Власть и общество в публицистике XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

XVIII век – это время русского Просвещения, время осознания значения знания как двигателя прогресса и развития. Как известно, императрица Екатерина II была сторонницей подобных взглядов. Так же, выразителем взглядов передовых слоев деятелей русской культуры того времени явился Н. И. Новиков, издатель знаменитых журналов «Трутень» и «Живописец».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 5
Влияние Екатерины II на общественную мысль XVIII века 5
Первый русский сатирический журнал «Всякая всячина», как средство идеологического контроля 7
Глава 2 9
Полемика журнала «Всякая всячина» с журналом «Трутень» 9
Союзники «Трутня» 16
«Пустомеля» 20
Сатирический журнал « Живописец» 22
«Кошелек» 27
Заключение 30
Список используемой литературы: 31

Содержимое работы - 1 файл

курсовая по отечественной журналистике.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму

Уральский Государственный Университет Физической Культуры

Кафедра «Связи с общественностью» 
 
 

Курсовая  работа

«власть и общество в публицистике XVIII века ». 
 
 
 

                                                                       Автор:

                                                                       Студентка 232 группы   

                                                                       Чиркунова Алена

                                                               . 

                                                                        Научный руководитель:

                                                                        Кленина Наталья Владимировна  

                                             
 
 
 
 
 

Челябинск - 2009 

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

XVIII век  – это время русского Просвещения, время осознания значения знания как двигателя прогресса и развития. Как известно, императрица Екатерина II была сторонницей подобных взглядов. Так же, выразителем взглядов передовых слоев деятелей русской культуры того времени явился Н. И. Новиков, издатель знаменитых журналов «Трутень» и «Живописец».

Наиболее  яркое воплощение борьба полярных концепций  журналистики нашла в полемике Н. Новикова и Екатерины II. Поэтому проблему власти и общества мы рассматриваем именно на их примере.  В ходе полемики обе стороны стремились сформировать общественное мнение и выступить его выразителями. Под пером Новикова впервые в русской литературе предметом искусства стала действительность с ее контрастами и противоречиями, зазвучала крестьянская тема, которая была исключена как тема низкая из литературы классицизма. Вместо обобщенной и не опасной ни для кого «сатиры на порок», Новиков последовательно вводил «сатиру на лицо».

     В его лице Екатерина II, пожалуй, впервые  столкнулась со столь решительным  и, главное, публично заявленным несогласием с идеологическими установками ее журнала.

     Полемика  Екатерины и Новикова чрезвычайно  ярко показывает нам все недостатки, существующие в обществе того времени. Своей искрометной сатирой Новиков  обличает государственную власть, высмеивает пороки дворянства, открывает глаза общественности на истинное положение крестьянства. Он является новатором в области сатирический журналистики, так как до него никто не смел затрагивать такие «опасные» темы. Так воссоздается идея свободной мысли в журналистике XVIII века. 
 
 

Цель  курсовой работы: рассмотреть проблему власти и общества в публицистике XVIII века на примере сатирических журналов.

Предмет исследования: материалы сатирических журналов XVIII века.

Задачи:

  1. Выявить влияние Екатерины II  на общественную мысль XVIII века.
  2. Рассмотреть журнал «Всякая всячина» как средство  идеологического контроля
  3. Рассмотреть полемику   «Всякой всячины»  с сатирическими журналами Новикова
  4. Выявить союзников Новикова.
 
 

  Методы  исследования:

     1. Сравнительно-исторический;

 

Глава 1

Влияние Екатерины II на общественную мысль XVIII века

Новые веяния в социально-политической жизни  России, наметившиеся с восшествием  на престол Екатерины II (1762), наложили свою печать на процессы литературной жизни ближайших десятилетий. Отличительной особенностью исторической ситуации, сложившейся в России в первые годы царствования новой императрицы, явилось то, что именно России суждено было стать страной, где одна из излюбленных доктрин раннего французского Просвещения – доктрина просвещенной монархии – подверглась своеобразной жизненной проверке.

     Для оказавшейся на русском престоле Екатерины важно было утвердить  в глазах общественного мнения неоспоримость  своего морального права руководить страной. Будучи достаточно хорошо ориентирована в философско-социальной литературе своего времени, тонко улавливая складывавшуюся в Европе политическую конъюнктуру, Екатерина II сделала ставку на либерализацию монархической системы власти. В первые годы царствования она даже пытается представить себя ученицей французских просветителей.

     Одна  за другой предпринимаются ею акции, долженствовавшие убедить Европу в  просвещенном характере ее правления.

Все эти  акции Екатерины II были конечно в  первую очередь тонко продуманными тактическими ходами, рассчитанными на то, чтобы создать себе репутацию просвещенной добродетельной государыни и тем самым привлечь на свою сторону передовое общественное мнение Европы. Последние годы царствования наглядно доказали истинную цену ее увлечения просветительскими идеями.

     Нельзя  отрицать также и того обстоятельства, что стремление Екатерины II к идеологическому  лидерству, ее настойчивые попытки  укрепить свое политическое положение, прибегая к сочинительству, не прошли бесследно для литературного  движения той поры. В прямой полемике с Екатериной II определилась литературно-идеологическая позиция таких деятелей русского Просвещения, как Н. И. Новиков и Д. И. Фонвизин.

     Инициатива  Екатерины II с изданием еженедельного  журнала «Всякая всячина» сыграла  свою роль в кратком эпизоде расцвета русской журнальной сатиры на рубеже 1770-х гг. Стремление расширить идеологическую платформу для проведения своей политики, чего добивалась Екатерина II, привело к своеобразной перестановке литературных сил. Оформляются новые центры притяжения литературных группировок. На положение идеологического лидера теперь претендует сама императрица. Поощрением одних авторов, критикой других, наконец, собственным участием в полемике Екатерина стремится направлять литературное движение в нужное ей русло.        

       Но попытка Екатерины II выступить  в роли идеологического лидера  путем привлечения под свои  знамена новых союзников имела  и обратные для ее престижа  последствия. В ходе журнальной  полемики 1769 г. о прерогативах  сатиры она столкнулась с мощным противодействием проводившемуся ею курсу сглаживания социальных противоречий.

Первый русский сатирический журнал «Всякая всячина», как средство идеологического контроля

Новая полоса в развитии  журналистики наступила в России с приходом на трон императрицы Екатерины II. Умеренный либерализм, характерный на первых порах для ее правления, привел к некоторым переменам в обществе, в частности, была объявлено о составлении Нового уложения, то есть нового свода законов страны, которые не пересматривались со времен Алексея Михайловича. Стала активнее развиваться промышленность, а с нею и элементы капиталистических отношений. Все это создало условия для появления нового типа изданий – сатирических частных журналов. Но главное – это способствовало поддержанию имиджа Екатерины II как “просвещенной императрицы”.

     И именно императрица стала первой издавать еженедельный сатирический журнал “Всякая всячина” - “в улыбчивом духе”. Он создавался по типу английского журнала “Зритель”, читателем которого была молодая Екатерина. Императрица была не только идейным вдохновителем, но и автором, и активным участником издания, которое выходило под ее общей редакцией. Императрица ставила своей целью сохранение идеологического контроля над умами подданных при помощи журнала. Под видом невинной болтовни, перемежая легкую, ни к чему не обязывающую сатиру назидательными поучениями и увещеваниями, скрываясь за мнимыми и действительными корреспондентами, Екатерина II рассчитывала разъяснить общественному мнению в доступной для самого широкого читателя форме некоторые аспекты своей внутренней политики, а заодно объяснить причины неуспеха работы законодательной Комиссии 1767 г.

       При этом она лицемерно призывала  своих соотечественников к сотрудничеству  в деле исправления общих недостатков, разрешив желающим издавать аналогичные журналы.

     Таким образом “Всякая всячина” объявила себя “бабушкой” русских журналов, призванной воспитывать не только читателей, но и учить журналистов тому, что можно критиковать, а какие темы трогать нельзя. В журнале придерживались точки зрения, что высмеивать надо пороки и человеческие слабости, а не его носителя. Поэтому сатира в журнале была безличная, сатира “вообще”, общее морализирование. На страницах “Всякой всячины” не затрагивались серьезные социальные и политические проблемы. И вообще журналистам рекомендовалось не касаться недостатков русской жизни. Например, критике подвергалось то, что некоторые молодые девушки “чулков не вытягивают” и когда садятся, положив ногу на ногу, то это видно и некрасиво. Многие суждения выдавались в виде притчи. Например, о мужике (народе), которому задумали шить новый кафтан (дать Новое уложение – законы), но пришли мальчики, которые “умели грамоте, но были дерзки и нахальны” и только мешали, выкрикивая свои требования. То есть критика направлена против “мальчиков”, “добровольных народных заступников”, а не правительства. Впервые на страницах этого издания вспомнили о крестьянах. Но смысл статей сводился к призыву: “О боже! Всели человеколюбие в сердца людей твоих!”. Журнал говорил лишь о частном милосердии отдельных людей. Ряд издателей, в частности, Новиков, сочли эту позицию недопустимой, ибо страдания крестьян от самоуправства и всевластия помещиков порой были ужасающими. И он вел непримиримую полемику с журналом, издаваемым Екатериной II. Некоторые авторы считают, что императрица замышляла свой журнал как политический. Она во многих статьях, помещенных в нем, разъясняла свою политику, свой взгляд на неурядицы в стране, проповедовала теорию социального равновесия (каждый должен довольствоваться своим положением). Поэтому, несмотря на сатирическую форму, журнал преследовал вполне серьезные цели. Главное место в журнале занимают статьи самой Екатерины, остальные служат разъяснением и дополнением. В создании журнала участвовали многие известные литераторы – А.В.Храповицкий, граф А.П.Шувалов, И.П.Елагин, А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин и другие.

     Многие  выступали под псевдонимами. Первый номер журнала распространялся бесплатно, последующие – продавались. Это было написано в титульном листе первого номера: “Сим листком бью челом; а следующия впредь изволь покупать”. Публикации журнала вызывали живой отклик у просвещенной публики, и не всегда желаемый. Многие его выступления стали отправной точкой разгоравшихся дискуссий. За первый год было выпущено 52 номера “Всякой всячины”. Тираж колебался от 500 до 1500 экземпляров.  Последний номер вышел в 1869 году.

     Из  всего вышесказанного мы видим, что  журнал использовался императрицей в качестве своеобразного орудия, с помощью которого она выражала свою волю, которая должна была восприниматься журналистами как некий свод законов, цензурных правил, обязательных для исполнения. Все это вызвало соответствующую реакцию у просвещенных слоев населения, что положило начало полемики.

Глава 2

 Полемика журнала «Всякая всячина» с журналом «Трутень»

По времени  своего появления 1 мая 1769 г. «Трутень»  был седьмым журналом, вышедшим после  «Всякой всячины». Он внес дух боевой полемики в русскую журналистику этой поры, его выступления были по-настоящему смелы и злободневны и приковали к себе общественное внимание. Читательский успех журнала целиком обусловлен его направлением и характером.

     На  страницах этого издания перед  читателем во всем своем значении возникла крестьянская тема. Новиков  открыто заявил, что он сочувствует крепостным, и осудил их бесчеловечных господ. Материалы «Трутня» с большой сатирической остротой показали, что вопрос о положении крестьянства в России имеет важнейшее государственное значение. Так, в таком объеме и с такой силой тема эта еще не ставилась в русской литературе.

     Статья  «Мне скучилося жить в наемных  домах...», где сообщалось об избиении крепостных, появилась в 13-м листе  «Всякой всячины» в апреле 1769 г., это было первое упоминание о крепостном праве в современной печати. И  лишь выслушав его и яростно протестуя против такого лицемерия, Н.И. Новиков приходит к мысли о необходимости дать должный ответ правительственному изданию: в мае 1769 г. он начинает выпускать свой журнал «Трутень», в котором показывает крепостное право как бедствие для народа. Противопоставление господ и крепостных, помещиков и крестьян подчеркнуто в эпиграфе из притчи Сумарокова, украшавшем титульный лист «Трутня» в 1769 г.: «Они работают, а вы их труд ядите». И само название новиковского журнала было связано с этой основной его темой и полемически направлялось против журнала Екатерины II.

Информация о работе Власть и общество в публицистике XVIII века