Хронология присоединения Кыргызской Республике к СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 21:03, доклад

Краткое описание

Если на юге Кыргызстана шла вооружённая борьба за нац. независимость, то на севере, где местное население после поражения нац. восстания 1916 лишилось боеспособных людей, бежавших в Китай, а также после гибели многих невинных, было охвачено социальной апатией, периодически возникали лишь бунты-движения переселенцев (белогвардейское течение).

Содержимое работы - 1 файл

этапы.docx

— 28.06 Кб (Скачать файл)

Если на юге  Кыргызстана шла вооружённая  борьба за нац. независимость, то на севере, где местное население после поражения нац. восстания 1916 лишилось боеспособных людей, бежавших в Китай, а также после гибели многих невинных, было охвачено социальной апатией, периодически возникали лишь бунты-движения переселенцев (белогвардейское течение).

Большевики  вначале вместе с левыми эсерами  основали Советскую власть, т.к. в  случае самостоятельных действий не могли рассчитывать на поддержку  большинства народа в нек-рых регионах. 31 декабря 1917 в Дубовом парке Пишпека (Бишкека) состоялся митинг, в к-ром приняли участие не только большевики, но и меньшевики, левые эсеры, представители организации «Букара» и др. Позднее резолюция этого митинга была сфальсифицирована, и большевики начали утверждать, что на «этом собрании были избраны местные органы Советской власти». Начиная с конца 1918 Советы окончательно превращаются во власть, состоящую только из членов большевистской партии. Против однопартийной Советской власти русские кулаки и крестьяне Чуйского, Ысык-Кёлского и Нарынского регионов периодически организовывали мятежи. Кулаки были кровно заинтересованы в сохранении царского колониального режима и всячески сопротивлялись возвращению на родину кыргызов, бежавших во время нац.-освободительного движения в 1916 в Китай. С другой стороны, некоторые материалы, обнаруженные и обнародованные недавно, свидетельствуют о наличии среди людей, участвовавших в антибольшевистском движении, демократически настроенных, поддерживавших идею создания многопартийной системы представителей европейской и коренной национальностей. К примеру, ряд русских, участвовавших в Ак-Сууском восстании 6 декабря 1918, от большевиков потребовали установления многопартийного демократического строя. Во главе этого восстания стоял левый эсер Благодаренко. Они пытались решить эту проблему путем переговоров. Но восстание было жестоко подавлено 28 декабря полком, приведённым из Жети-Суу Я.Н. Логвиненко.

С 1920, начиная  с момента превращения Казахстана в Кыргызскую автономную республику, в Жетисуйской и Сырдарьинской областях усиливаются действия кыргызов, проживающих в этих регионах и желающих основать собственное самостоятельное государство. Некоторые люди во главе с Р. Кудайкуловым выступали за то, чтобы кыргызы вышеназванных областей оставались в составе Казахстанской автономии. Передовая кыргызская интеллигенция во главе с А. Сыдыковым, и Ж. Абдрахмановым боролась за то, чтобы кыргызскую государственность выделить из других автономных образований и сделать самостоятельной. Весной 1922 они выступили с инициативой о создании Горной Кыргызской области, входящей в состав РСФСР. Были высказаны предложения выбрать столицей нового автономного образования с. Кочкор. Это предложение было обосновано соображениями сохранения мононациональности, т.к. этот горный регион, в отличие от Пишпека, был заселён преимущественно кыргызами. Первоначально инициатива была поддержана Центральным Комитетом РКП(б), к-рый разрешил создать Организационный комитет. Учредительный съезд по образованию Горной Кыргызской области начался 1 июня 1922. Этот день значится в истории как день принятия мер по восстановлению кыргызской государственности в советскую эпоху. Однако, Р. Кудайкулов и др. написали письмо И.В. Сталину, в к-ром Горная Кыргызская область характеризовалась как буржуазно-нац. образование. Представитель большевиков из Жетисуйской области Забиров в своем письме в центр от 1 июня 1922 пишет: «В новых политико-экономических условиях сын манапа, носивший золотые погоны во время царской власти, А. Сыдыков, привёз из Ташкента проект самостоятельной Горной области кара-кыргызов, составленный им самим. Этот проект сразу же вызвал бурю эмоций и отрицательную реакцию населения, в результате чего нарушена мирная жизнь...». Официальная Москва на основе таких обвинений предпринимает спешные меры. Учредительный съезд остановил свою работу, а его руководители и инициаторы А. Сыдыков, К. Тыныстанов, И. Арабаев, И. Айдарбеков и др. были обвинены в «национализме и панисламизме».

Разделение  на нац. самостоятельные государства Туркестанской Автономной Советской Со циалистической республики (Туркестанская АССР), входившей с мая 1918 в состав РСФСР, а с 30 декабря 1922 — в состав СССР, стало одной из основных проблем Центрального Комитета РКП(б) в 1924. Решением этой проблемы преследовались две цели. С одной стороны — уничтожить политическое единство тюркских народов, ибо превращение Туркестанского края в единое гос. образование препятствовало колониальным целям России и в перспективе могло представлять для нее большую опасность. С другой стороны — для РКП(б), желающей продолжать колониальную политику путём установления классовой диктатуры, управлять населением Туркестана, разделённым на мелкие, разрозненные автономии, было бы гораздо удобнее. Для кыргызского же народа было важным восстановление — пусть даже в автономном виде — своей государственности, что имело бы большое историческое значение. Но в первые годы Советской власти (до 1924) Кыргызстан не имел даже автономии.

Об усиливающихся  требованиях нац. движений на местах было известно и в Москве. Представители нац. демократических движений выдвигали перед В.И. Лениным и правительством требования о предоставлении всем национальностям возможности, хотя бы в автономном виде, иметь свою государственность. Большевики не могли во всех регионах идти на такие уступки, как с Финляндией, к-рая совсем освободилась от большевистской опеки, поэтому необходимо было дать нац. регионам хотя бы формальную самостоятельность и некоторую свободу.

Летом 1924 на собрании ответственных работников Средней Азии (по современной терминологии — Центральной Азии), посвященном  нац. проблемам, выступил Э. Арабаев, к-рый подверг критике основного докладчика за то, что в его выступлении не были упомянуты кыргызы, и подчеркнул право кыргызов на нац. самоопределение, говоря, что после создания своей автономии они вольны самостоятельно решать вопрос о ее вхождении в состав какой-либо федерации или республики. На этом собрании Э. Арабаев и его сторонники оказались в меньшинстве, из-за чего было одобрено предложение о вхождении кыргызской земли в состав Кыргызской (т.е. Казахской) республики. 31 августа 1924 Среднеазиатское бюро РКП(б) приняло Постановление «О запрещении обсуждения не решённых партией проблем среди беспартийной массы», чем наложило явный запрет на публичное обсуждение нац. проблем. Несмотря на это, видные представители кыргызского народа продолжали вновь и вновь поднимать вопрос о предоставлении нац. автономии.

16 сентября 1924 внеочередная сессия Центрального  исполнительного комитета Совета  Туркестанской АССР приняла решение  о нац.-гос. разделении Средней Азии. Согласно этому решению, была образована Кара-Кыргызская автономная область, входящая в состав РСФСР. Большевистско-партийиым руководителем Кара-Кыргызской автономной области был утверждён И. Каменский, а председателем областного Революционного (Исполнительного) комитета — представитель местного населения И. Айдарбеков. Ревком во время подготовки съезда областного Совета исполнял роль руководящего органа.

27—30 марта  1925 в Пишпеке прошёл первый учредительный съезд областного Совета Кара-Кыргызской автономной области. 81 из его 135 делегатов были кыргызами, 29 — русскими, а остальные являлись представителями нац. меньшинств. На съезде было обсуждено «Положение о Кара-Кыргызской автономной области». 30 марта съезд избрал Исполнительный комитет области (из 51 члена и 12 кандидатов), в связи с чем Революционный комитет был распущен. Была создана специальная комиссия в составе Айдарбекова, Абдырахманова, Каменского, Султанаева и Кизина, к-рой была поручена задача составления проекта областного (конституционного) Положения. На этом же съезде было предложено изъять слово «Кара» из официального названия и придать стране не областной, а республиканский статус. 25 мая 1925 из официального названия страны было изъято слово «Кара», и она получила официальное название — Кыргызская автономная область. С 1 февраля 1926 она стала Кыргызской АССР в составе РСФСР. Видные деятели кыргызского народа и в дальнейшем боролись за повышение гос. статуса. Они продолжали официально обращаться в Москву с предложениями о придании Кыргызстану наравне с др. республиками и с РСФСР статуса союзной республики в составе СССР. И эти настойчивые действия, направленные на укрепление государственности, дали свои плоды, и на основании Конституции СССР, принятой 5 декабря 1936, была образована Кыргызская ССР.

Усиление  тоталитарного режима. Репрессии. С  первых дней своего установления Советская  власть начала развиваться как тоталитарная система. В 1918 левые эсеры были устранены  из всех ветвей власти, в результате чего большевики установили диктатуру  своей партии. Жизнь Кыргызстана  проходила под административно-распорядительным управлением большевистской партии. Все общественно-политические, экономические  и культурные вопросы решались только согласно указаниям центра. Из Москвы направлялись для руководства люди, не имеющие представления о нац. своеобразии кыргызов, об исторических условиях Кыргызстана, и назначались на самые высокие посты. С 1925 по 1932 из Москвы были направлены свыше 500 чел. на руководящие должности. Видные кыргызские гос. деятели и руководители выражали открытое недовольство такой политикой. 12 июня 1925 за подписью 30 видных людей во главе с А. Сыдыковым, А. Орозбековым и И. Айдарбековым было отправлено в Москву обращение, осуждающее административно-командную систему. Но подписавшие это письмо известные кыргызские патриоты были строго наказаны и отстранены от власти. В 1927—32 Председатель СНК Кыргызской АССР Ж. Абдракманов сделал все зависящее от него, чтобы противостоять усилению тоталитарного режима. Но он в 1933 был снят со своего поста по ложному доносу. Под предлогом классовой борьбы, во время индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, тоталитарная система сильно упрочила свое положение.

Власть тоталитарной системы достигла своего апогея в  период массовых репрессий. В Кыргызстане  наказание «врагов народа» началось еще в конце 20-х годов. В начале 30-х аресты и наказания гос. деятелей приняли массовый характер. 9 мая 1933 по ложному обвинению был арестован видный гос. деятель А. Сыдыков и отправлен в ссылку сроком на 10 лет. В этот же период московские власти «обнаружили» в Кыргызстане около 10 тыс. «врагов народа» и дали тайное указание наказать их, что было воспринято на «ура» отдельными местными представителями власти, к-рые с особым рвением принялись выполнять данное указание. В сентябре 1937 руководителем НКВД Кыргызской ССР назначается полковник Лоцманов. С его приходом на эту должность усиливаются массовые репрессии. Партийным, советским работникам, представителям интеллигенции и др. без суда и следствия, по ложным обвинениям и доносам, тайно выносились приговоры о смертной казни. Наказывались «члены» контрреволюционной организации «Алаш Ордо» и Социал-туранской партии, «вражеские зарубежные шпионы», «пантюркисты и панисламисты». Среди них были и первые гос. руководители Кыргызстана А. Сыдыков, Ж. Абдракманов, А. Орозбеков, Т. Айтматов, Т. Жолдошев, И. Айдарбеков, К. Тыныстанов, Б. Исакеев, Ж. Саадаев и др. Ахиллесовой пятой кыргызской элиты той поры стала их принадлежность к «эксплуататорскому классу». К примеру, А. Сыдыков, И. Айдарбеков, Ж. Султанаев, Ж. Абдракманов, С. Солтокеев и А. Шабданов являлись детьми и потомками известных манапов, в т.ч. К. Карабеков — внук известных исторических личностей — Алымбека-датки и Курманжан-датки, манапов, Э. Арабаев был молдо, т.е. получил мусульманское образование, Имаш и Таш Кудайбергеновы — сыновья сотрудника царской полиции, Б. Солтоноев избирался в 1916 во властные структуры царского режима в качестве волостного. И даже люди, ничего общего с политикой не имеющие, такие, как поэт Казыбек Маматемин уулу — сын волостного, наказывались за то, что их родители когда-то занимали видное общественное положение. Личности, внёсшие в науку огромный вклад, такие, как К. Тыныстанов, Е. Поливанов, в годы кровавых репрессий также оказались жертвами карательной машины. В целом, за период с 1920 по 1930, около 30 тыс. жителей Кыргызстана (как отмечено выше — большинство из них — элита нации) стали жертвами кровавых репрессий.

В июне 1991 неподалеку от г. Бишкек, в местности Чон-Таш были обнаружены захоронения 138 человек, найденных в шахте старого кирпичного завода. Это — группа людей, приговорённых к расстрелу 5—8 ноября 1918. Среди них нашлись и останки прославленных, выдающихся сыновей кыргызской нации — невинных жертв сталинского террора. Перезахороненные со всеми полагающимися почестями, теперь они покоятся на кладбище Ата-Бейит. В 2000 здесь был построен музейно-мемориальный комплекс, посвященный жертвам репрессий 30-х годов.

Изменения в  экономической, социальной и культурной жизни. Начиная с 20-х годов 20 в. в Кыргызстане произошли серьезные социально-экономические и культурные изменения. В изучении советской истории и в объективном толковании их значения в жизни кыргызского народа особенно важен подход, учитывающий все обстоятельства той эпохи. Надо отметить, что наряду с укреплением тоталитарного режима проводились значительные реформы, и Кыргызстан, наравне с др. советскими республиками в Советскую эпоху добился крупных достижений. В 1921—22 проводились аграрно-земельные реформы, в результате к-рых около 6000 безземельных людей стали обладателями своих участков земли. 11 тыс. чел. получили возможность вести оседлый образ жизни. Этот процесс беспрерывно продолжался и в дальнейшем, и многие кыргызы, лишившиеся во время царской эпохи своих земель, вновь получили возможность владеть земельной долей на своей родине. На юге Кыргызстана земельно-водные реформы проводились в 1927—28. Это способствовало более плодотворной обработке земли, а также создало благоприятные условия для будущей коллективизации сельского хозяйства. Но вместе с позитивными новшествами имели место и преследование крепких хозяйственников — крестьян-середняков, имевших прочное хозяйство и прозванных «кулаками», и их ссылка в отдаленные регионы без всякой вины. Социальное противостояние в сельской местности стало причиной возгорания с новой силой басмаческого движения. Кочевые кыргызы во время аграрной реформы в массовом порядке переходили к оседлому образу жизни. Этот процесс, проведённый согласно разработанному большевистской партией ускоренному проекту, в конце 30-х годов, в целом, завершился. Если раньше зимовья использовались лишь как временные жилища, то теперь горные летние пастбища превращаются во временное место обитания кыргызов, ведущих оседлый образ жизни.

Аграрные  реформы сопровождались мероприятиями  крупного масштаба по строительству  оросительных, ирригационных систем. В 1939 общая площадь орошаемой  земли оставила 732 тыс. га. В каждой долине велось строительство малых  и больших арыков, каналов, строились  водохранилища, имеющие международное  значение (Чёмючское, 1934). В марте 1940 было принято решение о строительстве Орто-Токойского водохранилища и Большого Чуйского канала, на эти крупнейшие строительные работы, начавшиеся в 1941, местное население привлекалось в массовом принудительном порядке. Кроме того, в строительстве принимали участие и жертвы сталинских репрессий, исчисляемые тысячами.

Кооперирование (20-е годы) и коллективизация сельского  хозяйства (1929—35) дали неоднозначные, противоречивые результаты. Кооперирование действительно внесло извне в  кыргызское хозяйство доселе неизвестные элементы, новейшую по тем временам технологию и финансовую помощь партнеров со стороны, что было немаловажно для развития сельского хозяйства и в какой-то мере подготовило кыргызские села к рыночным отношениям. А сталинская коллективизация, наоборот, в корне гасила частную инициативу и создала систему коллективной собственности, основанную на коллективной ответственности. Из-за того, что до сельского жителя не была доведена суть проводимой реформы и она не была основана на соответствующей правительственной поддержке, а также проводилась поспешно и насильственным путем, процесс коллективизации в 1932 привёл страну к массовому голоду. В это время из Казахстана и Сибири свыше полумиллиона голодных людей в поисках пропитания добрались до Кыргызстана.

Информация о работе Хронология присоединения Кыргызской Республике к СССР