Защита прав человека в период вооруженных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:27, контрольная работа

Краткое описание

Постановка научной проблемы, касающейся норм права, применяемых в период вооруженной борьбы, обусловлена достигнутым уровнем развития данной отрасли международного права, так как назрела необходимость по-новому подойти к научной характеристике отдельных ее положений.

Содержание работы

Введение
1. Права человека и вооруженный конфликт.
2. Международно-правовая ответственность государств за нарушение прав личности.
3. Международная уголовная ответственность физических лиц в сфере пре-ступлений против личности.
Заключение.
Список использованной литературы

Содержимое работы - 1 файл

КР по межд праву.docx

— 55.53 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  институт внешнеэкономических

связей, экономики и права 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 
 
 

По  дисциплине «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО» 
 

На  тему: «Защита прав человека в период вооруженных конфликтов» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студентки 4 курса

Юридического  факультета

Гр. 48-Ю

Завьяловой  Л.В.

Преподаватель:

Гриненко  С.Б. 
 
 
 
 
 
 

г. Калининград

2009 г.

Содержание 

Введение  
1. Права  человека и вооруженный конфликт.  
2. Международно-правовая  ответственность государств за нарушение прав личности.  
3. Международная  уголовная ответственность физических лиц в сфере преступлений против личности.  
Заключение.  
Список  использованной литературы  
 

 

     

Введение.

     Постановка  научной проблемы, касающейся норм права, применяемых в период вооруженной  борьбы, обусловлена достигнутым  уровнем развития данной отрасли  международного права, так как назрела  необходимость по-новому подойти к научной характеристике отдельных ее положений. Современное международное право представляет собой сложную систему юридических норм и принципов, в которых находят свое выражение объективные закономерности развития международных отношений. Система международного права, являясь отражением постоянно развивающихся международных отношений, сама постоянно развивается.

     Международно-правовое запрещение агрессивных войн само по себе еще не ведет к искоренению  из общественной жизни причин, порождающих  вооруженные конфликты. Несмотря на запрет обращаться к вооруженной силе в международных отношениях, государства не редко еще прибегают к ней для разрешения возникающих между ними споров и конфликтных ситуаций. Это обуславливает необходимость правового регулирования общественных отношений, возникающих в ходе вооруженного конфликта, в целях его максимально возможной гуманизации. Соответствующая группа норм международного права иногда условно именуется “право вооруженных конфликтов”. Она включает ряд договорных и обычно-правовых принципов и норм, устанавливающих взаимные права и обязанности субъектов международного права относительно применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, регулирующих отношения между воюющими и нейтральными сторонами и определяющих ответственность за нарушение соответствующих принципов и норм. 
 
 
 

1. Права человека  и вооруженный  конфликт

     В международном праве сложилась группа норм, регулирующих отношения между государствами в случае вооруженного конфликта между ними по поводу обеспечения ряда прав в первую очередь собственных граждан, оказавшихся под властью противника. Определенная группа международно-правовых норм также касается обязанностей государства по обеспечению прав лиц в вооруженных конфликтах немеждународного характера. Данные нормы касаются регламентации военных действий воюющих сторон таким образом, чтобы смягчить жестокости войны и обеспечить гуманитарные стандарты в отношении воюющих, раненых, больных, военнопленных, а также мирного населения. Основой этих стандартов являются идеи гуманизма и уважения достоинства человеческой личности, что предполагает тесную связь указанных норм с нормами, регламентирующими права и основные свободы человека в мирное время.

     Зарождение  международного гуманитарного права  связано с принятием в 1864 г. Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, дополненной в 1906 г. После 1864 г. усилия государств относительно гуманизации вооруженных конфликтов были направлены на ограничение средств ведения войны, а также на кодификацию ее законов и обычаев. Так, в 1868 г. была принята Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль, в 1899 г. — Декларация о неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы, и Декларация о неупотреблении легкоразворачивающихся или сплющивающихся пуль, а на Гаагских конференциях мира 1899 г. и 1907 г. были приняты соответственно четыре и тринадцать конвенций, связанных с кодификацией законов и обычаев войны. На содержание указанных актов огромное влияние оказали идеи выдающегося русского юриста Ф. Мартенса, в частности его положения о том, что закрепление норм гуманитарного права должно осуществляться посредством международного договора, а целями кодификации должны являться требования человеколюбия и постоянно развивающиеся требования уменьшения бедствий войны. В тех случаях, когда воюющие оказываются вне рамок кодификационного урегулирования, они должны руководствоваться соответствующими международно-правовыми обычаями, законами человечности и требованиями общественного сознания.

     Центральное место среди Гаагских конвенций  заняла Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. Как показали события Первой мировой войны, закрепленные в Гаагских конвенциях правила оказались для защиты жертв войны недостаточными. Все это побудило созданный в Швейцарии в 1880 г. (между 1863 и 1880 г. — организация Красного Креста) Международный комитет Красного Креста разработать проекты конвенций об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях и об обращении с военнопленными, которые были приняты заинтересованными государствами на конференции в Женеве в 1929 г. Важное значение также имел заключенный в 1925 г. Женевский протокол о запрещении на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. Гуманитарное содержание было придано Лондонскому протоколу 1936 г. о правилах действий подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время. В ходе Второй мировой войны положения указанных международно-правовых актов оказались грубо нарушенными, что явилось одним из оснований для обвинения и наказания Международным военным трибуналом в Нюрнберге в 1945—1946 гг. главных военных преступников как за преступления против мира, так и за нарушения законов и обычаев войны и преступления против человечности. С учетом опыта Второй мировой войны на конференции 1949 г. в Женеве были приняты конвенции: об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите мирного населения во время войны. Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны существенно расширили возможности защиты прав человека в случае вооруженного конфликта. Эти возможности были укреплены принятием в 1977 г. Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), и Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося конфликтов немеждународного характера (Протокол II). Протокол I существенно расширил рамки защиты населения в международных конфликтах, закрепив, в частности, положения о защите населения от тотальной войны, и впервые дал определение военного объекта. Значение Протокола II состоит в том, что он, являясь первым специальным международно-правовым актом, посвященным вооруженным конфликтам немеждународного характера, детализировал принцип гуманного обращения по отношению ко всем лицам, не принимающим непосредственного участия или прекратившим принимать участие в военных действиях.

     Укреплению  принципа уважения прав человека и  основных свобод служит и ряд других международно-правовых актов, имеющих гуманитарные аспекты. К ним, в частности, относятся: Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, 1954 г.; Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1980 г.; Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического оружия и об их уничтожении, 1972 г. (открыта для подписания в 1993 г.); Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, 1977 г.; Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, 1993 г.

     Нормы международного гуманитарного права  определяют ряд общих для данной отрасли принципиальных положений. Их можно сформулировать следующим образом:

     1) в случаях, не подпадающих под регулирование международных конвенций, население и участвующие в конфликте державы применяют общепризнанные нормы международного права в форме международно-правовых обычаев, а также опираются на требование человечности и международной морали;

     2) применение норм гуманитарного права не связано с правовым состоянием находящихся в конфликте сторон, что позволяет применять эти нормы указанными сторонами независимо от того, находятся они юридически по отношению друг к другу в состоянии войны или нет;

     3) находящиеся в вооруженном конфликте  стороны не обладают неограниченным правом в выборе методов и средств ведения войны и нанесения вреда неприятелю. Исходя из того, что война не может являться самоцелью, воюющие стороны обязаны использовать силу только в тех пределах, которые будут достаточны для достижения целей ведения военных действий. Недопустимо нанесение противнику ущерба, несоизмеримого с указанными целями;

     4) лица, которые в результате военных действий оказались выведенными из строя или не участвуют непосредственно в военных действиях, имеют право на уважение, защиту и гуманное обращение, что включает их право на уважение их жизни, физическую и психическую неприкосновенность, уважение к личности;

     5) обращение со всеми людьми не должно иметь различий по признакам расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, религиозных и иных убеждений;

     6) гуманитарная помощь со стороны медицинского персонала нейтральных стран, оказываемая покровительствуемым лицам, не должна рассматриваться как вмешательство в вооруженный конфликт;

     7) во время вооруженного конфликта стороны должны проводить различие между гражданским населением и лицами из состава вооруженных сил, что позволяет щадить гражданское население и гражданские объекты;

     8) государство, во власти которого  в ходе военных действий оказались лица в качестве военнопленных, обязано обеспечить последним защиту на национальном и на международном уровнях;

     9) реализация принципов гуманности  и ограничения последствий вооруженных конфликтов — одна из основополагающих целей норм международного гуманитарного права.

     Гуманитарные  нормы, применяемые в ходе военного конфликта, нередко связаны с применением в данной ситуации также норм, касающихся непосредственно прав человека, т. е. положений, предусмотренных международными пактами о правах человека 1966 г. и иными соответствующими договорами. Так, факт сдачи воюющего (комбатанта) в плен порождает обязанность захватившей его воюющей державы обеспечить ему право на жизнь, установленное п. 1 ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах. Право на жизнь рассматривается как неотъемлемое право каждого человека — никто не может быть произвольно лишен жизни. Это право должно охраняться законом. Ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам как в мирное, так и в военное время. Лица, которые на основе соответствующих международных актов или национального законодательства до начала военных действий признаны в качестве апатридов (лиц без гражданства) и беженцев, пользуются покровительством Женевской конвенции 1949 г. о защите гражданского населения во время войны и Протокола I к ней «при всех обстоятельствах и без какого-либо неблагоприятного различия» (ст. 73 Протокола I). Нормы, запрещающие рабство и работорговлю, регулирующие право на свободу мысли, совести и религии; нормы о праве каждого при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого данному лицу, на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным независимым и беспристрастным судом; нормы о праве лиц, лишенных свободы, на гуманное обращение сохраняют свое значение в условиях как мирного времени, так и вооруженного конфликта. Те же нормы, которые несовместимы с целями военных действий и которые невозможно в конкретной ситуации реализовать, например нормы о праве мирного населения на свободное передвижение, в том числе и за пределы занятой неприятелем территории, во время вооруженного конфликта приостанавливаются. 
 

2. Международно-правовая  ответственность  государств

за  нарушение прав личности 

     Международно-правовая ответственность — одна из самых  сложных отраслей современного международного права. Она непосредственно связана с самой его сердцевиной, так как является характеризующим элементом сущности международного права. Международная ответственность возникает в связи с международно-противоправным деянием. Оно может быть совершено государством как субъектом международного права, но может быть совершено и индивидом. При совершении правонарушения государством встает вопрос о его политической, материальной, моральной ответственности. При совершении международно-противоправного деяния индивидом он может быть привлечен к международной уголовной ответственности. Привлечение к международной ответственности указанных субъектов нередко связывается с нарушением ими императивных норм международного права, которые, как уже говорилось, являются взаимосвязанными. Это приводит к выводу о том, что нарушение определенной императивной нормы создает угрозу принципу соблюдения прав человека и основных свобод и конкретных неотъемлемых от личности прав.

     Рассмотрим  сначала в этом ракурсе признаки международно-противоправного деяния государства. Они определены в проекте статей, касающихся ответственности государств, и разработаны Комиссией международного права ООН и приняты к сведению Генеральной Ассамблеей ООН в ее резолюции 56/589 от 12 декабря 2001 г. Международно-противоправное деяние государства выражается в его действии или бездействии при нарушении международно-правового обязательства этого государства. Причем квалификация деяния государства как международно-противоправного определяется международным правом. В связи с этим на такую квалификацию не влияет квалификация этого деяния как правомерного по внутреннему праву. Поведение любого органа государства должно рассматриваться как деяние данного государства. Под «органом» понимается любое лицо или образование, обладающие статусом органа в соответствии с нормами внутреннего права государства. Поведение лица или группы лиц будет расцениваться как деяние государства, если лицо или группа лиц фактически действуют по указаниям либо под руководством или контролем этого государства. Если деяние государства не соответствует тому, что требовало от него международно-правовое обязательство (независимо от его происхождения или характера), то такое деяние представляет собой нарушение этого обязательства. Противоправным будет любое деяние государства, не соответствующее обязательству, вытекающему из императивной нормы общего международного права. Нарушение государством обязательства, имеющего императивный характер, рассматривается как серьезное нарушение, если оно сопряжено с грубым или систематическим невыполнением соглашения. В связи с этим государства обязаны сотрудничать и оказывать помощь друг другу таким образом, чтобы правомерными средствами положить конец любому серьезному нарушению императивных норм. Потерпевшее государство вправе призвать государство, нарушившее свои международные обязательства, к ответственности. Несущее ответственность государство обязано прекратить нарушение нормы, восстановить прежнее положение вещей, а в случае необходимости предоставить полное возмещение за вред, который оно причинило своим международно-противоправным деянием.

Информация о работе Защита прав человека в период вооруженных конфликтов