Акташское рудоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 11:24, реферат

Краткое описание

Акташ посёлок городского типа в Улаганском районе Республики Алтай,находится на высоте 1444 метров н.у.м. Население около 4 тыс. жителей. Основан был для добычи ртути, лесозаготовок, переработки древесины. Месторождение ртути было открыто в 1842 г. П. А. Чихачёвым.

Содержимое работы - 1 файл

курсовая работа 4 курс.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

  Даже такую тяжелую работу, как лесозаготовки, где орудия труда- топор да пила, люди считали за отдых. После нее они чувствоали себя пободрее и обратно возвращались работать на завод. О медицинской помощи нечего было и мечтать, только в 1945 году на рудник послали фельдшера Бедареву таисию,у которой и медикаментов и не было, чтоб назначить лечение, да и болеть некогда было.

  Работали круглосуточно,да, кроме того приходилось еще бороться с различными стихийными бетствиями: то паводковые воды, то сильные снегопады, а то волки одолеют. В1943 году раслодилось стлько хищников, что становилось уже опасно ходить в шахту. Женщины собирались на работу по несколько человек, крича и стуча карбитками. Волки сильно истребили поголовье рабочих лошадей. Поэтому для уничтожения хищников, причинявших огромный вред предприятию, была организовано бригада охотников и загонщиков, перед которыми ставилась задача- в двухдневный срок ликвидировать логово у рудника.

  В ноябре 1944 года навалило столько снега, что невозможно было не пройти не проехать. Но грозный приказ гонит людней на очистку снега.» В связи со стихийным положением, создавшимся на предприятии от большого снегопада,все рабочие и служащие работают на очистке снега на дороге от Чуйского тракта до поселка Акташ, Горцех- от рудника до завода. Норма на одного человека-200 погонных метров. Не выход на работу по очистке снега считается прогулом. По закону военного времени немедленно оформлять акты для привлечения к ответственности».

  О трудностях строительства рудника в годы Великой Отечественной войны говорит тот факт, что за весь 1943 год стройка не получила не единого килограмма гвоздей, ни одного метра стекла.

   29 марта 1944 года Акташское предприятие было выделено из состава « Ойротзолото» и передано в систему « Главвольфрам».

   За 1944 год многие рабочие рудника перевыполнили нормы выработки.

Дементьев Иван -на 143%, Рычкова Александра- на 134%, Панарина Анастасия- на 144%.

   Женщины работали взрывниками, бурильщиками, а из спецодежды были только юбки.

   Многие рабочие, чтобы заработать немного денег и купить себе одежду занимались кроме основной работы старательской. А это значит: набирали штуфной руды,заготавливали дрова, и в одной брошенной печи выгоняли ртуть. Эту ртуть сдавали  и в замен покупали кто что: материал на платье или юбку, обувь или продукты. Да и награждали за страхановский труд тоже.

Вот выписка из приказа №135 от 21.08.43г.

«Дирекция акташского ртутного предприятия лучшим стахановцам,показавшим лучшие образцы труда, в знак блпгодарности премирует материалом( за наличный) расчет следующих товарищей:

1.Козлов-2,5м

2. Исаков-2,5 м

3. Зяблицкая-1,5 м

4. Неверова-1,5м

5. Крылова н.-1,5 м

6. Соколова М.- 1,5 м

7. Чеучалова-1,5 м

9. Кузнецова в.-1,5 м

10. Шипилова А.- 1,5 м

  Товарищи рабочие, КТР и служащие, мы все, впрягаясь дружно в работу, показываем образцы труда и организованности в наших тяжелых условиях. Вы вместе со всем руководством сделали многое, построили дороги, прекрасно работали на своих рабочих местах, нам с вами еще предстоят тяжелые условия борьбы за выполнение плана, как по строительству так и по добыче металла. Будем дружны в борьбе за строительство Акташского ртутного предприятия.

Вперед, стахановцы и лучшие люди Акташа, на борьбу за стройку, за выполнение норм, за лучшую организацию труда в повседневной нашей работе. Заместитель начальника Акташского ртутного предприятия, главный инженер Козлов».

Существенную помощь руднику оказывали колзозы Кош-Аначского района (тогда Акташ относился к этому району). Прежде всего колхоз имени Чапаева, имени Кирова, «Бил Чибаш» - эти хозяйства выделяли часть лошадей с повозками для подвозки стройматериалов и руды, оправляли с колхозных ферм и от личных коров колхозников свежее молоко для рабочих вредных цехов.

Очень многое отдал для совершенствования технологии производства металла заведующий химической лабораторией Э.Ф. Вальтеберг. Он лично предложил не один десяток рациональных предложений, которые были внедрены в производство и дали большой экономический эффект.

  На 14 апреля 1944 года в Акташстрое работало 323 человека рабочих и специалистов.

  С января 1944 года по 14 апреля 1944 года на работу на рудник прибыло вновь 53 человка. В марте 1944 г. 94 рабочих выполнили норму от119% до 149%,четверо выполнили работу на 200%.

  В этот период уже работала обогатительная фабрика производительностью 40 тонн руды в сутки. Руду до места переработки приходилось доставлять с огромными трудностями. Развозили ее на лошадях по снежному покрову толщиной в четыре метра. Всего на строительстве объектов работали 100 лошадей и 20 верблюдов. Машин к 1944 г. Было 10 единиц, но работали только 6, остальные находились в неисправном состоянии, так как не хватало запасных частей.

  На 1 июня 1944 г. На строительство Актошского рудоуправления было вложено 2300 тысяч рублей. Было построено 1300 кв.м. жилплощади, временная обогатительная фабрика, временная электростанция. Строительство велось хозяйственным способом.

Самоотверженный труд рабочих и умелое руководство командиров производства предприятия получили высокую оценку Советского правительства. За досрочное выполнение задание по добыче металла правительство наградило начальника рудника П.Н. Татарченко орденом «Знак почета»; медалью «За т трудовую доблестность»- сменного мастера завода П. Майдурову.

  План добычи руды и выпуск ртути за 1945 г. Был перевыполнен. В этот год стали стахановцами:забойщики Корсун П.К.- годовой план выполнил на 200%, Рязанов А.И.- на 170%,Черепанов А.Г.- на 152%, откатчица Жаркова Т. – на 145%.

  Несмотря на очень трудные условия жизни и работы в 1941-1945 гг. около 400 рабочих, не покладая рук, трудились на руднике, добывая ртуть для обороны страны. План добычи руды и выпуска металла за эти годы был намного  выполнен и перевыполнен.

Особенно в эти годы  отличились горняки и шахтеры: Хохолков, Ананьев, Попов, Кучеренко. Горняки неделями жили в штольнях, не спускались на нижний и средний станы. Шоферы неделями не выходили из кабин, доставляя из Бийска в Акташ грузы и продовольствие.

И все же, несмотря на тяжелую работу, жестокую дисциплину,трудные условия быта, люди жили ожиданием Победы.

  Из воспоминаний Аргоковой Лидии Андреевны:

« А потом пришла Поьеда. Но о ней мы узнали не сразу. Телефона на руднике тогда еще не было.  Почта же находилась в Чибите. Мы, как обычно были на работе. Я в то время уже работала возгонщицей в смене А.Е. Колыгиной.Из Чибита на Нижний Акташ, где было рудоуправление, прискакал нарочный и сообщил о Победе. По цехам были посланы нарочные. Что было потом, и сейчась передать то трудно…

В тяжелейшее для страны время пришлось нам закладывать рудник. Было трудно, холодно и голодно. Но мы выстояли, и сегодня я горда и счастлива от сознания, что в нашей Победе,в становлении и развитии рудника есть частица моего скромного труда».

Вот и закончилась война, но люди еще долго работали. Кто потом уехал из Акташа, а кто остался навсегда. Многие из них уже ушли из жизни. Но остались их дети, внуки, правнуки. И сейчас рядом с нами живут и здравствуют те женщины первопроходцы, которые являются очевидцами тех уже исторических событий в истории Акташского рудника:

Аргакова Лидия Андреевна

Смородина Антонина Акимовна

Шадрина Лидия.

Из воспоминаний Смородины Антонины Акимовны:

«Приехала в Акташ в 1943 году семнадцатилетней девушкой после шестилетнего обучения в ФЗО Колыван Строй Змеиногорского района. На месте нынешнего поселка была чистая поляна, не было никаких дорог.

Сказали: «Подымайтесь пешком на Средний Акташ по горной тропинке». Шли мимо возгонки (сейчас завод), в которой топилось несколько печей. Люд возле возгонки находились в мокрых повязках

Э никаких респираторов тогда не было, а была лишь опасность отравиться парами ртути. Поселили 16 человек в одной комнате, в которой были двойные нары и железная печь. Начали работать с того, что не меньше недели таскали на себе дрова, а потом направили работать в шахту взрывником. Работали по 10 часов. В шахте никакого крепления не было, приходилось самим таскать бревна и крепить крепления. Работали под светом  вольфочки. Приходилось таскать руду на себе, зимой- на санках. Руду подвозили даже ребятишки 14-15 лет. Это Дубинин Владимир, Зяблицкий Петр, Волков Иван, Окунев максим, Воробьев Василий.

Работали без выходных. В воскресенье дни делали дорогу от горцеха до возгонки.

Если перевыполняли норму, то давали по 1 кг хлеба на день, если нет, то по 800 гр.

Очень было тяжело. Лишь после войны на рудник начало поступать оборудование: отбойные молотки, бурильное оборудование, компрессор. Стали бурить воздухом, появился свет».

Из воспоминаний Суховой Марии Васильевны

« На Акташ  я приехала работать в июне 1943 года, в тогда еще не существующую лабораторию. Директором Акташского рудника был Чуб Иван Ильич. Дали нам маленький домик площадью примерно 15 кв.м. Мы с  начальником лаборатории Э.Ф. Вальтенбергом начали приспосабливать это помещение для работы. Кое-какое оборудование и реактивы Эрнест Федорович привез с собой из Минусинска и первые анализы на ртуть мы определили в самодельных стеклянных трубках ижестяных трубочках,а когда трубки были на исходе, то перешли на крышки от консервных банок. Была специально сконструированапечурка с двумя отверстиями для тиглей, эти тиглы мы нагревали древесинным углем. Э локтроэнергии в то время на руднике не было. Затем эти крышки помещали в подогретуюазотную или серную кислоту и вели анализ. Удивительно,но анализы давали точные.

Металллургическим заводом в то время называли 3-4 ретортных печи  в 4-5 реторов. Невдалеке сидело несколько мальчиков в возрасте 12-14 лет и на плоском камне дробили молотком более крупные куски сплошной киновари.

Старшие мльчики были рудовозами, т.е., возили руду из горного цеха на лошадях до завода на так называемых тасках- это две большие палки- оглобли с загнутыми концами, где и был приспособлен ящик для руды.

  Топили реторные печи дровами,дрова привозились на лошадях, а были случаи, что при нехватке топлива шли итащили на себе все,что моглогореть………………… Пэтому реторные печи приходилось переносить с места на место, поближе к лесу.

   При перезарядке реторов, съемке, потери металла, конечно были, и часть разлитой ртути собирали прямо с земли и сдавали на склад.

Воспоминается одна из самых трудных зим военного периода- это надостаток руды на заводе. Было общее собрание всех работающих и проживающих в поселке людей с таким обращением: «Обеспачить завод рудой и выполнить военный заказ». Было это организовано таким способом: после работы люди собирались в горцехе, набирали в мешки руду, грузили на санки, и километра полтора-два везли эту руду на завод. В тоже время,только в летний период, мы- акташцы, строили и дорогу от подножия горы до поселка пртяженностью примерно 7 км. Строительство этой дороги шло очень медленно, то из за нехватки людей, то трасса проходила по очень трудной местности.Копать землю или убирать мох на каких-то 20-30 см, а там вечная мерзлота; приходилось некоторые участки дороги очищать и восстанавливать от оплывень по нескольку раз. Строили его тоже в основном после работы и по воскресеньям.

  Первая машина до нашего поселка прошла в 1945 году, преодолев это расстояние за 12-18 часов и при помощи людей. Вел эту машину Хохолков Иван. Жили в то время рабочие горцеха и завода в самых настоящих бараках с нарами. Семейные, а из них большинство женьщин с детьми, отгораживались друг от друга занавесками.

   Трудностей и недостатков всякого рода было достаточно для всех взрослых и детей, но молодежь, а она имела преимущество,несмотря ни на что, находила время и силы веселиться. В холодное время и зимой собирались в одном из бараков, пели песни довоенных лет. Вспоминали настолько старинные песни с дущераздирающими словами, что, бывало, кто находился на этих,  плакали. Таких вечеров было,конечно, меньше,чем веселых с задорными припевками,пляской танцами под веселую игру гармошки».

Из воспоминаний Панариной Анастасии Демьяновны:

«…Целый деь допоздна работаешь на улице, на холоде, залезаешь на нары, чтоб согреться и скорее уснуть, но спать не приходилось, дождь протекал(бараки были без крыши- не было теса). И только у некоторых были айковые одеяла, которым закрывали потолок, а одеваться было нечем. Фуфайка нам служила и матрацем и одеялом, а под голову- у кого что придется.

Продукты привозили из Бийска. Зимой ели баланду из мороженной капусты, потому что пока привезут, все промерзало. Утром, иногда вечером, выдавали горячее, если было что, а днем терпели, брали с собой по маленькому кусочку-200-300 грамм хлеба без приарки.

Летом было полегче: ели батун, лук, ягоды…»

Из воспоминаний перврго директора Ойротского приискового упрвления, на базе которого создавался Акташский рудник, Оглоблина Вадима Николаевича:

  «…Через два дня прихватив с собой инженера упраления Ф.П. Лопатина, опять на попутной машине отправляемся по воспетому Чуйскому тракту на юг области, где почти у самой границы с Тувой расположены Акташское и Чаган-Узунское месторождения.

Селение Акташ состояло из нескольких небольших домиков, примитивно слепленных не то из глины, не то из камня. В одном из них размещалась геологоразведочная партия. Геологи встретили нас доброжелательно. Им было приятно осозновать, что плоды их многолетнего труда обещают восплотиться в руднике…».

 

 

 

 

 

 

1

 



Информация о работе Акташское рудоуправление