Благотворительность на рубеже 18-19 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:49, контрольная работа

Краткое описание

На рубеже XVIII – XIX веков общественное призрение начинает складываться в определенную систему со своими светскими институтами, появляется специальное законодательство, регулирующее деятельность не только приказов общественного призрения, но и благотворительную деятельность в обществе. На основе расширяющейся благотворительной практики создаются учреждения поддержки разным категориям нуждающихся: беспризорным детям, инвалидам, увечным воинам, слепым, глухим и т.д. Намечаются меры и по решению проблем социальной патологии: проституции, профессионального нищенства, детской безнадзорности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..2
Истоки русской благотворительности………………………………..4
«Призрение – дело государственное»………………………………...7
Развитие благотворительности в петровское время…………………9
Расцвет русской благотворительности……………………………....13
Заключение…………………………………………………………….18
Литература……………………………………………………………..20

Содержимое работы - 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 32.25 Кб (Скачать файл)

Таковы в общем важнейшие течения в области общественного призрения, появившиеся за время царствования Петра Великого. Несомненно, что великий преобразователь России, устанавливая деление нуждающихся на категории и виды призрения сообразно с нуждами этих категорий, принимая на себя и на государство законодательное упорядочение призрения и поручая выполнение его организованным общественным силам, отрицая при этом безразборчивую раздачу милостыни, стоял на совершенно твердой почве и на правильном пути. К сожалению, Петр во многом не успел осуществить своих планов. Непосредственно же после смерти Петра наступил период законодательного затишья. Ближайшие преемники его мало заботились о полном проведении мер по призрению во всей их совокупности и лишь повторяли и усиливали указы о жестоких наказаниях нищенствующих. По некоторым отраслям призрения произошло даже заметное ухудшение дела. Так, хотя Императрица Екатерина I, а затем и Елизавета и издавали указы о призрении новорожденных, но не имели энергии настоять на исполнении, вследствие чего даже те приюты, которые были открыты при Петре I, постепенно закрылись. За этот период общее «число нищих умножилось, а паче при церквах и в рядах». Так продолжалось дело до Екатерины II.

 

Расцвет русской  благотворительности.

 

С восхождением на престол Екатерины  II начинается вторая попытка на протяжении XVIII века изменить социально-экономическую структуру страны. При преемниках Петра Великого и до издания учреждения о губерниях (1775) заведывание призрением лежало на Правительствующем Сенате, без определения которого никто не мог быть помещен в богадельню. До этого же времени в области призрения правительство придерживалось предначертаний Петра I. Екатерина II первые годы своего царствования тоже следовала им, значительно смягчив, однако, карательную систему его по отношению к нищим.

Во время царствования Екатерины  II создаются новые органы управления общественным призрением, двухуровневая система социальной помощи нуждающимся – приказы общественного призрения и местные органы попечительства сословного характера (дворянская опека, сиротский суд).

 Крупнейшим делом  периода  царствования Екатерины II было учреждение двух больших заведений для призрения незаконнорожденных детей. Вопрос о них был серьезно разработан под руководством известного филантропа И.И. Бецкого и получил практическое осуществление с основанием в 1763 году в Москве Воспитательного дома, а в 1770 году – и в Петербурге. Устройством этих двух домов было положено прочное начало призрения незаконнорожденных детей если не во всей Империи, то в ближайших к столицам губерниях.

Более самостоятельным характером отличается крупнейшая организационная  мера Екатерины II, заключающаяся в создании ею целой сети специальных учреждений под названием «Приказов общественного призрения», открытых в сорока губерниях на основании «учреждения о губерниях» 1775 года. По этому закону, «приказу общественного призрения поручается попечение и надзирание о установлении и прочном основании: 1) народных школ; 2) установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после смерти родителей без пропитания; 3) установление и надзирание госпиталей, или больниц для излечения больных;        4) установление и надзирание богаделен для мужского и женского пола, убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют; 5) установление и надзирание особого дома для неизлечимо больных, кои пропитания не имеют; 6) установление и надзирание дома для сумасшедших; 7) установление и надзирание работных домов для обоего пола; 8) установление и надзирание смирительных домов для обоего же пола людей. <…>

Таким образом, законодательным актом  от 7 ноября 1775 года, получившим название «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи», была заложена государственная система общественного  призрения, процветавшая долго и  сохранившаяся в общих чертах до наших дней. Законодательство Екатерины  II решительным образом поворачивало дело призрения от земского общественного принципа, где помощь бедным оказывали земские люди на общественные средства, в сторону централизации на государственной бюрократической основе, где призрением сирых и убогих занимались чиновники полиции и приказов.

В 1785 году создаются городские участковые попечительства, в ведение которых  передаются благотворительные учреждения. Таким образом, к решению социальных задач привлекаются широкие слои населения, которые получают доступ как к процессу принятия решения, так и к процессу реализации благотворительных функций.

Екатерина II положила начало созданию в России благотворительных обществ, которые впоследствии стали институционной основой современного некоммерческого сектора. Филантропическая и просветительская деятельность, развитая Екатериной II, продолжилась и после ее смерти.

Супруга Павла I – Императрица Мария Федоровна – в течение 30 лет основала целую сеть благотворительных заведений. В ноябре 1796 года она приняла на себя непосредственное начальствование над Воспитательным обществом благородных девиц и мещанским его отделением; пожаловав ему в ежегодную выдачу из своей казны по 15 тыс. рублей. Затем, в 1797 году, Императрица приняла по воле Государя главное начальствование и над Воспитательными домами, Сохранными казнами и Коммерческим училищем, чем и положила основание Ведомству, впоследствии названному ее именем. Вступив в управление, Императрица назначила из своих средств ежегодно по 9 тыс. рублей на содержание грудных младенцев с кормилицами. Особое внимание Мария Федоровна обращала на Воспитательные дома.

Заботясь об устройстве уже существующих, Императрица открывала и новые учебные и благотворительные заведения.  К 1802 году в Петербурге и Москве были открыты женские учебно-воспитательные учреждения им. Св. Екатерины. В 1807 году основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817 году – Харьковский институт благородных девиц для дочерей дворян и купцов всех гильдий с обучением приходящих девиц за плату и без платы. При Марии Федоровне были открыты училища для солдатских дочерей в Севастополе и Николаеве, для глухонемых детей в Павловске (на даче Императрицы), больницы, воспитательные дома.

К числу наиболее значимых учреждений Императрицы относятся Вдовьи дома – один в Санкт-Петербурге, другой в Москве. Дома были открыты для  вдов военных и гражданских чиновников и содержались на доходы Воспитательных домов. В 1803 году Мария Федоровна  основала две больницы для бедных на средства Воспитательных домов, которые  впоследствии в память о Марии  Федоровне были названы Мариинскими.

В 1854 году эти благотворительные  заведения были объединены в «Ведомство учреждений Императрицы Марии» (ВУИМ). Учреждения этого ведомства делились на 15 групп, которые, в свою очередь, подразделялись на разряды. К 1904 году ВУИМ включало 140 учебных заведений, Императорский Воспитательный Дом, 55 Домов призрения, 47 лечебниц и больниц, 376 приютов, 298 попечительских детских приютов, 2 попечительства о слепых и глухонемых (включающих 44 учебных заведения, 16 домов призрения и 17 лечебниц, 31 благотворительное общество).

Помимо ВУИМ действовали и Императорское  человеколюбивое общество, Российское общество Красного Креста, Попечительство в домах трудолюбия и работных домах и т.д. 

Все существующие в это время  благотворительные организации  можно разделить на две группы: благотворительные общества и благотворительные  учреждения. Благотворительные общества оказывали преимущественно разовую  помощь, а благотворительные заведения  помимо разовой помощи обеспечивали приют и пропитание постоянно  проживающим в этих заведениях.

До 1865 года большинство обществ считали себя общеблаготворительными, но в течение следующего десятилетия помощь обществ стала носить целенаправленный характер, что позволило сформировать механизм эффективной деятельности некоммерческого хозяйствования.

 

Заключение.

 

Гуманность общественных отношений, одним из проявлений которой является благотворительность, выражающаяся в  различных формах помощи нуждающимся  членам общества, определяется не только уровнем общественного производства и его богатством, но также уровнем  общественного сознания и культуры общества. Эстетические вкусы общества являются не только продуктом общественных отношений, но и сами в значительной мере определяют эти общественные отношения. Вот почему подъем благотворительности  на рубеже XVIII-XIX столетий связан не только с развитием общественных производительных сил и укреплением материальной базы общества, но также с новыми веяниями, родившимися в общественном сознании под воздействием европейского просвещения. Истоки этого подъема благотворительности лежат в смене гедонистических наклонностей общества на новые общественные духовные ценности, выразившиеся в обостренной гражданственности, в охватившей все слои населения идее государственности, в престижности идеи общественной пользы. XVIII век был для России веком созидательным и победным, что придавало любой сфере человеческой деятельности общественно полезное значение; это духовное начало, объединяя нацию, рождало успех.

Благословенно то общество, которое  открывает путь добродетели, трижды благословенно то общество, которое  выработало механизмы, превращающие зло  во благо, если оно сформировало такое  общественное мнение, которое направляет в русло добродетели помыслы  и поступки людей далеко не мягких, и, быть может, даже где-то в глубине  души далеких от альтруизма.

Сегодня милосердие – это помощь нуждающимся; формы этой помощи могут  быть очень разнообразными. Это и  призрение осиротевших детей, и  опека над престарелыми, помощь многодетным семьям, забота об инвалидах и т.д.

Отрадно отметить, что в наши дни, вместе с возрастанием роли в жизни  российского общества возрожденной Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий, в народе вновь утверждаются понятия духовности и нравственности, активно возрождаются вековые традиции российской благотворительности.

Самая глубокая, самая искренняя  доброта всегда бескорыстна. Она  – родник живительной энергии, которая  помогает заполнять миллионы опустошенных, страждущих сердец. Благотворительность  имеет огромное воспитательное значение, потому что она способствует формированию в людях чувств благородства, душевной щедрости и солидарности, поднимает в них творческую активность, делает их настоящими гражданами Отечества.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Благотворительность в России. – СПб., 2001.
  2. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. – М., 2001.
  3. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: IX-середина XVIII в. – М., 1992.
  4. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. – М., 2001.
  5. Россия под скипетром Романовых. 1613-1913. – М., 1990.
  6. Сочинения Екатерины II / Сост. О.Н. Михайлов. – М., 1990.
  7. Фирсов М.В. История социальной работы. – М., 2004.
  8. Холостова Е.И., Сорвина А.С. Социальная работа: теория и практика. – М., 2003.

Информация о работе Благотворительность на рубеже 18-19 веков