Проблемы коллизий трансграничных споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:29, реферат

Краткое описание

Мировое сообщество уделяет достаточно большое внимание унификации правил о выборе применимого права при заключении и осуществлении договоров международной купли-продажи. Основная деятельность в этом направлении сосредоточена сегодня в рамках Гаагской конференции по международному частному праву.1
Цель настоящей работы – изучить проблемы коллизий трансграничных споров, рассмотреть основные источники, пути их разрешения.

Содержание работы

Введение 3
Понятие и виды трансграничных споров.
Основные способы их разрешения. 4
Международный коммерческий арбитраж:
правовая природа, понятие, виды.. 11
Список использованных источников 18

Содержимое работы - 1 файл

МЧП.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

2) Немецкая  система была установлена Германским  уложением гражданского судопроизводства 1877 г. и оказала существенное  воздействие на право стран континентальной Европы, а также некоторых других государств (например, Японии и стран Латинской Америки).

В данном случае на определение подсудности  споров с иностранным участием распространяются правила внутренней территориальной подсудности, и прежде всего подсудности по месту жительства ответчика (в исключительных случаях — истца). Когда ответчиков несколько и они постоянно проживают в различных государствах, право выбора суда по месту жительства одного из них принадлежит истцу. В тех случаях, когда это прямо допускается положениями соответствующих актов национального законодательства, исковые заявления можно подавать не по месту жительства, а по месту пребывания ответчика или истца. В соответствии с немецкой системой международной подсудности домицилий юридического лица определяется, как правило, по месту нахождения его админи­стративного центра (правления).

3) Англосаксонская  система применяется в большинстве  стран общего права (Великобритания, США и др.). В соответствии с  этой системой международная подсудность определяется по признаку "присутствия" ответчика в стране суда, который толкуется очень широко.

Так, юрисдикция английского суда над иностранными физическими лицами может быть установлена  в том случае, если они находятся на территории Великобритании. Личное присутствие иностранцев на британской территории должно быть добровольным, а не вызванным обманом, шантажом или другими злонамеренными действиями. Вторым слагаемым правомерного установления юрисдикции английского суда над физическими лицами — гражданами других государств является надлежащее вручение судебной повестки или иного документа о возбуждении производства по делу. Такое вручение признается надлежащим, если документ персонально вручен ответчику истцом, его представителем или послан по почте с соблюдением ряда необходимых процедур.

Что касается юрисдикции английского суда над  иностранными юридическими лицами, то она может быть установлена, во-первых, когда они зарегистрированы (инкорпорированы) в Великобритании или, во-вторых, когда они ведут свой бизнес на ее территории. Вместе с тем в ряде случаев юрисдикция английских судебных органов над иностранными физическими и юридическими лицами может быть установлена даже тогда, когда они не находятся на территории Великобритании и не имеют здесь центра деловой активности.

В нашей  стране в соответствии с ч. 3 ст. 25 ГПК РСФСР 1964 г. суды рассматривают  дела, в которых участвуют иностранные  граждане, лица без гражданства, иностранные  предприятия и организации. При  этом вопросы о под­ведомственности российским судам споров с иностранным участием решаются согласно ст. 434 Гражданского процессуального кодекса по аналогии закона на основе правил о внутренней подсудности, предусмотренных ГПК.

Основным  среди них является правило о  предъявлении иска по месту жительства ответчика, а также по месту нахождения органа или имущества юридического лица (ст. 117 ГПК). В то же время ст. 118 Кодекса устанавливает, наряду с другими основаниями определения подсудности по выбору истца, что иск к ответчику, не имеющему места жительства в Российской Федерации, может быть предъявлен по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту его жительства в России.

В свою очередь, ст. 119 ГПК определяет, что  исключительно российским судам  подсудны, среди прочего, дела по искам о праве на строение, об освобождении имущества от ареста, об установлении порядка пользования зе­мельным участком, если имущество или земельный участок находятся в РФ.

Пункт 6 ст. 22 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации 1995 г. устанавливает, что арбитражный суд рассматривает подведомственные ему дела с участием иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Действие  решения, вынесенного судебным органом  конкретного государства, ограничено пределами территории данной страны. Поэтому допустимость признания  и исполнения такого решения за границей будет определяться национальным законодательством соответствующего иностранного государства и международными договорами, в которых оно участвует. При этом следует иметь в виду, что большинство стран выдвигают в качестве одного из существенных условий для исполнения иностранного судебного решения на своей территории требование соблюдения принципа взаимности.

Можно выделить три основных способа приведения в исполнение иностранных судебных решений, предусмотренных законодательством современных государств. Первый из них включает только проверку правильности решения с формальной точки зрения и установление его непротиворечия публичному порядку (Италия). Второй предусматривает необходимость выдачи экзекватуры. В этом случае суд после рассмотрения соответствующего ходатайства должен принять специальное постановление о санкционировании исполнения решения (большинство стран континентальной Европы, некоторые страны Африки и др.). Для третьего способа характерна регистрация иностранного судебного решения в специальном реестре и выдача на ее основе исполнительного документа (Великобритания). Такая регистрация возможна только при наличии ряда условий, определяемых национальным законодательством государства исполнения решения.

В Российской Федерации порядок исполнения решений  иностранных судов и арбитражей определяется соответствующими международными договорами. Эти решения могут быть предъявлены к принудительному исполнению в России в течение трех лет с момента их вступления в законную силу (ст. 437 ГПК РСФСР).

Решения иностранных судов, которые не подлежат принудительному исполнению, признаются в России без какого-либо дальнейшего производства, если со стороны заинтересованного лица в течение месяца не поступят возражения против признания этого решения.

Особое  место в регулировании ВТП  занимают акты ИКАО, принимаемые в порядке, типичном для международных межгосударственных организаций, в виде резолюций. Однако в доктрине сложилась позиция об их особом значении для ВТП из-за важности регулируемых ими вопросов и быстроты их исполнения.

Доктринальное определение воздушной трансграничной коммерческой перевозки включает следующие признаки: особенность среды осуществления перевозки; ее трансграничность; невластный характер  субъектов ВТП; коммерческий характер ВТП; особенности правового  регулирования путем снятия коллизионного вопроса.

И Варшавская система, и Монреальская конвенция  практически одинаково определяют понятие "международная воздушная  перевозка". Под международной  воздушной перевозкой понимается любая  перевозка, при которой, согласно определению сторон, место отправления и место назначения, вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены на территории двух государств-участников либо на территории одного и того же государства, если остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это государство не является участником Конвенции. Перевозка без такой остановки между двумя пунктами, находящимися на территории одного и того же государства, не рассматривается как международная (п. 2 ст. 1 Варшавской системы, п. 2 ст. 1 Монреальской конвенции). Перевозка, которая подлежит осуществлению посредством нескольких последовательных перевозчиков, считается образующей единую перевозку, если она рассматривалась сторонами как одна операция, вне зависимости от того, была она заключена в виде одного договора или ряда договоров. Она не утрачивает своего международного характера в силу того, что один или несколько договоров должны быть выполнены полностью на территории одного и того же государства (п. 3 ст. 1 Варшавской системы, п. 3 ст. 1 Монреальской конвенции). И Варшавская система (п. 1 ст. 2), и Монреальская конвенция (п. 1 ст. 2) применяются к перевозкам, совершенным государством или другими юридическими лицами публичного права.

Согласно  п. 3 ст. 18 Варшавской системы и п. 4 ст. 18 Монреальской конвенции период времени воздушной перевозки не включает в себя никакой наземной, морской перевозки или перевозки внутренним водным путем, осуществленной вне аэропорта. Однако, если подобная перевозка осуществляется во исполнение договора воздушной перевозки, до доказательства противного любой вред считается следствием события, которое имело место во время воздушной перевозки.

Монреальская  конвенция (п. 2 ст. 2) предусматривает, что  при перевозке почтовых отправлений перевозчик несет ответственность только перед соответствующей почтовой администрацией в соответствии с правилами, применяемыми к отношениям между перевозчиками и почтовыми администрациями. Во всем остальном положения Монреальской конвенции не применяются к перевозке почтовых отправлений (п. 3 ст. 2 Монреальской конвенции). Такую же позицию занимает и Варшавская система (п. 2 ст. 2).

Монреальская  конвенция (п. 4 ст. 2) устанавливает, что  ее положения применяются также  к так называемым фактическим  перевозчикам, т.е. лицам, осуществляющим воздушную перевозку по договору чартера. Такую же позицию занимает и Варшавская система в силу Гвадалахарской конвенции5.

           В целях более полного понимания  трансграничной воздушной перевозки  как института международного частного права определение следовало бы как минимум дополнить указанием на объект перевозки (так, Конвенция 1929 г., в отличие от Конвенции 1999 г., не предусматривала перевозки почты), на ее невластный характер, коммерческую составляющую. Коммерческий характер ВТП, ранее выражавшийся в предоставлении государствами концессий на использование суверенного воздушного пространства, в настоящее время определяется положениями Конвенции 1944 г. о видах свобод воздуха, предоставляемых государствами друг другу на основе материальной, а не презюмируемой взаимности. В настоящее время действует восемь свобод воздуха: пять закреплены в Конвенции 1944г., три — обычно-правовые. Свободы «воздуха обеспечивают защиту экономического суверенитета государства, во-первых, позволяя государству ограничить права иностранного перевозчика в национальном воздушном пространстве и защитить тем самым перевозчика отечественного; во-вторых, с учетом принципа материальной взаимности дать возможность отечественному перевозчику пользоваться аналогичными правами в воздушном пространстве договаривающегося государства (государств)6.

        Первая свобода — право транзита без посадки. Россия из-за своих размеров и выгодного географического положения получает большой доход от транзита над территорией Сибири и Дальнего Востока. Еще больший доход может быть получен от открытых 1 февраля I 2001 г. кросс-арктических трасс, которые связывают оба полушария   и дают выигрыш в протяженности пути, во времени полета и экономии горючего не менее чем в три раза.

Вторая  свобода — транзит с правом посадки в некоммерческих целях, т.е. без права брать на борт груз, пассажиров, почту, но с правом дозаправки, ремонта и др.

    Третья свобода — право высаживать на территории одного договаривающегося государства груз, пассажиров, почту другого договаривающегося государства. Как правило, она является основанием для обмена чартерными (нерегулярными) рейсами

        Четвертая свобода — право принимать на борт грузы, пассажиров, почту с территории договаривающегося государства на свою территорию. Как правило, третья и четвертая свободы объединяются и читаются так: «право высаживать и принимать»

        Пятая свобода — право совершения с этими же целями полетов в третьи страны и из них — на территорию страны — партнера по соглашению. Ее формула, равно применяемая Россией, — «грузы, пассажиры международного следования» или «на территории третьих стран»

Шестая  свобода дает право осуществлять перевозки между третьими странами через свою территорию и в отличие от пятой позволяет не различать начальный и конечный путь для любых иностранных граждан, при этом ограничивая других иностранных перевозчик (Например, рейсы Париж — Москва — Токио, Лондон — Москва Токио и др.). Она снимает проблему пересадки с рейса на рейс и тем самым дает возможность занятия рынка перевозок. По коммерческому эффекту — одна из самых выгодных коммерческих ВТП.

Седьмая свобода дает право практически свободного полета между своей и третьими странами, минуя свою страну и производя посадку в третьих странах, как в своих. Россия использовала эту свободу, конца XX в., сейчас пробует восстановить ее через участие в пулах.

Восьмая свобода — право каботажа между аэропортами договаривающихся государств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Международный коммерческий арбитраж: правовая природа, понятие, виды. 

В современной  жизни понятие «арбитраж», даже если касаться одной лишь частноправовой сферы, в которой он активно используется, является многогранным, имеющим несколько  значений. Юристы по-разному воспринимают этот термин.

Например, с точки зрения А.Д. Кейлина, С.Н. Лебедева, это определенная процедура (процесс) разбирательства споров, по мнению Л.А. Лунц, М.М. Богуславского, это орган, предназначенный для рассмотрения спора; В.С. Поздняков употребляет термин «арбитраж» как категорией, обозначающей «суд» (т.е. орган), в сочетании с понятием «арбитражный порядок» в значении «процедура», в рамках чего споры разрешаются лицами (арбитрами), избираемыми или назначаемыми сторонами в соответствии с соглашением между ними либо при определенных условиях назначенными в ином порядке, предусмотренном законом; Немецкие ученые (Х. Фелхауэр, Х. Штробах), подчеркивая, что третейский суд — это особая форма несудебного урегулирования коммерческих споров во внешнеторговых отношениях, тем самым со всей очевидностью демонстрируют, что они рассматривают арбитраж как «процесс».

Информация о работе Проблемы коллизий трансграничных споров