Особенности бизнес - плана инновационного проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Переход на рыночные формы хозяйствования в России потребовал пересмотра не только форм и методов основных сфер производственной, хозяйственной и финансовой деятельности, но и изменения отношения к созданию и использованию в практике новшеств (новаций).

Под новшеством в данном случае следует понимать новый метод, новый порядок, изобретение, новое явление, которые могут быть использованы для совершенствования производства и реализации продукции и услуг, улучшения качества управления в целом, максимизацию прибыли и рыночной стоимости фирмы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3

1. Жизненный цикл инновационного проекта. Место бизнес-плана в жизненном цикле……………………………………4

2. Требования к бизнес-плану инновационного венчура…...6

3. Алгоритм составления бизнес-плана……………………….…8

4. Особенности содержания бизнес-плана инновационного проекта………………………………………………………………………10

Заключение…………………………………………………………………29

Список использованной литературы……………………………31

Содержимое работы - 1 файл

Особенности бизнес - плана инновационного проекта.rtf

— 503.78 Кб (Скачать файл)

   В-третьих, при анализе ожидаемых денежных потоков Gt надлежит правильно учитывать перспективы накопления с течением времени опыта совершения операций с целевым продуктом инвестиционного проекта и освоения соответствующих новых технологий. Эти перспективы скажутся на динамике относительного уменьшения (в расчете на единицу выпуска) включаемых в рассматриваемую формулу показателей Qht.

   Речь идет о том, чтобы реально оценить постепенное снижение как трудовых, так и материальных затрат в составе будущих (по периодам t) переменных и постоянных (соответственно, зависящих и не зависящих от объема выпуска) издержек предприятия по целевому продукту проекта. Что касается более детального изучения возможностей применения формулы и расчета чистой настоящей ценности инвестиционных проектов в целом, то было бы целесообразно познакомиться с методическими рекомендациями по определению эффективности капиталовложений, которые в нашей стране были разработаны и утверждены еще в 1988 г. (уже применительно к переходу к рыночной экономике). Эти методические рекомендации были положены в основу более поздних, действующих и в настоящее время официальных Методических рекомендаций по оценке инвестиционных проектов (вторая версия), утвержденных 21 июня 1999 г. Министерствами экономики и финансов РФ, а также Государственным комитетом РФ по строительству и архитектуре.

   В целях более «солидного» представления технико-экономических обоснований и бизнес-планов целесообразно при любом удобном случае цитировать названные методические рекомендации или ссылаться на них как на источник информации, если эти материалы предназначены для привлечения отечественных (особенно государственных) инвесторов и (или) гарантов.

   Итак, эффективность капиталовложений, традиционно понимаемая как отношение экономического эффекта к вызвавшим его единовременным затратам, если ее выражать с помощью чистой настоящей ценности инвестиционного проекта

(Е = NРV / Iо), представляет собой не что иное, как доходность современных затрат, добавочную по сравнению с доходностью ссуды средств по рыночной ставке ссудного процента.

   В качестве упрощенного (без учета фактора времени) метода оценки эффективности инвестиционного проекта иногда можно использовать и прямое соотнесение среднего за период (чаще всего -- за год) денежного потока Gt_ по проекту к величине начальной (стартовой) инвестиции , т.е. (Е = Gt_ / Iо). Однако такой метод слишком груб, чтобы использовать его для принятия ответственных инвестиционных решений, когда экономическая среда динамично изменяется, а самим инвесторам небезразличны потери вследствие выведения инвестиционных средств из оборота. Точно так же в конечном счете несостоятельны и любые другие показатели, не основывающиеся на подобном соотнесении.

    Вопросом, который при оценке эффективности и чистой настоящей ценности инвестиции обычно вызывает затруднения, является учет инфляции. Существует даже ошибочное мнение, что в условиях высокой инфляции (точнее -- высоких или хотя бы неопределенных инфляционных ожиданий) оценка эффективности инвестиций вообще теряет смысл. В стандартном случае как стартовые капиталовложения, так и поток будущих прибылей должны исчисляться по тем ценам необходимых ресурсов и возможных продаж (осваиваемого или выпускаемого продукта, имущества и пр.), которые действуют на момент оценки инвестиционного проекта. Если данное требование последовательно соблюдается, то влияние будущей инфляции устраняется. Ведь чистая настоящая ценность инвестиции называется настоящей и по той причине, что должна рассчитываться в текущих ценах. Конечно, при этом, как уже указывалось, ставка дисконта i не должна содержать инфляционной составляющей.

   Возможны, однако, два нестандартных случая, когда фактор инфляции следует отражать специально.

       Случай первый: прогнозируется, что цены на ресурсы, необходимые для выпуска предназначенного к продажам продукта, будут расти быстрее, чем рыночная цена этого продукта (или та цена, по которой реально будет продаваться планируемое его количество). Второй случай связан с тем, что будущие прибыли заранее планируется направить на покупку определенного товара, рост цены на который, как ожидается, будет выше общего инфляционного фона.

   Обе ситуации достаточно легко моделируются тем, что в рассчитываемую в ценах базового периода формулу чистой настоящей ценности соответствующего инвестиционного проекта вводится поправочная величина (1+dt), на которую дисконтирующий делитель формулы после возведения его в степень t просто индексируется. Базовая формула NРV тогда, примет вид:

                                   T

                      NРV= -Iо + E  Пt / (1+ i)(1+ dt)^t

                                 t=1 

где dt -- разность между ожидаемыми для периода t темпами роста цен на необходимые ресурсы и выпускаемый продукт или/и разница по состоянию на период t в прогнозируемом индексе роста цены на товар, который будет приобретаться на прибыли от инвестиции, по сравнению с ожидаемым темпом общей инфляции.

   Наиболее точный ответ получается, когда будущие прибыли (убытки) все же пытаются прогнозировать в ценах будущих периодов (с учетом разной инфляции по продукту и покупным ресурсам), применяя для их дисконтирования ставку дисконта i, также включающую в себя среднюю за все время Т инфляцию в экономике в целом.

   Эффективность инвестиционных проектов для удобства сравнения ее с действительной рыночной ставкой ссудного процента часто выражают специфическим относительным показателем так называемой внутренней нормы доходности (internal rate of return, IRR) по инвестиционному проекту.

   Идея состоит в том, чтобы выяснить, каким условиям ссуды той же величины капитальных затрат эквивалентен по своей эффективности (т.е. по ожидаемому потоку прибылей) данный инвестиционный проект. Иначе говоря, надо ответить на вопрос: при какой ставке ссудного процента было бы равно предпочтительно (равновыгодно) вместо инвестирования в этот проект просто открыть на тот же срок депозит в надежном банке на сумму , необходимую для вложения в оцениваемый проект.

   Эту гипотетическую ставку ссудного процента и именуют внутренней нормой доходности по конкретной инвестиции. Разница между нею и фактически действующей в момент оценки рыночной ставкой ссудного процента тогда указывает на сравнительную эффективность данного инвестиционного проекта в сопоставлении со средней эффективностью простых капиталовложений на рынке кредитов.

   Технически внутренняя норма доходности IRR высчитывается из приравнивания к нулю формулы для определения чистой настоящей ценности анализируемого инвестиционного проекта и решения полученного уравнения относительно той дисконтной ставки IIR, при которой чистая, настоящая ценность проекта обратится в нуль (что и будет означать равнопредпочтительность данного проекта с простым ссуживанием инвестируемого капитала по таким образом вычисленной ставке процента):

                T

   NPV= - Io + E Пt / (1+ IRR)^t  = 0

                     t=1

     Для решения подобных уравнений используются специальные номографические таблицы либо особый род калькуляторов («бизнес-калькуляторы»), в которых запрограммированы основные финансовые функции.

   Менеджеры весьма расположены именно к описанной упрощенной процедуре оценки эффективности инвестиционных проектов как к предельно наглядной.

   Не следует, однако, преувеличивать удобства такой наглядности, так как у представленного метода есть множество скрытых недостатков. К примеру, решение степенных уравнений (таких, как данная формула) дает несколько корней, т.е. неоднозначно и для разных интервалов NРV надо выбирать наиболее адекватное из нескольких получаемых решений. Менеджер может с этим не справиться либо такой необходимостью просто пренебрежет, если положится на упрощенные программы решения финансовых функций, заложенные в «бизнес-калькуляторах».

    Развитием показателя внутренней нормы доходности является показатель «индекс доходности», указывающий, на сколько доходность рассматриваемого проекта больше или меньше доходности простой финансовой альтернативы вложения тех же средств. Индекс доходности W рассчитывается как:

                        W = (IRR - RFIR) / RFIR 

где RFIR -- безрисковая ставка доходности в экономике -- номинальная, с учетом инфляции, или реальная, без ее учета -- в зависимости от того, соответственно в ценах будущих или в ценах базового периода прогнозировались ожидаемые по проекту прибыли и убытки (Gt), взятая обычно на уровне доходности государственных облигаций или страхуемых банковских депозитов.

   Иногда эффективность инвестиционных проектов измеряют также показателем срока окупаемости капиталовложений (в сравнении с какими-либо нормативами окупаемости, принятыми на фирме или соответствующими потребительским предпочтениям и планам индивидуальных инвесторов). Применяются и более специальные методы, предполагающие анализ так называемого аннуитета, а также соответствия полного финансового плана инвестиционного проекта неким более детализированным финансовым целям инвестора (который, например, желает максимизировать доходы от инвестиции, приходящиеся на какой-то конкретный календарный год, а не в целом за весь срок полезной жизни инвестиционного проекта). Поскольку эти методы используются на практике относительно редко, в данной работе они не обсуждаются.

   Возвращаясь к комментариям по поводу основных логических вопросов бизнес-плана, теперь обратимся к характеристике намечаемого рынка сбыта (второй вопрос из перечня вопросов к бизнес-плану). Эта характеристика играет ключевую роль в бизнес-плане как инструменте убеждения инвесторов. Именно она создает первооснову для доверия инвестора к инвестиционному проекту. Все остальное рассматривается позднее и может быть как-то доработано, если обладающего деловой интуицией опытного инвестора с самого начала привлекут повышенные и достоверные емкость и перспективность рынка. Поэтому раздел с анализом рынка сбыта выступает главным и единственным подробно разрабатываемым разделом в специальном предварительном более компактном документе, который следует представлять потенциальным венчурным инвесторам на ранней стадии привлечения заинтересованных лиц. Этот документ в русскоязычной терминологии называется сейчас технико-экономическим обоснованием (ТЭО) инвестиционного проекта; в международной коммерческой терминологии его именуют обычно feasibility study.

      Основу анализа рынка сбыта составляют два момента:

1) выбор целевого территориального или отраслевого рынка сбыта и, возможно, его более конкретного сегмента;

2) выявление, с учетом перспективы, основных характеристик емкости и ценовой эластичности спроса (границы изменения вероятного объема продаж в зависимости от изменения цены продукта). Чем выше эластичность спроса, тем лучше, так как она дает предприятию больше возможностей для максимизации продаж путем незначительного уменьшения цены реализации, а также позволяет с меньшими потерями в прибыли выдерживать ценовую конкуренцию при сбыте.

   Оба момента взаимосвязаны. Реализация первого из них предполагает, что выбирать следует тот рынок и его сегмент, который обладает потенциалом наибольшей емкости (максимально возможного объема продаж) и роста платежеспособного спроса.

   Соответствующие выводы следует обосновывать хотя бы качественным (не количественным) анализом.

   Кроме того, для более легкого вхождения на выбираемый рынок желательно, чтобы на рынке и в пределах соответствующего его сегмента была показана «ниша», свободная для планируемого проекта.

   В отличие от несколько интуитивного подхода к выбору целевого рынка сбыта главные характеристики емкости и эластичности спроса на будущий продукт должны быть определены максимально основательно, на базе количественного и документированного (и часто весьма дорогостоящего) специального маркетингового исследования. Это исследование может проводиться разными методами: прямым анкетированием; интервьюированием; с построением карт предпочтений потребителей с разными доходами, накоплениями и кредитоспособностью, на основе чего при максимизации уровня достигаемой для потребителей полезности отдельно по их различным группам будут аналитически выводиться кривые спроса на продукт предприятия, если он является новым для целевого рынка, и др.

   Мы здесь не ставим задачу описания соответствующих методов, однако заметим, что, с точки зрения достоверности и убедительности результатов проведенных маркетинговых исследований, привлекаемому венчурному инвестору особенно важно показать:

      во-первых, обоснованность (со ссылками на какие-либо авторитетные для конкретного инвестора нормативные источники) применявшейся методики;

Информация о работе Особенности бизнес - плана инновационного проекта