«Холодная война» и ее последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 16:52, реферат

Краткое описание

Словосочетание «холодная война» впервые обнаружено в политических публикаци-ях СДПГ в конце XIV в., но у него был совершенно другой смысл. В современном значении «холодная война» была с концептуальной точки зрения частным случаем баланса сил: в определенный период на мировой арене оказались действующими лишь две группиров-ки государств, противостоящих друг другу.
Открытым провозглашением «холодной войны» принято считать речь Черчилля в Фултоне в 1946 г., когда он призвал к созданию англо-американского военного союза для борьбы с «восточным коммунизмом».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.
Начало «холодной войны»………………………………………………………5
Кто виноват в развязывании «холодной войны»………………………………6
ГЛАВА 2.
2.1 Лунная гонка …………..……………………………………………………….13
2.2 Гонка вооружений ……………………………………………………………..16
ГЛАВА 3.
3.1 Окончание «холодной войны» и ее последствия……………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..26

Содержимое работы - 1 файл

холодная война.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

30 января 1964 г. и СССР был произведен  запуск интереснейших спутников - “Электрон-1” и “Электроя-2”. С одной ракеты были запущены сразу два спутника, один на более высокую, другой на более низкую орбиту.

Ценность такого запуска заключается  в том, что одновременные измерения  на разных высотах позволят лучше исследовать пространственную структуру поясов радиации и их изменение во времени.

Герб Советского Союза. Вымпел с  его изображением стал первым земным предметом на Луне.




После неудачных попыток в выведении  тяжелых кораблей-спутников американцам в 1964 г. удалось запустить два многотонных спутника. Это первые удачные запуски по рассчитанной на многие годы программе, которая предусматривает вначале облет, а затем и высадку космонавтов на Луне.

 

Советский Союз открыл «Космическую эру». В первом ее десятилетии (1957 -1967) он был безусловным лидером во всех космических начинаниях и обладал общепризнанными приоритетами в пилотируемых космических программах. Интеллектуальный, промышленный и организационный потенциал Советского Союза позволил в течение первых десяти лет космической эры решить такие сверхзадачи, как создание первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты, запуск первых искусственных спутников Земли, доставка на Луну первого земного предмета - вымпела с изображением герба Советского Союза, фотографирование обратной стороны Луны, полет в космическое пространство первого человека Земли Юрия Гагарина, первый полет в космос женщины - Валентины Терешковой, выход в открытый космос Алексея Леонова, мягкая посадка автоматической станции на Луну и видео передача на Землю панорамы лунной поверхности, первое проникновение в атмосферу Венеры, первая в мире автоматическая стыковка космических аппаратов.

После такого феерического каскада  космических прорывов казалось совершенно естественным, что очередной потрясающей воображение землян победой будет высадка советских космонавтов на поверхность Луны и благополучное возвращение на Землю.

Однако первыми землянами на Луне оказались американцы. Сегодня  мало кому известно, что высшее политическое руководство Советского Союза только в 1964 году постановило считать высадку советских космонавтов на Луну не позднее 1968 года задачей особой важности.

 

Флаг, колыхающийся в «безвоздушном» пространстве




В принципе, СССР мог бы выиграть лунную гонку, помешали излишняя спешка и нерасторопность советского руководства, а также отсталая, по сравнению с американской, финансовая база лунной программы.

Результатом всего этого стала  победа американцев – 20 июля 1969 года на поверхность Луны ступил американский астронавт Нил Армстронг. «Маленький шаг для одного человека, но огромный скачок для всего человечества» - эти слова облетели весь мир.

 

 

 

ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ

Гонка вооружений – неотъемлемая часть Холодной войны. Само понятие  «гонка вооружений» означает постоянное наращивание противостоящими сторонами военной мощи, повышенная международная напряженность и нестабильность, постоянные политические скандалы, испытания новых видов оружия.

 

Сообщение о том, что американцы в Аламогордо взорвали атомное устройство, впечатления на И.В. Сталина не произвело. Но последствия бомбардировок Хиросимы и Нагасаки потрясли его. Сталин приказал Л. Берии продумать вопрос о создании собственного ядерного оружия.

В августе 1949 года было подорвано первое советское ядерное устройство. Интересно, что буквально перед этим президенту США Г. Трумэну доложили, что ядерную бомбу Советский Союз создаст не ранее 1953 года.

Первым на вооружение поступает  Ту-16, способный доставить ядерную  бомбу весом пять тонн на дальность  до 2500 км. Высокая скорость и мощное оборонительное вооружение делали его грозным оружием в умелых руках.

В 1955 году на вооружение дальней авиации  принимаются межконтинентальные бомбардировщики Ту-95 и М-4, способные нести не только атомные, но и водородные бомбы.

В это время полным ходом шла  разработка ракетного комплекса  с межконтинентальной ракетой. Хотя СССР и США приступили к развертыванию межконтинентальных ракет и баллистических ракет на подводных лодках практически одновременно, очень скоро Советский Союз отстал в этой гонке.

Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 создавался специально для решения  задач прорыва систем ПВО в  Европе и нанесения ударов по хорошо защищенным объектам. К сожалению возлагавшиеся на него надежды он не оправдал.

В 1962 году для подводных лодок  проектов 629 и 658 была создана ракета Р-21 с двигателями на жидком топливе  и дальностью полета 1300 км. Главным  ее достоинством было то, что конструкторам удалось реализовать принцип подводного старта. И, тем не менее, советские подводные ракетоносцы уступали американским практически по всем показателям.

В конце 60-х годов дальнейшее развитие получили бомбардировщики среднего радиуса действия, имевшие двойное назначение (носитель ядерного и обычного оружия). В 1967 году началась разработка проекта бомбардировщика Ту-22М.

К концу 1972 года практически завершилась  постановка на боевое дежурство боевых ракетных комплексов с межконтинентальными ракетами второго поколения. Советский ВМФ получил три десятка подводных ракетных крейсеров типа «Навага». Стратегические бомбардировщики Ту-95 оснастили управляемыми ракетами Х-22, что позволяло им наносить удары по целям, не входя в зону действия объектовой ПВО.

С 1972 года Северный и Тихоокеанские  флоты стали пополняться подводными ракетоносцами типа «Мурена», которые несли по 12 баллистических ракет Р-29 с моноблочной головной частью. С их развертыванием появилась возможность выбирать районы патрулирования ближе к своим берегам, так как эти ракеты имели дальность полета около 8000 км. Это было крайне важно для обеспечения боевой устойчивости ракетных подводных крейсеров потому, что советский надводный флот значительно уступал американскому и тем более — объединенному флоту НАТО и США.

С 1977 года началась постепенная замена устаревших ракет в группировке  ядерных сил средней дальности.

В конце 70-х годов на вооружение принимается ракетный подводный  крейсер типа «Кальмар» с ракетами Р-29Р, оснащенными разделяющейся головной частью с боевыми блоками индивидуального наведения. В 1982 году на испытание вышла головная подводная лодка типа «Акула» ракетной системы «Тайфун».

Перед Советским Союзом встал вопрос, каким образом обеспечить возможность  нанесения ответного удара (для нанесения ответно-встречного удара просто могло не хватить времени, так как подлетное время «Першингов» к запланированным объектам поражения исчислялось 8-12 минутами). Решено было создать мобильные комплексы с межконтинентальными ракетами на твердом топливе, живучесть которых бы достигалась за счет изменения своего местоположения, и принять на вооружение ракеты с повышенной стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва.

Но известные политические события, а именно — развал СССР, распад единого военно-промышленного комплекса, изменение политических внутренних и внешних ориентиров, разрушение промышленно-финансовой системы страны, существенно подорвали стратегический, прежде всего, военный потенциал нашей Родины, уничтожили возможность реализации идеи поддержания на должном уровне СЯС России, а, следовательно, и с таким трудом достигнутый паритет в вопросах СНВ между США и СССР.

 

 

ОКОНЧАНИЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ И  ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ»

Распад СССР явился важнейшим событием международной жизни конца  XX в., оказавшим огромное влияние на систему международных отношений. На смену биполярному миру, многолетнему противостоянию двух социальных систем должна была прийти иная организация международной жизни, отражавшая новое соотношение сил и соответствующая глобальным вызовам современности.

В российском обществе осмысление посткоммунистических  реалий проходило непросто, дискуссии о приоритетах внешней политики были связаны как с оценкой состоянии международных отношений, так и с фундаментальными представлениями о путях будущего развития России. Политики ожидали, что радикальный поворот от конфронтации к сближению с западными странами автоматически изменит их отношение к России, мобилизует массированную политическую поддержку и экономическую помощь. В этих условиях ставка была сделана на ускоренную интеграцию в евроатлантические структуры. В первой половине 90-х годов получила теоретическое обоснование и практическое воплощение политика «атлантизма». В основе атлантической внешнеполитической концепции лежали: ориентация на западную модель развития, неконфронтационное видение современных международных отношений, отрицание примата силы в решении международных проблем, оптимизм в оценке развала СССР и международной ситуации в целом. США, Западная Европа представлялись главными союзниками и партнерами как на международной арене, так и в проведении демократических реформ в России.

На Западе ситуацию воспринимали иначе. Нашу страну считали проигравшей  «холодную войну», не спешили  устанавливать «стратегическое партнерство» и тем более не  видели Россию в качестве равноправного союзного. Ей в лучшем случае отводилась роль младшего партнера, любое же проявление самостоятельности рассматривалось как рецидив советской «имперской» политики. Россия оставалась отгороженной от Запада визовыми и таможенными барьерами, его рынки защищались высокими тарифами, квотами и другими регуляторами. Все это оказало отрезвляющее воздействие на российскую политическую элиту. Критическое отношение к «атлантизму» в российской политической элите стало звучать все громче со второй половины 1993 года.

В середине 90-х годов окрепло  убеждение в том, что единственным надежным ориентиром  внешней политики должна стать твердая защита национальных интересов. Появился больший реализм  в оценке последствий распада СССР  и в оценке ситуации в мире. Утверждаются представления о становлении многополярного мира, в котором абсолютно доминировать не способна ни одна, даже самая мощная держава. Анализ реформ внутри России подводил к выводу о непродуктивности копирования западного опыта без тщательного учета  особенностей своей страны. Осознание геополитического и культурно-исторического своеобразия России возрождало интерес к идеям евразийства, которые также привлекались при обосновании внешнеполитической стратегии.

Утверждение представлений о многополярности  формирующейся системы международных отношений, отход от «атлантизма» и переход к курсу на «разновекторную» внешнюю политику связывались с именем Е.М. Примакова, который в 1996 г. после отставки А.В. Козырева  возглавил российский МИД.

Изменившиеся внешние и внутренние условия существования России ставили новые задачи в области координации международной деятельности между различными ее субъектами.

 

Отношения с США занимали ключевое место во внешней политике России в 90-е годы. В целом они заметно изменились в лучшую сторону. На взаимодействие двух государств оказывали влияние различия их экономических и политических возможностей. России было трудно претендовать на роль глобальной державы. В сравнении с СССР она обладает более скромным экономическим потенциалом. Ее национальный доход в условиях кризиса сократился  вдвое и по оптимистическим подсчетам составляет 8-9 % от американского. В десять раз по сравнению с серединой 80-х уменьшились военные расходы России. Кроме того, в результате дезинтеграции СССР она лишилась прежних союзников и  не приобрела новых, в то время как США укрепили лидирующее положение в переживших «холодную войну» военно-политических блоках Европы и Азии.

Новый характер российско-американских отношений получил отражение в двух документах 1992 г.  Ими были: «Декларация президентов России и США» и «Хартия российско-американского партнерства и дружбы». В них предусматривались отказ сторон рассматривать друг друга в качестве противников, общая приверженность правам человека, экономической свободе, поддержка США курса  России на углубление реформ, продолжение процесса сокращения вооружений и сотрудничество в поддержании стратегической и региональной стабильности.

Активно развивалось сотрудничество в сфере сокращения вооружений. В 1992 г. был ратифицирован подписанный годом ранее Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), а уже в 1993 г. был подписан Договор СНВ-2. Стороны достигли рамочной договоренности, предусматривавшей радикальные сокращения  наступательных вооружений США и России к началу XXI в. Сферой двустороннего взаимодействия становилось сотрудничество в безопасном уничтожении ядерных и химических боеприпасов, а также вопросы нераспространения оружия массового поражения и ракетной технологии.

Развернулось российско-американское сотрудничество в урегулировании острых региональных проблем. Это касалось преодоления последствий кризиса в Персидском заливе, ситуация в Анголе, Никарагуа. Россия и США кооперировали свои усилия в качестве сопредседателей мирной конференции по Ближнему Востоку. Обсуждался вопрос об ограничении поставок оружия в стране «третьего мира», велся

Интенсивный поиск мер по нормализации обстановки в Афганистане, бывшей Югославии, Камбодже, Сальвадоре, на Кипре. 

Информация о работе «Холодная война» и ее последствия