Ведовские процессы в Средневековой Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 06:29, реферат

Краткое описание

Целью представленной работы является рассмотрение такого явления истории как «охота на ведьм», выявление основных причин, послуживших её началу и рассмотрение ведовских процессов в феодальной Европе
Данная цель, раскрывается через такие задачи как:
Выявление причин, послуживших началу ведовских процессов
Анализ процесса зарождения и развития гонений на ведьм
Рассмотрение самого хода процесса над ведьмами
Выяснение географических рамок «охоты на ведьм».

Содержание работы

I.Введение
II.Причины возникновения массовых ведовских процессов.
III.Зарождение и развитие гонений на ведьм.
IV.Процессы над ведьмами.
V.Масштабы «охоты на ведьм»
VI.Заключение.
VII.Список литературы.

Содержимое работы - 1 файл

Ведовские процессы в средневековой Европе.docx

— 61.58 Кб (Скачать файл)

 

Восточно-Сибирский  филиал

государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

 


 

.

 

Реферат по дисциплине:

 История государства  и права зарубежных стран

Тема:

Ведовские процессы в Средневековой Европе.

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1курса

группа ВСФЮо-11/101

                                                                                           Чистякова Анастасия Андреевна

Проверил: Грозин Сергей

 Юрьевич

 

                                                                                                       

                           

 

Иркутск

2011г.

Оглавление:

I.Введение

II.Причины возникновения массовых ведовских процессов.

III.Зарождение и развитие гонений на ведьм.

IV.Процессы над ведьмами.

V.Масштабы «охоты на ведьм» 

VI.Заключение.

VII.Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение.

Ведовские процессы - инквизиционные процессы в Западной Европе в XIV-XVII вв, проводившиеся по обвинению в преступлениях против веры и христианского сообщества людей, якобы одержимых демонами. Ранее дела по обвинению в ведовской порче рассматривались в частном уголовном порядке. Булла папы Иннокентия VIII "С величайшим рвением" (1484г.), направленная против колдуний, провозгласила неверие в колдовство величайшей ересью и призвала к искоренению ведовства. А книга немецких теологов-инквизиторов Инститориса и Шпренгера “Молот ведьм” (1489) утвердила пытки и казнь на костре нормой ведовских процессов. Массовые ведовские процессы в католических и протестантских странах, нагнетание страха перед ведьмами соответствовали социально-психологическому климату религиозной нетерпимости и иррационализма эпохи контрреформации.

Актуальность  данной темы заключается в том, что «охота на ведьм»,  средневековые ведовские процессы и сегодня продолжают смущать умы учёных и тех, кто интересуется историей. Сотни тысяч обвиненных в колдовстве или связи с дьяволом были тогда отправлены на костёр. в чём причина столь безумной вспышки боязни нечистой силы, ведовства, охватившей Западную Европу в XIV-XVII веках?

Целью представленной работы является рассмотрение такого явления истории как «охота на ведьм», выявление основных причин, послуживших её началу  и рассмотрение ведовских процессов в феодальной Европе

 Данная цель, раскрывается через такие задачи как:

  1. Выявление причин, послуживших началу  ведовских процессов
  2. Анализ процесса зарождения и развития гонений на ведьм
  3. Рассмотрение самого хода процесса над ведьмами
  4. Выяснение географических рамок  «охоты на ведьм».

II. Причины начала массовых ведовских процессов.

Существует несколько  версий относительно возникновения  массовых ведовских процессов, ни одну из которых, впрочем, нельзя считать исчерпывающей. По одной версии, охота на ведьм стала лишь продолжением практики искоренения ересей. Сторонники этой точки зрения утверждают, что инквизиция воспринимала ведьм как членов организованной сатанинской секты, и относят начало охоты на них к XII веку, когда появляются сведения о секте катаров. XI—XII столетия, как известно, стали временем расцвета еретических движений богомилов, альбигойцев и вальденсов, и католическая церковь отреагировала на это созданием в 1215 году специального органа — папской инквизиции — для розыска и наказания еретиков. Однако инквизиция отнюдь не ставила своей целью уничтожение ведьм. Она преследовала подозреваемых в колдовстве лишь в случае их причастности к еретическому движению. При этом весьма высок был процент оправдательных приговоров.

В соответствии с другой точкой зрения, ведьмы преследовались как некий фантомный «внутренний  враг» наравне с другими изгоями, прежде всего евреями и прокаженными. Действительно, еще в XI веке появляются первые гетто для евреев в Германии и начинаются их массовые убийства в Испании. В 1179 году во Франции издается закон против прокаженных и гомосексуалистов. В конце XII века из Франции изгоняются евреи. И, наконец, в XIV веке в этой же стране происходят массовые убийства прокаженных. Но такие сопоставительные ретроспекции не проясняют причин массовой охоты на ведьм, развернувшейся многим позже перечисленных событий.

Существует и психоаналитическая интерпретация ведовских процессов, согласно которой они представляли собой массовую мисогонию — войну мужчин против женщин. Эту версию выдвинул французский историк Жюль Мишле, опубликовавший в 1929 году книгу «Ведьма и женщина». Эта оригинальная интерпретация и поныне вдохновляет идеологов феминистского движения. Но утверждать, что ведовские процессы были «женским холокостом», мешают два исторических факта — среди осужденных в колдовстве было около трети мужчин (а в Нормандии и Скандинавии даже подавляющее их большинство), а обвинителями очень часто выступали именно женщины.

По самой курьезной  из версий, охота на ведьм была следствием массового психоза, вызванного стрессами, эпидемиями, войнами, голодом, а также  более конкретными причинами, в  числе которых наиболее часто упоминается отравление спорыньей (плесенью, появляющейся на ржи в дождливые годы) или атропинами (белладонной и другими растительными и животными ядами). Однако принять эту версию мешает длительность эпохи преследования ведьм и очевидная бюрократичность, даже рутинность процессов. Кроме того, тогда придется признать, что расстройством сознания страдали не измученные голодом и стрессами крестьяне, а ученые демонологи и судьи: историки доказали, что рассказы о полетах на шабаш и других невероятных вещах, якобы вызванные галлюцинациями, были не фантазией обвиняемых, а всего лишь ответами на прямые вопросы следователей, добивавшихся с помощью пыток подтверждения своих собственных представлений о том, что и как должны делать ведьмы.

Наконец, согласно одному из самых убедительных объяснений, распространению ведовской истерии способствовало появление демонологических ученых трактатов —инструкций по поиску и искоренению ведьм. Они базировались на авторитете Ветхого завета: «Ворожеи не оставляй в живых», — гласит книга Исхода (22:18). Одно из самых влиятельных руководств такого рода — знаменитый «Молот ведьм» монахов-доминиканцев Якоба Шпренгера и Генриха Инститориса — было издано в 1487 году по поручению папы Иннокентия VIII. В последующие 200 лет этот трактат выдержал 29 изданий и использовался для формализации судебных допросов. В XVI — начале XVII века появляется много изданий такого рода — «Демономания» Жана Бодена, «Демонология» короля Якова I Стюарта, «Демонолатрия» Николя Реми. Тон этих сочинений выдает глубокое внутреннее напряжение, которое находило выражение в конструировании кошмарной вселенной, где свирепствуют и предаются разгулу дьявольские силы. Из трактатов ученых демонологов в сердца и умы читающей публики постепенно проникал образ дьявольской служанки — ведьмы.

III.Зарождение и развитие гонений на ведьм.

«Охота на ведьм» возникла и получила своё развитие в недрах инквизиции. Инквизиция, в первичном своем значении это исследование, учёный совет, однако в определённую эпоху (c XIIIв.) инквизиция1 наделяется не только полномочиями наблюдателей и исследователей, но и судейскими правами-правами решать судьбу человека, что окончательно развязало руки ярым борцам с ересью и позволило им вершить судьбы людей. Инквизиция обладала всем, что нужно для организации борьбы, да притом она с этой задачей и появилась на свет. Главной ее целью была борьба с ересью, и она так устроилась, чтобы ни один еретик у нее не выскользнул из рук, не прокрался мимо, ересью считалось всякое деяние, противоречащее постановлениям церкви, или ею запрещаемое. И все такие преступления должны подлежать суду инквизиции, которая, в конце концов, сплела такую сеть, через клетки которой не могла проскочить благополучно самая мелкая добыча. Если же магия не была отмечена явной печатью ереси, то она подлежала суду епископскому. Инквизиция быстро разработала способы разведки и распознавания ереси во всех ее мельчайших оттенках, чтобы безошибочно отличать «волка в овечьей коже» и уметь изобличить грешника, как бы он ни прикидывался невинным и за какие бы ширмы ни прятался. Конечно, тут были со стороны инквизиции и беспрестанные увлечения через край, на практике выражавшиеся в том, что в число еретиков попадали люди, ровно ни в чем неповинные; это был просто напросто избыток усердия старательных людей. Было и кое-что другое: преследование еретиков приносило, кроме чисто духовных плодов, еще и плоды мирские, житейские. Имущество богатого еретика обязательно конфисковалось и шло в известной доле в карман усердствующего инквизитора. Значит, ему было из-за чего стараться. 

Террор инквизиции отрицательно повлиял на отношение Церкви к  колдовству, ибо на вопрос о том, не занимались ли еретики среди прочих деяний также и колдовством, обвиняемые под пытками все чаще вынуждены были признаваться, что действительно были связаны с дьявольскими демонами, отреклись от христианского учения и с помощью дьявола причинили немало вреда. Инквизиторы собирали эти признания и использовали их как доказательство того, что дьявол не только подстрекал свои жертвы к отходу от христианской веры, но и вознаграждал их за это сверхъестественными способностями. Так в глазах инквизиторов ересь и колдовство соединялись в единое целое. Отныне незыблемой становилась формула: «еретик = колдун», «колдун = еретик». Как только инквизиция взялась за магию вплотную и приняла твердое решение ее истребить начисто, так тотчас же к ней, как к запрещенному плоду, публика начала льнуть с ожесточением, достойным лучшей участи. Первыми, кто сгорал на кострах с обвинениями в использовании магии, оказались представители светской и духовной знати, и даже папы. Широкую «рекламу» колдовство, книжная и учёная магия получила при папе Иоанна XXII-яром борце против тёмных сил. И вот уже вера в колдовство и магию рассеялась в народе, прочно укрепилась и без того уже почти незыблемая вера в могущество сатаны и в полную возможность располагать его услугами. Преследование колдунов со стороны инквизиции началось в первой половине XIV веке. Ареной для проведения подобных процессов стали Южная Франция, Северная Италия и Юго-Западная Швейцария. Немудрено, что в последующие столетия и разразилась в Европе настоящая эпидемия колдовства. После буллы папы Григория IX «Голос в Риме» и постановлений папы Александра IV, суду инквизиции стало подлежать всякое колдовство — все, что «явно пахнет ересью». Ярким пятном в истории «охоты на ведьм» явилась так называемая «ведовская булла2» папы Иннокентия VIII — «Summis desiderantes», изданная в 1484 году. С этого момента инквизиция сосредоточила главное свое внимание не на чистоте христианской веры и правильности отдельных догматов, а на беспощадном искоренении ведьм и колдовства. По обыкновению инквизиторы ссылались на то, что ведьмы и колдуны виновнее еретиков, т.к. они не только отступили от бога и вступили в связь с дьяволом, они ещё виновны во множестве злодейств, причиняемых людям. Всё это базировались на авторитете Ветхого завета: «Ворожеи не оставляй в живых», — гласит книга Исхода.

Колдунами и ведьмами являлись не книжные ученые, прошедшие школу своей выучки по древним фолиантам, а простейшие, совершенно невежественные и часто, даже в большинстве, совсем неграмотные мужики и бабы, и преимущественно бабы; ведьм было гораздо больше, чем колдунов, и костры инквизиции обагрены были главным образом женской кровью. Ведь в христианском мире, где главенствовали мужчины, женщины, считались существами низшими: слабыми, ветреными, неверными, тщеславными, болтливыми и падкими до любого соблазна, что делало их законной добычей дьявола. Женщины с большей легкостью, чем мужчины, встают на путь суеверия, ведь они более доверчивы, чем мужчины, о чем сатана прекрасно знает, поэтому он и обращается, прежде всего, к ним. Во-вторых, они более впечатлительны от природы, а значит, более податливы дьявольским иллюзиям. И, наконец, они очень болтливы и не могут не разговаривать, передавая друг другу искусство магии. Их слабость заставляет их использовать тайные средства, чтобы отомстить мужчинам посредством колдовских наговоров и проклятий. «Нет чуда в том, - говорится в «Молоте ведьм», - что еретичеством ведовским паче осквернены жены, нежели мужи». «Правильнее называть эту ересь не ересью колдунов, а ересью по преимуществу ведьм, чтобы название получилось от сильнейшего. Да будет прославлен всевышний, по сие время охранивший мужской род от такой скверны. Ведь в мужском роде он хотел для нас родиться и страдать.»-писали Я. Шпренгер и Г. Инститорис в своём «Молоте ведьм».Таковы были убеждения охотников за ведьмами, согласно которым они и действовали, ведь еще Св. Иоанн Златоуст писал, что женщина есть «враг дружбы, неизбежное наказание, необходимое зло, естественное искушение, вожделенное несчастье, домашняя опасность, приятная поруха, изъян природы, подмалеванный красивой краской». Могущества ведьм было вполне достаточно, чтобы внушить к ним ужас и заставить трепетать весь народ. Однако между ведьмами существовала некая разница. Шпренгер и Инститорис насчитывают три группы ведьм:

 1.те, которые могли наносить зло, но не могли его исправить;  
2. те, которые моги только устранить зло, но не могли его нанести;  
3.  те, которые могли причинить и устранить зло – самые опасные ведьмы, т.к. чем больше они гневят бога, тем больше силы и могущества даёт им дьявол;  
Главным толчком для распространения веры в ведьм и колдунов, её успех и широчайшее распространение зависело, в первую очередь, от широкой её популярности в среде духовенства. Инквизиция истребляла ведьм, тем самым открыто признавая их существование и пропагандируя тем самым страх в населении перед силами зла; инквизиция не отрицала того, что человек либо по своей доброй воле, либо совершенно сам того не подозревая может войти в сношение с дьяволом и верно служить ему, взамен получая сверхъестественные силу и мощь. И такая перспектива служения дьяволу была выгодна большей части народа, особо для народа бедного и угнетённого, прослыть колдуном или ведьмой означало проявления страха и боязни в его сторону. Неверно, что договор с сатаной был легкомысленным, безрассудным поступком какого-нибудь влюбленного или скряги. Если обратиться к здравому смыслу, к человеческой природе, то, напротив, становится понятным, что на такой шаг был крайностью, был вызван беспредельным отчаяньем, страшным гнетом обиды и нужды. Ведьму старались задобрить, прийти к ней на помощь, тогда, когда люди понимали, что даже церковь бессильна в борьбе со злом и несправедливостью. Всякая сила вызывает перед собой преклонение, а средневековый католицизм сделал из образа сатаны такую силу, которой, в конце концов, стала страшиться даже сама создавшая его римская церковь.

Таким образом, развитие охоты  на ведьм связано, в первую очередь, с деятельностью церкви, которая, признавая колдовство, вступало с ним в борьбу, используя все возможные методы и ставя под обвинение совершенно неповинных людей, и чаще всего женщин, т.к. как уже было сказано выше, по церковным убеждениям женщина являла собой слабое и подверженное соблазну существо. Подтверждение своих предположений о существовании колдовства и о связях с дьяволом простых людей, инквизиторы получали от еретиков, которые под пытками признавались в желаемых инквизитором проступках и невиданных вещах. Именно на этом этапе, охота на ведьм начала приобретать размах эпидемии, под пытками еретики признавались в связях с дьяволом и создавали благодатную почву.  

IV. Процессы над ведьмами.

Как же протекала пресловутая  «охота на ведьм»? Она состояла из нескольких этапов, первым из которых был арест  и предъявление обвинений. Итак, обычным поводом для подозрений в сговоре с дьяволом была обычная зависть, злость или страх соседей, родственников или просто людей, окружающих человека. Очень часто для начала расследований хватало одних только слухов, однако, встречались также случаи доноса на подозреваемого. Надо заметить, что донос осуществлялся по принципу «если я не донесу на кого-то, то донесут на меня», т.е. по большинству своему только из страха стать подозреваемым в колдовстве. Доносительство всемерно поощрялось церковью, доносчики приравнивались к мученикам за веру, они получали отпущения грехов, денежные вознаграждения. В обоих случаях судьи, согласно действующим законам, были обязаны проверить, достаточно ли этих подозрений для предъявления обвинения, хотя зачастую никакой проверки и вовсе не осуществлялось, и судьи оправдывались тем, что сделка с дьяволом суть «преступление исключительное», и наносили такое оскорбление Господу и были так опасны для окружающих, а в таких делах достаточно одних только слухов. Опираясь на слухи, многие фанатики привлекали в качестве свидетелей обвинения даже детей, преступников и душевнобольных. Еще одним путём для начала расследования дела являлась молва, дошедшая до слуха инквизитора, что в таком-то городе имеются ведьмы, занимающиеся тем-то и тем-то. Это – обвинение путем инквизиции. В этом случае инквизитор начинает действовать не по указанию какого-либо обвинителя, а по своему собственному почину. Итак, едва только возникало подозрение или поступал донос, соответствующее судебное ведомство начинало предварительное дознание. Опрашивались свидетели, выведывались сведения о репутации обвиняемого, его образе жизни. Для доказательства вины необходимо одно из трех: 

Информация о работе Ведовские процессы в Средневековой Европе