Эпоха Петра Первого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:46, реферат

Краткое описание

В России в XVIII в. наряду с укреплением и оформлением сословного строя происходят глу-бокие изменения в экономическом и социальном развитии, затронувшие все стороны народного хозяйства и социального облика страны. В основе этих изменений лежал процесс разложения фео-дализма и генезиса капиталистических отношений, начавшийся еще в XVII в. Кульминацией этого процесса явилась, конечно, эпоха Петра I (1672-1725), царя-преобразователя. Петр I правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной, и приступил целенаправлен-но к их осуществлению.

Содержимое работы - 1 файл

Россия при петре.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Во второй половине XVIII в. линия на укрепление феодального  землевладения и Диктатуры дворянства была продолжена российским правительством.

Предоставление  дворянам льгот и привилегий, повышавших устойчивость крепостного хозяйства, проводила императрица Елизавета  Петровна. Четыре акции в этом направлении  ее правительство предприняло в 1754 г.: указ об объявлении винокурения  дворянской монополией, организация Дворянского банка, передача дворянам казенных заводов Урала и генеральное межевание. Только в XVIII в. генеральное межевание пополнило дворянское землевладение более чем на 50 млн. десятин земли.

Другим источником роста дворянского землевладения и душе владения являлись пожалования. Щедроты Екатерины II превзошли все, с чем была знакома история предшествующего периода. Участникам переворота, обеспечившим ей трон, она пожаловала 18 тыс. крепостных и 86 тыс. руб. наградных. Целям укрепления монопольных прав дворян на землю был подчинен указ о запрещении промышленникам покупать к своим предприятиям крепостных крестьян.

Расширению владельческих  прав дворян на землю был подчинен указ 1782 г., отменявший горную свободу, т.е. право на использование рудных месторождений любым, их обнаружившим. Теперь дворянин объявлялся не только собственником земли, но и ее недр. Новую привилегию дворяне обрели в манифесте "О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству". Он был обнародован Петром III в 1762 г., а затем подтвержден Екатериной II.

Жалованной грамотой дворянству 1785 г. Екатерина II окончательно закрепила привилегии дворянства. Привилегированное  сословие имело особые личные и имущественные  права и обязанности. Дворяне  были освобождены от податей и повинностей. Заметно увеличилось дворянское землевладение. Помещикам раз давались государственные и дворцовые крестьяне, а также незаселенные земли. В областях, прилегающих к Петербургу, дворяне получили за первые четыре десятилетия XVIII в. около миллиона десятин земли. Во второй половине столетия огромные площади земель помещикам были розданы в Центрально-Черноземном районе и Среднем Поволжье. За время своего царствования Екатерина II раздала дворянам более 800 тыс. государственных и дворцовых крестьян.

Феодальные повинности помещичьих крестьян России к концу XVIII в. характеризовались следующими данными. В 13 губерниях Нечерноземной  полосы 55 процентов крестьян находились на денежном оброке и 45 процентов —  на барщине. Иной была картина в Черноземных губерниях: 74 процента помещичьих крестьян несли барщину и лишь 26 процентов крестьян платили оброк.

Территориальные различия в распространении оброка и барщины в помещичьей деревне  объясняются главным образом  особенностями хозяйственного развития тех или иных географических местностей.

Подавляющая часть  государственных крестьян уже в  начале XVIII в. платила денежную ренту. В 1776 г. на нее были переведены и государственные  крестьяне Сибири, обрабатывающие до этого казенную десятинную пашню.

Помещичье хозяйство  постепенно становилось на путь товарного  производства. На продажу производился прежде всего хлеб и другая сельскохозяйственная продукция. Общее развитие товарно-денежных отношений в стране втягивало  в свою сферу и крестьянское хозяйство, которое, хотя и медленно, но становилось на путь мелкого товарного производства. Наряду с этим усиливается процесс разложения феодальных отношений, что находит выражение во все большей товаризации хозяйства помещиков, переводе ими части крестьян на месячину. Все это позволяет считать, что в последней трети XVIII в. феодально-крепостнический строй в России вступает в полосу кризиса.

Рост территории. Административная реформа

На протяжении XVIII в. значительно ' увеличилась территория страны. Если в начале века она равнялась примерно 14 млн. кв. верст, то в 1791 г — около 14,5 млн. кв. верст, т.е. увеличилась почти на 0,5 млн. кв. верст. Намного увеличилось и население страны. По первой ревизии, проведенной в 1719г., общая численность населения составляла 7,8 млн. человек, по пятой ревизии, проходившей в 1795 r„ — 37,2 млн. человек, т.е. возросла почти в 2,4 раза. При Екатерине II была проведена широкая административная реформа. В 1775 г. страну разделили на 50 губерний вместо прежних 20. Население губернии составляло от 300 до 400 тыс. человек. В свою очередь губернии подразделялись на уезды с населением 20—30 тыс. человек. Вся полнота распорядительной и полицейской власти перешла к губернскому правлению. Государственные доходы находились в ведении казенной палаты, а хранили их губернские и уездные казначейства.

11.3. Просвещенный абсолютизм в России

В россии, как  и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к  капитализму породила идеологию  Просвещения. К периоду просвещенного  абсолютизма относятся 60-е гг. — время правления императрицы Екатерины II.

Просвещенный  абсолютизм в России характеризуется  такими мероприятиями, в которых  были заинтересованы дворяне и сама государство, но которые в то же время  способствовали развитию нового капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма, на которую указывают исследователи, было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий в своих странах путем совершенствования политической надстройки.

Вступив на престол, Екатерина предприняла в первые годы царствования ряд поездок по стране: в 1763 г. ездила в Ростов и Ярославль, в 1764 г. посетила прибалтийские губернии, в 1765 г. проехала по Ладожскому каналу, в 1767 г. по Волге на барке от Твери до Симбирска, а затем по суше вернулась в Москву. Императрицу всюду встречали с неописуемым восторгом. В Казани готовы были, как пишет В.О. Ключевский, себя постелить вместо ковра под ноги императрицы. Беглые путевые наблюдения могли внушить Екатерине немало правительственных соображений. Она встречала по пути города, "ситуацией прекрасные, а строением мерзкие". Народ по своей культуре был ниже окружающей его природы. "Вот я и в Азии", — писала Екатерина Вольтеру из Казани. Этот город особенно поразил ее пестротой населения. "Это — особое царство, — писала она, — столько разных объектов, достойных внимания, а идей на 10 лет здесь набрать можно". Пока накоплявшиеся наблюдения еще не успели сложиться в цельный преобразовательный план, Екатерина, по выражению Ключевского, "спешила заштопать наиболее резкие прорехи управления".

На основе идей европейских просветителей у  Екатерины сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства. "Я желаю, я хочу лишь добря  стране, куда бог меня привел, — писала она еще до воцарения,

— слава страны — моя собственная слава".

Наказ Комиссии о составлении проекта нового Уложения

Екатерина II решила дать России законодательный кодекс, основанный на принципах новой философии  и науки, открытых эпохой Просвещения. С этой целью в 1767 г. Екатерина II принялась за составление своей знаменитой инструкции — "Наказа Комиссии о составлении проекта нового Уложения". При его составлении она, по собственному признанию, "обобрала" Монтескье, разработавшего идею разделения властей в государстве, и других его последователей. Ее политика просвещенного абсолютизма предполагала правление "мудреца на троне". Она была хорошо образована, знала сочинения просветителей — Вольтера, Дидро и др., состояла с ними в переписке.

Ей удалось ввести их в заблуждение, они считали ее благодетелем всей нации, покровителем искусств. Вольтер называл ее "северная звезда", а в письме к одному русскому корреспонденту писал: "Я боготворю только три предмета: свободу, терпимость и вашу императрицу". Об отношении Екатерины II к взглядам просветителей свидетельствует ее воспоминание о встречах с Дидро:

"Я долго  с ним беседовала, но более  из любопытства, чем с пользой.  Если бы я ему поверила, то  пришлось бы преобразовать всю  мою империю, уничтожить законодательство, правительство, политику, финансы и заменить их несбыточными мечтами". "Наказ" компиляция, составленная по нескольким произведениям просветительского направления того периода. Главные из них — Книги Монтескье "О духе законов" и работа итальянского криминалиста Беккариа (1738—1794) "О преступлениях и наказаниях".

Книгу Монтескье  Екатерина называла молитвенником  государей, имеющих здравый смысл. "Наказ" состоял из 20 глав, к  которым затем были прибавлены еще  две. Главы разделены на 655 статей, из которых 294 были заимствованы у Монтескье. Широко воспользовалась Екатерина и трактатом Беккариа, направленным против остатков средневекового уголовного процесса с его пытками, проводившим новый взгляд на вменяемость преступлений и целесообразность наказаний. "Наказ" был проникнут гуманным и либеральным духом. Он утверждал необходимость самодержавия в России ввиду обширности пространства Империи и разнообразия ее частей. Цель самодержавного правления не то, "чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра".

В "Наказе" императрицы цитаты из сочинений  просветителей использовались для  обоснования крепостного права  и сильной самодержавной власти, хотя и были сделаны определенные уступки развивающимся буржуазным отношениям. Черты просвещенного абсолютизма просматриваются в создании судов, отделенных от административных учреждений, реализации выборного начала при замещении некоторых должностей, в бессословном обучении, провозглашенном в 1786 г. при организации губернских и уездных училищ. Давая оценку "Наказу" Екатерины II, В.О. Ключевский писал: "Свободная от политических убеждений, она заменяла их тактическими приемами политики. Не выпуская из рук ни одной нити самодержавия, она допускала косвенное и даже прямое участие общества в управлении... Самодержавная, власть, по ее мысли, получала новый облик, становилась чем-то вроде лично-конституционного абсолютизма. В обществе, утратившем чувство права, и такая случайность, как удачная личность монарха, могла сойти за правовую гарантию". (Курс,' русской истории. Ч. V, с. 7).

Уложенная комиссия

Самым крупным  мероприятием просвещенного абсолютизма  явился созыв в 1767 г. Комиссии о сочинении  проекта нового уложения (Уложенная  комиссия). Социальный состав Комиссии, по подсче там Ключевского, выглядел следующим образом; из 564 депутатов 5 процентов приходилось на правительственные учреждения,! от городов — 39, дворянства — 30, сельских обывателей — 14 процентов. На казаков, иногородцев и остальные классы приходилось всего 12 процентов.

Уложенная комиссия начала заседания в Грановитой палате Московского Кремля летом 1767 г. На последующую  российскую действительность работа этой Комиссии не повлияла, но зато шума и  громкой фразеологии вокруг этой акции императрицы было предостаточно. На одном из заседаний Екатерине был присвоен титул "великой, премудрой матери Отечества". Екатерина не приняла и не отклонила титул, хотя в записке маршалу

Российские просветители

А.И. Бибикову (1729—1774) выразила свое недовольство: "Я им велела сделать Российской империи законы, а они делают апологии моим качествам". По данным Ключевского, комиссия работала полтора года, провела 203 заседания, ограничилась обсуждением крестьянского вопроса и законодательства, но из-за начавшейся войны с Турцией была распущена и больше в полном составе не собиралась.

Новый кодекс законов  при Екатерине не был составлен. Работа Комиссии оказалась бесплодной, обширное делопроизводство сохранило  лишь значение памятника общественно-исторической мысли России эпохи Екатерины

Идеи французских  просветителей разделяла не только императрица, но и некоторые русские  вельможи. Граф Андрей Шувалов был известен дружескими связями с Вольтером и считался среди просветителей "северным меценатом". На средства князя Д.А. Голицына (1734—1803) в Гааге печаталось запрещенное во Франции сочинение Гельвеция (1715—1771) "О человеке". Фаворит Екатерины граф Григорий Орлов (1734—1783) и граф Кирилл Разумовский (1728—1803) соревновались друг с другом в предоставлении благоприятных условий для творчества подвергавшегося гонениям на родине, во Франции, Ж.Ж. Руссо. При дворе Екатерины обсуждали произведения известных французских просветителей, переводили их на русский язык.

Крестьянская  война 1773—1775 гг. Емельяна Пугачева (1740 или 1742—1775) и Великая французская буржуазная революция 1789 г. положили конец заигрываниям Екатерины II и ее окружения с идеалами Просвещения. Штурм Бастилии, тревожные сведения о сожжении дворянских замков напоминали русским феодалам о крестьянской войне в России.

Получив известие о казни Людовика XVI, двор объявил  шести-Дневный траур в Петербурге. Россия стала пристанищем для  французских изгнанников. Любая  информация о событиях во Франции  подвергалась строжайшей цензуре, были разорваны дипломатические отношения с Францией.

Одновременно  усилилась и внутренняя реакция. Первой жертвой стал писатель, мыслитель  А.Н. Радищев (1749—1802) — автор "Путешествия из Петербурга в Москву". В 1790 г. А.Н. Радищеву был вынесен смертный приговор, замененный в

1792 г. ссылкой  в Тобольск сроком на 10 лет.  Вслед за Радищевым репрессиям  был подвергнут издатель Н.И. Новикбв (1744—1818), который в 1792 г. был арестован и заточен на 15 лет в Шлиссель-бургскую крепость. Судьбу Радищева и Новикова разделили и некоторые другие активные представители Просвещения.

Информация о работе Эпоха Петра Первого