Внешняя политика Ивана IV

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 11:45, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является обзор основных направлений внешней политики Московской Руси в эпоху Ивана IV (1530-84; великий князь с 1533, первый русский царь с 1547). Можно выделить два таких направления: юго-восточное и северо-западное.

Содержимое работы - 1 файл

вопрос 13.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

В 1572 г. умер Сигизмунд II, и в Речи Посполитой начался  период «бескоролевья», закончившийся  через четыре года. Часть шляхты даже выдвинула кандидатуру Ивана IV. Сам Иван поддержал Максимилиана Габсбурга из Австрии. Он хотел заключить с Австрией договор о разделе Речи Посполитой: Москва получала Литву, а Австрия – Польшу. Однако королём стал трансильванский князь Стефан Баторий.

В 1575 – 1576 гг. русские захватили Пернов и Гапсаль, но осада Ревеля кончилась неудачей. Иван предложил германскому императору Рудольфу II Габсбургу подписать договор против Речи Посполитой, но тот не согласился. Переговоры с английской королевой Елизаветой I тоже ни к чему не привели.

Многие военачальники (Александр Горбатый, Михаил Воротынский, Алексей Басманов и др.) были уничтожены, поэтому поход 1577 г. возглавил сам  царь. К осени русские войска заняли почти всю Ливонию, кроме Ревеля и Риги. Но в следующем году польско-литовские войска отбили несколько городов, а русские были разгромлены силами Стефана Батория и шведов. Стефан Баторий сыграет важнейшую роль на заключительном этапе войны.

С. М. Соловьёв считал, что своими успехами Стефан Баторий  обязан тем, что «произвёл тот переворот в способе ведения войны, какой уже давно произведён был на Западе». Он пишет: «войско в Восточной Европе сохраняло ещё прежний, средневековый, или, лучше сказать, азиатский, характер: в нём преобладала конница, тогда как на Западе этот характер уже изменился: здесь конница, видимо, уступала первое место пехоте, здесь государи давно уже убедились в необходимости иметь под руками постоянное войско, состоявшее первоначально из наёмных ратников». Стефан Баторий, помимо поляков, литовцев, русских, набрал в своё войско немецких и венгерских наёмников. Всего у него было около 40 тысяч солдат. Перед началом боевых действий он заручился поддержкой Крыма, Османской империи, а также Саксонии и Бранденбурга.

В августе 1579 г. Стефан Баторий осадил Полоцк. Осада длилась четыре недели, венгерская пехота устроила пожар, и город был взят. Летом 1580 г. он взял Великие Луки, Велиж, Усвят, разбил русских у Торопца, но Смоленск взять не удалось. Осенью шведы вошли в Карелию, захватили крепость Корела. На сейме, собранном в феврале 1581 г. Стефан и его ближайший сподвижник гетман Ян Замойский убеждали, что нужно захватить всю Ливонию. Иван обратился к Стефану с просьбой о перемирии, обещал отдать Ливонию, кроме Нарвы. Но Стефан Баторий требовал отдать Нарву, а также выплатить огромную контрибуцию: 400 тысяч венгерских золотых. На это Иван пойти не смог, он написал польскому королю послание, в котором обвинял его в недостойном для христианина поведении. В ответном послании, которое от имени Стефана Батория написал Замойский, царь был обвинён в трусости.

Летом 1581 г. Стефан взял Опочку, Остров и осадил Псков. Осада  была тяжёлой, она продолжалась около  полугода. Псков был хорошо укреплён: окружён тремя каменными поясами, общая длина стен составляла девять километров, высота – восемь-девять метров, толщина – около пяти. Обороной руководил князь Иван Петрович Шуйский. Во время первого штурма войска Батория захватили две башни, но были отбиты. Осаждённые не выжидали пассивно: они делали постоянные вылазки, подкопы. Польская армия была истощена, начались волнения, никто не хотел вести осаду зимой. Иван посылал отряды на помощь Пскову. Войско Дмитрия Хворостинина опустошило окрестности Могилёва, Шклова, Орши. Кстати, под началом Хворостинина служил в это время казацкий атаман Ермак Тимофеевич.

В сентябре шведский главнокомандующий Понтус Делагарди  взял Нарву, Ивангород, Копорье, Ям. Иван IV решил заключить с поляками перемирие, чтобы отбить у шведов Нарву. Стефан Баторий, войско которого было измотано осадой Пскова, согласился.

3. Окончание и результаты  войны

В январе 1582 г. в деревне  Киверова Гора, возле Яма Запольского, при посредничестве легата (папского посланника) Антонио Поссевино начались переговоры, которые длились больше месяца. Послы долго спорили о  титулах: русские настаивали на том, чтобы именовать Ивана царём, а Поссевино говорил, что без разрешения папы такой титул употреблять нельзя и т. д. В итоге был подписан Ям-Запольский договор о десятилетнем перемирии. Речь Посполитая получала всю Ливонию, вернула России Великие Луки и несколько других городов, но оставила себе Велиж и Полоцк.

В феврале русские  начали наступление на шведов. У  деревни Лямицы возле Яма передовой  отряд Дмитрия Хворостинина столкнулся со шведской армией и одержал победу. Однако возобновившиеся угрозы со стороны Крыма и нажим польских дипломатов заставил Россию отказаться от планов отбить Нарву. Осенью Делагарди осадил Орешек, чтобы перерезать путь к Ладоге, но снял осаду. Тяжёлое положение в Поволжье (набеги Большой Ногайской орды, антирусские восстания черемисов) вынудили Россию пойти на переговоры. В августе 1583 г. у речки Плюсса было заключено Плюсское трёхлетнее перемирие: Швеции отходили Нарва, Ивангород, Ям, Копорье, Корела; Москве оставался маленький участок в устье Невы.

Так закончилась Ливонская война. Её итоги были неутешительны для России: она не смогла закрепиться на Балтике, утратила Приладожье. Страна была разорена, центральные и северо-западные районы обезлюдели. Хотя Ливонский орден был уничтожен, но его территория была разделена между Речью Посполитой, Швецией и Данией.

III. Поход Ермака в  Сибирь

Начиная главу о  покорении Сибири, Н. М. Карамзин сравнивает действия царя Ивана во время Ливонской  войны и дружины Ермака не в  пользу первого: «В то время, когда Иоанн, имея триста тысяч добрых воинов, терял наши западные владения, уступая их двадцати шести тысячам полумёртвых Ляхов и Немцев, – в то самое время малочисленная шайка бродяг, движимых и грубою алчностию к корысти и благородною любовию ко славе, приобрела новое Царство для России, открыла второй новый мир для Европы…».

Конечно, казаки Ермака не были первыми русскими людьми, перешагнувшими Уральские горы. Новгородцы торговали  с сибирскими жителями начиная с XI века. При Иване III было несколько  крупных походов в Сибирь, целью  которых был сбор дани.

После распада Золотой  Орды в Сибири образовалось Сибирское  ханство с центром в Искере (Кашлыке). После завоевания Казани сибирские послы просили царя Ивана IV, чтобы он принял их под своё покровительство. После этого к  титулу царя прибавилось «всея Сибири повелитель». В 1563 г. к власти в ханстве пришёл Кучум, который окружил себя бухарскими воинами и пытался насаждать ислам среди местного населения. Летом 1573 г. лучший военачальник Кучума Маметкул напал на русские поселения на реке Чусовой.

О биографии Ермака Тимофеевича известно мало. Он родился, предположительно, в 30-40 гг. XVI в. Ермак  – это сокращение от имени Ермолай, также у него было прозвище Токмак, намекавшее на большую физическую силу (от токмачить, т. е. бить). Сохранилась  народная песня о том, как Ермак помог Ивану IV взять Казань, хотя Ермак, конечно, не мог участвовать в Казанских походах. Р. Г. Скрынников цитирует первого сибирского историка Семёна Ремезова, который дал такой портрет Ермака: «бе бо вельми мужествен и разумен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою и власами кудряв, возраст (рост) средний и плоск, плечист». Достоверно известно, что во время Ливонской войны Ермак командовал отрядом волжских казаков, участвовал в боях под Могилёвом, Псковом, Новгородом. После января 1582 г. Ермак находится в Поволжье. Там он объединяется с атаманом Иваном Кольцо, который прославился нападениями на ногаев, в обход царского указа, и даже захватил Сарайчик – столицу Ногайской орды. Скоро волжских казаков приглашают на службу Строгановы.

Строгановы, владевшие  землями на Урале, часто подвергались нападениям сибирских войск. В сентябре 1581 г. в их владения вторгся пелымский  князь. Через год, в сентябре 1582 года воевода уральской крепости Чердынь  сообщил царю, что на него напали пелымский князь и сибирский хан, а Строгановы вместо того, чтобы ему помочь, отправили дружину Ермака в Сибирь. Царь потребовал вернуть Ермака, но было уже поздно. Интересно, что долгое время историки, начиная с Н. М. Карамзина, путали эти даты и считали, что Ермак отправился в путь не в 1582 г., а в 1581.

Точно неизвестно, сколько  человек было под началом Ермака. Скорее всего, их было около 600. Флотилию Ермака составляли лёгкие струги, в  которые помещалось по двадцать человек. Каждый из казаков был вооружён саблей и двумя пищалями. Съестные припасы состояли из крупы и сухарей.

Казаки плыли по Чусовой, повернули на Серебряную, потом  волоком перебрались в реку Жаровлю, впадающую в Тагил, а через  Туру попали в Тобол. 26 октября произошла битва на Чувашевом мысу, возле Искера. Ермак разбил войско Кучума и занял Искер. Началась зимовка. Вокруг было достаточно леса для дров и пушных зверей, чтобы использовать их меха для тёплой одежды. Кучум поставил во главе войска Маметкула, которого Ермак разбил в битве у Абалака, 5 декабря. Р. Г. Скрынников утверждает, что «не занятие Кашлыка, а победа под Абалаком окончательно определила успех сибирской экспедиции».

Весной казаки занялись сбором ясака, московскому царю присягнули хантыйский князь Бояр и мансийские князья Шибердей и Суклем. Двадцать пять человек во главе с Черкасом Александровым повезли ясак в Москву. В конце 1583 г. царь принял казаков и простил всем прежние преступления. Он приказал отправить большой отряд на помощь Ермаку, но болезнь и смерть царя задержали поход. Уже после смерти Ивана, в 1584 г. в Искер прибыл воевода Волховский со стрельцами. В это время у казаков начинался голод: собственные запасы уже кончились, а маленькое поле под Искером давало немного зерна. Волховский тоже не взял с собой запасов провизии. Стрельцы поголовно погибли от голода. Хотя Волховский приказал Ермаку вернуться, но он вскоре умер, и Ермак остался.

Осенью 1584 г. погиб  Иван Кольцо, которого заманил в  ловушку Карача, бывший визирь Кучума. Весной 1585 г. Карача осадил отряд Ермака в Искере, только в июне Матвей Мещеряк перебил татар и прекратил осаду. Ермак получил сообщение об идущем в Искер бухарском торговом караване и поспешил к устью Вагая, где погиб в стычке с Кучумом. Это случилось в августе 1585 г. Оставшиеся в живых казаки вернулись на Русь. Они не знали, что на подмогу им движется отряд Ивана Мансурова. Мансуров дошёл до Искера, но увидел там не казаков, а татар. Сначала он хотел догнать казаков, но потом решил зимовать.

Многие сподвижники  Ермака позже вернулись в Сибирь. Например, Черкас Александров и Матвей Мещеряк прибыли в Сибирь с отрядом Василия Сукина, который в 1586 г. основал Тюменский острог, первый русский город в Сибири. Черкас Александров прослужил в Сибири более пятидесяти лет, он упоминается в документах 1638 г.

Сибирь стала материальной базой России на много лет. Н. И. Костомаров пишет: «Сибирь сразу открыла  для русского государства неизмеримое  богатство пушных зверей. Лучшие меха доставлялись царю и раздавались  в огромном размере в качестве подарков, жалованья, по воле государя, заменяя денежные выдачи. Образовалась в Москве богатая, так называемая сибирская казна… С Петра Великого Сибирь начала доставлять России металлические богатства, составляющие до сих пор важнейшее достоинство края, которого обладанием Россия обязана Ермаку».

Список  литературы

1. Карамзин Н. М.  История государства Российского.  В четырех книгах. Книга 3. Ростов, 1997.

2. Ключевский В.  О. Сочинения в девяти томах.  Том 2. Курс русской истории.  М., 1988.

3. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2003.

4. Скрынников Р.  Г. Ермак. М., 1992.

5. Скрынников Р.  Г. Иван Грозный. М., 2003.

6. Соловьев С. М.  История России с древнейших  времен. Книга III. 1463 – 1584. М., 2001.

Информация о работе Внешняя политика Ивана IV