Международное разделение труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:07, контрольная работа

Краткое описание

В современной публицистике и научной литературе прочное место заняли работы, посвященные проблемам, связанным с экономическими и социальными последствиями крупнейшего технологического переворота, основные черты которого отчетливо просматриваются уже сегодня. Для оценки этих последствий, видимо, недостаточно ограничиваться простым суммированием тех результатов, которые можно ожидать в обозримой перспективе от реализации тех или иных открытий, внедрения принципиально новых технологических решений, возникновения новых сфер хозяйственной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОД НОГО

РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА 4

ГЛАВА 2. УСИЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ

ВЗАИМНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 5

ГЛАВА 3. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ КАЧЕСТВЕННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВАЖНЕЙШИХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ СТРАН СЭВ 11

ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КООПЕРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Содержимое работы - 1 файл

распечат экономика.docx

— 65.04 Кб (Скачать файл)

Приведенный выше иллюстративный материал по микропроцессорам и робототехнике в ряде стран СЭВ показывает, что, по сути дела, в рамках СЭВ формируется новая обширная сфера международного обмена. Вопрос заключается в том, насколько велика будет ее роль в формировании потоков товаров и услуг, какие конечные последствия следует ожидать от налаживания сотрудничества в данной сфере.

Одно из предвидимых  последствий — ускорение темпа  обновления взаимопоставляемой продукции. Накопленный в России опыт внедрения  систем автоматизации проектно-конструкторских  работ (САПР) показывает их высокую эффективность в тех отраслях, где сложность и быстрая сменяемость изделий новой техники заставляют вести опытно-конструкторские работы на высоком уровне и в сжатые сроки.

Ускоряется  продвижение стран СЭВ и по другим авангардным направлениям научно-технического прогресса (бионика, создание новых видов конструкционных материалов, новых видов топлива и т. п.). Если оценить общее состояние научно-технического прогресса в странах СЭВ, то можно сделать вывод, что основной проблемой осуществления современного технологического переворота выступает не столько дефицит новых технических решений, сколько их повсеместное внедрение в практику. Это не только позволило бы обеспечивать содружеству громадную экономию ресурсов, но и содействовало бы существенному упрочению его технологических позиций в современном мировом хозяйстве.

Даже весьма укрупненная оценка объема технических  новинок, созданных в странах  СЭВ за последние годы, показывает крупнейший масштаб резервов, заложенных в их собственном инновационном потенциале. На современном этапе в странах СЭВ ускоряется не только процесс разработки и внедрения новых технических решений, но и их широкой “диффузии” в самые различные отрасли и сферы хозяйственной деятельности. Это характерно, в частности, для микропроцессорной техники, которая, по сути дела, уже приобрела универсальный характер.

Как отмечает О. Т. Богомолов, показателем высокой  оценки и широкого признания научных и технических достижений России, других стран,  со стороны ученых, специалистов и деловых кругов  служит постоянный рост интереса, проявляемого на Западе, к возможности приобретения лицензий и использования новых процессов и технологии производства, разрабатываемых как русскими учеными, так и их коллегами из стран содружества. Так, по оценке американских экспертов, только за последнее десятилетие компании США приобрели в России, и странах Восточной Европы более 126 лицензий.

Россия и  другие страны СЭВ располагают большими резервами в народном хозяйстве, которые заключены в ускорении научно-технического прогресса, широком и быстром внедрении в производство достижений нау­ки, техники и передового опыта. Все более важную роль в этом процессе играет углубление экономической интеграции, выступающей в качестве наиболее важного внешнего условия ускорения научно-технического раз­вития стран СЭВ и упрочения их позиций в мировом обмене технологией. Их растущий вклад в мировой научно-технический прогресс выступает материальной основой для дальнейшего раз­вития взаимовыгодного обмена техникой и технологией государств с различным общественным строем. Такое сотрудничество, как свидетельствуют факты,— отнюдь не “улица с односторонним движением”. Любые попытки “исключить” содружество стран СЭВ — мощный технологический центр из мирового обмена технологией неизбежно отразятся и на их инициаторах.

Экономическое совещание на высшем уровне еще раз  подтвердило твердое намерение  стран СЭВ развивать плодотворные торгово-экономические и научно-технические связи со всеми странами, которые проявляют готовность к этому. Эти связи целесообразно расширять, прежде всего, на основе долгосрочных программ и соглашений, применения различных взаимовыгодных форм сотрудничества, включая, в частности, содействие в техническом оснащении и строительстве объектов, промышленную кооперацию, совместную разработку научно-технических проблем и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КООПЕРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

В интересах  дальнейшей интенсификации общественного  производства на основе научно-технического прогресса страны СЭВ реализуют меры по углублению и повышению эффективности сотрудничества, в первую очередь в сфере материального производства, науки и техники.

Особое место  в системе этих мер принадлежит  конкретным шагам, направленным на углубление международной специализации и особенно кооперации производства. В ус­ловиях развертывания научно-производственной революции, осуществления фронтального технологического переворота объединение производственных и научно-технических потенциалов стран СЭВ становится уже не просто условием повышения эффективности их использова­ния, но и общим условием экономического роста, базирую­щегося на современной технической базе.

Каждый новый  этап в развитии производительных сил  представляет собой в то же время  новый этап в развитии разделения (в том числе международного) труда. С этой точки зрения вполне закономерен тот интерес, который проявляется в последнее время к вопросам кооперации производства. Объективно существует известная общность хозяйственной жизни стран, характеризующаяся, в частности, наличием общих экономических пропорций, общих хозяйственных и производственных организаций и институтов, международного рынка взаимной торговли.

Важнейшим направлением развития новых форм партнерства, свободным  от противоречий централизации и  концентрации производства, выступает  использование фундаментальных  свойств произ­водственной кооперации, позволяющих объединять на деле производственные аппараты  стран на ос­нове равноправного и взаимовыгодного сотрудничества, резко ускорять распространение инноваций, обеспечивать кон­центрированное и наиболее рациональное использование всех видов ресурсов.

Поэтому одним  из ключевых аспектов экономической  интеграции является дальнейшее расширение пространственных рамок кооперации производства, что влечет за собой, естественно, и существенную модификацию этой кооперации, возникновение ее нового межгосударственного уровня.

Международная (главным образом научно-производственная) кооперация на современном этапе  — наиболее динамич­ный фактор развития международного разделения труда, ро­ста объемов мировой торговли продукцией обрабатывающей промышленности, с чем тесно связаны сдвиги и в структуре и в соотношении международного внутри- и межотраслевого разделения труда.

Вместе с  тем констатация возросшей роли международной кооперации может  служить лишь отправным пунктом  для анализа конкретных направлений  ее воздействия на международное  производственное сотрудничество и  мировую торговлю, а также для  уяснения масштаба и характера самого рассматриваемого явления, тем более  что кооперация выступает в реальной практике внешних связей отнюдь не всегда в чистом виде. Она может быть их органическим компонентом, основным мотивом или же, напротив, лишь сопутствующей связью, придающей им лишь внешние атрибуты кооперационных отношений.

Кроме того, кооперация труда и производства может иметь как непосредственный, так и косвенный характер. В  последнем случае особенно отчетливо  проявляется принудительное воздействие  на развитие кооперации потребностей производства.

Косвенная, непрямая кооперация представляет собой  технологически детерминированную  связь между “самостоятельными” агентами производства, которые участвуют  на деле в одном и том же производственном процессе. Тем самым разделенные между собой виды труда взаимно дополняют друг друга.

В отличие  от косвенной, непрямой непосредственная кооперация предполагает единство организационно-экономической  структуры, в рамках которой осуществляется данный производственный процесс.

Приведенный выше термин “единство организационно-экономической  структуры” — не оговорка. Здесь важно не единство собственности (она может быть долевой, акционерной, т. е. так или иначе разделенной), а единство той конкретной производственной ячейки (или производственной системы), в рамках которой осуществляется кооперация.

Кооперация  труда и кооперация производства могут трактоваться как различные  категории. В то же время различие между ними достаточно условно. Эта специализация пассивности, т. е. уничтожение са­мой специализации труда как таковой, “является характерной чертой машинного труда. Еще более условной становится эта грань при развитии так называемой “безлюдной технологии”, вступления производства в “технотропную” эпоху.

В условиях планового хозяйства имеются  широкие возможности для превращения непрямой кооперации в непосредственную. В этом заключен огромный потенциальный эффект, связанный с тем, что масштабы непрямой кооперации, но сути дела, неограниченны. Ее объектом может стать, например, выпуск самой широкой гаммы потребительских товаров, рассчитанной на удовлетворение спроса населения сотрудничающих стран, систем машин, обеспечи­вающих переработку исходного сырья в конечную продукцию (по вертикали), и т. п.

Превращение непрямой кооперации в разновидность  непосредственной позволяет также  снять противоречие между специализацией производства (разделением) и его  кооперацией (синтезом). В рамках кооперационной системы специализация выступает как подчиненное отношение, как результат потребностей синтеза.

Сближение по конечным результатам производственных систем, основанных на прямой кооперации, и кооперационных систем, основанных на трансформированной непрямой кооперации, представляет собой дальнейшее стирание грани между двумя разновидностями  кооперации производства, хотя существенные различия между ними, естественно, сохранятся. Производственную систему конституирует участие партнеров в производстве определенного изделия или гаммы изделий, жесткая технологическая взаимосвязь.

Непрямую  кооперационную систему характеризует  установление упорядоченного взаимодействия между специализированными производствами, располагающими относительно большой степенью свободы. Это, по сути дела, межотраслевая система. Здесь, правда, следует принять во внимание также определенную условность деления производств на “отраслевые” и “межотраслевые”. На деле межотраслевые производства сами превращаются в отрасли, а оформленные в отрасли производства обслуживают потребности мно­гих отраслей народного хозяйства.

Как в производственных, так и в кооперационных системах существует очевидное противоречие между технологическим единством  производственного процесса и экономической  обособленностью его агентов (тем  более расположенных в различных  странах). То, что в непрямой кооперационной системе, построенной по вертикали, это противоречие выражается с формальной точки зрения в “раз­мытой” форме, не меняет сути дела. Напротив, в ряде случаев, когда, например, промежуточный продукт предназначен для многих потребителей, оно может проявляться более рельефно, чем в рамках производственных систем. Например, данному предприятию отрасли или народнохозяйственному комплексу в целом необходимо постоянно приспосабливаться к меняющимся требованиям предприятий или отраслей   (в  том  числе  зарубежных),  потребляющих полуфабрикат, а последним — к изменению свойств мате­риалов и других промежуточных изделий, поступающих в последующую фазу производственного процесса. Иными словами, здесь нужна надежная система прямых и обратных связей между всеми участниками кооперационной системы.

Есть и  противоречие другого рода. Несмотря на высокую эластичность систем, основанных на кооперации, эта эластичность на каждом данном этапе имеет свои пределы. Производственная или кооперационная система обладает собственным инерционным моментом. В тех случаях, когда потребности преобразования, инноваций не укладываются в пределы эластичности этой системы, она превращается в фактор, сдерживающий темпы научно-технического прогресса.

Следовательно, при выборе конкретного типа международных кооперационных связей (кооперационная или производственная система) необходимо принимать во внимание вопрос, при каком из них это противоречие разрешается с меньшими затратами. Кроме того, необходимо рассматривать данный вопрос и применительно к различным видам собственно кооперации. В отличие от существующей классифика­ции к этим видам следует отнести наряду с поузловой, по детальной и технологической кооперации по выпуску гото­вых изделий, входящих в системы машин (или даже по взаимосвязанным системам машин), а также модульную кооперацию.

Последний вид  кооперации изучен пока что слабо. Но это один из наиболее обещающих ее видов (модули могут комбинироваться  в различных сочетаниях и в  то же время непрерывно совершенствоваться). Можно предположить, что при модульной  кооперации технологическая связь  “ком­понент—готовый продукт” становится, видимо, наиболее гибкой, эластичной.

Отдельно  следует рассмотреть проблемы разрешения противоречий кооперации применительно  к разным типам народнохозяйственных комплексов и различными уровням их общего развития.

Современный уровень развития промышленности стран  СЭВ обусловливает все более  широкое вовлечение в международное  сотрудничество промежуточных производственных процессов. Углубляется специализация  производства определенной номенклатуры узлов и деталей, что ведет  к росту обмена ими на кооперационной основе как на национальном, так и на международном уровнях. Это в первую очередь относится к машиностроению, где около 80% затрат на выпуск конечной продукции падает на стоимость комплектующих узлов и деталей.

 

Масштабы  и глубина участия страны в  международной кооперации производства зависят в первую очередь от уровня развития национальной специализации производства. Однако эта взаимосвязь не прямолинейна. Она обусловлена многими специфическими особенностями национальной структурной политики и развития. Отдельные страны СЭВ подходят к проблематике развития международной по детальной, поузловой и технологической кооперации производства с учетом характера своих экспортно-импортных связей, на­личия у потенциальных партнеров по кооперации соответствующей производственной и научно-технической базы и т. п. Ряд стран стремятся сохранить и расширить предметную экспортную специализацию, максимально развивая внутрихозяйственную специализацию и концентрацию производства деталей и узлов, идущих на комплектацию “финальных” экспортных изделий. В таком случае центр тяжести международной поузловой и по детальной кооперации переносится на практике на обмен узлами и деталями общепромышленного применения.

Информация о работе Международное разделение труда