Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 20:15, доклад
Антон Павлович Чехов - один из моих любимых русских писателей. Споры о его творчестве продолжаются до сих пор. О нем написано множество литературоведческих трудов, но не смотря на это его творчество нельзя считать исследованным в полной мерею . Когда я писала эту работу, то меня поразило то многообразие литературы , которое написано о его творчестве. По-моему о Чехове написано больше, чем написал он сам.
Антон Павлович Чехов - один из моих любимых русских писателей. Споры о его творчестве продолжаются до сих пор. О нем написано множество литературоведческих трудов, но не смотря на это его творчество нельзя считать исследованным в полной мерею . Когда я писала эту работу, то меня поразило то многообразие литературы , которое написано о его творчестве. По-моему о Чехове написано больше, чем написал он сам. Что это? Наверное творчество Чехова настолько сложно и многогранно, что до сих пор будоражит умы человечества. Наверное до сих пор есть над чем задуматься и поразмышлять.
Особый интерес вызывает творчество Чехова- драматурга.
Именно в лице Чехова русская драма ломает национальные перегородки и начинает играть решающую роль в развитии мировой драматургии и театра.
У чеховской драматургии 
удивительна судьба. При жизни 
Чехова его пьесы не получили такого 
общеевропейского резонанса, как драматургия 
Ибсена или Гауптмана, и современники 
не включились в новую драму. Но время 
шло, росла известность Чехова - драматурга, 
и в наши дни орбита его влияния 
на мировой театр стала 
Чехов всем кругом проблем, " идей и форм времени", открытий в сфере новой сценичности крепчайше связан с новой драмой. Многие новшества, ставшие символом чеховского театра, одновременно разрабатывались на Западе. Чехов - это тоже новая драма, и по содержанию, и по отношению к предшествующей и последующей драматургии.
Пьесы Чехова и сейчас 
очень популярны в мире. Их ставят 
не только в России, но и во всей Европе. 
В журнале "Театр" за 2002 год 
есть обзор репертуара европейских 
театров. С 1999 по 2002 год пьесы Чехова 
встречаются в репертуарах 
Смоленский драматический 
театр тоже неоднократно обращался 
к пьесам Чехова. В конце девяностых 
годов в смоленском театре с успехом 
шла постановка "Дяди Вани" в 
постановке Петра Шумейко. Этот спектакль 
был удостоен награды на чеховском 
фестивале в Москве.  
Все это свидетельствует о том, что пьесы Чехова актуальны и сегодня. Даже через сто лет после своей смерти , Чехов остается одним из самых популярных драматургов.
В своем исследовании 
я попыталась ответить на вопрос: в 
чем секрет успеха и популярности 
новой драматургии Чехова?  
 
 
 
Антон Павлович Чехов родился в Таганроге в 1860 году. Там он учился в местной гимназии, после которой поступил в Московский университет на медицинский факультет. После окончания университета в 18884 году он начал заниматься медицинской практикой. Писать он начал еще будучи студентом, его первые юмористические рассказы появились в печати еще в1880 году в журналах. Первый сборник его рассказов "Сказки Мельпомены" вышел в 1884 году. Само название сборника , на мой взгляд, символично. Оно говорит о том, что уже тогда автор был не равнодушен к театру.
Еще в 1882 году на его талант обращает внимание русский писатель и редактор петербургского юмористического журнала "Осколки" П.А.Лейкин, который приглашает Чехова к постоянному сотрудничеству.
Юмористические журналы 80-х годов имели в основном развлекательный, чисто коммерческий характер, а поэтому и связывать рождение большого чеховского таланта с юмористической беллетристикой невысокого уровня нельзя.
К середине 80-х годов 
в творчестве Чехова намечается перелом. 
Веселый и жизнерадостный смех все 
чаще уступает место серьезным, драматическим 
интонациям. Все чаще и чаще чуткое 
ухо и зоркий глаз Чехова ловят 
в окружающей жизни робкие признаки 
пробуждения. Прежде всего появляется 
цикл рассказов о внезапном 
На ранних этапах 
творческого пути он пытается создать 
роман, овладеть большой эпической 
формой. К этому усиленно подталкивали 
его литературные друзья. Складывалась 
инерция прошлого этапа развития 
русской литературы: Толстой, Достоевский, 
Щедрин упрочили свою славу классических 
писателей созданием крупных 
эпических произведений. Но в литературе 
80-х годов жанр большого романа стал 
уделом второстепенных писателей, а 
все значительное начиналось с рассказа 
или небольшой по объему повести. 
Именно тогда стала популярной фраза 
писателя: "Краткость - сестра таланта." 
Чехову не суждено было написать роман, 
но жанром, синтезирующим все мотивы 
его повестей и рассказов, стала 
"новая драма". Именно в ней 
наиболее полно реализовалась чеховская 
концепция жизни, особое ее ощущение 
и понимание.  
 
 
 
 
 
Успех Чехова - драматурга в значительной мере был подготовлен рядом характерных особенностей его художественного метода, которые в своем логическом развитии и означали предельное сближение повествовательного творчества с драматургическим.
Глубокое знание 
театра, стремление способствовать его 
дальнейшему развитию в духе лучших 
традиций русского сценического реализма, 
с одной стороны, характерные 
особенности его 
На первый взгляд, драматургия Чехова представляет собой какой-то исторический парадокс. И в самом деле, в 90 - 900-е годы, в период наступления нового общественного подъема, когда в обществе назревало предчувствие "здоровой и сильной" бури, Чехов создает пьесы, в которых отсутствуют яркие героические характеры, сильные человеческие страсти, а люди теряют интерес к взаимным столкновениям, к последовательной и бескомпромиссной борьбе. Возникает вопрос: связана ли вообще драматургия Чехова с этим бурным, стремительным временем, в него ли погружены ее исторические корни?
Известны знаток драматургии Чехова М. Н. Строева так отвечает на этот вопрос. " Драма Чехова выражает характерные особенности начинающегося на рубеже веков в России общественного пробуждения. Во-первых, это пробуждение становится массовым и вовлекает в себя самые широкие слои российского общества. Недовольство существующей жизнью охватывает всю интеллигенцию от столиц до провинциальных глубин. Во-вторых, это недовольство проявляется в скрытом и глухом брожении, еще не осознающем ни четких форм. Ни ясных путей борьбы. Тем не менее совершается неуклонное нарастание, сгущение этого недовольства. Оно копится, зреет, хотя до грозы еще далеко. В-третьих, в новую эпоху существенно изменяется само понимание героического: на смену героизму одиночек идет недовольство всех. Освободительные порывы становятся достоянием не только ярких, исключительных личностей, но и каждого здравомыслящего человека. В-четвертых, неудовлетворенность своим существованием эти люди начинают ощущать не только в исключительных случаях, а ежечасно и
ежесекундно, в самих буднях жизни."
1. Строева М.Н. 
Режиссерские изыскания 
Именно на этих общественных 
дрожжах, на новой исторической почве 
и вырастает "новая чеховская 
драма" со своими особенностями поэтики, 
нарушающими каноны классической русской 
и западноевропейской драмы  
 
 
С театральной Москвой Чехов впервые познакомился в1877 году, когда во время каникул приезжал навестить своих родных. После переезда в Москву знакомство это продолжалось. При этом с годами Чехов все больше и больше сближается с московской театральной жизнью. Многочисленные рецензии, фельетоны, очерки, рассказы свидетельствуют, что интерес Чехова к театру был устойчив. Он самым тщательным образом вникает в постановку театрального дела, и не только в Москве. Но и по всей стране. Его интересуют и живо волнуют вопросы репертуара, и повседневная жизнь актеров, и вопросы актерского мастерства, и принципы формирования театральных трупп и многое другое.
Положение театра в восьмидесятые годы было трудным. Реакция с особой силой сказалась здесь потому, что имея в своих руках императорские театры и театральную цензуру, делало все, чтобы уберечь сцену от "опасных мыслей" и, следовательно, от каких бы то ни было свежих веяний. В этой атмосфере идейное убожество было наиболее характерным и всеобщим признаком продукции штатных драматургов, которых уже современники справедливо называли драмоделами.
Действительно, сцена 
в это время заполнялась 
Пьесы эти были чаще 
всего настолько убоги в 
И пьесы его, делавшие полные сборы, нисколько не интересовали редакции журналов.
Такое положение с репертуаром приводило к упадку сценического искусства, пагубно отражалось на актерской игре, ставило даже лучших, талантливейших русских актеров в трудные условия." 1
Об этом тревожном процессе много писали современники. Так, в газете "Театр и жизнь" читаем: "В настоящее время положительно не знаешь, кому отдать пальму первенства в деле уничтожения драматургического ансамбля - актерам ли, создавшим теорию первых, вторых, выходных и т.п. ролей, или драматургам, пишущим свои пьесы на точном соответствии этой табели о рангах... Авторы пьес и раньше зачастую выводили в них все типы людей, а шаблоны: героев любовников, злодеев, благородных и комических отцов и т.д. Теперь дело пошло дальше... явились новые амплуа: старых генералов, молодых генералов, купцов, подьячих, благородных, но бедных людей, передовых женщин и т.п.
...Вред такого 
положения сказывается 
Об этом же процессе упадка русского театра свидетельствует и Вл. И. Немирович-Данченко. К концу века, пишет он, "знаменитое русское искусство, провозглашенное Гоголем и Щепкиным, все более обрастало штампами, условностями, сентиментализмом и становилось неподвижным, как броненосец, облепленный ракушками от долго стояния в бухте".
Однако, несмотря на 
то, что господство на сцене В. Крылова 
и других драмоделов казалось безраздельным, 
а актерское мастерство переживало 
видимый упадок, все это отнюдь 
не определяло завтрашнего дня русского 
театра. Чем отчетливее выявились 
кризисные явления, тем яснее 
становилась необходимость