История становления сестринского дела в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:15, реферат

Краткое описание

Сестринское дело является неотъемлемой составляющей частью медицины. В наше время ни один врач не обходится без помощи медсестры. Более того, медсестры в различных направлениях медицины проявляют к пациентам, зачастую, очень разный подход. Для того, чтобы стать квалифицированной медсестрой, сейчас недостаточно просто желания и возможности обучаться и работать.
Современное сестринское дело – это целый комплекс наук, только изучив который, можно по праву называться «медицинской сестрой». Кроме того, в основе сестринского дела лежит хорошая философская база, в которой описаны душевные качества, необходимые будущей медсестре для успешного выполнения своих обязанностей, закреплены основные принципы работы.

Содержание работы

1.Введение
2.Основная часть
-начало становления. Реформы Петра I
-сестринское дело 2 половины XVIII века. Время правления Марии Фёдоровны
-первое руководство по сестринскому делу. Христофор фон Оппель
-появление в России общин сестер милосердия
-сестринское дело во время Крымской войны (1853-1856 гг.)
-становление процесса обучения сестер милосердия
-сестринское дело в России после революции, а также в условиях Великой Отечественной Войны
-современный этап развития сестринского дела
3.Заключение
4.Приложение

Содержимое работы - 1 файл

реферат сестринское дело.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

В 1814 г. по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны из Петербургского «вдовьего дома» на добровольных началах были приглашены и направлены в больницу женщины для «прямого назначения» ходить и смотреть за больными.
После годичного испытания 12 марта 1815 г. 16 из 24 вдов были приведены к присяге, и императрица на каждую посвящённую вложила особый знак - «Золотой Крест», на одной из сторон которого было написано «сердолюбие». В 1818 г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. (4)

С января 1818 г. дежурства сердобольных вдов (17 человек) были учреждены и при Московском вдовьем доме.

Одежда сердобольных вдов отличалась от одежды остальных оби­тательниц вдовьего дома - они носили платье коричневого цвета. За 2 недели дежурства в больнице они получали по 1,5 рубля серебром и пищу по особому расписанию. Сердобольные вдовы могли быть отпущены в частные дома для ухода за больными и имели право получать за свой труд денежное вознаграждение. Через 10 лет добро­совестной работы вдова ежегодно получала награду - 45 рублей серебром, через 25 лет - 90 рублей.

Институт сердобольных вдов существовал в России до 1892 г., а затем был упразднен. Он явился прототипом общин сестер милосер­дия, которые в России начали создаваться с 1854 г. За период своей деятельности сердобольные вдовы оставили о себе добрую славу на поприще милосердия и ухода за больными. (3)

 

 

Первое руководство по сестринскому делу. Христофор фон Оппель.

В 1822 году в Москве выходит первое в России руководство по уходу за больными. Полное его название звучит следующим образом: "Руководство и правила, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятивших." Автор руководства- главный врач Московской больницы для бедных Христофор фон Оппель- считается основателем научной базы сестринского дела в России. Работу над "Руководством" он начал в 1818 году, когда руководил теоретическим и практическим курсом для сердобольных вдов, проходивших испытание в Московской больнице для бедных. И закончил три года спустя, объединив в книге опыт российских сердобольных вдов, сиделок, повивальных бабок и собственные врачебные наблюдения по уходу за больными.

" Без надлежащего хождения и смотрения за больными и самый искусный врач мало, или и никакого даже в восстановлении здоровья или отвращения смерти успеха сделать не может- объясняет причину своего руководства фон Оппель. - и потому предмет сей особое заслуживает внимание благодетельного Правительства, о жизни граждан пекущегося: ибо честный и знающий хожатый столько же нужен и полезен для Государства, как и искусная повивальная бабка." Далее фон Оппель заявляет, что необходимо публично принимать меры, "дабы научать, наставлять и приготовлять таковых людей особенным образованием, наипаче же установлением особенного из них класса или разряда." (2)

Это было первое руководство по уходу за больными на русском языке, учитывающее опыт российских сиделок, сердобольных вдов, повивальных бабок. Книга включала 5 разделов, 24 главы и 231 параграф. Обосновывая необходимость наставлений, X. Оппель отмечал: "...многие больные единственно от того только умирают, что не имели надлежащего присмотра", а далее приводил казуистические примеры: "Бывали такие печальные случаи... что люди по видимому умершие, преждевременно живыми были похоронены". В первом разделе руководства приведены общие положения, роль сердобольной вдовы в деле ухода за больными, требования к ней: "Ухаживающий есть необходимое только орудие, от верности и точности которого зависит успех лечения". Автор подчеркивает также качества, необходимые для "хожатого" - человеколюбие, внимательность к больному, терпеливость, честность, сострадание, доброта, терпение; описывает обустройство палаты, вещи, необходимые больному, требования к кровати и постели боль­ного, особенности ухода за ним, включающие 58 конкретных пунктов.

Второй раздел содержит, например, такие заголовки: общие предо­сторожности; питье больного; жидкие лекарства; твердые лекарства; слабительные; рвотные; клистиры или промывательные; слабительная сосулька или свечка; ванны; горчичники; припарки, натирания, намазывание мазью, шпанские мухи и приставление пиявок.

Третий раздел книги посвящен особенностям ухода при различных заболеваниях - лихорадке, слабости и обмороке, кровотечениях из носа, пролежнях, четвертый - способам приготовления лекарствен­ных препаратов лицом, осуществляющим уход за больным.

В последнем разделе даны рекомендации для выздоравливающих, особенности ухода за роженицами, родильницами и новорожденными, правила по профилактике внутрибольничных инфекций. (3)

На протяжении десятков лет Руководство, составленное фон Оппелем, расценивалась как настольный учебник по сестринскому делу. С точки зрения современности, Руководство 1822 года дает не только медицинские и технические знания по уходу за больными, но и формирует профессиональную философию, на которой базируется современное сестринское дело. (2)

 

Появление в России общин сестер милосердия.

В 1844 году в Санкт-Петербурге по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия. В общине не только ухаживали, воспитывали, но и обучали сестер милосердия гигиеническим правилам ухода за больными и некоторым лечебным процедурам.
В общину принимались, согласно Уставу, вдовы и девицы 20 - 40 лет всех сословий и вероисповедания, но с 1855 года - только православные. Всем поступившим давался годичный испытательный срок, затем проходила церемония принятия в сестры милосердия в торжественной обстановке. После литургии, совершенной митрополитом Санкт-Петербургским, на каждую принимаемую в сестры возлагался золотой крест с изображением на одной стороне Пресвятой Богородицы с надписью «Всех скорбящих радость», а на другой - с надписью «Милосердие». Принимаемая в сестры произносила присягу, в которой были следующие слова: «...буду тщательно наблюдать все, что по наставлению врачей будет полезным и нужным для восстановления здоровья вверенных моему попечению болящих; все же вредное для них и запрещенное врачами всемерно удалять от них». По Уставу сестры милосердия не должны были иметь ни собственной одежды, ни мебели, ни собственных денег. «Все, что может за свои услуги сестра получить подарками или деньгами - говорилось в Уставе, - принадлежит общине. Если имелись нарушения, сестра исключалась из общины по Уставу, но в истории общины не было такого случая.

«Если сестра удовлетворяет своему назначению, - она есть друг его семьи, она облегчает физические страдания, она же успокаивает порой и душевные муки, она нередко посвящается больным в самые интимные его заботы и скорби, она записывает его предсмертные распоряжения, напутствует его в вечность, принимает его последний вдох. Сколько нужно для этого терпения, находчивости, скромности, твердой веры и горячей любви. Есть глубокий смысл в требовании безвозмездности труда сестры милосердия, ибо за оказание ею услуг нет и не может быть земной платы». В 1847 г. звание сестёр милосердия было присвоено первым 10 женщинам, получившим подготовку к общине. Община существовала на средства благотворительных организаций. Однако свои требования предъявила Крымская война 1853-1856 гг. (4)

 

 

Сестринское дело во время Крымской войны (1853-1856 гг.).

Во время Крымской войны Великая Княгиня становится одной из основательниц Крестовоздвиженской общины сестер милосердия – предшественницей Русского общества Красного Креста. Нравственно поддержанная в своей мысли Пироговым, несмотря на тайные и грязные насмешки и явное противодействие со стороны высшего военного начальства, она сумела убедить императора Николая в полезности нового начинания и создала первую по времени военную общину сестер милосердия.

«Главная ее (Великой княгини) забота заключалась в том, чтобы дать общине тот высокорелигиозный характер, который, воодушевляя сестер, закалял бы их для борьбы со всеми физическими и нравственными страданиями». Для креста, который предстояло носить сестрам, Елена Павловна выбрала Андреевскую ленту. На кресте были надписи: «Возьмите иго мое на себя» и «Ты, Боже, крепость моя». Свой выбор Елена Павловна объяснила так: «Только в смиренном терпении крепость и силу получаем мы от Бога».

Устав Крестовоздвиженской общины был утвержден 25 октября 1854 года. 5 ноября после обедни Великая княгиня сама надела крест каждой из тридцати пяти сестер, а на следующий день они уехали в Севастополь, где их ожидал Пирогов. Затем последовали другие отряды. Так возникла первая в мире фронтовая община сестер милосердия.

Тогда же Великая Княгиня обнародовала воззвание ко всем русским женщинам, не связанным семейными обязанностями, с призывом о помощи больным и раненным. Крестовоздвиженская община объединила патриотически настроенных российских женщин самых разных слоев общества; рядом с женами, вдовами и дочерьми титулярных и коллежских советников, дворян, помещиков, купцов, офицеров российской армии и флота были и простые малограмотные женщины.

Ее Дворец, известный и теперь как Михайловский, превратился в большой склад вещей и медикаментов.

В Петербурге и Москве все новые и новые женщины заявляли о своем решении отправиться в Крым на театр военных действий. 2-й отряд из 13 человек прибыл в Севастополь 25 января 1855 г., его возглавляла старшая сестра М.Меркулова. Через несколько дней прибыли 8 сестер 3-го отделения под руководством сестры Е.М.Бакуниной; 9 апреля - еще 19 сестер 4-го отделения, руководимые сестрой Будберг. Особенно высокую оценку получила Екатерина Михайловна Бакунина (1812-1894) - "идеальный тип сестры милосердия".

Главным местом самоотверженной работы сестер Общины был осажденный Севастополь. Небольшие отряды сестер работали еще в 10 городах: Бахчисарае, Симферополе, Перекопе, Херсоне, Николаеве и др. Почти все они переболели тифозной горячкой или другими эпидемическими болезнями, некоторые были ранены или контужены.(5)

Н. И. Пирогов, под руководством которого работали эти первые сестры милосердия, в одном из своих писем очень подробно описывает их деятельность. По его инициативе впервые в истории военно-полевой хирургии сестры милосердия и врачи были разделены на четыре группы. Первая группа обязана была сортировать посту­пающих по тяжести ранений, а тех, кто нуждался в срочной операции, немедленно передавали второй группе. Третья группа осуществляла уход за ранеными, которые не нуждались в срочном оперативном лечении. Четвертая группа, состоявшая из одних сестер и священника, занималась безнадежно больными и умирающими. Наконец, две сестры-хозяйки занимались раздачей раненым вина, чая или бульона. Сестры-хозяйки хранили всю провизию. Это была первая "специализация" среди сестер, учитывающая уровень их знаний и способностей, а также практическую необходимость в этом роде деятельности.

Крымская война показала пользу женского ухода за ранеными и больными, который осуществлялся воюющими сторонами. Это на основании опыта Крымской войны Н. И. Пирогов напишет то, что войдет во все медицинские энциклопедии и учебники мира: "Война - это травматическая эпидемия. Как при больших эпидемиях всегда недостает врачей, так во время больших войн всегда в них недоста­ток". Он убедился на практике, что в такой ситуации в интересах раненого и больного необходимо расширить функции медицинской сестры, они должны быть шире, чем у сиделки, и качество оказания медицинской помощи должно быть выше. А профилактические мероприятия по предупреждению болезней, особенно инфекционных, по созданию условий выздоровления оказались настолько разитель­ными, что, как отметил Н. А. Семашко, Н. И. Пирогов доказал, что "бу­дущее принадлежит предупредительной медицине". Доказали это и сестры милосердия, работавшие под руководством Н. И. Пирогова в труднейших условиях Крымской войны.

Опыт работы сестер милосердия в период Крымской войны пока­зал следующее: сестры должны уметь создать условия для выздоровления и пред­отвращения  болезней, "оказывать услуги для выздоровления"; знать признаки "перемен болезни", уметь оценивать их и при внезапных "переменах" оказывать помощь; знать не только название лекарств, но и их действие и осложнения, которые они могут вызвать: уметь вести документацию, в которой фиксируются "перемены" в состоянии больных и раненых, замечания и предложения по уходу за ними. С учетом потребностей практики необходимо разделение функции сестринского персонала - специализация (сестра, дающая хлоро­форм; помогающая при операциях; работающая с безнадежными больными и ранеными). Сестры милосердия должны быть готовы к работе в экстремальных ситуациях (войны, катастрофы, эпидемии и др.). Они должны выступать как представительницы и защитницы интересов раненых и больных. Для реализации этих и многих других функций медицинской сестре необходимы специальные знания, подготовка и программы обучения. (6)

Сестры милосердия тех лет — отнюдь не то же самое, что медсестры в современном понимании. Девицы и вдовы "хорошего происхождения" в возрасте от 20 до 40 лет (девушки ради служения делу отказывались от вступления в брак) могли войти в общину только после испытательного 2-летнего срока по уходу за больными Затем они проходили специальное обучение в учреждениях Красного Креста. Работали безвозмездно, получая от общины лишь еду и одежду.  В 1856 году по просьбе всё той же Елены Павловны была отчеканена медаль для награждения особо отличившихся сестёр Крестовоздвиженской общины. Тогда же подобную медаль учредила и императрица Александра Фёдоровна – вдова Николая I .

После окончания войны вся тяжесть расходов по содержанию Крестовоздвиженской общины легла на Елену Павловну, однако сфера деятельности сестер при этом не сократилась, а даже расширилась: кроме больницы, при общине появилась амбулаторная лечебница и бесплатная школа для 30 девочек. (5)

 

Становление процесса обучения сестер милосердия.

С 1867 года сестринское обучение стало осуществляться на базе Российского общества Красного Креста (РОКК), а общины объединились в школы сестер милосердия. Конечно, продолжали существовать и самостоятельные общины, независимые от Красного Креста, но на случай войны они были обязаны формировать группы сестер для работы в отрядах Красного Креста на театре военных действий.

В 1877-78 годах, когда проходила русско- турецкая война, на театре войны трудились 1 100 сестер милосердия.

С 1880 года и почти до окончания I Мировой войны Российское Общество Красного Креста, а значит и подготовка сестер милосердия, находились под патронажем императрицы Марии Федоровны- датчанки по происхождению, нареченной русским именем после заключения брака с русским императором Александром III.

Информация о работе История становления сестринского дела в России