Транснациональные корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование подходов к определению ТНК и выделение тех признаков, которые раскрывают их правовую природу.
Актуальность темы представленной работы заключается в том, что юридические лица стремятся расширить сферу своей деятельности, переходя границы одного государства, и данный процесс требует должного правового регулирования, которое осуществляется путем согласования действующих международных правовых актов, а также законодательства, действующего на территории конкретного государства.

Содержимое работы - 1 файл

курсовик 4 курс мчп вострухов.docx

— 93.51 Кб (Скачать файл)

     Отметим важнейший критерий для характеристики ТНК — юридическую множественность: ТНК не рассматривается как единое юридическое лицо, а представляет собой их совокупность. Именно эта  особенность влечет возникновение  сложностей в правовом регулировании  ТНК.

     А. В. Асосков, анализируя правовую природу  ТНК, в качестве основного их признака указывает единое управление, которое  неразрывно сосуществует «с признаком  наличия нескольких правосубъектных  образований в структуре ТНК10». Отметим, что признак единого управления в ТНК носит экономический характер; в правовой сфере с ним соотносится критерий осуществления контроля одной компании в отношении другой.

     Некоторые исследователи права при рассмотрении субъектов международной хозяйственной  деятельности в качестве ключевого  выделяют понятие «международное юридическое  лицо». Это организация, которая  создана в силу международного договора и лишена определенной государственной  принадлежности. Как правило, это  юридическое лицо публичного права, т. е. оно создается для удовлетворения публичного интереса и при этом участвует в экономической деятельности11.

     В этом контексте положения о международных  юридических лицах нельзя отнести  к ТНК, так как определенно  речь идет о субъектах публичного права (например, МБРР, МВФ и т. п.), экономическая деятельность которых имеет целью не извлечение прибыли, а удовлетворение определенного публичного интереса. В то же время в качестве примера международного юридического лица некоторые авторы приводят и транснациональную финансово-промышленную группу, созданную на основании межправительственного соглашения государств — членов СНГ . Л. А. Лунц однозначно отделяет международную компанию от МНП: первая создается на базе международного договора и квалифицируется как образование международного публичного права12.

     Следует согласиться с тем утверждением, что ТНК не обладают международной  правосубъектностью. Отмечено, что  использование в терминологии слова  «международный» преимущественно  перед «транснациональный» говорит  о стремлении не допустить «даже  намека на то, что эти предприятия  могли бы встать над правами государств13». Важна и разница в целях, которые в своей деятельности преследуют субъекты публичного права и ТНК. Основная цель создания ТНК — извлечение прибыли в международном масштабе, иные цели для ТНК являются вторичными.

     В. А. Канашевский предлагает обобщающий термин «международные хозяйственные объединения», отличительными признаками которых являются создание на основе международного договора и извлечение прибыли как цель деятельности. В качестве форм таких объединений он указывает межгосударственные финансово-промышленные группы, европейские объединения с общей экономической целью и европейские компании14.

     В. Л. Толстых рассматривает понятие  ТНК в контексте проблемы определения  правосубъектности юридических  лиц в международном частном  праве. Для него ТНК является обобщающим понятием, правовыми формами выражения  которого выступают транснациональные  юридические лица, создаваемые в  результате договоренности государств определенного региона признавать на своей территории статус такого юридического лица без прохождения  какой-либо дополнительной процедуры  допуска к предпринимательской  деятельности на национальном рынке15.

     В. А. Канашевский и В. Л. Толстых  выделили признак создания ТНК на основании международного договора. В ходе экономической интеграции на региональном уровне государства  заключают соглашения, направленные на установление особого регулирования  для групп компаний, на создание более благоприятных условий  для деятельности совместных объединений  национальных юридических лиц, а  также на формирование субъектов  хозяйствования с наднациональной  правосубъектностью. Несомненно, что  указанные субъекты также могут  быть отнесены к ТНК. Именно в последнее время вопрос о разработке норм, регулирующих деятельность наднациональных субъектов права, осуществляющих хозяйственную деятельность, получил особую актуальность ввиду перспектив, открывающихся для свободы перемещения капитала и экономической интеграции внутри группы государств. Создание наднациональных субъектов хозяйственной деятельности формирует новые правовые механизмы для ТНК и в определенной мере восполняет пробел, существующий в международном регулировании их деятельности на универсальном уровне. В то же время создание ТНК на основании международного договора является лишь одним из путей их формирования.

     Для понимания правовой природы ТНК  важно обратиться и к международному регулированию их деятельности. Под  эгидой ООН были созданы специальные  структуры, деятельность которых концентрировалась  на комплексном изучении ТНК —  с 1974 г. функционировал Центр ООН  по ТНК; с 1993 г. над проблемой ТНК  работает соответствующее подразделение  ЮНКТАД. С их деятельностью связано  появление ключевых источников информации по ТНК, в том числе ежегодных  докладов по мировым инвестициям (World Investment Report)16. В самом начале работы Центра ООН по ТНК основной целью международного сотрудничества в этой сфере было установление контроля за корпорациями . Начиная с 1980-х гг. фокус работы Центра сместился в сторону исследования положительных результатов деятельности ТНК, а также привлечения прямых иностранных инвестиций и максимального извлечения из них выгоды.

     Попытки закрепить общепринятое понятие  ТНК изначально предпринимались  в рамках деятельности указанных  международных организаций. При  этом международные документы, в  которых фигурирует данное понятие, либо не являются обязательными для  применения (Кодекс поведения ТНК), либо не носят правового характера (Доклады по мировым инвестициям).

     Одним из важнейших международных документов, который разрабатывался в целях  регулирования деятельность ТНК, должен был стать Кодекс поведения ТНК, проект которого был представлен к 1990 г. Ввиду утраты актуальности этого документа Кодекс так и не был принят. В нем ТНК рассматривалась как предприятие, которое имело отделения, как минимум, в двух государствах. Отделения должны быть таким образом связаны, чтобы иметь возможность оказывать влияние друг на друга и использовать совместные ресурсы. У предприятия должен быть один или несколько центров принятия решений в целях проведения согласованной политики. Указанные положения не содержат никаких критериев, которые бы позволили говорить о ТНК и ее структуре как о правовой модели, так как перечисленные признаки могут быть реализованы с помощью различных правовых механизмов, которые содержатся в национальном праве конкретного государства17.

     В исследованиях, проводимых в рамках ООН, используется понятие ТНК, содержащееся в ряде последних ежегодных докладов ЮНКТАД по мировым инвестициям. ТНК определяется как инкорпорированная или неинкорпорированная компания, включающая в себя материнскую компанию (parent enterprise) и ее зарубежные отделения (foreign affiliates) — дочерние компании (subsidiary enterprise), ассоциированные компании (associate enterprise) и филиалы (branch). Признак контроля со стороны материнской компании определен через установление ее минимальной доли в зарубежном отделении (доля в 10 % простых акций или голосов для инкорпорированного предприятия либо ее эквивалент для неинкорпориванного предприятия) [23]. Данные положения с большей детализацией описывают понятие ТНК. Оно содержит четкое определение критерия контроля со стороны материнской компании, а также указание на наличие определенной структуры ТНК. В то же время в определении отсутствует привязка к какой-либо национальной правовой системе.

     Для характеристики ТНК в рамках ЮНКТАД применяются и определенные экономические  показатели. В 1990 г. было введено понятие  «индекс транснациональности компании», который определяется как сумма доли зарубежных активов компании, доли зарубежных продаж и занятости работников за рубежом в общем числе занятых. С 2002 г. ЮНКТАД публикует «индекс распространенности сети», который рассчитывается, исходя из числа стран, в которых она имеет свои отделения (филиалы) Однако данные показатели не являются определяющими для ТНК признаками, так как не установлены их нижние границы, значения которых позволили бы определить, относится группа компаний к ТНК или нет. По мере исследования ТНК в теоретических работах, прежде всего, экономического содержания, стали выдвигаться дополнительные критерии отнесения группы компаний к ТНК, в том числе установление доли иностранных операций в доходах или продажах в 25 % и более нижней границы годового объема продаж в 100 млн дол. США в год и пр. Однако эти критерии не во всех случаях позволяли определить компанию как ТНК. Таким образом, не были выработаны универсальные общеобязательные критерии для определения ТНК18.

     Отношения с участием ТНК были урегулированы и в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР). Принятые в 1976 г. документы (Декларация о международных инвестициях и многонациональных предприятиях, Руководящие принципы для многонациональных предприятий и пр.) носят рекомендательный характер. Понятие МНП в указанных документах повторяет признаки, закрепленные в Кодексе поведения ТНК. При этом подчеркивается, что указанные Руководящие принципы не имеют целью установить четкое определение МНП. Это связано с тем, что разработчики документа посчитали данную задачу нецелесообразной: характер связи между предприятиями может существенно различаться в зависимости от применимого права, а степень автономии каждого конкретного участника ТНК значительно варьируется в различных корпорациях19.

     Еще одним направлением в международном  регулировании ТНК является заключение региональных соглашений о создании групп компаний с иностранным  участием и о допуске их на общий  внутренний рынок группы государств, в том числе государств Андской  группы, Европейского союза, Содружества  Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества. Государствами Андской группы разработаны положения об андском многонациональном предприятии, для которого установлен специальный правовой режим. Государства Европейского союза не только создали правовую базу для унификации национального законодательства государств-участников о праве компаний, но и разработали правовое регулирование для субъектов права, чей правовой статус в равной мере признается на территории всех участников (европейские объединения с общим интересом, европейские компании).

     Конвенции о транснациональных корпорациях исходит исключительно из регулирования деятельности тех ТНК, которые созданы в соответствии с Конвенцией, в том числе прошли процедуру регистрации. Такой подход близок к регулированию деятельности групп компаний государствами Андского пакта и применим только в рамках регионального регулирования и унификации законодательства группы государств. При таком подходе было бы лучше использовать иной термин, нежели ТНК, что позволило бы указать на специфику структур, создаваемых в рамках СНГ. Конвенция не создала базу для наднационального регулирования ТНК, так как основные вопросы их статуса и деятельности отнесены на усмотрение национального законодательства.

     Внимания  заслуживают два типовых проекта  законодательных актов, разработанных  Межпарламентской ассамблеей Евразийского экономического сообщества. Они могут  служить в качестве модели для  разработки унифицированных актов  национального законодательства, но носят не обязательный характер. В  первом типовом проекте «О транснациональных корпорациях» подход к определению и регулированию ТНК близок тому, который закреплен в Конвенции, однако он содержит более детальные положения. Второй типовой проект «Об объединениях коммерческих организаций», касающийся деятельности объединений коммерческих организаций, представляется более перспективным в качестве образца для национального регулирования. Он носит характер акта антимонопольного регулирования (ст. 2) и посвящен регулированию создания и деятельности любых объединений коммерческих организаций. Классификация объединений юридических лиц, которая носит более экономический характер, нежели правовой, не включает в себя ТНК. Однако этот проект напрямую относится к корпорациям, так как указанные объединения могут обладать признаками ТНК. Момент создания объединения определяется не государственной регистрацией, а возникновением между коммерческими организациями отношений целенаправленного сотрудничества и (или) влияния (ст. 9). Эти положения также хорошо согласуются с правовой природой ТНК20.

     2.3 Проблема правосубъектности транснациональных корпораций

       Правительства государств да и сами транснациональные  компании не отказались от мысли добиться признания ТНК в качестве субъекта международного публичного права. Цель подобных попыток очевидна. Во-первых, транснациональные компании получают на территории иностранных государств соответствующие льготы и привилегии. Во-вторых, в этом случае ТНК смогли бы пользоваться международно-правовыми гарантиями от политических рисков, т.е. гарантиями от национализации, ограничительной политики молодого государства в валютной области, гарантиями возмещения ущерба, причиненного предприятиям ТНК в результате беспорядков, вооруженных столкновений и т.п.

       Конечно, указанные гарантии могут закрепляться не только нормами международного права, но и актами внутреннего права  отдельных государств. Например, во многих развитых капиталистических  странах предусматривается система  государственного страхования экспортных кредитов и частных капиталовложений за границей. Страны — реципиенты капитала также могут предоставлять такие  гарантии иностранным вкладчикам. Указанные  гарантии в этом случае либо фиксируются  в законодательстве, в частности, в инвестиционных кодексах или законах  либо оговариваются в инвестиционных соглашениях. Однако ТНК заинтересованы в получении именно международно-правовых гарантий в силу их авторитетности и надежности.

       Впервые вопрос о признании транснациональных  корпораций в качестве субъектов  международного публичного права был  поднят еще в Лиге Наций. После  второй мировой войны, в 1946г., правительство  США внесло в ООН предложение  рассмотреть вопрос о возможномпредоставлении  международным корпорациям самостоятельной  международной правосубъектности. Указанное предложение было отвергнуто ООН как противоречащее принципу государственного суверенитета.

       Вновь со всей определенностью ООН высказалась  по этому вопросу в связи с  принятием серии документов по новому международному экономическому порядку. Согласно п.4д Декларации Генеральной  Ассамблеи ООН об установлении нового международного экономического порядка', государства имеют право «на  регулирование и надзор за деятельностью  международных корпораций путем  принятия мер в интересах национальных экономик стран, в которых действуют  такие межнациональные корпорации, на основе полного суверенитета этих стран». Приведенное положение не оставляет и тени сомнения в том, что ТНК являются субъектом права лишь в национальных правовых системах, поэтому не может быть речи о публично-правовой или же «особой» правосубъектности ТНК в системе международного публичного права.

Информация о работе Транснациональные корпорации