История формирования профсоюзов в России и Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:01, статья

Краткое описание

ПРОФСОЮЗЫ (Trade unions) — добровольные профессиональные объединения трудящихся, созданные с целью защиты экономических интересов работников (прежде всего, улучшения условий труда и повышения заработной платы)

Содержимое работы - 1 файл

статья по трудовому.docx

— 26.46 Кб (Скачать файл)

История формирования профсоюзов в России и Англии

 

Научный руководитель к.э.н. доцент Р.В.Махонин

 

Студентка 35 группы Гусарова Ольга Владимировна

 

ПРОФСОЮЗЫ (Trade unions) — добровольные профессиональные объединения трудящихся, созданные с целью защиты экономических интересов работников (прежде всего, улучшения условий труда и повышения заработной платы).[3,с.12]

     Российские профессиональные союзы действуют на политической арене очень короткий период времени, по сравнению с западными. Профсоюзы, существовавшие в советский период, были частью государственной системы управления и ни в какой мере не могут быть   причислены к общественным организациям.[1,с.25]

   Вполне закономерно, что впервые профсоюзы возникли в годы промышленной революции в наиболее промышленно развитой стране мира — Англии. Профсоюзное движение в этой стране демонстрирует общие закономерности его развития, которые позже проявлялись и в других странах.

    Первые ассоциации рабочих имели строго локальный характер и объединяли только высококвалифицированных рабочих наиболее передовых отраслей. Так, одним из самых первых английских профсоюзов считается созданный в 1792 союз прядильщиков Ланкашира. Что касается неквалифицированных рабочих, то высокая безработица делала их легко заменяемыми, поэтому на первых порах они никак не могли противостоять произволу нанимателей, а потому оставались за рамками профсоюзного движения.[2,с.24]

    И предприниматели, и защищающее их интересы государство первоначально проявляли нетерпимость к профсоюзам. Для борьбы с ними вводились специальные законы, запрещающие рабочие союзы и вводящие уголовную ответственность за членство в "заговорщицких организациях". В 1799-1800 в Англии были приняты законодательные акты, которые объявляли рабочие собрания незаконными и накладывали запрет на проведение демонстраций. Однако эти законы не смогли усмирить рабочих, а, наоборот, стимулировали их объединяться в борьбе за свои права. Поэтому уже в 1824 антирабочее законодательство в Англии отменили, произошла фактическая легализация тред-юнионов.

    Профсоюзное движение первоначально было чисто мужским, женщин в профсоюзы не принимали. Этим не без успеха пользовались предприниматели: используя новейшие разработки в области техники, упрощающие труд наемного работника, работодатели стремились заменить рабочих-мужчин на женщин как на более дешевую и менее организованную рабочую силу, привлекая их в качестве штрейкбрехеров. Так как право женщин на работу не признавалось даже их же коллегами-мужчинами, женщинам Англии пришлось создавать свои собственные профессиональные организации. Наиболее массовое из них, "Общество защиты и охраны женщин" (впоследствии ставшее Женской профсоюзной лигой), смогло в 1874-1886 организовать около 40 профсоюзных отделений для женщин-работниц. Лишь в начале 20 века в Англии произошло слияние мужских и женских профсоюзов. Но и в наши дни в Англии, как и в других странах, доля членов профсоюзов среди женщин-работниц заметно ниже, чем среди работников-мужчин[5,с.37]

    Одновременно наблюдались и другие существенные изменения в английских профсоюзах — возникли Новые тред-юнионы (New Trade Unions). Первые крупные Новые тред-юнионы (Союз рабочих газовой промышленности, Союз докеров) были основаны в 1889.  Ранее существовавшие профсоюзы строились по узкопрофессиональному (цеховому) признаку, т. е. объединяли только рабочих одной профессии. Новые профсоюзы стали строиться по производственному (отраслевому) признаку — в их состав входили рабочие разных профессий, но принадлежащие к одной отрасли производства. Кроме того, в члены этих профсоюзов впервые принимали не только высококвалифицированных рабочих, но и неквалифицированных. Под влиянием Новых тред-юнионов неквалифицированных рабочих начали принимать и в старые тред-юнионы. Постепенно новые принципы членства стали общепринятыми, и уже к началу 20 в. разница между Новыми тред-юнионами и старыми во многом стерлась.

     В начале 20 в. профессиональные союзы Англии объединяли более половины всех рабочих страны (в 1920 — около 60%). Такая высокая организованность профсоюзного движения надолго сделала его влиятельным участником политической и экономической жизни страны.

     Во второй половине 20 в. революционный период развития профсоюзов окончательно завершился, победила идеология социального партнерства. Профсоюзы отказались от нарушений социального мира в обмен на признание профсоюзных прав и государственные социальные гарантии.

    Если обратиться к истории формирования профсоюзов в России, то можно отметить, что Профсоюзные публицисты описывают ситуацию возникновения профсоюзов в России следующим образом:

  «Из малочисленных и разрозненных объединений рабочих, создаваемых, как правило, на период отдельных акций в ходе стачечного движения в конце XIX века, в дальнейшем повсеместно вырастали массовые профессиональные союзы, целью которых была организация борьбы трудящихся за улучшение условий труда и экономического положения рабочих…» [1,с.16]

     Такого рода трактовка исторических событий никак не проясняет ситуацию возникновения профсоюзов как организованной, а значит, по-настоящему мощной силы. Неясным остается следующее: как стачечное, стихийное движение рабочих могло перерасти в организованные формы, собственно в профсоюзы. Если обратиться к историческим фактам, то можно обнаружить, что подавляющее большинство крупных рабочих организаций того времени появилось практически в одно и то же время (1898 - 1902 гг.) в разных частях огромной империи.[10,с.39] Создавались они на различных производствах. В то же время они были похожи по структуре, способам организации коллективных действий и способны к координации действий между разными организациями. Каким образом при отсутствии развитых систем коммуникации на такой огромной территории, с совершенно разным менталитетом и укладом жизни населения могли независимо друг от друга возникнуть совершенно одинаковые структуры! Такую разветвленную сеть не могли создать полуграмотные рабочие, большинство из которых не имели даже элементарного образования!

По моему мнению, не стихийные стачки рабочих сформировали профсоюзы в России, а политическая полиция.

      Сценарий становления капитализма в России в конце XIX – начале XX в. принципиально ничем не отличается от европейского или американского. Основная прибыль российских заводов и фабрик достигалась за счет жесточайшей эксплуатации работников (12 – 18-часового рабочего дня, низкой зарплаты, нечеловеческих условий труда), а существовавшее фабричное законодательство полностью защищало интересы фабрикантов. Зарплаты российских рабочих были в 2 раза ниже, чем в Европе, а прибыль работодателей – в 2 - 3 раза выше их европейских «братьев по классу». Дикий капитализм просто выталкивал людей на улицы, начало развиваться стачечное движение. Это был набор отдельных протестных акций, хотя и достаточно мощных (например, стачка иваново-вознесенских рабочих в конце 1897-го – начале 1898 года стала всеобщей и вывела на улицы практически все население города). Под эти акции рабочими специально создавались стачкомы, а после окончания акции они рассыпались. Новая акция – новый стачком и т.д. Число стачек росло год от года, и со временем они стали заурядным явлением во многих городах с более или менее значительным населением: Петербурге, Москве, других местах центра России. Но рабочие собрания сами по себе так и не перерастали в организованные структуры, оставаясь стихийным явлением.

     К началу 1895 года резко увеличилось число стачек, на которых рабочие выдвигали политические требования. Произошло это не случайно, а стало результатом специальной агитационной работы, которую развернули революционно настроенные социал-демократы в рабочих коллективах. Они прекрасно осознавали всю силу этих коллективов и как ее использовать для целей революции. Стало очевидным, что кто в итоге завладеет рабочим классом, тот завладеет и страной. Эту ситуацию прекрасно понимал Сергей Зубатов, начальник Московского охранного отделения (тайной политической полиции). Он читал теоретические работы, включая Маркса, изучал практику революционной борьбы, анализировал: «Рабочий класс - коллектив такой мощности, каким в качестве боевого средства революционеры не располагали ни во времена декабристов, ни в период хождения в народ, ни в моменты массовых студенческих выступлений… Будучи разъярен социалистической пропагандой и революционной агитацией в направлении уничтожения существующего государственного и общественного строя, коллектив этот неминуемо мог оказаться серьезнейшей угрозой для существующего порядка вещей».[7,с.49]

    Зубатов нашел блистательное решение, позволяющее отвлечь рабочий класс от желания уничтожить существующий государственный строй. Его замысел отличался завидной простотой: он предложил вытеснить революционеров из рабочей среды и подменить их правительственными агентами, а борьбу политическую - борьбой экономической. Зубатов полагал, что для достижения поставленной цели достаточно на средства департамента полиции создать сеть легальных рабочих организаций, напоминавших западноевропейские профсоюзы, и назначить в них своих лидеров. В апреле 1898 года он изложил свои мысли в записке на имя оберполицмейстера Москвы Д. Ф. Трепова, тут же доложившего ее содержание генерал-губернатору великому князю Сергею Александровичу.

    «Сейчас вопрос стоит так, - убеждал Зубатов великого князя Сергея Александровича, - кто владеет этим рабочим движением: мы или социалисты? Если им владеют социалисты, революция в России будет неизбежна».

    Получив одобрение и поддержку московских властей, Зубатов приступил к действиям и начал с просветительской деятельности. Рабочим читали лекции о профсоюзном движении в Англии, учили действовать в рамках фабричного законодательства: главная цель - вырвать рабочих из-под влияния эсеровской и социал-демократической пропаганды, которая «направляла» рабочих на политическую борьбу. В 1901 году в Москве была создана первая такая организация «Общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве». Потом были созданы: Совет рабочих механического производства г. Москвы, Общество взаимной помощи текстильщиков, Независимая еврейская партия и др. К 1902 году была создана громадная сеть легальных рабочих организаций по всей Российской империи с ключевыми их центрами в Москве, Петербурге, Киеве, Харькове, Екатеринославе, Николаеве, Перми, Минске, Одессе, Вильнюсе, Гродно, Бобруйске. Они фактически стали первыми настоящими российскими профсоюзами. Зубатов докладывал министру внутренних дел В.К.Плеве: «Идей социал-демократов половина рабочих вообще понять не может в силу своей крестьянской неразвитости. В это время мы предлагаем им не связанный с опасностью попасть под удар полиции легальный путь к улучшению их экономического положения»[9,с.32].

    Дело шло настолько успешно, что революционных агитаторов рабочие сами изгоняли со своих собраний. Даже еврейские рабочие - одни из самых первых и активных марксистов - охотно вступали в «зубатовские» организации. И все же ситуация вышла из-под контроля. Активные действия Зубатова вызывали сильное недовольство фабрикантов, которых изрядно «потрепали» новейшие российские профсоюзы. В 1903 году в результате сложной интриги Зубатов был отстранен от занимаемой должности, а сам проект «полицейского социализма» прекращен. Когда экономическая борьба против конкретного хозяина-эксплуататора, заложенная в основу «зубатовских» организаций, все же перерастала в политическую борьбу против монархического правления, то вожаки-агенты попросту исчезали или переходили на сторону бастующих. Освободившиеся места быстро занимали социал-демократы, которые использовали уже созданную структуру в политических целях. Таким образом, часть «зубатовских» организаций была политизирована и включена в политические акции протеста, организуемые революционерами. В дальнейшем профсоюзы, созданные большевиками после 1905 года, строились по образу и подобию «зубатовских»[6,с.46].

     Исторический анализ возникновения профсоюзов в России позволяет сделать ряд важных выводов. Не стихийные стачки рабочих сформировали профсоюзы в России, а политическая полиция. Профсоюзы в России были созданы властью «сверху», с царского позволения в целях сохранения монархии и государства, а не «снизу» и стихийно, как уверяют профсоюзы нынешние. И это уникальный случай в мировой истории.

    «Полицейский социализм» был государственным проектом с соответствующим финансированием, который реализовывался на основе самых современных общественных технологий того времени. В его основу были положены организация массового просвещения и продуманная кадровая политика. Во главе профсоюзов были поставлены люди, понимавшие реальные вызовы, стоявшие тогда перед страной: дикий капитализм, приводивший к деградации населения и надвигающаяся угроза революционного террора. Общества взаимного вспомоществования, созданные в ходе реализации проекта, и стали основой дореволюционного профсоюзного движения в России, образцом для создания профсоюзов после 1903 - 1905 годов.

    Возможность общественного проектирования профсоюзов в России доказана историей, что дает понимание возможных способов их трансформации в условиях современности. Трансформации эффективной, технологичной и в интересах страны. Это прекрасно понимали коммунисты, осуществившие грандиозную перестройку профсоюзов в советское время.

 

 

Источники

1.Вестник государственного  социального страхования 2004г., №11

2.Галлин Д. Институт перспектив и проблем страны, 2000

3. История профсоюзного движения за рубежом. М.: Профиздат, 1990.

4. История профсоюзов России: этапы, события, люди. М., 1999

5. Кацва А.М. Социально-трудовые конфликты в современной России: истоки, проблемы

    и особенности. М. - СПб.: Летний сад, 2002.

6. Козина И.М. Российские профсоюзы: трансформация отношений внутри традиционной

   структуры . — Экономическая социология. Электронный журнал, т. 3, 2002, № 5 

7. Курс трудового права: Учебник: В 2-х томах. Историко-правовое введение. Общая

    часть. Коллективное трудовое право. Т. 1 / Лушников А.М., Лушникова М.В.. - М.;  

    Проспект, 2003. с 243

8. Профсоюзное пространство современной России / Под ред. В Борисова, С. Кларка. М.:

    ИСИТО, 2001.

9. Сенников Н.М. Правовые основы социокультурной деятельности профессиональных  

    союзов России // Проблемы правоотношений в социально-культурной сфере: Ученые

    записки юридического факультета. - С.-Пб.; Изд-во СПбГУП, 2002. - Вып. 8. - с.27-32

10. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2 / Батыр К.И.,  

      Поликарпова    Е.В., Седаков С.Ю. и др.. - М.; Юристъ, 1996. с 428

Информация о работе История формирования профсоюзов в России и Англии