Наследование в международном частном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

С принятием части третьей Гражданского кодекса Россия попала в категорию тех государств, которые используют несколько критериев подчинения отношений по наследованию своему законодательству. Одним из таких критериев является "закон места жительства наследодателя".

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Регулирование наследственных отношений международного характера в Российской Федерации…………………………………………… 5
1.1. Наследование иностранными лицами……………………………… 5
1.2. Формы завещательного распоряжения………………………………7
1.3. Выбор права наследования………………………………………… 9
Глава 2. Наследственный договор как основание наследования в законодательстве стран дальнего и ближнего зарубежья……………………..13
2.1. Виды наследственных договоров……………………………………..13
2.2. Отмена наследственного договора……………………………………14
2.3. Особенности наследственного договора……………………………..17
2.4. Обязательная доля при наследовании имущества…………………...19
Глава 3. Наследование отдельных видов имущества в государствах – участниках СНГ и стран Балтии………………………………………………..23
3.1. Преимущественное право наследования……………………………..23
3.2. Наследственное право на примере некоторых стран………………..25
Заключение………………………………………………………………...35
Список использованной литературы………………………………...38

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая МЧП.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

Вторым объектом преимущественного права выступает хозяйство как объект гражданского права (оборота). Так, если в наследственную массу входит хозяйство, а не просто земля сельскохозяйственного назначения, то из числа сонаследников, которые получают свои доли в натуре, преимуществом в получении части хозяйства, в которую входит занимаемое домом место, обладает тот, кто в течение более длительного времени работал в хозяйстве (дети после окончания обязательной школы) или в большей мере поддерживал хозяйство своими денежными средствами, причем время пребывания на обязательной военной службе и участия в военных действиях приравнивается ко времени, проработанному в хозяйстве до военной службы. Если таких лиц больше, то в одинаковых условиях предпочтение отдается родственникам, среди них - мужчинам и среди наследников одного пола - старшему по возрасту, т.е. первоначально преимущественным правом наделяются все родственники, а уже в числе их преимущество получают мужчины, в них же - старшие по возрасту.

При осуществлении преимущественного права действуют правила о главной вещи и принадлежности, поэтому наследники, которые получают свои доли в натуре, обладают преимуществом в удержании за собой в натуре также инвентаря, рассчитавшись с сонаследниками по обычной стоимости инвентаря.

Третьим объектом преимущественных прав латвийский наследственный закон называет предприятие, причем подобно российскому правопорядку преимуществом пользуется тот наследник, который желает и способен управлять таким предприятием, или тот, которому предпочтение отдается всеми наследниками, не получающими своих долей в натуре. Как видно, ничего о специальном статусе данного лица не сказано, речь ведется только о наличии профессиональных навыков и желании осуществлять деятельность, отвечающую назначению наследуемого предприятия.

Наследственный закон предусмотрел выход и из той возможной ситуации, когда все-таки наследников, обладающих преимущественным правом, больше, чем количество частей, на которое может быть разделено наследство в натуре. Если в этом случае подобные наследники не достигнут соглашения, то лицо, которому будет предоставлена доля в натуре или выделено занимаемое домом место, установит суд по своему усмотрению.[20]

Достаточно подробно урегулирован вопрос и о взаимных расчетах между наследниками при осуществлении некоторыми из них преимущественных прав на отдельные виды наследуемого имущества. Доли, получаемые в натуре, подлежат оценке, при этом необходимые хозяйственные постройки должны оцениваться не отдельно, а вместе с землей. Расчеты с сонаследниками производятся из двух третей стоимости, определенной в таком порядке. Такое снижение стоимости не относится к земле и строениям существующего торгового или промышленного предприятия, а также к строениям, не связанным с прямыми потребностями сельского хозяйства; также такое снижение стоимости не учитывается при взаимных расчетах сонаследников по долгам наследодателя. Сонаследники, получившие свои доли в натуре, производят остальным выплаты соразмерно их долям и стоимости, определенной на основании предыдущей статьи. Если наследник, получивший свою долю в натуре, для выплат должен обеспечить наличными более 50% стоимости получаемого имущества и у него отсутствует возможность получить недостающие для выплаты средства из учреждения долгосрочного кредитования или если им получена земля без строений, суд может дать разрешение производить выплаты по частям; в зависимости от размера суммы выплаты, доходов, получаемых от хозяйства, и обстоятельств получателя выплаты суд может установить для выплаты срок продолжительностью до десяти лет. Такая льгота не может быть предоставлена, если лицо, производящее выплату, не в состоянии дать достаточного обеспечения получателю выплаты.

Латвийский наследственный закон устанавливает особое право, схожее с тем, что предоставлено автору изобразительного произведения. Так, если наследник, получивший свою долю в натуре, произведет отчуждение своего хозяйства или его части до истечения 10-летнего срока, то сонаследники могут потребовать, чтобы им была сделана доплата разницы между оценкой, в соответствии с которой произведены выплаты, и рыночной стоимостью во время раздела.

Интересен и тот факт, что наследники, не получившие свою долю в наследстве в натуре, приобретают преимущественное право перед другими лицами на покупку или выкуп подобного имущества в случае отчуждения его наследниками, получившими свою долю в натуре, в течение 10 лет. Если о своем желании воспользоваться правом преимущественной покупки или правом выкупа заявляют несколько сонаследников, то они все приобретают упомянутое хозяйство в качестве общей собственности в равных долях. Следует только еще раз отметить, что вышеописанное преимущественное право не является наследственным, то есть правом на получение наследства в натуре, а предоставляет преимущество на покупку или выкуп.

Наследственное законодательство двух других прибалтийских государств (бывших "прибалтийских сестер" СССР) в большей степени отвечает современным реалиям, однако справедливости ради следует заметить, наследственное законодательство Эстонии в большей степени тяготеет к германскому, а гражданское законодательство Литвы можно назвать удачной компиляцией достижений советского законодательной техники и опыта германской цивилистики.

В Гражданском кодексе Литовской Республики установлено общее правило, что наследники имеют право разделить унаследованное имущество по их взаимному соглашению прежде, чем права наследников вещей будут зарегистрированы в установленном порядке. Разделение недвижных вещей должно быть оформлено нотариально удостоверенным договором, после чего он должен быть зарегистрирован. Если же наследники не могут прийти к соглашению относительно раздела наследства, оно может быть разделено по судебному решению после действия, принесенного каждым из них. Все наследство или отдельные вещи, входящие в него, по взаимному соглашению наследников могут быть проданы на аукционе, а вырученная сумма разделена между наследниками. Аукцион может быть проведен среди наследников относительно отдельных вещей, когда вещь передается тому наследнику, который предложил самую высокую цену. Раздел наследства может быть решен обычным жребием.

При разделе делимые вещи должны быть разделены, неделимые вещи должны быть переданы одному из наследников, имеющему в них большую потребность, в то время как другие наследники получают право на компенсацию стоимости вещи другими вещами или в деньгах. При наследовании фермы в случаях, когда разделение может разрушить ее, преимущественное право на получение фермы и инвентаря предоставляется тому наследнику-преемнику, который работал больше всего в наследуемой ферме и склонен и готов вести сельское хозяйство. В случае спора суд может определить компенсацию другим наследникам, которая должна быть выплачена в течение 10 лет. В отличие от подобной нормы в Гражданском законе Латвии в Литве суд в целях обеспечения исполнения обязательств по выплате компенсации устанавливает залог (ипотеку) на недвижимость такого наследника. В случае если наследник, который унаследовал ферму по преимущественному праву, продает ее прежде истечения 10-летнего периода со дня наследования, преимущественное право купить ферму предоставляется другим наследникам, если компенсация не была им выплачена полностью. После продажи фермы другие наследники получают право потребовать непосредственную оплату остающейся части компенсации. Правила о наследовании предприятия тождественны латвийскому наследственному закону.[21]

Эстония отказалась от кодификации гражданского права, выбрав путь разработки общего закона о регулировании гражданских правоотношений (Закон Эстонской Республики "Об Общей части Гражданского кодекса", принятый 28 июня 1994 г. и принятия специальных законов, посвященных отдельным подотраслям и институтам гражданского права. Закон "Об Общей части Гражданского кодекса" не содержит общих правил о преимущественных правах, отчасти поэтому Закон "О наследственном праве" от 15 мая 1996 г. также не предоставляет преимущественных прав наследникам при разделе наследственного имущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Наследственное право многих стран складывалось на протяжении длительного времени под влиянием многих внутренних и внешних факторов исторического развития. Наиболее существенными из них следует признать экономическую организацию общества, основанную на определенных отношениях собственности и гражданского оборота, семейную и социальную организацию общества с присущими ей типами социального расслоения общества, формами семьи, видами семейных связей и отношений, духовную и правовую культуру, силу традиций, социальное и нравственное самосознание общества, степень гражданственности общества и др. Взаимодействие и взаимообусловленность этих и иных факторов исторического значения, в свою очередь отличавшихся изменчивостью, оказали сильное влияние на преобразование наследственного права в международных отношениях, направив их развитие сложным путем, приобретавшим местами открытый политический смысл.

Современные тенденции наследственного права в международном формате также обусловлены историческими обстоятельствами, изменяющими политические, экономические, социальные и духовные устои различных уровней общества. В этом смысле они составляют необходимую часть обновления всей правовой системы международного права, призванной соответствовать задачам и перспективам коренного реформирования экономики, государства и общества.

Внешнее сходство основных моделей институтов наследственного права, действовавших на предшествующем этапе мировой истории - раннебуржуазном - и действующих на современном этапе, является очевидным: наследованием признается определение правовой судьбы имущества в связи со смертью его обладателя; правовой порядок наследования условно дифференцирован на два вида (основания) - наследование по завещанию и наследование по закону; свобода завещаний ограничивается, а наследование по закону полагается в пользу социально слабых наследников; экономическая, правовая и личная свобода каждого гражданина, призванного к наследованию, обеспечивается предоставлением ему свободы приобретения наследства и др. Экономический аспект данной идеологии основан на реализации задачи формирования и утверждения в мировом сообществе начал частной собственности как основы экономической системы с присущим ей гражданским оборотом.

Любая смена одного общественно-экономического устройства другим сопровождается обновлением системы собственности и других основных имущественных отношений через изменение правовой системы, обслуживавшей прежние отношения. Так, утверждение общенародной социалистической собственности в советский период истории в противовес частной собственности означало в своей сущности такое же присвоение условий и результатов производства и труда, какое свойственно и проистекает из собственности; но это было присвоение, совершавшееся не множеством обособленных мелких, средних и ограниченным числом крупных собственников, но единым централизованно монолитным субъектом в лице государственного бюрократического механизма, наделенного властью. Этот подход по своей сущности не мог иметь частноправового характера. Конечно, никто не станет отрицать, что в социалистическом строе каждому будет гарантирована "своя" рубашка и т.д., но слишком поспешно делать отсюда вывод, будто это и есть частная собственность.

Массовая личная (потребительская) собственность не могла служить предпосылкой для преобразования ее в частную собственность, так как экономически лишена возможности изменить свое назначение, направления и масштабы использования, чтобы стать основой частной организации работ. Преобразование же государственной собственности путем приватизации привело к неоправданной и необоснованной концентрации частной собственности и возникновению крупных частных монополий в ведущих, базовых отраслях экономики, что создало препятствия на пути формирования системы жизнеспособной частной собственности как условия самостоятельной экономической деятельности частного субъекта, способного соединить присвоение как процесс производства с присвоением его результатов как условием продолжения производства и оборота частной собственности.

Экономический аспект реформирования наследственного права заключен в утверждении частноправовых начал наследования, обусловленных отношениями частной собственности и частного имущественного оборота и определяющими их принципами основных прав и свобод человека. Это подтверждается, в частности: неограниченным кругом объектов наследственного правопреемства, способных к участию в обороте и смене их правообладателей; признанием приоритета наследования по завещанию перед наследованием по закону; расширением свободы завещания и возможностей его реального исполнения; более высокой определенностью системы принятия наследства и отказа от него; обеспечением права на наследство посредством применения института доверительного управления наследством в течение сроков принятия наследства; специальными правилами, касающимися наследования имущественных корпоративных прав, предприятий, земельных участков, доли в имуществе крестьянского фермерского хозяйства и других особых видов имущества; расширением диспозитивных начал, обеспечивающих свободу наследников принимать односторонние и согласованные между ними решения по вопросам, связанным с наследством, существенным расширением круга наследников по закону путем включения в их число лиц, связанных с наследодателем родством вплоть до пятой степени по прямой и боковой линиям, однако при соблюдении правил об очередности призвания к наследованию или наследовании по праву представления и др. Таким образом, поскольку само по себе посмертное правопреемство лишено коммерческой сущности, аналогичной обороту товаров, работ, услуг, экономический аспект наследственного правопорядка проявляется в том, что наследование поддерживает частные устремления к материальной самостоятельности и состоятельности и обеспечивает преемственность и стабильность отношений частной собственности и всей системы вытекающих из них имущественных отношений частноправового характера.

Социально-нравственный аспект реформирования наследственного права затрагивает важнейшую связь наследования с интересами семьи и лиц, получивших материальное покровительство наследодателя. Этот аспект не противоречит доктринам частного права и частноправового наследования. Вопросы выбора преемника к имуществу умершего находят решение либо на основе свободы воли правообладателя, согласно которой определяется круг наследников по завещанию, либо на основе признанных обществом принципов социальной справедливости, определяющих круг наследников по закону. Первое в полной мере соответствует законным возможностям частного субъекта-правообладателя осуществлять права и распоряжаться ими по своему усмотрению, второе также соответствует частноправовому режиму наследования имущества, уравновешенному публичным (законодательным) признанием его частной социализации.

Отмеченные реалии убеждают в том, что нельзя оставить без материальной поддержки за счет наследства нетрудоспособных лиц, не имеющих легитимных оснований родства или брака с наследодателем, но получавших от него постоянное и основное материальное содержание и оказавшихся без средств для жизни. Признание наследственных прав таких лиц отвечает нравственным требованиям и началам справедливого распределения наследства и устраняет неравенство трудоспособных иждивенцев в отношениях наследования. Обеспечительная функция наследования не должна дифференцироваться в зависимости от факта их родства либо совместного или раздельного проживания с наследодателем. Положение нетрудоспособных иждивенцев наследодателя в случае открытия наследства одинаково, оно не зависит от места проживания и наличия или отсутствия родства с ним. Они лишаются иждивения, которое получали при жизни наследодателя. Без определяющего признака иждивенчества ни факт родства, ни факт совместного проживания сами по себе не дают права ни на обязательную долю в наследстве, ни на "скользящую" очередь наследования по закону. Существо отношений иждивения требует предоставления нетрудоспособным иждивенцам наследодателя равных условий наследования: продолжительность оказанного содержания составляла не менее года до смерти наследодателя.

В курсовой работе раскрыто понятие института наследования в международном формате, приведены в пример законодательство некоторых стран, особенности наследственных отношений. Совершенствование наследственного законодательства в настоящее время неуклонно развивается и имеет смысл проводить активную работу по регулированию и стимулированию юридической деятельности в данной отрасли права.

 


Список использованной литературы

Информация о работе Наследование в международном частном праве