Марк Твен – гений смеха, великий юморист и сатирик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить биографию Марка Твена, дать основное представление о его творчестве и высказать собственное мнение, проанализировав некоторые его рассказы. Кроме этого, хотелось бы сказать и об актуальности данной работы. «Марк Твен - самый известный американский писатель в нашей стране. Твена читают в России уже более ста лет, и интерес к его творчеству не убывает.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..….3

Марк Твен – гений смеха, великий юморист и сатирик…………...…...…4

Раннее творчество Марка Твена…………………………………...….…....7

Особенности юмористических произведений Марка Твена…………..…10

Поздний Твен: от юмора к сатире…………...………………………...…..13

Заключение………………………………………………………….…...….14

Библиография……………………………………………………………….15

Содержимое работы - 1 файл

марк твен.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………..….3

Марк Твен –  гений смеха, великий юморист  и сатирик…………...…...…4

Раннее творчество Марка Твена…………………………………...….…....7

Особенности юмористических произведений Марка Твена…………..…10

Поздний Твен: от юмора к сатире…………...………………………...…..13

Заключение………………………………………………………….…...….14

Библиография……………………………………………………………….15

 

    

   Введение 

   Существенную  часть творческого наследия Марка  Твена составил юмористический цикл 1860-1885 годов. В рассказах закладывались  основы рождающегося критического реализма американской литературы.

   «Твен-романист неизмеримо выше Твена-рассказчика», - такова формула, обобщающая позиции  большинства американских литературоведов, начиная с Фрела Патти[1], Эдварда  Вагенкнехта[2], Ивана Бенсона[3], Бернарда де Вото[4], и кончая Луисом Баддом[5], Эдгаром Мастерсом[6], Чарльзом Найдером[7]. Если Э. Мастерс открыто говорил о рассказах, как о «довеске» (причем не всегда полноценном) к большим произведениям Твена, то идентичное мнение Ч. Найдера легко выводится из самого направления его исследования, в поле зрения которого попала лишь небольшая группа рассказов.

   Вместе  с тем в новейших исследованиях  в поисках ключа к «юмористической  поэтике» Твена такие исследователи  как Эдгар Бранч[8], Глэдис Беллами[9], Кеннет Линн[10], Фрэнк Роджерс[11], Генри Нэш Смит[13], Паскаль Ковичи[14], Джеймс Кокс[15], Максвелл Гейзмар[16] обратились к творческим истокам Твена – ранним юмористическим рассказам.

  Особое  место среди последних работ  следует отвести книге К. Линна  «Марк Твен и юмор Юго-Запада», рассматривающей рассказы Твена в исторической перспективе, в контексте всего творчества писателя. К. Линном сделан значительный шаг в изучении американской юмористической традиции – от первых «всплесков» юмора в литературе XVII века (Б.Франклин, У.Бирд) до ее кульминации в творчестве Марка Твена.

   Цель  работы – изучить биографию Марка  Твена, дать основное представление  о его творчестве и высказать  собственное мнение, проанализировав  некоторые его рассказы. Кроме  этого, хотелось бы сказать и об актуальности данной работы. «Марк Твен - самый известный американский писатель в нашей стране. Твена читают в России уже более ста лет,  и интерес к его творчеству не убывает. Напротив,  можно смело сказать,  что с каждым новым поколением,  открывающим для себя его книги, внимание читателя к Твену становится и шире, и глубже.» Его биография, творчество не раз становились предметом неустанного внимания и интереса со стороны литературоведов со всего мира. [http://lib.ru/INPROZ/MARKTWAIN/marktven.txt А. И. Старцев. Марк Твен и Америка] 
 
 
 
 
 

   Марк  Твен - гений смеха, великий юморист  и сатирик 

   Марк  Твен занимает совершенно особое место  в литературе США. В его творчестве богатство фантазии, мастерство композиции и отточенность стиля сочетаются с простотой, удивительной свежестью и естественностью повествования. До сих пор вызывают смех его остроты и шутки. И поныне живы герои, созданные его воображение: юные выдумщики Том Сойер и Гек Финн, беглый негр Джим, янки, попавший в XIX в. в мифические времена короля Артура, мудрый простофиля Уилсон, разоблачающие ложь таинственные незнакомцы и многие другие, а также главный персонаж его комической прозы – шут и обличитель Марк Твен. Его творчество, близкое и понятное читателям самых разных народов, стало вершиной не только американской, но и мировой литературы.

   Русские писатели и критики всегда видели в нем воплощение национального  характера. И. С. Тургенев, встретивший  Твена в 1879г. в Париже, пришел к  выводу: «Наконец-то я видел настоящего американца, первого американца, отвечающего моим представлениям о том, каким должен быть американец. Он – истинный сын своей земли.» А. И. Куприн в некрологе, озаглавленном «Умер смех» (1910), назвал Твена «настоящим потомком англосаксонской расы» и продолжателем традиций Диккенса, Шекспира и Стерна, а К. Чуковский в некрологе тогда же писал: «Он не то чтобы «знал Америку», не то чтобы «изучил Америку», он впитал Америку в себя, и жизнь его была «самая американская», и творчество его было «самое американское» изо всех. Марк Твен – первое, полнейшее порождение американской культуры, совершеннейший ее выразитель.»

   Его настоящее имя – Сэмюэль Ленгхорн Клеменс (Samuel Langhorne Clemens, 1835-1910), он родился 30 ноября 1835 года в захолустной деревушке  Флорида, где едва насчитывалась сотня жителей, и был шестым ребенком в семье, которая, как и многие их соотечественники, кочевала по стране в поисках лучшей доли. Его отец, Джон Маршалл Клеменс (1898-1847), по семейным преданиям, принадлежал к одной из знатных фамилий Виргинии и отличался безукоризненными манерами и речью южного джентльмена. Он рано остался без отца. В 1823г., оказавшись в штате Кентукки, он женился на Джейн Лэмптон (1803-1890), чья семья имела аристократические корни «на старой родине». В Великобритании Лэмптоны владели родовым поместьем и титулом, так что один из близких родственником Твена по матери серьезно претендовал на звание графа Дарема и даже подписывался этим именем. После жениться Клеменсы поселились в горном безлюдье восточного Теннеси, где родились их первые дети, а весной 1835 г. они перебрались в штат Миссури, в деревушку под названием Флорида.

   В 1861 году старший брат Твена, Орион  Клеменс, был назначен секретарем, то есть помощником губернатора территории Невада, Сэм отправился с ним на Запад, где и провел последующие пять лет. Там он помогал брату создавать исполнительные и законодательные органы штата, а также занимался поисками серебра, в чем, по его словам, чуть было не преуспел.

   Именно  там Сэмюэль Клеменс и открыл свою главную «золотую жилу» - талант великого рассказчика и мастера смеха. Начал он с комических корреспонденций, подписанных псевдонимом «Джош», что в просторечии значит «розыгрыш, шутка», а затем стал штатным сотрудником невадской газеты «Территориэл энтерпрайз», где получил хорошую школу репортера и юмориста. На ее страницах в феврале 1863 г. и появился знаменитый псевдоним-маска Марк Твен. Обычно его расшифровывают однозначно – «мерка-два», что на речном жаргоне тех времен определяло пограничную для безопасности парохода глубину – две сажени или 12 футов. Сам писатель утверждал, что взял этот псевдоним у одного из ветеранов лоцманского дела, капитана Исайи Селлерса, которым тот будто бы подписывал свои заметки о реке в новоорлеанских газетах, хотя доказательств этому так и не обнаружено. Однако смысл этого словосочетания не столь прост и гораздо глубже «двух саженей»: «twain» - вариант слова «близнец», «двойник», в таком виде его не раз можно встретить в твеновских книгах, например в «Простаках за границей» (гл. 26 и 53). Да и выражение «мерка-два» тоже неоднозначно: в одних случаях, когда промеры показывают увеличение глубины, оно звучит как «путь свободен», а в других, при уменьшении ее, совсем наоборот – указывает на опасность. Об этом свидетельствует 13 глава его книги «Жизнь на Миссисипи», где «щенок» лоцмана трясется от страха, ожидая услышать восклицание «мерка-два».

   Начинал свой творческий путь Марк Твен в рамках того направления народной словесности, что в США традиционно называется «американским юмором». Оно формируется  на границе устного и письменного слова,

   Другой  важнейший исток твеновского  творчества – газетный юмор, особенно расцветший во время Гражданской  войны. Его главные принципы таковы: создание с помощью иронии образа-маски, вымышленной личности героя-рассказчика, вокруг которой путем сцепления анекдотических историй возникает своего рода комический эпос, соединяющий точность фактов с гротескной фантастикой.

   В своем эссе «Об искусстве рассказа» (1895) Твен противопоставлял американский юмористический рассказ французскому анекдоту и английскому комическому рассказу: «Эффект, производимый юмористическим рассказом, зависит от того, как он рассказывается, тогда как воздействие комического рассказа и анекдота зависит от того, что в нем рассказано». Твеновское «как» включает в себя не только приемы устного повествования, но и характер вымышленного рассказчика, который становится носителем смехового начала и стержнем юмористической прозы, - именно его бесхитростный взгляд обнажает скрытые пружины людских поступков и взаимоотношений. Повествование от первого лица – важный принцип твеновской юмористики и публицистики, недаром в одной из своих записных книжек он отмечает: «Речь в третьем лице отвратительна – только точное слово имеет смысл», то есть слово, точно соответствующее данному лицу и конкретному моменту.

   Литературное  шутовство связано с жанром короткого  рассказа-анекдота, который на американской почве породил особую форму ярна (yarn), байки, представляющей собой сплетение  нескольких анекдотов. Ранняя юмореска Твена почти всегда имеет структуру ярна: отдельные анекдоты нанизаны на стержневую тему – по сходству, контрасту или ассоциации, они внедрены в письма, интервью, лекции или комическую биографию. Так, в небольшом рассказе «Как лечить простуду» («How To Cure a Cold», 1863) представлена цепочка из девяти анекдотов. Повествование идет от лица «вдохновенного идиота», незамедлительного выполняющего любые советы знакомых и незнакомых людей, как бы они ни противоречили друг другу; комизм усиливается тем, что советы эти собраны по противоположности и доводят процесс «лечения» до абсурда. (Засурский Я.Н. История литературы США, с. 202) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Раннее  творчество Марка  Твена 

   Бурлящая  американская юмористика - стихия  творчества раннего  Твена. Американские историки литературы именуют этот  жанр  западным или  неистовым юмором, а европейские исследователи сразу назвали американским. Американская юмористика родилась из фольклора, процветавшего главным образом на освоенных поселенцами в последнюю очередь западных окраинах США. 

   Наиболее  неприглядные стороны этой жизни  уже отходили в прошлое,  когда  в  середине XIX  столетия молодая  литературная школа  на  Западе  стала  их пародировать, создавая американскую юмористику, мало в чем соприкасавшуюся  с современной европейской традицией.

   Достаточно  указать,   что  в   поэтике  американского  юмора  убийство рассматривалось  как источник комических ситуаций.

   В  повествовательной технике  американского  юмориста господствовали два популярных  приема.   В  первую  очередь  это  -  гротескное  преувеличение, гипербола,  тяготеющая к комическому абсурду.  В других случаях это вопиющая недомолвка,   снова   ведущая   к   рассчитанному   на   комический   эффект несоответствию.  "Я  раскроил  ему  череп  и  похоронил  за  свой  счет",  - торжествующе сообщает герой одного из  рассказов раннего Твена,  которому не угодил часовой мастер. Часовщик  не заслуживал такой  жестокой  расправы,  и  рассказчик  выступает  здесь  как кровожадный  хвастун.   Но  он  может  выступить  и  в маске бесстрастного хроникера.    Тогда   он   сообщает   о    жертве   убийства   с   фальшивой непринужденностью:  "На  рассвете его нашли в переулке,  где он  спокойно дожидался приезда похоронных дрог".

   Герой  "Журналистики в  Теннесси",  одного  из  известнейших  рассказов молодого Твена,  поступает помощником редактора в  газету  "Утренняя Заря  и «Боевой Клич округа Джонсон» и знакомится с нравами своих местных коллег. Вот как он их рисует:

    "...В  дверях  появился  полковник  с  револьвером армейского образца  в руке. Он сказал:

   - Сэр,  я,  кажется,  имею честь  говорить с презренным трусом,  который редактирует эту дрянную  газетку?

   - Вот именно.  Садитесь, пожалуйста... Кажется, я имею честь говорить  с подлым лжецом, полковником  Блезерскайтом Текумсе?..

   Оба пистолета грянули одновременно. Редактор потерял клок волос, а пуля полковника засела в мясистой части  моего бедра...  Они опять выстрелили.  На этот раз ни  тот,  ни  другой из  противников не  пострадал,  а  на мою долю кое-что досталось  -  пуля в плечо. При третьем выстреле оба джентльмена были легко ранены,  а мне раздробило запястье.  Тут я сказал, что, пожалуй, пойду прогуляться...  Однако оба джентльмена убедительно просили меня  остаться и уверяли, что я нисколько им не мешаю."

   В  своих "Простаках за  границей" Твен на потеху американским читателям применил оружие  американского юмора  к  европейскому материалу. Твен хохочет над римскими древностями,  над средневековыми замками,  над утонченными манерами парижан. Рассказывая о  своем пребывании в Риме,  он  знакомит читателя со счастливо найденной им древней афишей,  извещающей о гладиаторском бое,  и с газетной рецензией,  принадлежащей,  как он утверждает, древнеримскому репортеру. Оба документа составлены Твеном в стиле новейшей американской журналистики,  с широким использованием спортивного жаргона и рекламных приемов.

   Твен  развлекает  своих  соотечественников,  выдумывая  неправдоподобно смешные  истории из  европейского быта.  Он с  наслаждением описывает оторопь  европейцев перед  лицом  свирепого американского юмора.  Когда американскому гостю в  музее показывают мумию фараона,  он  заявляет,  что не интересуется "подержанными покойниками", но если есть "хороший свежий труп", он готов его посмотреть.

   Так   обстояло  дело   в   "Простаках за   границей".   Однако  весьма знаменательно,  что в написанной сразу же  вслед за  тем повести "Налегке", новой книге,  посвященной Америке (она имела и второе название - "Простаки у себя  дома"),  неистовый твеновский  юмор  как бы  сразу  утрачивает  свою разрушительную  направленность;   напротив,   он   полностью  дружествен  по отношению к изображаемой жизни и даже содействует ее прославлению.

Информация о работе Марк Твен – гений смеха, великий юморист и сатирик