Англо-американские отношения и проблема Европейской интеграции в конце 60-х начале 70-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе анализируются англо-американские отношения, складывающиеся на фоне западноевропейской интеграции, интеграционная политика США и ее отношение с другими странами Западной Европы.

Содержание работы

Введение 3
1. Стратегия западноевропейской интеграции 5
2. США и западноевропейская интеграция 11
3. Англо-американские отношения в контексте западноевропейской интеграции 26
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Содержимое работы - 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 60.67 Кб (Скачать файл)

     Позднее, а особенно в конце 60-х начале 70-х годах, наблюдался рост элементов соперничества в отношении двух держав, между ними выявились новые сферы противоречий, углубились разногласия. В тоже время отчасти сохранились и даже открылись новые сферы и возможности согласованных акций по ряду актуальных международных проблем.

     Если  в 40-х и 50-х годах главное место  в рамках «особых отношений» отводилось укреплению военно-политических связей, то в последние годы на передний план все более выдвигаются финансово-экономические  и политические проблемы. Изменение  соотношения сил в мире, ослабление международной напряженности, распад британской колониальной империи, углубление общего кризиса капитализма, сдвиги в балансе в балансе сил  между крупными западными державами  – все эти факторы не могли  не отразиться на англо-американском партнерстве. В большей мере на нем складываются экономические трудности, переживаемые Англией и существенно сужающие возможности английской дипломатии. О многом говорил тот факт, что  доля Англии в промышленном производстве капиталистических стран с 1948 по 1975 год уменьшилась почти вдвое  – с 10,2 до 5,4 %.

  Некоторые исследователи-международники сделали из происшедших перемен тот вывод, что «особые отношения», как таковые, прекратили свое существование. Однако, говорить об исчезновении привилегированного положения Англии в системе приоритетов внешней политики США было бы неверным. Англия в ряде областей все еще теснее, чем другие страны «атлантического сообщества», связана с США. Прежде всего, это касается военно-политических уз и их сердцевины – ядерного партнерства между Вашингтоном и Лондоном. Последнее базируется на соглашении от 1958 года о ядерном сотрудничестве в военных целях, соглашении 1960 года о создании совместной станции предварительного предупреждения о ядерном нападении, соглашении от декабря 1962 года, регулирующем вопрос о ракетах «Поларис». Ядерное партнерство имеет особое значение для английских официальных сфер ввиду того, что военно-промышленный потенциал страны недостаточен для самостоятельного изготовления современных ядерных устройств и средств их доставки. США, со своей стороны, видят в партнерстве с Англией возможность осуществлять контроль над ядерным потенциалом младшего союзника.  Ядерный компонент продолжает занимать важное место в англо-американских отношениях. Однако с появлением других ядерных держав его значение уменьшилось.

     Несмотря  на известное снижения значения ядерного сотрудничества, военно-политические связи с США остаются одним из важнейших элементов, скрепляющих альянс. Лондон выступает противником сепаратных действий западноевропейских стран в военной области. Такой подход вполне устраивает США. Несмотря на различное соотношения атлантизма и европеизма в политическом курсе лейбористов и консерваторов, обе эти партии безусловно поддерживают НАТО. С конца второй мировой войны, все правительства, как лейбористские, так и консервативные, осознавали, что участие в НАТО является неотъемлемой частью национальной безопасности США, ее внешней политики.

     Сотрудничество  английских и американских империалистических кругов осуществляется не только в  Европе, но и в других регионах.  Пример такого сотрудничества, когда  оно приобретает опасный характер, было в районе Индийского океана, где  происходило расширение масштабов  военного присутствия Соединенных  Штатов. Развитие событий здесь происходило  по классической схеме: Великобритания, будучи не в состоянии удержать свои позиции, уступает их США, а Вашингтон, в свою очередь, обещает содействие и помощь Лондону по другим вопросам.  Еще в 1966 году США заключили секретную  сделку с Англией в отношении  острова Диего-Гарсия. В ответ  на разрешение создать на нем военную  базу Вашингтон согласился уступить Англии ракеты «Поларис», предназначенные для атомных подводных лодок. К тому же, Англия, испытывающая финансовые затруднения, планирует передать США и свои военные базы на Кипре. Однако хронический кризис британского империализма, тяжелое экономическое и финансовое положение страны ограничивают возможности Англии и не позволяют ей эффективно играть прежнюю роль в военно-политической области, как в Европе, так и за ее пределами.

     Целый комплекс новых проблем возник в  двусторонних отношениях в связи  со вступлением Англии в «Общий рынок».  Известная теория «трех кругов»  У.Черчиля, в соответствии с которой, Англия являлась лидером Британского  содружества, главным союзником  США и ведущей державой Западной Европы. Утрата былого могущества, потеря британским империализмом многих позиций  в острой форме поставили в  начале 70-х годов вопрос о модификации  внешнеполитического курса страны. Прием Англии в ЕЭС, символизировавший  усиление европейского направления  в британской внешней политике, явился логическим результатом действия ряда долговременных факторов, подготавливавших ее сближение с западноевропейскими  странами. Неоднократные попытки  противостоять «Общему рынку», в  том числе с помощью создания ЕАСТ, не привели к успеху. Кризис Британского капитализма, сокращение сферы внеевропейских интересов  Англии все настоятельнее ставили  вопрос о сближении с «шестеркой». Процессы интернационализации хозяйственной  жизни  капиталистических стран безусловно служили объективной причиной, стимулировавшей стремление Лондона вступить в ЕЭС.

     Поддерживая присоединение Великобритании к  «Общему рынку», США надеялись  заполучить в свои руки рычаг для  влияния на ЕЭС и нейтрализации  нежелательных для них аспектов внешней политики континентальных  членов ЕЭС. Англия должна была, по расчетам вашингтонских стратегов, направить  деятельность «девятки», по крайней  мере в первое время, в выгодное для США русло. Расширение ЕЭС, бесспорно соответствовало устремлениям американских транснациональных корпораций, так как предоставляло большую свободу маневра их западноевропейским филиалам. Перед американскими монополиями, прочно обосновавшимися на Британских островах, открылась возможность проникновения на западноевропейские рынки, минуя заградительные таможенные барьеры. Великобритания традиционно занимает первое место в Европе и второе место в мире по масштабам американских капиталовложений. Последние направляются главным образом в передовые, перспективные с точки зрения научно-технического прогресса отрасли промышленности. О том, что крупный капитал США делал серьезную ставку па вступление Англии в ЕЭС, говорят следующие данные: в 1972 году прямые инвестиции США в Англии составляли 9,5 млрд. долл., в 1973 году они достигли 11

млрд. долл.

     С конца 60-х годов американская администрация  стала предпринимать попытки  найти наиболее приемлемые формы  отношений со странами Западной Европы в свете новых международных  условий. Принятие доктрины «зрелого партнерства» администрацией Р. Никсона представляло собой реакцию правящих кругов США  на глубокие изменения в мире, обострение межимпериалистического соперничества. Происшедшие сдвиги вынуждали Вашингтон  в большей степени считаться  с выходившими из-под американской опеки союзниками. Проблема выбора главного партнера для США осложнялась  тем, что чрезмерный упор на двусторонние каналы, «особые отношения» с какой-либо одной  стороны таил в себе опасность  отчуждения других. Как известно, «особые  отношения» между Лондоном и Вашингтоном  в свое время в значительной мере обусловил французское вето на вступление Англии в ЕЭС. (Впервые оно было применено сразу после подписания англо-американского соглашения в  Нассау в 1962г.) англосаксонское засилье в Североатлантическом блоке послужило, кроме того, одной из причин выхода Франции  из военной организации  НАТО.

     Учитывая  опыт прошлого, американская  дипломатия стремиться проводить более гибкий курс, не афишируя своих предпочтений и балансируя между ведущими западноевропейскими  странами. Главную ставку в Западной Европе правящие круги делают на Бонн, что достаточно четко проявилось еще в период правления республиканских  администраций Никсона и Форда. И это вызывает определенное недовольство в английских правящих сферах. Дальнейшее усиление ФРГ, в том числе благодаря  союзу с Вашингтом, по мнению Лондона, может нарушить баланс сил как в Западной Европе, так и в «атлантическом сообществе». 

     Однако  возросший политический вес ФРГ  вряд ли существенным образом подрывает  значение Англии для США. Как страна, в целом лояльная по отношению  к США и НАТО и обладающая все  еще не малым дипломатическим  багажом, Англия по-прежнему представляет для Вашингтона значительный интерес. Соединенные Штаты поощряют стремление Великобритании совмещать западноевропейский регионализм с атлантической  ориентацией, полагая, что таким  путем удастся ослабить антиамериканские тенденции в ЕЭС. Правящие круги США с одобрением встречают призывы Лондона к американо-западноевропейскому сплочению и сотрудничеству не только в военной, но и в торговой, валютно-финансовой и энергетической областях.

     Разумеется, участие Англии в западноевропейской интеграции подтачивает финансово-экономические, а также политические основы «особых  отношений». Постепенно сближаясь с  континентальными членами ЕЭС, Великобритания все в большей мере будет втягиваться  в соперничество между США  и Западной Европой на стороне  последней. Однако пока еще Лондон не отошел от Вашингтона на достаточное  расстояние и не сблизился с ЕЭС  настолько, чтобы можно было говорить об окончательном подрыве «особых отношений». Важным фактором, способствующем укреплению сотрудничества между США и Англией, является классовая солидарность американской и британской буржуазии, их серьезная озабоченность укреплением СССР и других социалистических стран, развитием освободительных движений, ростом рабочего движения в Западной Европе. При этом, поскольку США в современных условиях ограничены в своих действиях вследствие общей дискредитации американской внешней политики, Вашингтон все больше передоверяет инициативу союзникам, в том числе Англии.

     Координация действий между американской и английской  дипломатией наблюдается по целому ряду кардинальных международных проблем. Это комплекс взаимосвязей Восток – Запад, курс в отношении развивающихся стран, покровительство расистским режимам на  юге Африки, выработка империалистических планов по урегулированию родезийской проблемы.

     Несмотря  на активизацию взаимодействия между  США и Англией, определенное укрепление связей между ними в последнее  время, по-видимому, их отношения в  долгосрочном плане все же будут  подвергаться эрозии. Традиционная близость Англии и США не помешала им вступить в серьезное соперничество друг с другом, будь то борьба за рынки  сбыта и источники сырья в  развивающихся странах, европейские  дела или другие вопросы. После приема Великобритании в ЕЭС англо-американские отношения перешли на новую фазу, которая характеризуется медленным  обособлением Лондона от Вашингтона. В Вашингтоне понимают, что Лондон едва ли может претендовать на ведущие  позиции в «общем рынке». Связано  это как с положением английской экономики, падением влияния на международной  арене, так и с продолжительным  периодом конфронтации между Англией  и членами ЕЭС.

     Если  в 60-х годах Соединенным Штатам была гарантированна поддержка Великобритании по валютным и тарифным вопросам, то в будущих схватках со своими западноевропейскими  конкурентами США вряд ли могут рассчитывать на такую помощь. Равным образом  и североамериканский партнер далеко не всегда проявляет готовность идти на встречу Англии. Английскому правительству не удалось добиться расширения британского экспорта в Соединенные Штаты Америки.

     Весьма  важным моментом, определяющим перспективы  внешней политики Лондона, является «европеизация» торговли. Так, если в 1960 году на западноевропейские страны приходилось 30 % английского экспорта, то в 1972- году уже 43%. В тоже время соответствующий показатель для США увеличился лишь незначительно – с 9 до 12,3%. Доля Западной Европы в английском импорте в 1960 году составила 29%, а в 1972 году она достигла 44 %. За этот же период доля стран ЕЭС в английском вывозе выросла с 15 до 22,9% , ввозе – с 14,3 до 24,4%. В целом объем торговли Англии с членами ЕЭС в три с лишним раза превышает размеры ее товарооборота с США.

     В целом ослабление  «особых отношений» с Вашингтоном и одновременно усиление европейской ориентации во внешней политике Великобритании, несмотря на отдельные зигзаги, представляет собой отчетливо выявляющуюся тенденцию. В тоже время в современных  условиях «особые отношения» Лондона  с Вашингтоном сохраняют определенный  запас прочности. Они, по-видимому, в той или иной форме будут продолжаться еще более или менее длительный период.

   

Заключение

     Анализ  американо-западноевропейских отношений  в 60 – 70-х годах позволяет сделать  вывод о беспрецедентном для  всего послевоенного времени  усложнении их развития. Закономерности эволюции этих отношений предопределяются  целым комплексом причин, проистекающих из углубления общего кризиса капитализма. Постоянно увеличивающееся воздействие на империалистическую политику, в том числе в сфере собственно межимпериалистических дел, оказывают соотношение классово-политических сил в мире, могучие позитивные процессы в международной жизни.

     В первой главе курсовой работы рассматривались  основные тенденции развития западноевропейского  центра, что позволяет сделать  вывод о том, что он формируется  как все более самостоятельная  сила, во многом противостоящая США. В 70- годах четко выявилась главная область конфликта – столкновение экономических интересов, торговые и валютные противоречия.  Собственно западноевропейские интересы будут лежать и в основе политической интеграции. И дальнейшее развитие западноевропейской интеграции создает и будет создавать предпосылки для обособления Западной Европы.

     Вторая  глава посвящена США и западноевропейской интеграции в целом, и ее взаимоотношениям с ведущими капиталистическими странами. Усиление самостоятельности и независимости Западной Европы выражает объективно обусловленный рост полицентризма в капиталистическом мире. В силу этого отношения США и Западной Европы все в большей мере определяются закономерностями борьбы и партнерства центров империализма. Проблема взаимоотношений Вашингтона с Западной Европой с началом 70-х годов выходит на одно из важных мест в политике США. Исходя из таких факторов, как кризис американского глобализма и общее ослабление  позиций США, укрепление западноевропейского центра, обострение межимпериалистического соперничества, английская дипломатия выражает острую заинтересованность не только в урегулировании конкретных проблем, но и в долговременной стабилизации американо-западноевропейских отношений, укреплении военных, политических и экономических связей.

В третьей  главе были рассмотрены англо-американские отношения. Проанализировав «особые  отношения» между США и Великобританией, можно говорить о том, что перспективы  двусторонних связей будут во многом зависеть от состояния американо-западноевропейских отношений, темпов которыми Англия станет сближаться с континентальными членами  сообщества, внутренней расстановки  политических сил, а также от взаимоотношений  с другими империалистическими  государствами.

Информация о работе Англо-американские отношения и проблема Европейской интеграции в конце 60-х начале 70-х годов