком подчеркивала свою роль в этих событиях, что заметно и по ее мемуарам, произошло охлаждение отношений с Екатериной II, предпочитавшей утверждать, что ее возведение на престол произошло по воле всего. 

 

Дашкова деятельница просвещения.

  

  17 августа 1764 г. в возрасте 28 лет скончался  князь М. И. Дашков. "По смерти  его необычайная тоска убила  во мне всякое другое чувство". После смерти мужа остались огромные долги, и только прибегнув к жесточайшей экономии и расчетливости, она сумела расплатиться с долгами. В течение нескольких последующих лет роль Дашковой при дворе была невелика. В 1765-67 она жила в Москве.

В декабре 1769 г. Е. Р. Дашкова с девятилетней дочерью Анастасией и шестилетним сыном Павлом отправилась в первую заграничную поездку по Европе. "Главная цель моего путешествия за границу состояла в том, -- пишет княгиня, -- чтобы ознакомиться с различными городами и выбрать наиболее подходящий для получения образования моим детям». В 1769-71 и 1776-82 совершила путешествие по Германии, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Франции и Италии, встречалась с Ж.Ж. Руссо, Вольтером, Д. Дидро, Кауницем, А. Смитом и др.

Англия произвела большое впечатление на княгиню. В опубликованных заметках княгиня с живым интересом и наблюдательностью описывает загородные дома и сады английских лордов, говорит о соборных церквах, об остатках древнего друидского храма, которые ее очаровали, о банях, гуляньях, увеселениях. Во время путешествия она посещает музеи, библиотеки, фабрики, лавки. С особой подробностью она описывает здания и устройство старейшего университета Великобритании в Оксфорде.

В ноябре 1770 г. Е. Р. Дашкова с детьми прибыла в Париж, где провела 17 дней. Она посещала монастыри, церкви, галереи, где можно было осмотреть статуи, картины, памятники; заходила в мастерские художников, побывала на спектаклях. В Париже состоялось ее знакомство с Дени Дидро. Между ними возникли теплые доверительные отношения. И более чем через 30 лет после первой встречи с французским философом, вспоминая мудрые беседы с ним, Екатерина Романовна проникновенно писала: "Все восхищало меня в Дидро, даже эта горячность, проистекающая от пылкости чувств и живости восприятия».10

После пребывания в Париже Е. Р. Дашкова  отправилась на юг Франции, где провела  зиму, а весной поехала в Швейцарию, чтобы "поклониться" великому Вольтеру. В юности княгиня зачитывалась его  сочинениями, он был ее любимым писателем  и сыграл исключительно важную роль в формировании ее мировоззрения. 10 мая 1771 г. произошла первая встреча Е. Р. Дашковой с Вольтером. Она немного разочаровала княгиню, так как просветитель был уже сильно болен.

После поездке по Европе Дашкова пишет русские и французские стихи, прозаические заметки, которые были представлены Екатерине II. Императрица была очарованна стихами Е.Р. Дашковой и часть их была опубликована в «Собеседнике любителей российского слова».

В 1772 г. Е. Р. Дашкова возвратилась в Петербург. Екатерина приняла ее с доброжелательным вниманием и прислала "на первые нужды" 10 тысяч рублей, затем еще 60 тысяч. "Я была крайне удивлена этим поступком, который вовсе не походил на обращение императрицы со мной в течение десяти лет, прошедших со времени ее восшествия на престол".

24 января 1783 г. по указу Екатерины II княгиня Е. Р. Дашкова была назначена директором Петербургской Академии наук. 30 января 1783 г. состоялось первое заседание Конференции Академии наук под председательством Е. Р. Дашковой. Она принимает поздравления не только со всей России, но и со всего  мира.

Искренняя любовь к науке, уважение к ученым, ясный ум, логическое мышление, хорошее образование и близость к императрице позволили Е. Р. Дашковой с пользой для России руководить Академией наук. В новой для себя роли Дашкова смогла в полной мере проявить свои организаторские способности, энергию и любовь к просвещению. Дама, пусть даже статс-дама, во главе Академии наук - не только для России, но и для всей Европы случай неслыханный. Ни до того, ни после.   

 Е.  Р. Дашкова пришла в Академию  в критическое время; у Академии было множество долгов: она задолжала книготорговцам, издательствам, не платила жалованье академикам и другим сотрудникам, не могла в должной мере проводить научные исследования и пр. Книги и карты, изданные в Академии, продавались по слишком высокой цене и поэтому оставались лежать в магазинах. Не было каталога этих книг и карт, так что читатели не знали, что имеется в книжной лавке. Требовалось привести в порядок многочисленные коллекции, хранившиеся в Академии, библиотеку, архив, типографию, позаботиться об академической гимназии, о подборе новых академиков и т. д. По словам Екатерины Романовны, она "очутилась запряженной в воз, совершенно развалившийся".

Дашкова в научные вопросы не вмешивалась, главным образом занималась хозяйственными, и в короткий срок навела такой порядок, какого сие почтенное учреждение незнало со времен Петра. Вся Академия с уважением называла Дашкову не иначе как "доблестной начальницей Под ее руководством был осуществлен ряд ценных изданий Академии наук, в том числе собрание сочинений  М.В._Ломоносова, труды С.П. Крашенинникова, И.И. Лепехина. В Академии наук были возобновлены общедоступные курсы по естественным наукам. Дашкова руководила изданием журнала «Собеседник любителей российского слова» (1783-84), в котором сотрудничали Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин и др.

Уже в  первые годы Е. Р. Дашковой удалось так  организовать работу и принять такие  меры, которые позволили не только расплатиться с долгами, но и сэкономить большую сумму. Был напечатан  каталог имевшихся академических изданий, снижены цены на печатавшиеся Академией книги и карты, и они разошлись в большом количестве. 11  

 Е.  Р. Дашкова изыскивала и другие  источники увеличения доходов  Академии, например, сдавала в аренду  свободные подвалы и часть  академического сада. Эти средства, суммы, дарованные императрицей, различные пожертвования, подаренные книги, коллекции -- все способствовало улучшению работы библиотеки, оплате труда академиков и других сотрудников Академии, поддержанию в хорошем состоянии коллекций.   

 Администраторские  способности Е. Р. Дашковой  помогли ей активизировать издательскую  деятельность Академии наук, которая  была крайне необходима для  распространения научных знаний  в стране, а также для их  применения в экономике России. По инициативе Е. Р. Дашковой Академия предпринимает первое издание сочинений М. В. Ломоносова с биографической статьей -- "Полное собрание сочинений Михаила Васильевича Ломоносова с приобщением жизни сочинителя и с прибавлением многих его нигде еще не напечатанных творений". Также были осуществлены пятое и шестое издания "Российской грамматики" М. В. Ломоносова и три издания "Краткого руководства к красноречию".

Крупной по масштабам того времени явилась  работа по переводу с немецкого и  изданию десятитомного труда  с 480 гравюрами под названием "Зрелище природы и художеств", которое является первой популярной энциклопедией по естествознанию и технике, изданной в России для юношества.   

 В  годы директорства Е. Р. Дашковой  издается книга, появление которой  стало знаменательным событием в истории науки и просвещения. Речь идет о "Письмах о разных физических и философических материях, написанных к некоторой немецкой принцессе" Леонарда Эйлера. Расширяются картографические работы, продаются по сниженным ценам карты, книги, календари.

Основываются  два периодических издания -- "Собеседник любителей российского слова" - первый литературно-художественный и исторический журнал и "Новые ежемесячные сочинения" -- научно-популярный журнал, в которых увидели свет многие сочинения Е. Р. Дашковой. Журнал выходил в течение 1783-1784 годов в 16-ти частях. Е.Р. Дашкова вместе с О.П. Козодавлевым была редактором этого литературного журнала.

В журнале  не допускались переводы с иностранных  языков. В таком желании Е.Р. Дашковой нельзя не видеть стремление вызвать русскую мысль к самодеятельности и предать новому изданию по возможности характер национальный - цель, которую, разумеется, нелегко и даже почти невозможно было достичь при тогдашних условиях образования. «Собеседник» принимает на себя нетрудную роль защитника екатерининского времени от нападок людей «близоруких» и «отсталых». Одна из основных тем «Собеседника», и Дашкова, несомненно, задает здесь тон, - борьба с французоманией – «мартышеством французским», «французским воспитанием». Екатерина Романовна была категорически против перенимания нравов и литературы Франции.

Дашкова является автором ряда публицистических статей, печатавшихся в академических  журналах, а также пьес («Тоисиоков, или Человек бесхарактерный», «Свадьба Фабиана, или Алчность к богатству наказанная»), стихов, оперных либретто («Земира и Азор») и романа («Новая Евфимия») на русском и французском языках. Принято считать, что за два года существования «Собеседника» Дашкова опубликовала в нем около десяти статей. Она попробовала себя не только как прозаик, но и как поэт.

В 1804-08 сотрудничала в ряде литературных журналов, в том числе в «Друге просвещения», «Вестнике Европы», «Русском вестнике»  и др., ее пьесы шли на сцене  русских театров. Последние годы ее жизни прошли в работе над мемуарами, которые она диктовала по-французски своей английской приятельнице М. Вильмонт. Впоследствии рукопись «записок» Дашковой попала за границу и была издана сперва по-английски, а затем на французском языке. В 1859 вышло и первое русское издание, осуществленное А. И. Герценом.12

Со страниц  мемуаров Дашковой встает образ женщины  необычной судьбы, жившей в один из самых интересных периодов русской  истории. Ее «Записки» содержат множество  ценных сведений по истории России 18 в., однако описание ею исторических событий и личностей несет на себе отпечаток предвзятости, стремления подчеркнуть собственную роль и выдающиеся качества. По своим взглядам Дашкова была сторонницей теории французских просветителей, однако она с осуждением отнеслась к событиям Великой Французской революции и считала, что в России не созрели условия для отмены крепостного права. Наиболее близкой к ее политическому идеалу была английская конституционная монархия.

Важной  стороной деятельности Академии наук было обучение подрастающего поколения. К моменту прихода Е. Р. Дашковой в Академии не существовало университета и едва теплилась жизнь в академической гимназии. Дашкова обратила особое внимание на улучшение состояния гимназии. Самых способных воспитанников гимназии Е. Р. Дашкова послала для продолжения образования в Геттингенский университет, который был излюбленным местом пребывания русских студентов. В XVIII в. за границей обучалось 23 студента Петербургской Академии наук, из них 9 человек -- в Геттингене.

Информация о работе Екатерина Дашкова: жизнь и деятельность