Человек: биологическая индивидуальность и личность. Биоэтика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:04, контрольная работа

Краткое описание

Основные ткани и системы органов человека. Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций. Структура нервной системы. Эндокринная система. Высшая нервная деятельность, рефлексы, внимание, принцип доминанты. Сознание, речь, труд, творчество. Биологическое и социальное в человеке. Биоэтика.

Содержимое работы - 1 файл

10 КСЕ.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

    Особый  раздел физиологии изучает материальные основы психической деятельности человека. В его основе лежит учение И.П. Павлова о безусловных и условных рефлексах как двух различных формах поведения человека. Рефлексом называется ответная реакция организма на раздражение чувствительных образований. Рефлексы осуществляются с помощью рефлекторных дуг, которые представляют собой цепочки нервных клеток, соединяющих чувствительные клетки с мышцами или железами. Возбуждение чувствительного образования, называемого рецептором, передается исполнительному нейрону, который посылает сигнал мышце или другому органу. Наиболее простые рефлексы относятся к врожденным, или безусловным. Эти рефлексы передаются по наследству и обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям внешней среды. Врожденными являются не только отдельные рефлексы, но и более сложные формы поведения, которые получили название инстинктов. Примерами могут служить поведение кошек, выросших среди людей без матери, строительство гнезд птицами и др. Другую группу составляют условные рефлексы, это приобретенные в течение жизни человека или животного реакции, отражающие приспособление организма к меняющимся воздействиям среды. В этом случае между условным раздражителем и соответствующим действием возникает временная связь. Условный рефлекс образуется благодаря многократному сочетанию условного раздражителя со стимулом, вызывающим безусловный рефлекс. В самостоятельную категорию рефлексов выделяют навыки — двигательные условные рефлексы или автоматизированные действия, вырабатываемые в течение всей нашей жизни. Примерами могут служить умение плавать, печатать на машинке или набирать на компьютере текст, управлять автомобилем или самолетом. Помимо двигательных навыков существуют другие: умение считать или читать, и даже решать в уме относительно сложные задачи.

    Вырабатывание навыков требует внимания, под которым понимается направленность всей нашей психической деятельности, сосредоточенность на важных для нас предметах и явлениях. В этом случае текущим поведением организма руководит преобладающая в данный момент потребность. Такое управление поведением А.А. Ухтомский назвал принципом доминанты. Под этим принципом понимается наличие доминирующей потребности, которая определяет поведение человека, направленное на быстрое и полное удовлетворение этой потребности с одновременным подавлением всех мешающих рефлексов. Другими словами речь идет о мобилизации всего организма на достижение поставленной цели. Внимание бывает непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание обусловлено сильной потребностью, то есть сильной доминантой, поэтому оно не требует каких-либо усилий. Человек, увлекшийся чтением книги или слушанием музыки, не замечает отвлекающих кого-то другого раздражителей. Произвольное внимание связано с сознательно поставленной целью, оно требует волевого усилия.

    Сознание  является одним из основных понятий философии, социологии и психологии, причем каждая наука вносит свою специфику в определение этого понятия. В философии под сознанием в узком смысле слова понимают высшую форму отражения мозгом человека окружающего мира. В психологии сознание трактуется как психическая деятельность, которая обеспечивает обобщенное и целенаправленное отражение внешнего мира, осуществляемое в знаковой форме. К другим аспектам сознания относятся связывание новой информации с прежним опытом индивида; выделение человека из окружающей среды и противопоставление ей как субъекта объекту; целеполагающая деятельность, то есть предварительное мысленное построение действий и прогнозирование их последствий; контроль и управление поведением.

    Особенностью психических действий человека является наличие второй сигнальной системы, ее формированию предшествовал длительный опыт эволюции. Элементарной формой отражения, свойственной всем живым организмам, является раздражимость. На более высоком уровне развития раздражимость переходит в чувствительность, под которой понимается способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. У позвоночных животных возникают элементарные формы психики — способности анализировать сложные комплексы одновременно действующих раздражителей и отражать их в виде целостного образа ситуации. У животных имеется единственная сигнальная система — система условных рефлексов, резко расширяющих возможности ориентировки организма и его адаптации по сравнению с безусловными рефлексами. В отличие от животных человек обладает второй сигнальной системой — особыми условными рефлексами, которые вырабатываются на слово. Первая сигнальная система связана лишь с конкретными образами окружающего мира. Психическая деятельность животных полностью обусловлена биологическими закономерностями и служит приспособлению к внешней среде. У человека сознание служит преобразованию мира.

    Разложение  инстинктивной основы психики животных происходило у человека по мере перехода от присвоения готовых продуктов к труду. По мере усложнения чувственно-предметной деятельности формировался мозг человека, а также связанные с ним формы знаковой коммуникации. Применение орудий и системы речевых знаков в виде жестов и звуков диктовалось необходимостью совместного труда. В результате была создана речь — исторически сложившаяся форма общения людей с помощью символов и знаков. Для человека слово не является просто сочетанием звуков, прежде всего, воспринимается значение слова, содержащийся в нем смысл. Для ребенка, осваивающего речь, первые слова представляют собой просто звуковые обозначения определенных предметов и лиц, на следующем этапе — обозначения их характеристик. В конечном счете, формируются обобщенные понятия. Поэтому речь обладает не только коммуникативной функцией, то есть представляет собой средство общения, но и понятийной, позволяющей получать новые знания, не обращаясь к непосредственным предметам и явлениям. Еще более расширяет возможности человека письменная речь, позволяющая человеку в течение его жизни приобретать опыт предшествующих поколений.

    Ярким примером высшей нервной деятельности человека является творчество. Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и уникальностью. Научно-техническое творчество проявляется в поиске и нахождении принципиально нового решения научной или технической проблемы, то же самое происходит и в любой сфере деятельности (художественной, политической, хозяйственной и др.), где создается нечто новое. По предложению Г. Уоллеса творческий процесс разделяют на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и проверка найденного решения. Сердцевиной процесса являются созревание и озарение, они не поддаются сознательно-волевому контролю, момент озарения нельзя предвидеть. Для усиления творческих мыслительных способностей человека разработан ряд методик. Известным примером является метод «мозговой атаки», применяемый для стимулирования коллективного творчества  (А.  Осборн).  Этот метод предполагает обсуждение какой-либо задачи в группе из 7—10 человек различных профессий, при этом несколько ее членов должны быть специалистами в рассматриваемой проблеме. Правила проведения «атаки» запрещают критиковать чужие идеи и прерывать докладчика, можно лишь хвалить чужие предложения, развивать их, или предлагать свои. Участники должны пребывать в состоянии психической и мышечной расслабленности, их идеи и высказывания записываются без указания авторства. Собранные материалы обсуждения анализируют специалисты, не принимавшие участия в обсуждении. В результате их отбора, как правило, 10% идей оказываются ценными.

    Другой  метод получил название «синектики» (У.Гордон). При его реализации обязательно выполняются четыре специальных приема, основанных на аналогии. Прямая аналогия предлагает подумать, как решаются подобные задачи. Личная аналогия предусматривает вхождение в образ данного в задаче объекта ради последующих рассуждений с точки зрения этого объекта. Символическая аналогия требует дать краткое, в двух словах, определение сути задачи. Фантастическая аналогия предлагает обратиться к опыту сказочных волшебников, которые смогли бы решить эту задачу.

    Метод контрольных вопросов основан на применении стандартных наводящих вопросов. Например: «Нельзя ли сделать наоборот?», или «Не следует ли увеличить или уменьшить объект?» и т. д. Этот метод, как и предыдущие, использует целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов, то есть воображение человека.

    Высшая  нервная деятельность показывает, что  биологическое и социальное в человеке находятся в тесном взаимодействии. Примеры детей, попавших в среду животных, показывают, что новорожденный еще не представляет собой человека в полном смысле слова. Одной биологической природы для формирования человека недостаточно, необходима социальная среда. Другим аспектом взаимодействия является то, что собственно биологические потребности человек удовлетворяет в социальной форме. Речь идет о продолжении рода, питании и других естественных потребностях человека, если не считать отклонений от нормы, характерных для вырождающихся обществ. Известны и теоретические крайности, в которых преувеличивается роль человека биологического (пан-биологизм) или социального (пансоциологизм).

    Генотип человека, передаваемый по наследству, может быть изменен с помощью генной инженерии. Генной инженерией называется раздел молекулярной биологии, связанный с целенаправленным конструированием новых сочетаний генов, не существующих в природе, с помощью генетических и биохимических методов. Эта технология основана на извлечении гена или группы генов из клеток какого-то организма, соединении их с определенными молекулами нуклеиновых кислот и внедрении полученных гибридных молекул в клетки другого организма. Генная инженерия открывает широкие просторы и множество путей решения проблем медицины, сельского хозяйства, микробиологической промышленности и т. д. Заболевания на генном уровне обусловлены техногенным развитием человечества, постепенно они приобретают глобальный характер. Генная инженерия дает возможность лечения многих больных с наследственными заболеваниями. Наряду с этим возникло множество проблем этического характера. Традиционная этика представляет собой философскую дисциплину, изучающую мораль, или нравственность. Сегодня говорят о биоэтике — этической оценке отношения к живым существам, в том числе и к человеку. В основе биоэтики лежит применение понятий и норм общечеловеческой морали, в которой осмысливаются проблемы добра и зла, чести и совести, долга и т. д., к сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии и ее приложениях. Допустимо ли с точки зрения человеческой морали хирургическое вмешательство в геном человека? Допустимо ли медицинское прекращение жизни тяжело больного (эвтаназия)? Допустимо ли преждевременное прекращение беременности, то есть, является ли это убийством живого существа?

    Многие  из этих вопросов далеко не новы, в рамках традиций большинства цивилизаций на них существовали четкие ответы, как правило, отрицательные. В современном обществе, не все традиции сохранившем, появились новые опасности. Может ли быть использована во зло генная инженерия? Не представляет ли опасность разрешение эвтаназии, ведь здесь возможны злоупотребления со стороны заинтересованных родственников и находящимися с ними в сговоре врачей? К сожалению, уже не является вопросом возможность злоупотреблений, связанных с пересадкой органов людям. По мнению Н.П. Дубинина, нужно вести борьбу за охрану существующей наследственности и не пытаться заменить ее чем-то новым. Даже если это новое кажется в данное время лучшим. Этический кодекс ученого должен ставить во главу угла известную заповедь Гиппократа — не навредить здоровью человека, не нанести вреда личности и обществу. Современный врач сталкивается с конфликтом духа и буквы этой заповеди, которая была незыблемой основой врачевания в течение многих веков. Чьи интересы или права выше: живого донора или больного, права матери или права не родившегося ребенка? Эти проблемы касаются не только матерей, больных и доноров, но и медиков, выполняющих упомянутые операции, а также юристов, легализовавших ранее запретные действия. Позицию многих традиционных концессий можно сформулировать в виде отдельных положений.

    1. Намеренное прерывание беременности (аборт) приравнивается к убийству. Исключением может служить лишь прямая угроза жизни матери. Широкое распространение абортов представляет собой угрозу будущему человечества и явный признак моральной Деградации. Кроме того, это серьезная угроза физическому и духовному здоровью матери. Наконец, важным аспектом является и защита наиболее уязвимых человеческих существ, коими являются не рожденные дети.

    Недопустимо применение биомедицинских средств  для преодоления недуга бесплодия. Технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни является угрозой для духовной целостности и физического здоровья личности, поскольку оно вырабатывает отношение к жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями. К запретным средствам относятся донорство половых клеток, «суррогатное материнство» (вынашивание оплодотворенной клетки другой женщиной), а также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Допустимо лишь искусственное оплодотворение половыми клетками мужа.

    Следует поддерживать усилия медиков, направленные на лечение наследственных заболеваний, в том числе и методами генной инженерии, включая широкое генетическое тестирование при условии уважения свободы личности.

    Категорически недопустимо искусственное «усовершенствование» человеческого рода, включая генную терапию половых клеток.

    Допустимо клонирование изолированных клеток и тканей организма, поскольку оно не является посягательством на достоинство личности, и в ряде случаев оказывается полезным в биологической и медицинской практике.

    Замысел клонирования человека есть вызов самой  его природе, поэтому он считается недопустимым. Клонирование людей открывает возможности манипуляций с генетической составляющей личности, позволяет извратить основы деторождения, кровного родства, материнства и отцовства (ребенок может стать сестрой своей матери, братом отца или дочерью деда). Столь же опасно тиражирование людей с заданными параметрами.

    Органы  человека не могут рассматриваться  как объект купли и продажи. Пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради, спасения жизни другого человека.

Информация о работе Человек: биологическая индивидуальность и личность. Биоэтика